Андреева Светлана Николаевна,
учитель информатики и ИКТ
МБОУ СОШ № 6 с. Арзгир
Арзгирского района Ставропольского края
“Организация проектной деятельности школьников”.
Люди, как и весь мир, бывают очень разными. Некоторые ходят медленно и вразвалку. Кто-то бегает вприпрыжку и ходит по бордюрам, блестя восторженными глазами. Кто-то любит петь, танцевать, а кто-то путешествовать.
Но…“Кто я?” Не раздумывая: “Я – учитель”. Наверное, это неправильно. Наверное, правильнее было бы сказать: “Я – мать”, или “Я – женщина”. Но “Я – учитель!”
Учитель – не профессия, а образ жизни, сообразно которому я живу, спеша изо дня в день на уроки. Иначе это назвать нельзя, ведь мысли учителя постоянно о школе: днём, вечером, ночью, во время каникул и отпуска.
Главной задачей учителя я считаю не просто научить, а научить учиться, то есть показать наиболее удобный путь получения информации, ее анализа, грамотного использования и оформления.
Я всегда готова сделать шаг навстречу ребёнку, завести разговор на интересующую его тему, стараюсь обойтись без нравоучений. Не так-то это просто быть Учителем. Я думала: провёла урок, проверила тетради, выставила отметки в журнал, похвалила отличника, пожурила нерадивого – и ты уже учитель. Нет, всё намного глубже и серьёзнее. Но это мой сознательный выбор. Я устраиваю свою жизнь так, чтобы достойно носить имя Учителя. И каждый мой день – это очередной шаг к этому высокому званию.
Сегодня школа призвана, основываясь на личностно-ориентированном подходе в образовании, формировать компетенции, которые позволят каждому выпускнику школы стать успешной личностью в самостоятельной жизни. Поэтому методическая система обучения информатике претерпевает существенные изменения. Если вначале курс был однозначно ориентирован на изучение алгоритмов и программ, а затем и информационных технологий, то теперь важнейшим моментом становится формирование мировоззрения, основанного на системно-информационном подходе.
Актуальным является вопрос и о формировании в сознании учащихся не только алгоритмической, но и образной составляющей мышления. Поэтому основное внимание уделено интерактивной работе учащихся с компьютером. В результате такого взаимодействия при моделировании различных объектов (явлений) человек получает навыки принятия решения, выдвижения и проверки гипотез на основе вычислительного эксперимента.
В своей учебно-педагогической деятельности в зависимости от степени подготовки учащихся, новизны и сложности изучаемого материала, возраста детей, использую различные методы обучения и формы организации и проведения урока.
Учащиеся школы участвуют в различных конкурсах, олимпиадах. И, конечно, уже есть результаты.
Название олимпиады | Уровень | Количество победителей и призёров |
Международный проект «VIDEOUROKI» | дистанционная олимпиада | Заика Дмитрий, Гречко Артем, Капуста Полина, Стоян Яна |
РАССУДАРИКИ | Всероссийский творческий конкурс презентация «Поэзия осениа» | Барабаш Татьяна |
ВОПРОСИТА | Всероссийский конкурс блиц-олимпиада «Компьютер по косточкам» | Шатов Артем, Золотарев Илья, Понамаренко Анна |
РИСОВАЛКИН | Международный творческий конкурс: фотоколаж «Моя мама водитель», презентация «Поэзия осени» | Андреева Дарина Барабаш Татьяна |
Но меня, всегда волнует вопрос: как при малом количестве часов, довольно обширной программе и огромном интересе школьников сделать преподавание базового курса информатики интересным, наглядным, изучаемый материал – запоминающимся надолго, а не на один урок. На основе небольшого опыта преподавания информатики я пришла к выводу, что именно проектный метод позволяет добиться положительной мотивации к учению, активизировать познавательные процессы, способность синтезировать накопленные знания и рассматривать любую проблему как систему взаимосвязанных объектов.
К концу учебного года, я предоставляю ученику или малой учебной группе (2 – 3 человека) возможность выбора темы проектной работы, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Ребята выдвигают проблему, проводят исследования, предлагают свои формы организации ресурса или программного продукта, решая при этом, кроме образовательной и коммуникативную задачу. И чем больше возникает споров и обсуждений, тем совершеннее получается работа.
Хочется отметить, что метод проектов играет значительную роль при изучении отдельных тем. Приведу несколько примеров.
При отработке навыков работы в графическом редакторе MS Paint после разбора теоретического материала я учащимся предлагаю, например, создать “Чертеж дома вашей мечты”, “Поздравительную открытку”, “Почтовую марку”.
При изучении MS Word даю задания, которые будут интересны и познавательны: учащимся помладше - сочинить сказку, рассказ на любую понравившуюся им тему, а старшеклассникам – написать эссе. Красиво, грамотно оформленная работа каждого ученика (без фамилии, имени) оценивается мною, одноклассниками и учениками другого класса.
При изучении темы “Создание презентаций средствами Power Point” создаем проект на различные темы по выбору учащихся. Учащиеся разбиваются на группы, выбирают направление, собирают материал, создают презентацию и защищаются. Затем все работы объединяются в одно целое. Радость учащихся неимоверная, ведь каждый внес свой вклад в такой грандиозный проект (приложение 1, приложение 2).
Я считаю, что метод проектов позволяет добиваться лучших результатов при изучении программирования и офисных технологий. Если говорить об уроках в целом, то их всегда начинаю с психологической установки на доброжелательное сотрудничество, чтобы вызвать у детей положительные эмоции. После фазы вхождения в урок наступает оптимальный период, характеризующийся устойчивым темпом работы и высокой работоспособностью учащихся. Чтобы продлить его, правильно регламентирую продолжительность полезной деятельности и рационально чередовать различные ее виды.
Изучение предмета “Информатика” предъявляет к учителю особые требования. Во-первых, это должен быть достаточно эрудированный человек. Знание таких предметов, как русский язык, математика, физика, английский язык просто необходимо. Во-вторых, информатика – наука быстроразвивающаяся. Почти ежегодно обновляется парк машин, меняется их программное обеспечение. В-третьих, проведение лабораторно-практических занятий заставляет учителя быть и психологом и техником одновременно. В-четвёртых, учителю необходимо умение связать теоретическую и практическую части обучения.
Большую роль уроки информатики играют и для организации межпредметных связей. А сумеет ли кабинет информатики превратиться в творческую мастерскую, зависит от его хозяина.