«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Урок по учебному предмету "Математика" в 1 классе на тему ". Табличное вычитание с числами 5, 6"

Урок разработан в соответствии с календарно-тематическим планированием и учебной программой по учебному предмету "Математика" для 1 класса

Олимпиады: Математика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Тема. Табличное вычитание с числами 5, 6

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-путешествие.

Цель: знакомство с приёмами вычитания чисел 5 и 6 в пределах десяти на основе связи между суммой и слагаемыми.

Обучающая цель: планируется, что по окончанию урока дети будут:

знать табличное вычитание с числами 5, 6;

уметь пользоваться табличным вычитанием с числами 5, 6.

Задачи личностного развития:

- создавать условия для умения применять знания табличного вычитания с числами 5, 6, развивать умения самостоятельно добывать знания;

- способствовать воспитанию доброжелательности, чувства ответственности за результат совместной работы, преодоление трудностей.











Ход урока

  1. Организационно-мотивационный этап

Учитель.

В космонавты всех подряд

Брать, конечно, не хотят.

Там берут здоровых смелых,

Сильных, умных и умелых.

Космос – это вам не шутки,

Все расписаны минутки.


Учитель. Такое необычное приветствие я выбрала, потому что сегодня мы отправимся в далёкий космос. Как вы поняли из стихотворения, всех подряд в космос не берут, поэтому мы должны доказать, что достойны бороздить просторы Вселенной.

- Ребята, повернитесь к нашим гостям и улыбнитесь им, подарив частичку хорошего настроения. С каким настроением мы начинаем урок? (линейка успеха)

Учитель. Почему люди живут именно на Земле, а не на какой-то другой планете? (Вода, воздух). Конечно же, это вода, воздух. Без них жизнь невозможна.

  1. Этап актуализации знаний.

Учитель. Отправляемся в путь. Планеты Солнечной системы вращаются вокруг солнца. (Учитель помещает на доску большой жёлтый круг или слайд). Название первой планеты мы узнаем, выполнив задание.

Устный счёт

Игра с мячом

  • Счёт от 5 до 16;

  • Счёт от 15 до 6 через два числа;

Учитель. Молодцы. Справились с заданием. Как называется планета? (читают вместе на экране). Правильно, Меркурий. Меркурий – самая маленькая планета Солнечной системы. (Читает один ученик)

Мы прибыли на первую планету. Она расположена ближе всего к Солнцу. На планете наступила ночь. Чтобы побыстрее наступил день, мы поиграем в игру “День-ночь”

Игра “День-ночь” (числовой веер)

- На «ночь» все закрыли глаза, выполняем действия, на «день» - открыли глаза и показали ответ на веере.

5+4-3+6-2+7-3-5=9 (запись за доской)

Проверка

Учитель. Молодцы. Справились с заданием. Чтобы двигаться в правильном направлении и прибыть к следующей планете, нам нужно выполнить точные расчёты.

Задачи (ответы показывают на числовом веере)

  1. У Кати 2 зелёных кубика и 6 красных кубиков. Сколько всего кубиков у Кати? (8)

  2. Дети собрали 2 стакана малины и 5 стаканов черники. Сколько стаканов ягод собрали дети? (7)

  3. Настя решила 12 примеров, а Даша на 6 примеров меньше. Колько примеров решила Даша? (6)

Учитель: Молодцы. Вторая по счёту планета от Солнца - Венера – самая горячая планета в Солнечной системе. Вот мы прибыли на вторую по счёту планету от Солнца.

Следующая после Венеры – это наша планета. Как называется наша планета? Земля – единственное место в Солнечной системе, где возможна жизнь.

Задание РТ №3

Учитель. А вот название следующей планеты узнаем, выполнив следующее задание.

- Ребята, давайте попробуем восстановить записи примеров, заменив одинаковые символы одинаковыми числами. Решение на доске записывает учитель.

Ответ: 2+3+10=15 3+2=5 3+3=6

- Сейчас посмотрим, как называется следующая планета? Учитель переворачивает надписи. (Марс). Вокруг Марса вращаются 2 спутника – Деймос и Фобос.

  1. Подготовка к работе на основном этапе

Между Марсом и следующей планетой, куда мы держим путь, находится пояс астероидов (туманности, метеоритов). Пока мы пролетали сквозь него, мы отошли от заданного курса. Вычисления в следующем задании помогут нам восстановить курс и узнать название планеты.

-Какие арифметические действия вы знаете? (сложение, вычитание)

-Как называются компоненты при сложении? (слагаемое, слагаемое, сумма)

-Как называются компоненты при вычитании? (уменьшаемое, вычитаемое, разность)

  • Ребята определите закономерность в первой записи:

1)10-5, 9-5, 8-5, …;

2) 6+6, 5+6, 4+6, …;

3) 1+9, 2+8, 3+7, …;

- Продолжите ряд с помощью наборного полотна и определите значение выражений. (7-5=2, 6-5=1, 5-5=0)

Проверка.

  • Ребята определите закономерность:

мальчики - во второй записи:

2) 6+6, 5+6, 4+6, …;

Девочки – в третьей записи: 3) 1+9, 2+8, 3+7, …;

  • Продолжите ряд с помощью наборного полона и определите значение выражений.

Проверка. Мальчики: 3+6=9, 2+6=8, 1+6=7.

Девочки: 4+6=10, 5+5=10, 6+4=10, 7+3=10, 8+2=10, 9+1=10.

Самооценка.

Учитель. Курс мы восстановили, и перед нами предстаёт самая большая планета Солнечной системы – Юпитер.

Учитель. Движемся к следующей планете.

- Сегодня мы продолжим изучать приёмы вычитания чисел и научимся вычитать числа 5 и 6.

- Тема нашего урока «Табличное вычитание с числами 5, 6»

Мотивация: Зачем нам эти знания? Где пригодятся? (Ответы детей)

Работа c УП (с.76)

- Ребята, как из 9 вычесть 5? Посмотрите на подсказки и сами объясните приём вычитания числа 5. Как можно рассуждать? (9 – это сумма чисел 5 и 4. Значит, если из 9 вычесть 5, получится 4).

Работа c УП (с.76, задание 1)

- Объясните, как из 6 вычесть 5? (6 – это 5 и 1, значит, если из шести вычесть 5, то останется 1).

(Аналогично выполняется объяснение всех остальных примеров).

Учитель. Вы справились с заданием и перед нами Сатурн. Сатурн знаменит своими кольцами, которые состоят из кусочков льда и пыли.

Физкульминутка.

  1. Этап усвоения новых знаний

Учитель: На космическом корабле космонавты работают в команде. Мы сейчас докажем, что умеем работать в команде.

- Продолжаем работать с учебным пособием.

Работа c УП (с.76, задание 3, работа в группах по одному примеру, 4 группы)

10-5 3+4

1 ученик: 10-5=5

2 ученик: 3+4=7

вывод: 7 больше 5

Взаимооценка работы в группах.

Учитель. Молодцы. Доказали, что умеете работать в команде, как космонавты.

Работа в РТ (с.40, № 1)

Учитель. Выполнив следующее задание, мы узнаем, как называется самая холодная планета Солнечной системы.

- Из предложенных троек чисел нужно составить один пример на сложение и два на вычитание. Первый коллективно.

Остальные два вариантам: 1 вариант - тройка чисел 2, 10, 8 (1 ученик возле доски)

2 вариант – тройка чисел 6, 8, 2 (1 ученик возле доски)

Проверка.

Взаимопроверка. Оценка.

Самая холодная планета Солнечной системы – Уран.

V. Этап закрепления новых знаний

Работа в РТ (с.40, № 2)

Учитель. Порой на космическом корабле случаются поломки, и космонавты должны быстро их устранить. Им нужно принять правильное решение. Эту задачу космонавты выполняют чётко и быстро. А у нас в тетради под №2 своя задача.

Читаю задачу.

Анализ задачи.

- О чём говорится в задаче? (о книгах)

- Давайте повторим задачу, дополнив краткую запись условия.

Было – 15 кн

Взяли – 4 кн

Осталось – ?

- Сколько книг было на полке?

- Сколько книг взяли?

- Назовите вопрос задачи?

Повторите задачу по краткой записи.

- Чтобы ответить на вопрос задачи, какие данные мы должны знать? (Сколько было и сколько взяли).

- Каким действием? (вычитанием)

- Какой знак? (минус)

- Выберите правильное решение в тетради, обведите его по контуру и запишите ответ. Ответ покажите на числовом веере.

- Прочитайте решение задачи.

- Ответ задачи. Сколько книг осталось?

Самооценка.

Учитель. Мы справились с этой задачей. И перед нами Нептун. Нептун вращается вокруг солнца «лёжа на боку».

Самостоятельная работа в рабочей тетради

- Ребята, какая тема урока?

Учитель. Ну а теперь, ребята, нам нужно вернуться домой, на нашу родную планету Земля, вспоминая те планеты, на которых мы побывали. (Учащиеся называют по порядку планеты Солнечной системы).

Учитель. Каждый космонавт, прилетев домой, рассказывает о проделанной работе, совершает финальные расчёты. Вот и мы поступим так же.

Самостоятельно дополните в тетради таблицы вычитания с числами 5 и 6.

Взаимопроверка. (ответы сверху вниз).

Самооценка.

Учитель. Мы прилетели домой.

VI.Подведение итогов

- Что нужно знать, чтобы правильно вычитать число 5 и число 6? (состав числа)

Закончите предложение «Если из суммы вычесть одно слагаемое, то…»?

Учитель. Наше путешествие подошло к концу.

VII. Этап рефлексии

«Линейка успеха»

- Ребята, вы хорошо потрудились. Спасибо за работу. Урок окончен.




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее