Изменение имен существительных по падежам

Урок открытия нового знания. УМК "Школа России"

Олимпиады: ЗОЖ 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Предмет: русский язык
Класс:
3
Тема: Изменение имен существительных по падежам Цель урока:Обобщить знания учащихся о падежах имён существительных. Закрепить знание названий падежей и падежных вопросов, запомнить алгоритм определения падежа у слова в предложении.

Тип: комбинированный
Ресурсы:
раздаточный материал, учебник, презентация.

Планируемые результаты:

Метапредметные результаты:

Личностные результаты:

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Регулятивные результаты:

- самостоятельно определять учебную задачу

- планировать свою деятельность по решению учебной задачи

- адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия.

Познавательные результаты:

- ученики понимают, что такое падежи имен существительных, их вопросы;

- осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме

- осознают ценности своего языка.

Коммуникативные результаты:

  • уметь выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре и группе,

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • применять правила делового сотрудничества;

  • участвовать в продуктивном диалоге.




Этап урока, время.


Цель

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование

УУД

II. Актуализация знаний. (5-7 мин)

Формирование темы урока, определить цель. Место и причину затруднений.

Записываем, число, Классная работа. Записываем слова.

На мультимедийной доске слова:

На м…розе, о п…льто, к ко…байну, м…телью, за с…стье, по лес…нице, в ф…врале, с м…дведем, про со…нце, по ш…ссе.

– Какие слова записаны на доске?

- Какую особенность вы заметили?

– Какую работу с ними можно выполнить?

- На протяжении последних уроков русского языка, вы выполняли подобную работу с именами существительными, подробно знакомясь с изменениями слов этой части речи.






- Словарные слова.

- Они употреблены с предлогами.

- Изменить по падежам, просклонять.

Регулятивные УУД: оценивание своей работы и других.

Познавательные УУД.

строить логическую цепь размышлений.

III. Постановка цели и задач урока. (2-3 мин)


Формирование темы урока, определить цель, место и причину затруднения

- Попробуйте определить тему урока, послушайте стихотворение.

Спросили Лежебокина:

- А ну-ка расскажи,

За что так ненавидишь ты,

Не любишь падежи?

Давным-давно все школьники

Их знаю назубок.

Их за два года выучить

Лишь ты один не смог.

Ответил он рассержено:

- В том не моя вина,

Пусть им сперва учёные

Изменят имена.

Ведь я падеж творительный

Нарочно не учу:

Трудиться,

А тем более

Творить я не хочу.

Такой падеж как дательный

Я с детства не терплю:

Давать, делиться чем-нибудь

С друзьями не люблю.

Предложный ненавижу я:

Чтоб не учить урок

Приходиться выдумывать

Какой-нибудь предлог.

А на падеж винительный,

И вовсе я сердит

Отец во всякой шалости

Всегда меня винит.

- Да, переделка, кажется серьёзная нужна.

А сам, ты смог бы новые придумать имена?

- Давно придумал:

Взятельный, грязнительный,

Лежательный, грубительный,

Ленительный и наконец простительный.

  • Как вы думаете, какова будет тема и задачи нашего урока?

  • 1.Составить алгоритм определения падежа у слова в предложении.
    2. Закрепить умение по алгоритму определять падеж.








































Изменение имен существительных по падежам.

2.Закрепить умение по алгоритму определять падеж.
1.Составить алгоритм определения падежа у слова в предложении.

Регулятивные УУД:

- Высказывать предположения на основе наблюдений.

- Формулировать тему (проблему) урока и его цель.

- Планировать деятельность


IV. “Открытие” нового знания (5 мин)

Изучение нового материала

-Давайте вспомним, сколько же падежей в русском языке?

Для этого обратимся к таблице «Признаки падежей»,.

-Откройте учебники на стр. 57, №102. Рассмотрите таблицу.

-Какой падеж с предлогами никогда не употребляется?(именительный)

Приведите примеры.

-Назовите предлоги, которые употребляются в родительном падеже. Назовите вопросы. Приведите примеры.

- Назовите предлоги, которые употребляются в дательном падеже. Назовите вопросы. Приведите примеры.

-Назовите предлоги, которые употребляются в винительном падеже. Назовите вопросы. Приведите примеры.

-Назовите предлоги, которые употребляются в творительном падеже. Назовите вопросы. Приведите примеры.

-Назовите предлоги, которые употребляются в предложном падеже. Назовите вопросы. Приведите примеры.

Стр 58, прочитайте правило мудрой совы, что нового узнали?
- №103
жил в деревне,
приехал в деревню. чичло
Попробуем составить алгоритм, как определить падеж у имен существительных. (что выполним 1 шагом? Вторым...)

  • 1. Найти слово, с которым связано имя существительное.
    2. Задать от него вопрос.
    3. По вопросу (и предлогу) определить падеж.
    - С какой задачей справились?

  • 6







Работают с таблицей.















- начальная форма, косвенные падежи.


V. Физминутка (2 мин)

Отдых детей

- Если существительное мужского родаприсели - встали мальчики, если существительное женского рода – присели - встали девочки, если существительное среднего рода все хлопнули в ладоши.

Класс, мышь, февраль, окно, рассказ, зима, обед, место, закладка, облако, суббота, молоко, день, помощь, пустяк, дочь, автомобиль, объявление, яблоко.



VI.Первичное закрепление знаний. (15 мин)


Закрепление изученного материала.

Найдите слово «потом» в орфографическом словаре. Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму. Составьте предложение с этим словом , запишите.
- У вас на карточках записаны пословицы и простые предложения. Нужно определить падеж выделенных имен существительных, пользуясь алгоритмом. Расположите данные предложения в последовательности расположения падежей в русском языке.(карточки)

4 Я на дереве вижу дятла.

5Славен человек не словом, а делом.

1 Дело словом не заменишь.

2 Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

6 Есть много пословиц о труде.

3 Мы радуемся победе спортсменов.


Критерии оценивания:
«5» — правильная последовательность предложений.
«4» — 1-2 ошибки
« 3» — 3 ошибки
«2» - более 4 ошибок

-
какую учебную задачу выполнили?

  • Игра «Третий лишний» (словосочетания на доске) прочитайте словосочетания. Какое словосочетание лишнее (для этого необходимо определить падеж имени существительного по алгоритму)? Почему? (выполняют с комментированием у доски)

  • 1.Гуляли в роще, приблизились к черёмухе, находился в лодке.

2.Тетрадь без обложки, гнездо без наседки, всадник на лошади.

3.Полз по одежде, жил в городе, подошёл к ферме.

4. Рисовал карандашом, посмотрел в окно, любовался щенком.


























1. Приблизились к черемухе (д.п.) - ост. П.п.
2. всадник на лошади (П.п.), ост. - Р.п.
3. Жил в городе (П.п.), ост. Д.п.
4. посмотрел в окно (П.п.), ост. Т.п.

П.:высказывание собственных предположений, выдвижение гипотез.

К.: Формирование умения вступать в диалог.

Р.:- Искать пути решения проблемы.- Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

- Оценивание своей работы и работы других.

П.: Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности

V. Итог урока

Подведение итогов

- Пора подвести итоги нашей работы.

- Какая тема урока?
Какие задачи ставили перед собой?
Справились? Какие затруднения были?
- еще раз вспомним алгоритм определения падежа имени существительного.

Дети отвечают на вопросы.


Регулятивные УУД.

- Соотносить цели и результаты своей деятельности.

VI. Домашняя работа


№ 104. с 58, с 57-58 правило, с 58 словарное слово.





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее