ВПТ - 10.
Изменение имён прилагательных по родам и числам.
1 часть.
Имя прилагательное изменяется по родам, числам и падежам.
- Как изменяются имена прилагательные?
Имя прилагательное всегда связано с именем существительным и стоит в том же роде и числе , что и имя существительное, с которым оно связано.
- От чего зависит род, число и падеж имени прилагательного?
Имя прилагательное во множественном числе по родам не изменяется.
- В каком числе имя прилагательное изменяется по родам?
- В каком числе имя прилагательное не изменяется по родам?
2 часть. 1 уровень.
Запиши имена прилагательные в три столбика и выдели окончания. Сделай вывод.
Доброе слово, лесистая местность, новое платье, пёстрое оперение, прохладный день, проворная белочка, верный друг, мягкая зима, чистый пол, зимняя дорога, крепкая верёвка, маленький зверёк, пушистый снег, осеннее небо, прохладное утро, жёлтый лист, лесная речка, вкусный мёд.
2 уровень.
К данным прилагательным подбери имена существительные трёх родов и множественного числа, выдели окончания и сделай вывод.
Тихий, голубой, красивый, низкий, лёгкий, горький.
3 уровень.
Составь сложные имена прилагательные, подбери к ним имена существительные трёх родов и множественного числа
Предмет, имеющий форму шара.
Человек, который ходит босиком.
Человек, который любит труд.
Дорожка, по которой ходят пешеходы.
3 часть.
Как ещё изменяется имя прилагательное?
От чего зависит падеж имени прилагательного? Просклоняй по падежам словосочетания.
Белые цветы, жёлтый лист.
ВПТ – 18.
Неопределённая форма глагола.
1 часть.
Неопределённая форма глагола – это начальная форма глагола. В словарях глаголы даны в неопределённой форме.
Глаголы, отвечающие на вопросы что делать? Что сделать?, стоят в неопределённой форме.
Что сделать? – выйти, написать.
Что делать? – учить, писать.
Неопределённая форма не указывает на время и число глаголов.
- Что такое неопределённая форма глагола?
- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме?
- Можно ли определить время и число глагола, если он стоит в неопределённой форме?
2 часть. 1 уровень.
1. Найди глаголы в неопределённой форме, задай к ним вопросы и запиши.
Человек должен воспитывать силу воли на самых обычных делах. Вот, например, ученик должен сесть за уроки. А он хочет побегать, хочет поиграть. Вот тут-то и следует пересилить себя.
2. Выпиши только глаголы. Выдели окончания.
Старость, молчать, отнимать, молодость, гость, трость, радовать, глупость, чернеть, радость, жестокость, отдохнуть, кисть, верность, холодеть, смелость, лесть, насыпать, месть, мечтать, веселить, кость, грустить.
2 уровень.
1. Данные словосочетания замени глаголами неопределённой формы. Запиши, выдели окончания.
Оказывать помощь, очищать пол от сора, вести наблюдения, давать совет, покрываться цветами, принимать решение.
2. От имён существительных образуй глаголы неопределённой формы. Запиши, выдели окончания.
Игра, мороз, свет, холод, подход, каток, лётчик, служба, дело, крик, звон.
3 уровень.
1. Подбери к глаголам синонимы. Запиши глаголы в неопределённой форме. Выдели окончания.
Строят, шумит, просил, гореть, идёт, стережёт, охраняет.
2. Замени фразеологизмы глаголами неопределённой формы.
Бить баклуши, вешать нос, витать в облаках, задать головомойку, зарубить на носу, ждать у моря погоды, дать слово, дрожать как осиновый лист.
3 часть.
Поставь глаголы в такую форму, чтобы они показывали, что действие происходит сейчас.
Сушить, искать, знать, прыгать, скакать, плакать.
ВПТ – 19.
Изменение глаголов по временам.
1 часть.
Глаголы изменяются по временам. Глаголы имеют три времени:
Настоящее что делает? ищет
Прошедшее что делал? искал
что сделала? поискала
что сделало? поискало
Будущее что будет делать? будет искать
что сделает? поищет
-Какие три времени имеют глаголы?
- На какие вопросы отвечают глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени?
Глаголы прошедшего времени показывают, что действие происходило до момента речи, и отвечают на вопрос что делал? (говорил, смотрел). У глаголов прошедшего времени есть постоянный суффикс -л-.
- Что показывают глаголы прошедшего времени?
- Какой суффикс имеют глаголы прошедшего времени?
Глаголы прошедшего времени изменяются по числам: единственное число – работал, множественное – работали.
Глаголы прошедшего времени изменяются по родам. Мужской род: что делал? работал; женский род: что делала? работала; средний род: что делало? работало.
Глаголы во множественном числе по родам не изменяются.
- Как изменяются глаголы прошедшего времени?
-В каком числе глаголы прошедшего времени изменяются по родам?
Род глагола прошедшего времени определяется по роду имени существительного, с которым он связан в предложении.
- Как определяется род глагола прошедшего времени?
2 часть. 1 уровень.
1. Запиши глаголы в три столбика.
Гладит, любил, постучал, увидит, заплачет, писал, поведёт, стоит, блестит, чертил, буду следить.
2. Напиши глаголы в настоящем, будущем и прошедшем времени.
Бегать, трогать.
2 уровень.
Спиши. Укажи род и время глаголов.
Пробежала и пискнула мышь. Стукнулся о берёзу и упал жук. На макушке ели кукует кукушка. На вершине дуба заворковал дикий голубь. На закате солнца заухает в лесу филин.
3 уровень.
Напиши небольшой рассказ о том, какой наша школа была раньше, какая она сейчас и какой она будет через 100 лет.
3 часть.
- Как ещё изменяются глаголы? Измени глаголы по числам.
Побелели, покрылась, уснула, ходит, поглядывает, подарила.
ВПТ – 20.
Изменение глаголов по числам.
1 часть.
Глаголы изменяются по числам. Глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета. Если глагол обозначает действие двух и более предметов, то он стоит во множественном числе. Что делаю? Что делаем? Что будет делать? Что сделаешь? Что сделают?
- Что обозначают глаголы в единственном числе?
- Что обозначают глаголы во множественном числе?
2 часть. 1 уровень.
1. Поставь глаголы во множественном числе. Запиши.
Читал – читали, служил - …, решал - …, встречал - …, отвечал - …, думал - …, мыл - …, дул - … .
2.Спиши. Определи число глаголов.
Грузим вещи, перегибает палку, чертишь, чертёж, светит фонариком, жалеем о прошлом, заливаю каток.
2 уровень.
1. Определи число глаголов. Подбери к ним синонимы . Запиши их в том же числе. Выдели окончания.
Видите - …, врут - …, мастерим - …, шагаешь - …, берегу - … .
2. Измени глаголы по числам. Выдели окончания.
Говорить, мечтать, читать, писать, ходить, вставать.
3 уровень.
Составь и запиши добрые советы одноклассникам на тему « Выполнение домашних заданий». Укажи род и число глаголов.
3 часть.
Составь предложение по схеме: ПРИЛ+ СУЩ + ГЛАГ. Подчеркни главные и второстепенные члены предложения.
ВПТ – 21.
Роль глагола в предложении.
1 часть.
Глаголы в предложении выполняют роль сказуемого:
Школьники залили каток во дворе.
- Какую роль играет в предложении сказуемое?
2 часть. 1 уровень.
1. Спиши. Подчеркни сказуемое.
Испокон веку книга растит человека. По одёжке встречают, по уму провожают. Ласточка день начинает, а соловей кончает. Всякий человек в деле познаётся.
2. Спиши. Подчеркни главные члены предложения.
Солнце светило ярко. Лёгкие облака летели по синему небу. Трава налилась зеленью. Золотились поля пшеницы.
2 уровень.
1. Спиши. Найди сказуемые. Определи время, род и число глаголов.
Ветер-забияка.
Со стороны Арки Схлестнулись ветками
Повеял ветер грозный, Седые лозы:
Склонил вершины Одна другую
Сонных тополей. Хлещет всё сильней
(Т. Айбергенов)
2. Вставь пропущенные сказуемые. Определи время, род и число глаголов.
Пушистым снегом … деревья. Ель … перед дворцом. Весеннее солнце … на землю тепло. Летом в лесу звонко … птицы. Под кустом Коля … ёжика. Белка … себе жильё в дупле.
3 уровень.
Составь и напиши небольшой рассказ на тему «Мой выходной день». Разбери предложения по членам предложения.
3 часть.
Напиши, раскрывая скобки.
(За)шёл (за)дом, (на)резать (на)кусочки, (до)шёл (до)ворот, (о)чистил (от)скорлупы, (по)ехал (по)(по)бережью.
ВПТ – 22.
Отличие предлога от приставки.
1 часть.
Имена существительные, прилагательные, глаголы – самостоятельные части речи и могут вступать в отношения с другими словами. Однако без предлогов ничего не получится. Именно они обозначают отношение места (прийти на работу), совместности (гулять с собакой), причины (опоздать из-за транспорта) и другие.
Слово предлог буквально означает «перед словом». Это служебная часть речи.
- Без какой части речи имена существительные, прилагательные , глаголы не могут вступать в отношения с другими словами?
-Что могут обозначать разные части речи с предлогами?
-Что означает слово «предлог»?
В отличие от приставок предлоги пишутся раздельно. Между предлогом и словом, к которому оно относится, можно вставить другое слово: платье из ситца – платье из розового ситца.
Предлоги никогда не стоят перед словами, которые обозначают действие предмета: побежали, прочитали, приехали.
- Как пишутся предлоги со словами? Перед какими словами не стоят предлоги?
2 часть. 1 уровень.
1. Где предлоги, а где приставки? Составь с этими словами предложения.
Навес – на вес. Согнём – с огнём. Подушки – под ушки.
2. Спиши. Выдели приставки. Подчеркни слова с предлогами.
Заяц поиграл с товарищем. Покопал немного морозный снег. Поел озимы и пошёл назад к своему оврагу.
2 уровень.
1. Спиши предложения. Между предлогами и словами, к которым они относятся, вставь прилагательные.
Я гулял по … саду. Моя мама работает на … фабрике. На … поляне росли цветы, порхали бабочки над … цветами. По … небу плыли пушистые облака. Белка прыгала с … ветки на … ветку.
2. Спиши предложения, раскрывая скобки.
(На)ступила (на)стоящая зима. (По)льду (через)реку (про)тянулась дорога. (На) стёклах мороз (на)рисовал (пре)красные узоры. Землю (по)крыл белый пушистый снег.
3 уровень.
1. Спиши, употребляя подходящие по смыслу предлоги (по, от, до, к, у, в, под).
Живут плавунчики … берегам рек, озёр. Они не плавают, не ныряют. Бегают … воды … берегу и кланяются носом … земли. Носом они достают себе еду … тине, … камешками или … траве.
2. Спиши. Рядом напиши сочетания слов с предлогом.
Бесконечная дорога – дорога без конца, бескрайние степи - …, настенные часы - …, загородная поездка - …, подводный мир - …, безлунная ночь - … .
3 часть.
Из данных словосочетаний составь предложения. Подчеркни главные и второстепенные члены предложения.
Солнечный день, подъехать к станции, любимое занятие, красивое платье.
ВПТ – 1.
Глагол.
1 часть.
Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? что сделать? что делает? что делал? что будет делать? что сделал? что сделает?
Что сделать? – выйти, написать.
Что делать? – учить, писать.
что делает?-летит
что делал? - писал
что будет делать? – будет читать
что сделал? - нарисовал
что сделает?- построит
В предложении глагол чаще всего бывает сказуемым.
Мы живем в Казахстане.
Кто? Мы - подлежащее
Мы что делаем? – живем – сказуемое.
- Что такое глагол?
- На какие вопросы отвечают глаголы?
-Чем является глагол в предложении?
2 часть. 1 уровень.
1. Из группы однокоренных слов выпиши только глаголы , задай к ним вопросы и запиши.
Цветок, цветной, цвести, цветник, расцвести, зацвести.
Барабан, барабанщик, барабанит, пробарабанит, барабанный.
Синий, синева, синеть, подсинить, синица, синеет.
2. Найди в предложении главные члены. Какими частями речи являются подлежащее и сказуемое?
Разноцветное(что?) коромысло(сущ.) над р…кой (что сделало?) повисло (гл).
Над маленькой избушкой в…сит хлеба краюшка. Он в п…лях шумит пшеницей и л…тит крылатой птицей. Бусы красные висят, и с кустов на нас
гл..дят.
2 уровень.
1.Сделай морфологический разбор 1-2 глаголов по признакам: значение, вопрос, роль в предложении.
2. От имён существительных образуй глаголы. Запиши
Бег, подарок, богатство, испуг, дрожь. учитель.
3 уровень.
1.Найди и запиши пары глаголов близких по значению.
Смотреть, думать, пугать, сказать, рассуждать, промолвить, видеть, грозить.
2. Замени устойчивые выражения одним глаголом.
Сидеть сложа руки - отрубить
Водить за нос, кривить душой - обманывать
Молоть языком, нести чушь - бездельничать
Намылить голову, задать жару - болтать
3 часть.
Измени слова так, чтобы они отвечали на вопросы что делать? или что сделать?
Смотрю, вскипячу, делаю, посажу, решаю, берегу, рисую.
ВПТ – 2.
Неопределённая форма глагола.
1 часть.
Неопределённая форма глагола – это начальная форма глагола. В словарях глаголы даны в неопределённой форме.
Глаголы, отвечающие на вопросы что делать? что сделать? стоят в неопределённой форме.
Что сделать? – выйти, написать.
Что делать? – учить, писать.
Неопределённая форма не указывает на время и число глаголов.
- Что такое неопределённая форма глагола?
- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме?
- Можно ли определить время и число глагола, если он стоит в неопределённой форме?
2 часть. 1 уровень.
1. Найди глаголы в неопределённой форме, задай к ним вопросы и запиши.
-Ах, как чудно летать, кувыркаться, резвиться,- думала Бабочка. –Как прекрасно пить нектар, а потом отдыхать на зеленом листочке. Как замечательно кружить в хороводе подруг, играть с жуками и кузнечиками. Так весело жить на нашем лугу. Я никогда не хочу улетать.
2. Выписать только глаголы.
шуметь, солнце, прекрасный. булькать, греметь, добрый, прекрасно. будить, домашний, брызгать, бежать.
2 уровень.
1.Замени выделенные словосочетания глаголами в неопределённой форме.
Не надо говорить грубости никому.
Колокол продолжал производить звон.
Мы собирались пойти на прогулку.
Сереже давно пора идти на обед.
2. Подбери к данным существительным однокоренные глаголы в неопределенной форме. Запиши.
Объявление…., читатель…, спешка…, качка…, потеха….
уровень.
1.Найди глаголы, выпиши их, подчеркни глаголы в переносном значении.
Чтоб лоза не прослезилась, чтоб вода не замутилась, чтоб ручей всегда журчал, чтобы лес не замолчал, чтоб травой зарос овражек, чтоб в лесу цветок не сник – день и ночь всегда на страже дядя мой, седой лесник. Он всегда твердит с любовью: - Лес – народное здоровье!
(М.Алимбаев. )
2. Раскрой скобки и запиши предложения.
(Греметь) раскаты молодые. Вот дождик (брызнуть), пыль (лететь). (Повиснуть) перлы дождевые. И солнце нити (золотить)
3 часть.
Выпиши глаголы, которые показывают, что действие происходит сейчас.
Белка прыгает по веткам, по деревьям белка скачет, по стволу промчится белка, упадет и не заплачет. На лету вдруг обернется, оборвет орешек ловко. И ни разу не споткнется – вот что значит тренировка.
(А. Дюсенбиев.)
ВПТ – 3.
Изменение глаголов по временам.
1 часть.
Глаголы изменяются по временам. Глаголы имеют три времени:
Настоящее что делает? ищет
Прошедшее что делал? искал
что сделала? поискала
что сделало? поискало
Будущее что будет делать? будет искать
что сделает? поищет
-Какие три времени имеют глаголы?
- На какие вопросы отвечают глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени?
Глаголы прошедшего времени показывают, что действие происходило до момента речи, и отвечают на вопрос что делал? (говорил, смотрел). У глаголов прошедшего времени есть постоянный суффикс -л-.
- Что показывают глаголы прошедшего времени?
- Какой суффикс имеют глаголы прошедшего времени?
Глаголы прошедшего времени изменяются по числам: единственное число – работал, множественное – работали.
Глаголы прошедшего времени изменяются по родам. Мужской род: что делал? работал; женский род: что делала? работала; средний род: что делало? работало.
Глаголы во множественном числе по родам не изменяются.
- Как изменяются глаголы прошедшего времени?
-В каком числе глаголы прошедшего времени изменяются по родам?
Род глагола прошедшего времени определяется по роду имени существительного, с которым он связан в предложении.
- Как определяется род глагола прошедшего времени?
2 часть. 1 уровень.
1. Запиши глаголы в три столбика.
Гладит, любил, постучал, увидит, заплачет, писал, поведёт, стоит, блестит, чертил, буду следить.
2. Напиши глаголы в настоящем, будущем и прошедшем времени.
Бегать, трогать.
2 уровень.
Спиши. Укажи род и время глаголов.
Пробежала и пискнула мышь. Стукнулся о берёзу и упал жук. На макушке ели кукует кукушка. На вершине дуба заворковал дикий голубь. На закате солнца заухает в лесу филин.
3 уровень.
Напиши небольшой рассказ о том, какой наша школа была раньше, какая она сейчас и какой она будет через 100 лет.
3 часть.
- Как ещё изменяются глаголы? Измени глаголы по числам.
Побелели, покрылась, уснула, ходит, поглядывает, подарила.
ВПТ – 20.
Изменение глаголов по числам.
1 часть.
Глаголы изменяются по числам. Глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета. Если глагол обозначает действие двух и более предметов, то он стоит во множественном числе. Что делаю? Что делаем? Что будет делать? Что сделаешь? Что сделают?
- Что обозначают глаголы в единственном числе?
- Что обозначают глаголы во множественном числе?
2 часть. 1 уровень.
1. Поставь глаголы во множественном числе. Запиши.
Читал – читали, служил - …, решал - …, встречал - …, отвечал - …, думал - …, мыл - …, дул - … .
2.Спиши. Определи число глаголов.
Грузим вещи, перегибает палку, чертишь, чертёж, светит фонариком, жалеем о прошлом, заливаю каток.
2 уровень.
1. Определи число глаголов. Подбери к ним синонимы . Запиши их в том же числе. Выдели окончания.
Видите - …, врут - …, мастерим - …, шагаешь - …, берегу - … .
2. Измени глаголы по числам. Выдели окончания.
Говорить, мечтать, читать, писать, ходить, вставать.
3 уровень.
Составь и запиши добрые советы одноклассникам на тему « Выполнение домашних заданий». Укажи род и число глаголов.
3 часть.
Составь предложение по схеме: ПРИЛ+ СУЩ + ГЛАГ. Подчеркни главные и второстепенные члены предложения.
ВПТ – 21.
Роль глагола в предложении.
1 часть.
Глаголы в предложении выполняют роль сказуемого:
Школьники залили каток во дворе.
- Какую роль играет в предложении сказуемое?
2 часть. 1 уровень.
1. Спиши. Подчеркни сказуемое.
Испокон веку книга растит человека. По одёжке встречают, по уму провожают. Ласточка день начинает, а соловей кончает. Всякий человек в деле познаётся.
2. Спиши. Подчеркни главные члены предложения.
Солнце светило ярко. Лёгкие облака летели по синему небу. Трава налилась зеленью. Золотились поля пшеницы.
2 уровень.
1. Спиши. Найди сказуемые. Определи время, род и число глаголов.
Ветер-забияка.
Со стороны Арки Схлестнулись ветками
Повеял ветер грозный, Седые лозы:
Склонил вершины Одна другую
Сонных тополей. Хлещет всё сильней
(Т. Айбергенов)
2. Вставь пропущенные сказуемые. Определи время, род и число глаголов.
Пушистым снегом … деревья. Ель … перед дворцом. Весеннее солнце … на землю тепло. Летом в лесу звонко … птицы. Под кустом Коля … ёжика. Белка … себе жильё в дупле.
3 уровень.
Составь и напиши небольшой рассказ на тему «Мой выходной день». Разбери предложения по членам предложения.
3 часть.
Напиши, раскрывая скобки.
(За)шёл (за)дом, (на)резать (на)кусочки, (до)шёл (до)ворот, (о)чистил (от)скорлупы, (по)ехал (по)(по)бережью.
ВПТ – 22.
Отличие предлога от приставки.
1 часть.
Имена существительные, прилагательные, глаголы – самостоятельные части речи и могут вступать в отношения с другими словами. Однако без предлогов ничего не получится. Именно они обозначают отношение места (прийти на работу), совместности (гулять с собакой), причины (опоздать из-за транспорта) и другие.
Слово предлог буквально означает «перед словом». Это служебная часть речи.
- Без какой части речи имена существительные, прилагательные , глаголы не могут вступать в отношения с другими словами?
-Что могут обозначать разные части речи с предлогами?
-Что означает слово «предлог»?
В отличие от приставок предлоги пишутся раздельно. Между предлогом и словом, к которому оно относится, можно вставить другое слово: платье из ситца – платье из розового ситца.
Предлоги никогда не стоят перед словами, которые обозначают действие предмета: побежали, прочитали, приехали.
- Как пишутся предлоги со словами? Перед какими словами не стоят предлоги?
2 часть. 1 уровень.
1. Где предлоги, а где приставки? Составь с этими словами предложения.
Навес – на вес. Согнём – с огнём. Подушки – под ушки.
2. Спиши. Выдели приставки. Подчеркни слова с предлогами.
Заяц поиграл с товарищем. Покопал немного морозный снег. Поел озимы и пошёл назад к своему оврагу.
2 уровень.
1. Спиши предложения. Между предлогами и словами, к которым они относятся, вставь прилагательные.
Я гулял по … саду. Моя мама работает на … фабрике. На … поляне росли цветы, порхали бабочки над … цветами. По … небу плыли пушистые облака. Белка прыгала с … ветки на … ветку.
2. Спиши предложения, раскрывая скобки.
(На)ступила (на)стоящая зима. (По)льду (через)реку (про)тянулась дорога. (На) стёклах мороз (на)рисовал (пре)красные узоры. Землю (по)крыл белый пушистый снег.
3 уровень.
1. Спиши, употребляя подходящие по смыслу предлоги (по, от, до, к, у, в, под).
Живут плавунчики … берегам рек, озёр. Они не плавают, не ныряют. Бегают … воды … берегу и кланяются носом … земли. Носом они достают себе еду … тине, … камешками или … траве.
2. Спиши. Рядом напиши сочетания слов с предлогом.
Бесконечная дорога – дорога без конца, бескрайние степи - …, настенные часы - …, загородная поездка - …, подводный мир - …, безлунная ночь - … .
3 часть.
Из данных словосочетаний составь предложения. Подчеркни главные и второстепенные члены предложения.
Солнечный день, подъехать к станции, любимое занятие, красивое платье.