Предмет: русский язык
Класс: 3
Тема: Изменение имен существительных по падежам Цель урока:Обобщить знания учащихся о падежах имён существительных. Закрепить знание названий падежей и падежных вопросов, запомнить алгоритм определения падежа у слова в предложении.
Тип: комбинированный
Ресурсы: раздаточный материал, учебник, презентация.
Планируемые результаты:
Метапредметные результаты:
Личностные результаты:
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
Регулятивные результаты:
- самостоятельно определять учебную задачу
- планировать свою деятельность по решению учебной задачи
- адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия.
Познавательные результаты:
- ученики понимают, что такое падежи имен существительных, их вопросы;
- осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме
- осознают ценности своего языка.
Коммуникативные результаты:
уметь выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре и группе,
формулировать собственное мнение и позицию;
применять правила делового сотрудничества;
участвовать в продуктивном диалоге.
Этап урока, время. | Цель | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формирование УУД |
II. Актуализация знаний. (5-7 мин) | Формирование темы урока, определить цель. Место и причину затруднений. | Записываем, число, Классная работа. Записываем слова. На мультимедийной доске слова: На м…розе, о п…льто, к ко…байну, м…телью, за с…стье, по лес…нице, в ф…врале, с м…дведем, про со…нце, по ш…ссе. – Какие слова записаны на доске? - Какую особенность вы заметили? – Какую работу с ними можно выполнить? - На протяжении последних уроков русского языка, вы выполняли подобную работу с именами существительными, подробно знакомясь с изменениями слов этой части речи. |
- Они употреблены с предлогами. - Изменить по падежам, просклонять. | Регулятивные УУД: оценивание своей работы и других. Познавательные УУД. строить логическую цепь размышлений. |
III. Постановка цели и задач урока. (2-3 мин)
| Формирование темы урока, определить цель, место и причину затруднения | - Попробуйте определить тему урока, послушайте стихотворение. Спросили Лежебокина: - А ну-ка расскажи, За что так ненавидишь ты, Не любишь падежи? Давным-давно все школьники Их знаю назубок. Их за два года выучить Лишь ты один не смог. Ответил он рассержено: - В том не моя вина, Пусть им сперва учёные Изменят имена. Ведь я падеж творительный Нарочно не учу: Трудиться, А тем более Творить я не хочу. Такой падеж как дательный Я с детства не терплю: Давать, делиться чем-нибудь С друзьями не люблю. Предложный ненавижу я: Чтоб не учить урок Приходиться выдумывать Какой-нибудь предлог. А на падеж винительный, И вовсе я сердит Отец во всякой шалости Всегда меня винит. - Да, переделка, кажется серьёзная нужна. А сам, ты смог бы новые придумать имена? - Давно придумал: Взятельный, грязнительный, Лежательный, грубительный, Ленительный и наконец простительный. Как вы думаете, какова будет тема и задачи нашего урока? 1.Составить алгоритм определения падежа у слова в предложении. | Изменение имен существительных по падежам. 2.Закрепить умение по алгоритму определять падеж. | Регулятивные УУД: - Высказывать предположения на основе наблюдений. - Формулировать тему (проблему) урока и его цель. - Планировать деятельность
|
IV. “Открытие” нового знания (5 мин) | Изучение нового материала | -Давайте вспомним, сколько же падежей в русском языке? Для этого обратимся к таблице «Признаки падежей»,. -Откройте учебники на стр. 57, №102. Рассмотрите таблицу. -Какой падеж с предлогами никогда не употребляется?(именительный) Приведите примеры. -Назовите предлоги, которые употребляются в родительном падеже. Назовите вопросы. Приведите примеры. - Назовите предлоги, которые употребляются в дательном падеже. Назовите вопросы. Приведите примеры. -Назовите предлоги, которые употребляются в винительном падеже. Назовите вопросы. Приведите примеры. -Назовите предлоги, которые употребляются в творительном падеже. Назовите вопросы. Приведите примеры. -Назовите предлоги, которые употребляются в предложном падеже. Назовите вопросы. Приведите примеры. Стр 58, прочитайте правило мудрой совы, что нового узнали? 1. Найти слово, с которым связано имя существительное. | 6 |
|
V. Физминутка (2 мин) | Отдых детей | - Если существительное мужского рода – присели - встали мальчики, если существительное женского рода – присели - встали девочки, если существительное среднего рода все хлопнули в ладоши. Класс, мышь, февраль, окно, рассказ, зима, обед, место, закладка, облако, суббота, молоко, день, помощь, пустяк, дочь, автомобиль, объявление, яблоко. | |
|
VI.Первичное закрепление знаний. (15 мин)
| Закрепление изученного материала. | Найдите слово «потом» в орфографическом словаре. Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму. Составьте предложение с этим словом , запишите. 4 Я на дереве вижу дятла. 5Славен человек не словом, а делом. 1 Дело словом не заменишь. 2 Без труда не выловишь и рыбку из пруда. 6 Есть много пословиц о труде. 3 Мы радуемся победе спортсменов.
Игра «Третий лишний» (словосочетания на доске) прочитайте словосочетания. Какое словосочетание лишнее (для этого необходимо определить падеж имени существительного по алгоритму)? Почему? (выполняют с комментированием у доски) 1.Гуляли в роще, приблизились к черёмухе, находился в лодке. 2.Тетрадь без обложки, гнездо без наседки, всадник на лошади. 3.Полз по одежде, жил в городе, подошёл к ферме. 4. Рисовал карандашом, посмотрел в окно, любовался щенком. | 1. Приблизились к черемухе (д.п.) - ост. П.п. | П.:высказывание собственных предположений, выдвижение гипотез. К.: Формирование умения вступать в диалог. Р.:- Искать пути решения проблемы.- Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. - Оценивание своей работы и работы других. П.: Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности |
V. Итог урока
| Подведение итогов | - Пора подвести итоги нашей работы. - Какая тема урока? | Дети отвечают на вопросы. | Регулятивные УУД. - Соотносить цели и результаты своей деятельности. |
VI. Домашняя работа |
| № 104. с 58, с 57-58 правило, с 58 словарное слово. | |
|