Тема. Табличное вычитание с числами 5, 6
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок-путешествие.
Цель: знакомство с приёмами вычитания чисел 5 и 6 в пределах десяти на основе связи между суммой и слагаемыми.
Обучающая цель: планируется, что по окончанию урока дети будут:
знать табличное вычитание с числами 5, 6;
уметь пользоваться табличным вычитанием с числами 5, 6.
Задачи личностного развития:
- создавать условия для умения применять знания табличного вычитания с числами 5, 6, развивать умения самостоятельно добывать знания;
- способствовать воспитанию доброжелательности, чувства ответственности за результат совместной работы, преодоление трудностей.
Ход урока
Организационно-мотивационный этап
Учитель.
В космонавты всех подряд
Брать, конечно, не хотят.
Там берут здоровых смелых,
Сильных, умных и умелых.
Космос – это вам не шутки,
Все расписаны минутки.
Учитель. Такое необычное приветствие я выбрала, потому что сегодня мы отправимся в далёкий космос. Как вы поняли из стихотворения, всех подряд в космос не берут, поэтому мы должны доказать, что достойны бороздить просторы Вселенной.
- Ребята, повернитесь к нашим гостям и улыбнитесь им, подарив частичку хорошего настроения. С каким настроением мы начинаем урок? (линейка успеха)
Учитель. Почему люди живут именно на Земле, а не на какой-то другой планете? (Вода, воздух). Конечно же, это вода, воздух. Без них жизнь невозможна.
Этап актуализации знаний.
Учитель. Отправляемся в путь. Планеты Солнечной системы вращаются вокруг солнца. (Учитель помещает на доску большой жёлтый круг или слайд). Название первой планеты мы узнаем, выполнив задание.
Устный счёт
Игра с мячом
Счёт от 5 до 16;
Счёт от 15 до 6 через два числа;
Учитель. Молодцы. Справились с заданием. Как называется планета? (читают вместе на экране). Правильно, Меркурий. Меркурий – самая маленькая планета Солнечной системы. (Читает один ученик)
Мы прибыли на первую планету. Она расположена ближе всего к Солнцу. На планете наступила ночь. Чтобы побыстрее наступил день, мы поиграем в игру “День-ночь”
Игра “День-ночь” (числовой веер)
- На «ночь» все закрыли глаза, выполняем действия, на «день» - открыли глаза и показали ответ на веере.
5+4-3+6-2+7-3-5=9 (запись за доской)
Проверка
Учитель. Молодцы. Справились с заданием. Чтобы двигаться в правильном направлении и прибыть к следующей планете, нам нужно выполнить точные расчёты.
Задачи (ответы показывают на числовом веере)
У Кати 2 зелёных кубика и 6 красных кубиков. Сколько всего кубиков у Кати? (8)
Дети собрали 2 стакана малины и 5 стаканов черники. Сколько стаканов ягод собрали дети? (7)
Настя решила 12 примеров, а Даша на 6 примеров меньше. Колько примеров решила Даша? (6)
Учитель: Молодцы. Вторая по счёту планета от Солнца - Венера – самая горячая планета в Солнечной системе. Вот мы прибыли на вторую по счёту планету от Солнца.
Следующая после Венеры – это наша планета. Как называется наша планета? Земля – единственное место в Солнечной системе, где возможна жизнь.
Задание РТ №3
Учитель. А вот название следующей планеты узнаем, выполнив следующее задание.
- Ребята, давайте попробуем восстановить записи примеров, заменив одинаковые символы одинаковыми числами. Решение на доске записывает учитель.
Ответ: 2+3+10=15 3+2=5 3+3=6
- Сейчас посмотрим, как называется следующая планета? Учитель переворачивает надписи. (Марс). Вокруг Марса вращаются 2 спутника – Деймос и Фобос.
Подготовка к работе на основном этапе
Между Марсом и следующей планетой, куда мы держим путь, находится пояс астероидов (туманности, метеоритов). Пока мы пролетали сквозь него, мы отошли от заданного курса. Вычисления в следующем задании помогут нам восстановить курс и узнать название планеты.
-Какие арифметические действия вы знаете? (сложение, вычитание)
-Как называются компоненты при сложении? (слагаемое, слагаемое, сумма)
-Как называются компоненты при вычитании? (уменьшаемое, вычитаемое, разность)
Ребята определите закономерность в первой записи:
1)10-5, 9-5, 8-5, …;
2) 6+6, 5+6, 4+6, …;
3) 1+9, 2+8, 3+7, …;
- Продолжите ряд с помощью наборного полотна и определите значение выражений. (7-5=2, 6-5=1, 5-5=0)
Проверка.
Ребята определите закономерность:
мальчики - во второй записи:
2) 6+6, 5+6, 4+6, …;
Девочки – в третьей записи: 3) 1+9, 2+8, 3+7, …;
Продолжите ряд с помощью наборного полона и определите значение выражений.
Проверка. Мальчики: 3+6=9, 2+6=8, 1+6=7.
Девочки: 4+6=10, 5+5=10, 6+4=10, 7+3=10, 8+2=10, 9+1=10.
Самооценка.
Учитель. Курс мы восстановили, и перед нами предстаёт самая большая планета Солнечной системы – Юпитер.
Учитель. Движемся к следующей планете.
- Сегодня мы продолжим изучать приёмы вычитания чисел и научимся вычитать числа 5 и 6.
- Тема нашего урока «Табличное вычитание с числами 5, 6»
Мотивация: Зачем нам эти знания? Где пригодятся? (Ответы детей)
Работа c УП (с.76)
- Ребята, как из 9 вычесть 5? Посмотрите на подсказки и сами объясните приём вычитания числа 5. Как можно рассуждать? (9 – это сумма чисел 5 и 4. Значит, если из 9 вычесть 5, получится 4).
Работа c УП (с.76, задание 1)
- Объясните, как из 6 вычесть 5? (6 – это 5 и 1, значит, если из шести вычесть 5, то останется 1).
(Аналогично выполняется объяснение всех остальных примеров).
Учитель. Вы справились с заданием и перед нами Сатурн. Сатурн знаменит своими кольцами, которые состоят из кусочков льда и пыли.
Физкульминутка.
Этап усвоения новых знаний
Учитель: На космическом корабле космонавты работают в команде. Мы сейчас докажем, что умеем работать в команде.
- Продолжаем работать с учебным пособием.
Работа c УП (с.76, задание 3, работа в группах по одному примеру, 4 группы)
10-5 3+4
1 ученик: 10-5=5
2 ученик: 3+4=7
вывод: 7 больше 5
Взаимооценка работы в группах.
Учитель. Молодцы. Доказали, что умеете работать в команде, как космонавты.
Работа в РТ (с.40, № 1)
Учитель. Выполнив следующее задание, мы узнаем, как называется самая холодная планета Солнечной системы.
- Из предложенных троек чисел нужно составить один пример на сложение и два на вычитание. Первый коллективно.
Остальные два вариантам: 1 вариант - тройка чисел 2, 10, 8 (1 ученик возле доски)
2 вариант – тройка чисел 6, 8, 2 (1 ученик возле доски)
Проверка.
Взаимопроверка. Оценка.
Самая холодная планета Солнечной системы – Уран.
V. Этап закрепления новых знаний
Работа в РТ (с.40, № 2)
Учитель. Порой на космическом корабле случаются поломки, и космонавты должны быстро их устранить. Им нужно принять правильное решение. Эту задачу космонавты выполняют чётко и быстро. А у нас в тетради под №2 своя задача.
Читаю задачу.
Анализ задачи.
- О чём говорится в задаче? (о книгах)
- Давайте повторим задачу, дополнив краткую запись условия.
Было – 15 кн
Взяли – 4 кн
Осталось – ?
- Сколько книг было на полке?
- Сколько книг взяли?
- Назовите вопрос задачи?
Повторите задачу по краткой записи.
- Чтобы ответить на вопрос задачи, какие данные мы должны знать? (Сколько было и сколько взяли).
- Каким действием? (вычитанием)
- Какой знак? (минус)
- Выберите правильное решение в тетради, обведите его по контуру и запишите ответ. Ответ покажите на числовом веере.
- Прочитайте решение задачи.
- Ответ задачи. Сколько книг осталось?
Самооценка.
Учитель. Мы справились с этой задачей. И перед нами Нептун. Нептун вращается вокруг солнца «лёжа на боку».
Самостоятельная работа в рабочей тетради
- Ребята, какая тема урока?
Учитель. Ну а теперь, ребята, нам нужно вернуться домой, на нашу родную планету Земля, вспоминая те планеты, на которых мы побывали. (Учащиеся называют по порядку планеты Солнечной системы).
Учитель. Каждый космонавт, прилетев домой, рассказывает о проделанной работе, совершает финальные расчёты. Вот и мы поступим так же.
Самостоятельно дополните в тетради таблицы вычитания с числами 5 и 6.
Взаимопроверка. (ответы сверху вниз).
Самооценка.
Учитель. Мы прилетели домой.
VI.Подведение итогов
- Что нужно знать, чтобы правильно вычитать число 5 и число 6? (состав числа)
Закончите предложение «Если из суммы вычесть одно слагаемое, то…»?
Учитель. Наше путешествие подошло к концу.
VII. Этап рефлексии
«Линейка успеха»
- Ребята, вы хорошо потрудились. Спасибо за работу. Урок окончен.