Календарно-тематическое планирование по математике, 1 класс, 4 часа в неделю, базовый уровень
№ п/п Кол-во уроков |
Тема урока
|
Характеристика основных видов деятельности ученика
|
Дата проведения/ примечание | |||||
Раздел 1. Сравнение и счёт предметов. | план: 12ч факт: | |||||||
1. | Форма предметов. | Выделять в окружающей обстановке объекты по указанным признакам. Называть признаки различия, сходства предметов. Исследовать предметы окружающей обстановки и сопоставлять их с геометрическими формами: круглая, прямоугольная, квадратная, треугольная, овальная. |
| |||||
2. | Величина предметов.
| Сравнивать предметы по форме, размерам и другим признакам. Распознавать фигуры: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник. Описывать признаки предметов с использованием слов: большой-маленький, высокий – низкий, широкий – узкий, шире – уже, толстый – тонкий, длинный – короткий. |
| |||||
3. | Расположение предметов.
| Наблюдать, анализировать и описывать расположение объектов с использованием слов: наверху – внизу, выше – ниже, верхний – нижний, слева – справа, левее – правее, рядом, около, посередине, под, у, над, перед, за, между, близко – далеко, ближе – дальше, впереди – позади. |
| |||||
4. | Количественный счёт предметов.
| Отсчитывать из множества предметов заданное количество отдельных предметов. Оценивать количество предметов и проверять сделанные оценки подсчётом. Вести счёт как в прямом, так и в обратном порядке в пределах 10 |
| |||||
5. | Порядковый счёт предметов.
| Называть числа в порядке их следования при счете. Вести порядковый счет предметов. Устанавливать и называть порядковый номер каждого предмета в ряду, используя числительные: первый, второй… |
| |||||
6. | Сравнение предметов.
| Находить признаки отличия, сходства двух-трех предметов. Находить закономерности в ряду предметов или фигур. Группировать объекты по заданному или самостоятельно выявленному правилу |
| |||||
7. | Расположение предметов по размеру.
| Упорядочивать объекты. Устанавливать порядок расположения предметов по величине. Моделировать отношения строгого порядка с помощью стрелочных схем |
| |||||
8. | Сравнение групп предметов.
| Сравнивать две группы предметов, устанавливая взаимно-однозначное соответствие между предметами этих групп и опираясь на сравнение чисел в порядке их следования при счете. Делать вывод, в каких группах предметов поровну (столько же), в какой группе предметов больше (меньше) |
| |||||
9. | Расположение по времени.
| Упорядочивать события, располагая их в порядке следования (раньше, позже, ещё позднее). Читать и описывать маршруты движения, используя слова: вверх – вниз, вправо – влево. |
| |||||
10-11 | Сравнение предметов. На сколько больше? На сколько меньше?
| Сравнивать две группы предметов, устанавливая взаимно-однозначное соответствие между предметами этих групп и опираясь на сравнение чисел в порядке их следования при счете. Делать вывод, в каких группах предметов поровну (столько же), в какой группе предметов больше (меньше) и на сколько |
| |||||
12. | «Сравнение и счет предметов» Обобщение. | Сравнивать две группы предметов, устанавливая взаимно-однозначное соответствие между предметами этих групп и опираясь на сравнение чисел в порядке их следования при счете. Делать вывод, в каких группах предметов поровну (столько же), в какой группе предметов больше (меньше) и на сколько |
| |||||
Раздел 2. Множества и действия с ними. | план: 9ч факт: | |||||||
13. | Множество. Элемент множества.
| Называть элементы множества, характеристическое свойство элементов множества. Группировать элементы множества в зависимости от указанного или самостоятельно выявленного свойства. Задавать множество наглядно или перечислением его элементов. Устанавливать равные множества. Распознавать точки и линии на чертеже. Называть обозначение точки. Располагать точки на прямой и плоскости в указанном порядке. Описывать порядок расположения точек, используя слова: внутри, вне, между. Моделировать на прямой и на плоскости отношения: внутри, вне, между. Рисовать орнаменты и бордюры.
|
| |||||
14-15 | Части множества.
|
| ||||||
16-17 | Равные множества |
| ||||||
18 | Точки и линии.
|
| ||||||
19-20 | Расположение множеств внутри, вне, между.
|
| ||||||
21 | «Множества и действия с ними». Обобщение
|
| ||||||
Раздел 3. Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация. | план: 25ч факт: | |||||||
22. | Число 1. Цифра 1.
| Писать цифру 1. Соотносить цифру и число 1. Писать цифру 2. Соотносить цифру и число 2. Воспроизводить последовательность чисел от 1 до 2 как в прямом, так и в обратном порядке,. Определять место каждого числа в этой последовательности. Образовывать следующее число прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел. |
| |||||
23. | Число 2. Цифра 2.
|
| ||||||
24. | Прямая. Обозначение прямой.
| Различать и называть прямую линию. Соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими линиями. Изображать на чертеже прямую линию с помощью линейки. Обозначать прямую двумя точками |
| |||||
25. | Составление математических рассказов. Подготовка к введению понятия «задача».
| Составлять рассказ по парным картинкам или схематическим рисункам, на которых представлены ситуации, иллюстрирующие действие сложения (вычитания) |
| |||||
26. | Знаки математических действий.
| Составлять рассказ по тройным картинкам, иллюстрирующим действие сложения (вычитания), с указанием на каждой из них ключевого слова: «Было. Положили ещё. Стало» или «Было. Улетел. Осталось». Читать, записывать и составлять числовые выражения с использованием знаков + (плюс), - (минус), = (равно) |
| |||||
27. | Отрезок. Обозначение отрезка.
| Различать, изображать и называть отрезок на чертеже. Сравнивать отрезки на глаз, наложением или с помощью мерки |
| |||||
28. | Число 3. Цифра 3
| Воспроизводить последовательность чисел от 1 до 3 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа. Определять место каждого числа в этой последовательности. Писать цифры от 1 до 3. Соотносить цифру и число 3. Образовывать следующее число прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел. Составлять числа от 2 до 3 из пары чисел (2 – это 1 и 1; 3 – это – 2 и 1) |
| |||||
29. | Треугольник. Обозначение треугольника.
| Различать, изображать и называть треугольник на чертеже. Конструировать различные виды треугольников из 3 палочек или полосок |
| |||||
30. | Число 4. Цифра 4.
| Воспроизводить последовательность чисел от 1 до 4 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа. Определять место каждого числа в этой последовательности. Считать различные объекты (предметы, группы предметов, звуки, слова и т.п.) и устанавливать порядковый номер того или иного объекта при заданном порядке счета. Писать цифры от 1 до 4. Соотносить цифру и число 4. Образовывать следующее число прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел. Составлять из двух чисел числа от 2 до 4 (2 – это 1 и 1; 4 – это 2 и 2) |
| |||||
31. | Четырёхугольник. Обозначение четырёхугольника
| Различать, изображать и называть четырехугольник на чертеже. Конструировать различные виды четырехугольников (прямоугольников) из 4 палочек или полосок. Соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими линиями и фигурами. Классифицировать (объединять в группы) геометрические фигуры по самостоятельно установленному основанию |
| |||||
32. | Сравнение чисел.
| Сравнивать числа от 1 до 4, записывать результат сравнения с помощью знаков (больше), |
| |||||
33. | Число 5. Цифра 5.
| Воспроизводить последовательность чисел от 1 до 5 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа. Определять место каждого числа в этой последовательности. Считать различные объекты (предметы, группы предметов, звуки, слова и т.п.) и устанавливать порядковый номер того или иного объекта при заданном порядке счета. Писать цифры от 1 до 5. Соотносить цифру и число 5. Образовывать следующее число прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел. Составлять числа от 2 до 5 из пары чисел (3 – это 1и 2; 5 – это 3 и 2). Сравнивать числа в пределах 5 |
| |||||
34. | Число 6. Цифра 6.
| Воспроизводить последовательность чисел от 1 до 6 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа. Определять место каждого числа в этой последовательности. Считать различные объекты (предметы, группы предметов, звуки, слова и т.п.) и устанавливать порядковый номер того или иного объекта при заданном порядке счета. Писать цифры от 1 до 6. Соотносить цифру и число 6. Образовывать следующее число прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел. Составлять числа от 2 до 6 из пары чисел (5 – это 4и 1; 6 – это 3 и 3). Сравнивать числа в пределах 6 |
| |||||
35. | Замкнутые и незамкнутые линии.
| Распознавать на чертеже замкнутые и незамкнутые линии, изображать их от руки и с помощью чертежных инструментов. Соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими линиями и фигурами |
| |||||
36. | «Числа от 1 до 10» . Обобщение.
|
| ||||||
37. | Введение понятия «суммы». | Моделировать ситуации, иллюстрирующие действие сложения (вычитания). Составлять числовые выражения на нахождение суммы (разности). Вычислять сумму (разность) чисел в пределах 10. Читать числовые выражения на сложение с использованием термина «сумма» различными способами |
| |||||
38. | Введение понятия «разности».
| Моделировать ситуации, иллюстрирующие действие вычитания. Составлять числовые выражения на нахождение разности. Вычислять разность чисел в пределах 10. Читать числовые выражения на вычитание с использованием термина «разность» различными способами |
| |||||
39. | Число 7. Цифра 7.
| Воспроизводить последовательность чисел от 1 до 7 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа. Определять место каждого числа в этой последовательности. Считать различные объекты (предметы, группы предметов, звуки, слова и т.п.) и устанавливать порядковый номер того или иного объекта при заданном порядке счета. Писать цифры от 1 до 7. Соотносить цифру и число 7. Образовывать следующее число прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел. Составлять числа от 2 до 7 из пары чисел (7 – это 4и 3; 6 – это 3 и 3). Сравнивать числа в пределах 7 и записывать результат сравнения, используя знаки сравнения |
| |||||
40. | Длина отрезка.
| Упорядочивать объекты по длине ( на глаз, наложением, с использованием мерок). Сравнивать длины отрезков на глаз, с помощью полоски бумаги, нити, общей мерки |
| |||||
41. | Число 0. Цифра 0.
| Называть и записывать число 0. Образовывать число 0 последовательным вычитанием всех единиц из данного числа. Сравнивать любые два числа в пределах от 0 до 7. Использовать свойства нуля в вычислениях |
| |||||
42. | Число 8.Цифра 8
| Воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа. Определять место каждого числа в этой последовательности. Писать цифры от 0 до 9. Соотносить цифру и число 7. Образовывать следующее число прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел. Упорядочивать заданные числа. Составлять числа от 2 до 10 из пары чисел (4 – это 2 и 2; 4 – это 3 и 1). Работать в группе: планировать работу, распределять работу между членами группы. Совместно оценивать результат работы |
| |||||
43. | Число 9. Цифра 9.
| Воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа. Определять место каждого числа в этой последовательности. Писать цифры от 0 до 9. Соотносить цифру и число 7. Образовывать следующее число прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел. Упорядочивать заданные числа. Составлять числа от 2 до 10 из пары чисел (4 – это 2 и 2; 4 – это 3 и 1). Работать в группе: планировать работу, распределять работу между членами группы. Совместно оценивать результат работы |
| |||||
44. | Число 10
| Воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа. Определять место каждого числа в этой последовательности. Писать цифры от 0 до 9. Соотносить цифру и число 7. Образовывать следующее число прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел. Упорядочивать заданные числа. Составлять числа от 2 до 10 из пары чисел (4 – это 2 и 2; 4 – это 3 и 1). Работать в группе: планировать работу, распределять работу между членами группы. Совместно оценивать результат работы |
| |||||
45-46 | «Нумерация». Обобщение.
| Воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа. Определять место каждого числа в этой последовательности. Писать цифры от 0 до 9. Соотносить цифру и число 7. Образовывать следующее число прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел. Упорядочивать заданные числа. Составлять числа от 2 до 10 из пары чисел (4 – это 2 и 2; 4 – это 3 и 1). Работать в группе: планировать работу, распределять работу между членами группы. Совместно оценивать результат работы |
| |||||
Раздел 4. Сложение и вычитание в пределах 10.
| план: 61 ч факт: | |||||||
47.
| Понятие «числового отрезка».
| Моделировать действия сложения и вычитания с помощью числового отрезка; составлять по рисункам схемы арифметических действий сложения и вычитания, записывать по ним числовые равенства |
| |||||
48 | Сложение и вычитание числа 1.
| Выполнять сложение и вычитание вида □ + 1; □ – 1. Присчитывать и отсчитывать по 1. Моделировать вычисления (сложение, вычитание) в несколько действий с помощью числового отрезка. Контролировать ход и результат вычислений |
| |||||
49. | Освоение приёма вида □ + 1; □ – 1. |
| ||||||
50 | Решение примеров в несколько действий. |
| ||||||
51 | Сложение и вычитание числа 2. | Выполнять сложение и вычитание вида + 1, + 2. Присчитывать и отсчитывать по 1, по 2. Моделировать способы прибавления и вычитания числа 2 с помощью числового отрезка. |
| |||||
52 | Освоение приёма вида □ + 2; □ – 2 |
| ||||||
53 | Введение понятия «задача».
| Моделировать и решать задачи, раскрывающие смысл действий сложения и вычитания. Составлять задачи на сложение и вычитание по одному и тому же рисунку, схематическому чертежу, решению. Выделять задачи из предложенных текстов. Дополнять условие задачи недостающим данным или вопросом |
| |||||
54 | Сложение и вычитание числа 3. | Выполнять сложение и вычитание вида: + 1, + 2, + 3. присчитывать и отсчитывать по 1, по 2, по 3. Моделировать способы прибавления и вычитания числа 3 с помощью числового отрезка. Работать в паре при проведении математической игры «Заполни домик» |
| |||||
55 | Освоение приёма вида □ + 3; □ – 3.
|
| ||||||
56 | Сложение и вычитание числа 4.
|
| ||||||
57 | Освоение приёма вида □ + 4; □ – 4.
|
| ||||||
58 | Практическое освоение понятия «столько же…» | Моделировать и решать задачи, раскрывающие смысл отношений «столько», «столько же и еще…» «столько же, но без …», задачи в одно действие на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. Составлять задачи на сложение и вычитание по рисунку, схематическому чертежу, решению. |
| |||||
59 | Сантиметр.
| Измерять отрезки и выражать их длину в сантиметрах. Чертить отрезки заданной длины ( в сантиметрах). Контролировать и оценивать свою работу |
| |||||
60 | Практическое освоение понятия «столько же и ещё…; столько же.., но без…».
|
| ||||||
61-63 | Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.
| Моделировать и решать задачи, раскрывающие смысл отношений «столько», «столько же и еще…» «столько же, но без …», задачи в одно действие на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. Составлять задачи на сложение и вычитание по рисунку, схематическому чертежу, решению. Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи |
| |||||
64 | «Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц». Обобщение. |
| ||||||
65
| Сложение и вычитание числа 5.
| Выполнять сложение и вычитание вида: + 1, + 2, + 3 + 4, + 5 Присчитывать и отсчитывать по 1, по 2, по 3, по 4, по 5. Моделировать способы прибавления и вычитания числа 5 с помощью числового отрезка. Работать в паре при проведении математической игры «Заполни домик» |
| |||||
66-68 | Освоение приёма вида □ + 5; □ – 5.
|
| ||||||
69-70 | Задачи на разностное сравнение.
| Моделировать и решать задачи на разностное сравнение. Составлять задачи на разностное сравнение по рисунку, схематическому чертежу, решению. Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи |
| |||||
71-72 | Введение понятия «масса».
| Описывать события с использованием единицы массы – килограмма. Сравнивать предметы по массе. Упорядочивать предметы, располагая их в порядке увеличения (уменьшения) массы |
| |||||
73-74 | Сложение и вычитание отрезков.
| Моделировать различные ситуации взаимного расположения отрезков. Составлять равенства на сложение и вычитание отрезков по чертежу |
| |||||
75-77 | Слагаемые. Сумма. | Использовать математические термины (слагаемые, сумма) при составлении и чтении математических записей |
| |||||
78 | Переместительное свойство сложения. Формирование новых знаний | Сравнивать суммы, получившиеся в результате использования переместительного свойства сложения. Применять переместительное свойство сложения для случаев вида + 5 |
| |||||
79-80 | Решение текстовых задач на нахождение суммы.
| Анализировать условие задачи, подбирать к нему вопрос в зависимости от выбранного арифметического действия (сложения, вычитания). Наблюдать и объяснять, как связаны между собой две простые задачи, представленные в одной цепочке. Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи |
| |||||
81 | Сложение чисел 6,7,8,9.
| Применять переместительное свойство сложения для случаев вида: + 5, + 6, + 7, + 8, + 9. Проверять правильность выполнения сложения, используя другой прием сложения. |
| |||||
82 | Освоение приёмов вида □ + 6; □ + 7; □ + 8; □ + 9.
|
| ||||||
83-85 | Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.
| Использовать математические термины (уменьшаемое, разность) при составлении и чтении математических записей |
| |||||
86 | «Сложение и вычитание»Обобщение
|
| ||||||
87 | Работа над ошибками. Задачи с несколькими вопросами.
| Анализировать условие задачи, подбирать к нему разные вопросы |
| |||||
88 | Задачи с несколькими вопросами.
|
| ||||||
89-91 | Задачи в два действия.
| Моделировать условие задачи в два действия. Анализировать условие задачи в два действия, составлять план её решения. Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи |
| |||||
92 | Введение понятия «литр».
| Сравнивать сосуды по вместимости. Упорядочивать сосуды по вместимости, располагая их в заданной последовательности |
| |||||
93 | Нахождение неизвестного слагаемого.
| Моделировать и решать задачи на нахождение неизвестного слагаемого. Применять правило нахождения неизвестного слагаемого при решении примеров с «окошком» и при проверке правильности вычислений |
| |||||
94 | Вычитание чисел 6,7,8,9.
| Выполнять вычисления вида - 6, - 7, - 8, - 9, применяя знания состава чисел 6, 7, 8, 9 или способа дополнения до 10. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный. Выполнять сложение с использованием таблицы сложения чисел в пределах 10 |
| |||||
95-96 | Освоение приёмов вида □ - 6; □ - 7; □ - 8; □ – 9.
|
| ||||||
97-99
| Освоение таблицы сложения.
| Сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный. Выполнять сложение с использованием таблицы сложения чисел в пределах 10 |
| |||||
100-101 | «Сложение и вычитание». Обобщение.
|
| ||||||
102 | Образование чисел второго десятка. | Образовывать числа второго десятка из одного десятка и несколько единиц. Сравнивать числа, опираясь на порядок следования чисел второго десятка при счете. Читать и записывать числа второго десятка, объясняя, что означает каждая цифра в их записи |
| |||||
103 | Двузначные числа от 10 до 20.
|
| ||||||
104-105 | Нумерационные случаи сложения и вычитания чисел.
|
| ||||||
106-107 | Дециметр | Выполнять измерение длин отрезков в дециметрах и сантиметрах. Заменять крупные единицы длины мелкими (1 дм 5 см = 15 см) и наоборот (20 см = 2 дм). Выполнять вычисления вида 15 + 1, 16 – 1, 10 + 5, 14 – 4, 18 – 10,основываясь на знаниях по нумерации. |
| |||||
Раздел 5. Числа от 11 до 20. Сложение и вычитание.
| план: 21ч факт: | |||||||
108-111 | Сложение и вычитание чисел без перехода через десяток. Знакомство с понятием «уравнение». | Моделировать приемы выполнения действий сложения и вычитания без перехода через десяток, используя предметы, разрезной материал, счетные палочки, графические схемы. Прогнозировать результат вычисления. Выполнять сложение и вычитание чисел без перехода через десяток в пределах 20. Выполнять измерение длин отрезков, заменять крупные единицы длины мелкими. Работать в группе: планировать работу, распределять работу между членами группы Моделировать условие задачи в два действия. Анализировать условие задачи в два действия, составлять план её решения. Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи. |
| |||||
112-114 | Повторение по теме «Решение задач в два действия».
|
| ||||||
115-121 | Сложение с переходом через десяток. Уравнение. |
| ||||||
122 | Таблица сложения до 20.
|
| ||||||
123-125 | Вычитание с переходом через десяток. Уравнение. |
| ||||||
126-127 | Вычитание двузначных чисел. Уравнение. |
| ||||||
128 | Итоговая комплексная работа
| Контролировать и оценивать свою работу и её результат |
| |||||
Раздел 6. Повторение изученного в 1 классе. | план: 4ч факт: | |||||||
129-132 | Работа над ошибками. Повторение. Счёт и сравнение предметов. | Прогнозировать результат вычисления. Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи. Дополнять условие задачи недостающим данным или вопросом. Измерять длины отрезков в сантиметрах или дециметрах. Распределять обязанности при работе в группе, договариваться между собой и находить общее решение |
| |||||
Повторение. Нумерация. |
| |||||||
Повторение. Сложение и вычитание в пределах 20. |
| |||||||
Повторение. Решение задач. |
|