Галяс Марина Юрьевна МОУ СОШ №3
Г. Комсомольска-на-Амуре, Хабаровского края
Из опыта работы в класса с КРО.
Создание ситуации успеха в классах КРО.
Происходящие в обществе процессы (негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации) особенно болезненно сказываются на детях. В последнее время психологи, педагоги и медицинские работники отмечают неуклонный рост числа детей, не готовых к обучению в общеобразовательных классах. Поэтому коррекционно-развивающие классы- один из выходов из данной ситуации. Цель организации компенсирующих классов- создание для школьников, испытывающих затруднения в освоении общеобразовательных программ, адекватных их особенностям условий воспитания и обучения, позволяющих предупредить дезадаптацию в условиях образовательного учреждения.
У детей, обучающихся в классах КРО, наблюдаются: низкий уровень знаний, низкий уровень интеллектуального развития, отсутствие познавательного интереса, адекватной самооценки, частые пропуски уроков без уважительной причины, отсутствие контроля со стороны родителей (т.к. чаще всего это дети из асоциальных семей).
Возникают вопросы: А кто будет бороться за тех детей, кому, кроме школы, помочь некому? Как учить таких детей? Как изменить их отношение к учению?
Конечно, работа с детьми ущербными, обездоленными, «трудными» требует педагогического подвижничества, что всегда было свойственно российскому учителю. Так давайте «ежедневно» , «ежечасно» делать «что-то», чтобы «продвинуть» каждого ребёнка как можно дальше.
Я уже восьмой год преподаю математику в коррекционно-развивающих классах. Делаю всё, чтобы помочь таким детям. Стараюсь, чтобы на моём уроке ребёнок испытывал ощущение комфорта, защищённости и, безусловно почувствовал себя успешным.
Математика объективно является одной из самых сложных дисциплин, а для таких учащихся особенно сложной. На своих уроках стараюсь создавать оптимальные условия для усвоения программного обучения, меняю формы и методы преподавания. Отбираю учебный материал в соответствии с принципом доступности, который по содержанию и объёму посилен детям. Обучение математике не должно быть настолько трудным, чтобы стать непосильным для учащихся, не подорвать их веру в свои силы и возможности.
Особое внимание уделяю началу урока. У учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя, поэтому с первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности положительный эмоциональный настрой. Чтобы сразу настроить учащихся на урок математики, я провожу устный счёт: «гимнастику ума». Хорошо развитые у учащихся навыки устного счёта – одно из условий их успешного обучения. Устный счёт , я всегда провожу так , чтобы ребята начинали с лёгкого , а затем постепенно брались за вычисления , более трудные. Если сразу обрушить на учащихся сложные задания , ребята обнаружат своё собственное бессилие , растеряются, а их инициатива будет подавлена.
Тщательно отбираю материал, далее определяю, кому какое задание дать, чтобы ребёнок обязательно его выполнил .Тем самым вызываю у них удовлетворение от того, что они справились с заданием. Стараюсь поощрить даже небольшой успех ученика, отмечаю добрым словом «отлично», «молодец», «умница» и т.д. Формирую, у учеников, уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться .Даже, мы, взрослые люди, любим, когда коллеги и руководители замечают наши успехи и начинания, по заслугам оценивают наш вклад в позитивное дело. А как приятно слышать ребёнку такие добрые слова.
Нравиться ребятам, когда даю задание на исправление преднамеренно сделанных ошибок в решении, на восстановление частично стёртых записей. Правильно ли решена задача? Найдите ошибку. Недописанная фраза, недорешённая задача, недосказанное условие в задаче стимулируют работу учащихся.
Предлагаю задачи, в которых по предлагаемым данным нужно отыскать всё, что возможно. Например, задача по геометрии, определите вид треугольника, узнай о нём всё, что возможно. Т.е. учащиеся вынуждены сами сформулировать цели своей работы. Когда они ищут то, что они сами спланировали, задача становится для них личностно значимой, а весь класс задаёт себе один и тот же вопрос: Кто же из нас отыщет больше сведений о данном треугольнике?
Обязательно провожу математические диктанты, так как в них даются уже знакомые, ранее отработанные темы, учащиеся легко воспринимают диктант на слух. Ценность умения воспринимать на слух неоспорима: это приводит к умению слушать учителя, собеседников и вырабатывает многие другие положительные качества. Выставляются не оценки, а баллы, которые заносятся в таблицу и в конце недели суммируются. Получается рейтинг за несколько уроков. Такое рейтинговое оценивание в отличие от обычной системы оценивания является стимулом к осознанному обучению.