«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Как человек изменил Землю

Тема урока "Как человек изменил Землю"

Олимпиады: Биология 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Технологическая карта урока.

1. Ф.И.О. учителя: Ефанова Е.В.

2. Класс: 5 Дата: г Предмет: Биология

3. Тема урока: Как человек изменил Землю

4. Цель урока: создать условия для выявления при­чинно-следственных связей влияния человека на природу, возникновения экологических проблем.

5. Задачи:  

Обучающая: сформировать познаватель­ный интерес, направленный на изучение влияния человека на облик Земли;

Развивающая:  развивать творческие способности учащихся, память, умение мыслить, расширять кругозор учащихся.

Воспитывающая: формирование бережного отношения учащихся к окружающей природе;

6. Тип урока: новая тема

Характеристика этапов урока

Этап урока

Цель

ФОУД*

Деятельность учителя

Деятельность

учеников

Организационный этап

Проверка готовности класса

-

Придумано кем- то просто и мудро, при встрече здороваться «Доброе утро». Доброе утро Солнцу и птицам. Доброе утро улыбчивым лицам.

Доброе утро! И каждый становится добрее и мудрее. И сегодня с вами на уроке мы будем шагать вперед, и вперед, и стремиться к вершинам: побеждать, находить, что- то новое, интересное.

Ребята, Вы уже знаете тему «ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА».

 Я предлагаю вам в группе выполните задание “Лента времени” 

Расставьте правильно карточки  с рисунками по мере развития человека на Земле.  Ребята, обратите внимание, что номера в Ленте времени оказались перепутаны.

Посмотрите на ленту времени:

- Чем занимался человек на ранних этапах своего развития? (собирательством) (Слайд 4, щелк)

- В то время он оказывал на природу какое-нибудь влияние? (нет)

- А природа влияла  нажизнь человека? приведите примеры.  (Слайд 5, щелк) (да. Именно благодаря природе человек имел пищу, одел на себя одежду, построил жилище  и т. д.)

Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку

Актуализация знаний

Объяснить задание на урок, раздать материал

Ф

Готовясь к уроку, я вспомнила о притче, которую хочу вам рассказать.

А Вы внимательно послушайте и попробуйте сформулировать тему урока .

Давным-давно, около 5 млрд. лет назад у матери Вселенной родилась дочь – звали ее Земля. Ее отец – Космос на радостях устроил пир на весь мир и позвал в гости все галактики и созвездия.

Каждый, кто приходил посмотреть на красавицу-Землю, приносил ей разные подарки. Созвездия дарили ей Звезды, чтобы она могла смотреть на них по ночам и радоваться. Галактики подарили ей Млечный путь, который указывал ей дорогу в звездном мире. Отец подарил ей Солнце, чтобы оно согревало Землю. Мать подарила ей Луну, чтобы она могла помечтать, глядя на нее. Фея Аква (воды) подарила ей чистую прохладную воду, чтобы ее не мучила жажда. Фея Аэра (воздуха)  подарила ей прекрасное, почти невесомое бледно-голубое покрывало, которое сверху покрыла тонким слоем озона, чтобы он не пропускал слишком много ультрафиолетовых лучей. И хотя покрывало было очень тонкое, но оно согревало Землю и защищало ее от метеоритов. Феи Флора и Фауна подарили земле растения и животных. Украсили ее наряд цветами и бабочками. Все радовались, глядя на прекрасную Землю.

И только злая колдунья Вирулина, которую не позвали на этот праздник, не простила обиды и решила отомстить. Долго думала она, как ей поступить, не один миллион лет прошел, и, наконец, придумала. Поселила на Земле человека.

(Слайд 2 музыка 2) 

Земля не сразу забеспокоилась. «Пусть живет», - думала она. Много у меня богатства, на всех хватит. А Вирулина не торопилась, знала, что месть ее будет долгой, и, наконец, дождалась.

Пришла как-то Вселенная в гости к своей дочери и не узнала ее. (Картинка1) Все тело Земли изрыто карьерами, изранено взрывами бомб, засыпано мусором. (Картинка2) Чистые когда-то моря и реки покрыты нефтяной пленкой. (Картинка3) Леса почти все вырублены. (Картинка4) Кислорода в воздухе все меньше, а углекислого газа все больше. (Картинка5) Тонкое покрывало все в дырах, и губительные ультрафиолетовые лучи жгут израненное тело Земли.

Ужаснулась Вселенная: кто это сделал.

Ребята!  Как вы думаете, каковая тема  урока? (обсудите в группе и предложите свой вариант. (учащиеся формулируют тему урока)   (если затрудняются натолкнуть наводящими вопросами: О чем говорится в притче?)

- ИЗМЕНЕНИЕ ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКОМ.

(Как человек изменил природу).

ТЕМУ ЗАПИСАТЬ НА ДОСКЕ.  

Попробуйте определить цель работы?

 (Учитель не называет, определяет вместе с детьми на основе обсуждения).  

- Выяснить как человек изменил природу.

- выяснить каким образом (способом) человек повлиял на изменение природы.

- узнать, что сделал человек, чтобы изменить природу.

Определяют тему урока.

Записывают в тетрадь.

Выполнение работы

Контролировать выполнение работы

Г

Совершенно  верно ребята, на ранних этапах развития природа изменяла человека. А вот пагубное воздействие человека на природу стало заметным, когда люди объединялись в крупные племена и общины.  Совместная охота на животных, расчистка земли под посевы, совместное передвижение в поисках благоприятных условий очень сильно влияли на изменение природы. Первобытные  люди использовали огонь для загона животных после этого образовывались пустынные территории. И люди перекочевывали на новые земли.

- Кто из вас, ребята, может назвать, какое влияние в настоящее время оказывает человек на природу?

Ответы детей………….(строят города, дороги, электростанции, загрязняют воду и воздух, добывают полезные ископаемые, и т.д. посмотрите следующие слайды  (Слайд 6, 7, 8, 9, 10,)

             И конечно же вырубают леса (Слайд 11, 12)

Учитель:   Сегодня люди осознают опасность уничтожения лесов и стараются остановить этот процесс.        

- Скажите пожалуйста  к чему может привести вырубка лесов?                 (к исчезновению растений, грибов и животных, будут пересыхать реки и озера. Будут дуть сильные ветры)

- А как вы считаете, можно ли решить эту проблему и восстановить лес усилиями человека? (да - нет )

- А можно ли восстановить  тропический лес, который растет на экваторе? (да - нет )

- А теперь в тексте учебника на стр. 112 найдите ответ на вопрос.

- Какая группа вперед готова. Зачитайте. Молодцы.

- Я хотела показать вам красивую картинку, но нечаянно ее разрезала.  Я предлагаю Вам в группе  собрать ее и посмотреть, что там изображено?

- А что написано? (лесопосадки).  (Слайд 13)

В  учебнике на стр. 111 найдите это слово и прочитайте, что с ним связано ?

- Кто готов ответить? Зачитайте.

(Слайд  14)   В нашем районе Пировское лесничество тоже занимается лесопосадками.

В 2014 голу было освоено 124 га территории на вырубках и прогалинах, посадили 90 га саженцев сосны, 34 га кедра. (496 тыс штук)

В 2015 году было освоено 172 га территории посадили саженцы сосны. (688 тыс штук)

На 1 га – 4 тыс. штук деревьев.

Работу лесничества контролирует лесная охрана.

Человек с самого начала своего существования  оказывал влияние на природу. Особенно сильное неблагоприятное воздействие испытывают лесные зоны – вырубка лесов идет большими площадями и степные зоны – они сегодня полностью распаханы.  

Сегодня люди понимают, как важно охранять и сохранять природу.

Высказывают свои мнения о значении данного явления.

Физ. минутка

Проводится с целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности


В вышине облака величаво -
Бороздят океаны небес.
Солнце в ярких кудряшках играет,
Вслед верхушками машет им лес.
Вы плывите, за дальние дали,
Посмотреть, как Земля хороша,
Как рассветы, закаты сияют,
И блестит ранним утром роса.

Выполняют упражнения.

Первичное закрепление знаний.

Практическое закрепление новых знаний.

Применение ФГ: информационная, естественнонаучная.

И

Предлагаю в группах выполнить небольшую творческую работу и представить ее классу. (для 1 и 2 групп одинаковый комплект карточек)

Выберите конверт с заданием:

- 1-ая группа – Я ХОЧУ ЖИТЬ НА ЭТОЙ ПЛАНЕТЕ (модель Земли – цветущая и полная жизни и энергии Земля),

- 2-ая группа – Я НЕ ХОЧУ ЖИТЬ НА ТАКОЙ ПЛАНЕТЕ (модель Земли – заполоненная и задымленная заводами, среди мусора и вырубленных лесов, безжизненная и серая Земля).

      - 3-я группа составляет пословицы о Земле (составляют целые пословицы из предложенных частей)

(выступления от групп)     - Молодцы, ребята!

Дают точные ответы на поставленные вопросы


Подведение итогов. Рефлексия

Подводим итог изученной темы.

Ф

А теперь давайте вспомним, какую цель мы с Вами ставили в начале урока?

– (Выяснить как человек изменил природу.

- Узнать как человек повлиял на изменение природы).

Как Вы думаете, справились мы с поставленной целью?

Да, я тоже так считаю.

Мы выяснили, что человек на ранних этапах развития почти не вредил и не изменял природу, в настоящее время человек своей деятельностью оказывает сильное неблагоприятное влияние на природу.

Я хочу,  чтобы Вы помнили, что от нас зависит состояние природы, а от природы наше с вами здоровье и наша жизнь. Главное  – своими действиями не наносить природе  вреда.

 изучение темы я хочу закончить стихотворением.

Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи её полей.
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить её спеши.
Она твой давний, добрый лекарь,
Она союзница души.
Не жги её напропалую
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую
Нас много, а она одна.
                             Шефн

Ребята,  22 апреля отмечают международный праздник «День Земли».

Предлагаю вам изучить лома параграф 25 и нарисовать рисунок или  плакат к празднику Земли .

 Определяют уровень  достижений своих результатов. Отвечают на вопросы учителя

Информация о Д\з

Повторить пройденный материал


Параграф вопросы в конце параграфа.

Записывают Д\З

* ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).

 6. Работа обучающихся на уроке (указать активность, меру занятости): ________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________

7. Дифференциация и индивидуализация обучения (подчеркнуть): присутствовала/отсутствовала.

8. Характер самостоятельной работы учащихся (подчеркнуть): репродуктивный, продуктивный.

9. Оценка достижения целей урока:___________________________________________________________________________________________

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее