Как приучить ребёнка к порядку и дисциплине?!
Первый принцип. Определите границы дозволенного.
Сделать это надо прежде, чем вы начнёте следить за соблюдением порядка.
Самый важный этап в процессе приучения детей к дисциплине –
это установление РАЗУМНЫХ ТРЕБОВАНИЙ И ОГРАНИЧЕНИЙ.
Ребёнок должен знать, в чём заключается приемлемое и недопустимое поведение, и только тогда у него можно потребовать ответственности за соблюдение конкретных правил. - Выполнение этого предварительного условия исключает возникновение сильнейшего чувства несправедливости, которые испытывает ребёнок, когда наказывают морально или физически (что недопустимо) за их ошибки и промахи или за какой-нибудь случайный проступок.
Если правила или ограничения не определены, то наводить порядок в жизни ребёнка невозможно!
Второй принцип. Отвечайте решительно и уверенно, когда дети открыто
бросают вызов неповиновения.
Если ребёнок понимает, что от него ждут, он должен нести ответственность за своё поведение. - Большинство детей пытаются подвергнуть испытанию или подорвать власть старших, бросить вызов их праву на роль руководителя. Возможно, в момент такого мятежа ребёнок, прежде чем выполнить желания взрослых, будет обдумывать их нарочно, из упрямства, предпочтёт их не выполнять. Ребёнок ясно демонстрирует своё стремление к борьбе, а родителям должно хватить мудрости не разочаровать его в этом! - В мышлении ребёнка наступают драматические изменения, при обнаружении у родителей признаков слабости и неспособности управлять собой, ситуацией (например, переход на крик и др.проявления эмоций). Он перестаёт видеть в отце или матери надёжного и заслуживающего доверия лидера. Родители могут превратиться в глазах их детей в примитивных, бесхарактерных людей, которые не заслуживают уважения и преданности.
Третий принцип. Не наказывайте, если действия ребёнка не являются
проявлением сознательного неповиновения.
Следует различать границы между сознательным неповиновением и ребяческой безответственностью (например, забыл накормить собаку и т.п. Помните, подобные действия типичны для детского возраста. - Скорее всего, в таких ситуациях незрелый детский ум стремится
изолировать себя от давления, оказываемого на него взрослыми, от их
забот и проблем.
Когда вы учите ребёнка лучше справляться с делами и своими обязанностями, необходимо проявлять мягкость по отношению к ребёнку.
Надо помнить, что детская безответственность – явление, не имеющее ничего общего с откровенным неповиновением, и поэтому бороться с ней следует спокойными методами.
Четвёртый принцип. Увещевание, утешение, наставление ребёнка должно
происходить после того, как «столкновение» закончилось.
Когда закончится конфликт, во время которого родители продемонстрировали своё право на лидерство (особенно, если всё закончилось слезами), у ребёнка может возникнуть потребность в утешении, в желании почувствовать, что его любят. Пользуясь всеми доступными средствами, пойдите навстречу и дайте ребёнку желанное утешение.
Пятый принцип. Избегайте требований, которые невозможно выполнить.
Нужно быть абсолютно уверенным в том, что ребёнок способен выполнить то, что от него требуют.
- Никогда не наказывайте его, если он плохо успевает в школе из-за того, что ему не хватает способностей по какому-либо предмету.
Предъявление требований, которых ребёнок не может выполнить, создаёт ситуацию неразрешимого конфликта, из которого он не видит выхода.
- Такая ситуация с неизбежностью наносит ущерб эмоциональной сфере человека.
Шестой принцип. Пусть вашими действиями руководит любовь!
Взаимоотношения, основанные на искренней любви и привязанности, обычно складываются правильно, даже, несмотря на неизбежность отдельных ошибок и просчётов со стороны родителей.