«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Итоговая контрольная работа по биологии 5 класс

Итоговая контрольная работа по биологии 5 класс. Тест

Олимпиады: Биология 5 - 11 классы

Содержимое разработки


Итоговая контрольная работа по биологии в 5 классе  1 вариант


Часть А. Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных


1. Наука о живой природе носит название

а) физика    б) биология     в) химия       г) география

2. Сложный прибор, с помощью которого можно рассмотреть клеточное строение растения, называется:

а) увеличительное стекло б) микроскоп в) штативная лупа г) микропрепарат 3. Изучение объекта с помощью линейки и весов получило название

а) разглядывание  б) наблюдение   в) измерение  г) экспериментирование

4. Резервуар, содержащий клеточный сок, носит название

а) вакуоль б) цитоплазма в) ядро г) хромосома

5 . Хлоропласты – это:

а) зеленые пластиды растений б) носители наследственной информации клетки

в) сахара, образующиеся в листьях растений г) особые белки

6. Самой крупной группой классификации является

а) вид   б) царство  в) род г) класс

7. К неклеточным формам жизни относятся

а) бактерии   б) вирусы    в) простейшие    г) дрожжи

8. НЕ ядовитым грибом является

а) масленок б) бледная поганка в) ложный опенок г) желчный гриб

9. Воздействие человека на природу, это фактор

а) антропогенный б) биотический   в) абиотический   г) биологический

10. Дождевой червь обитает в среде

а) в наземно – воздушной  б) в почвенной   в) в водной     г) в организменной

Часть В.

11. Выбери ТРИ правильных утверждения из шести предложенных

а)  Клетка бактерии состоит из оболочки, цитоплазмы и ядра

б) Клетка бактерии не имеет ядра

в) Грибы – это растения

г) Грибы и Растения – разные царства природы

д) Тело водоросли состоит из корня и побега.

е) Животных делят на беспозвоночных и позвоночных


12. Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов

ОРГАНИЗМЫ

НАУКИ

а) шиповник

б) жаворонок

в) собака                                           

г) берёза
д) лиственница

е)  паук-крестовик

1) ботаника

2) зоология    


13. Выберите ТРИ правильных ответа. Методами изучения живой природы являются:

а) координация б) сложение в) измерение г) вычитание

д) эксперимент е) наблюдение


14. Какие царства живых организмов вы знаете?


15. Значение растений в природе.










Номер задания

Ответ

А1

б

А2

б

А3

в

А4

1

А5

1

А6

б

А7

б

А8

а

А9

а

А10

б

В1

б г е

В2

122112

В3

356

С1

5 царств: растения, животные, грибы, бактерии, вирусы

С2

1) растения обогащают воздух кислородом; 2) растения поглощают из воздуха углекислый газ; 3) растения служат пищей растительноядным животным., 4) лекарство для животных.

Критерии оценивания

Оценка «5» 22-20 баллов

Оценка «4» - 19-16 баллов

Оценка «3» -15-10 баллов

Оценка «2» - 9 и ниже


























Итоговая контрольная работа по биологии в 5 классе 2 вариант

Часть А.  Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных


1. Клетку окружает и отделяет от внешней среды

а) вакуоль б) ядро   в) цитоплазма   г) клеточная мембрана  

2. К прокариотам относятся

а) бактерии     б) лишайники     в) простейшие      г) дрожжи

3. Научный метод исследования, не предполагающий никаких манипуляций по отношению к нему
а) наблюдение   б) рассматривание г) эксперимент  д) измерение

4Основная и наименьшая единица классификации

а) класс   б) царство    в) вид   г) род

5. Ядро отсутствует в клетках

а) растений  б) простейших  в) грибов  г) бактерий

6.  Зелёный пигмент хлорофилл находится в клетках

а) амёб   б) растений     в) грибов     г) крокодилов

7. Каков отличительный признак лишайников

а) сожительство гриба и корня растения   б) обитание в организме хозяина

в) сожительство гриба и водоросли           г) размножение спорами

8. В природном сообществе растения обычно выполняют функцию

а) потребителя     б) производителя   в) «разлагателя»   г) хищника

9. Съедобным грибом является

а) лисичка б) бледная поганка в) ложный г) желчный гриб

10.Территория, на которой запрещена любая деятельность людей

а) зоопарк      б) берёзовая роща   в) лесопарк   г) заповедник

Часть В.


11. Выбери ТРИ правильных утверждения

а) бактерии – это примитивные одноклеточные организмы

б) растения поглощают только готовую пищу

в) грибы, растения и животные – многоклеточные организмы

г) тело простейших состоит из многих клеток

д) простейшие – одноклеточные организмы

е) тело цветкового растения состоит из побега и корня


12. Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов

ОРГАНИЗМЫ

Среда обитания

а)   окунь

б)    крот
в)   сорока                                            

г)   медуза

д)   заяц

е)   дождевой червь

1) наземно-воздушная

2) водная

3) почвенная  


13. Выберите ТРИ правильных ответа. Наука микология изучает:

а) водоросли б) мхи в) шляпочные грибы г) животных

д) одноклеточные грибы е) паразитические и плесневые грибы


14. Назовите основные части клетки?


15. Какие царства живых организмов вы знаете?







Ответы к итоговой контрольной работе по биологии для 5 класса

Номер задания

Ответ

А1

г

А2

а

А3

а

А4

в

А5

г

А6

б

А7

в

А8

б

А9

а

А10

г

В1

А д е

В2

231213

В3

356

С1

Цитоплазма, ядро, клеточная стенка

С2

5 царств: растения, животные, грибы, бактерии, вирусы.


Критерии оценивания

Оценка «5» 22-20 баллов

Оценка «4» - 19-16 баллов

Оценка «3» -15-10 баллов

Оценка «2» - 9 и ниже





























Итоговая контрольная работа по биологии в 5 классе 3 вариант


Часть А. Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных


1. Отношения организмов между собой и окружающей средой изучает наука:

а) генетика б) цитология в) зоология г) экология

2. Бактерии размножаются:

а) делением клетки б) с помощью спор в) вегетативным путем г) половым путем

3. Грибом - паразитом является

а) масленок б) трутовик в) пеницилл г) бледная поганка

4. Клетки грибов, в отличие от растительных клеток, не имеют:

а) ядра б) цитоплазмы в) вакуоли г) хлоропластов

5. Самой крупной группой классификации является

а) вид    б) царство  в) род г) класс

6. В растительной клетке хромосомы находятся в:

а) ядре б) цитоплазме в) вакуолях г) клеточном соке

7 . Клетки бактерий, в отличие от растительных клеток, не имеют:

а) ядра б) цитоплазмы в) вакуоли г) оболочки

8. Среди перечисленных экологических факторов нельзя отнести к абиотическим:

а) влажность б) свет в) конкуренцию за пищу г) температуру

9. Грибы из корней деревьев получают:

а) витамины б) органические вещества в) минеральные вещества г) гормоны

10. Скат обитает в среде

а) в наземно – воздушной  б) в почвенной   в) в водной     г) в организменной

Часть В.

11. Выбери ТРИ правильных утверждения из шести предложенных

а) клетка бактерии состоит из оболочки, цитоплазмы и ядра

б) клетка бактерии не имеет ядра

в) грибы – это растения

г) грибы и растения – разные царства природы

д) тело водоросли состоит из корня и побега

е) лишайник – симбиотический организм

12. Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов

СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ

ОРГАНОИД

А) в ней расположены все органоиды клетки

1) Цитоплазма

Б) бесцветное вязкое вещество

2)Хлоропласт

В) содержит пигмент хлорофилл


Г) содержит зеленый пигмент

Д) при сильном нагревании или замораживании разрушается


13. Выберите ТРИ правильных ответ. Значение лишайников:

а) разрушают горные породы б) связывают атмосферный азот

в) служат кормом для животных г) участвуют в почвообразовании

д) сырье для получения агар-агар е) сырье для получения антибиотиков


14. Какое значение имеет оболочка в жизни клетки?


15. Назовите представителей водной среды обитания и приспособления у животных к этой среде.









Номер задания

Ответ

А1

4

А2

1

А3

2

А4

4

А5

б

А6

1

А7

1

А8

3

А9

2

А10

3

В1

2 4 6

В2

11221

В3

3 4 5

С1

Защищает содержимое клетки, придаёт форму

С2

Раки, дельфины, моржи, рыбы – обтекаемая форма тела, жабры, плавники.

Критерии оценивания

Оценка «5» 22-20 баллов

Оценка «4» - 19-16 баллов

Оценка «3» -15-10 баллов

Оценка «2» - 9 и ниже

































Итоговая контрольная работа по биологии в 5 класс 4 вариант


Часть А. Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных


1. Растительная клетка снаружи покрыта

а) цитоплазмой б) вакуолью в) клеточной оболочкой г) хромосомами

2. Зеленые пластиды носят название

а) хлоропласты б) хромопласты в) лейкопласты г) хромосомы

3. Какая ткань осуществляет рост растения в высоту

а) фотосинтезирующая б) основная в) покровная г) проводящая

4. К семенным растениям относят растения

а) цветковые б) цветковые и голосеменные

в) цветковые, голосеменные, папоротники, хвощи и плауны

г) цветковые, голосеменные, папоротники, хвощи, плауны и мхи

5. Основной частью лупы и микроскопа является:

а) зеркало б) увеличительное стекло в) штатив г) тубус

6. Важнейшим признаком представителей царства Растения является способность к:

а) дыханию б) питанию в) фотосинтезу г) росту и размножению

7. Самые маленькие обитатели нашей планеты:

а) растения б) вирусы в) животные г) бактерии

8. Синица обитает в среде

а) в наземно – воздушной  б) в почвенной   в) в водной     г) в организменной

9. Плесневым грибом является

а) подберезовик б) мухомор в) ложный опенок г) мукор

10. В природном сообществе бактерии обычно выполняют функцию

а) потребителя     б) производителя   в) разрушителя г) хищника

Часть В.

11. Выбери ТРИ правильных утверждения из шести предложенных

а) животные не способны сами создавать органические вещества

б) трутовик, дрожжи и плесень – это бактерии

в) среда обитания включает компоненты живой и неживой природы

г) живые организмы в природе живут совместно, образуя сообщества

д) самые маленькие организмы – это растения

е) клетки не могут быть самостоятельными организмами

12. Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов


СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ

ОРГАНОИД

а) в ней расположены поры

1) оболочка

б) содержит ядрышко

2) ядро

в) образована целлюлозой


г) управляет всеми процессами жизнедеятельности клетки

д) содержит и хранит наследственную информацию


13. Выберите ТРИ правильных ответа. Методами изучения живой природы являются:

а) координация б) сложение в) измерение г) вычитание

д) эксперимент е) наблюдение


14. Кто такие вирусы? Значение вирусов? 


15. По каким причинам растения и животные становятся редкими.






Номер задания

Ответ

А1

3

А2

1

А3

2

А4

2

А5

2

А6

3

А7

2

А8

1

А9

4

А10

в

В1

1 3 4

В2

12122

В3

356

С1

Внеклеточные организмы. Вызывают заболевания у человека, животных и растений

С2

Браконьерство, загрязнение окружающей среды, пожары, вырубка леса.

Критерии оценивания

Оценка «5» 22-20 баллов

Оценка «4» - 19-16 баллов

Оценка «3» -15-10 баллов

Оценка «2» - 9 и ниже

































Спецификация итоговой контрольной работы по биологии в 5 классе

1. Назначение работы (итоговая контрольная работа проводится в конце учебного года с целью определения уровня подготовки учащихся 5 классов школы в рамках мониторинга достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы).

2. Содержание работы.

Содержание и основные характеристики проверочных материалов определяются на основе следующих документов:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2011 № 1897).

  • Основная образовательная программа ООО МАОУ СОШ 3 УИОП г. Усинска.

  • 3. Структура работы.

  • Каждый вариант диагностической работы состоит из 15 заданий: 10 заданий с выбором одного правильного ответа, 3 задания с кратким ответом и 2 задания с развернутым ответом.

  • 4. Время выполнения работы.

  • На выполнение всей итоговой контрольной работы отводится 45 минут.

  • 5. Условия проведения итоговой контрольной работы, не включает дополнительные материалы и оборудование.

  • 6. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.

  • Каждое задание части А оценивается в 1 балл. Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 22 баллов. Задание с кратким ответом или с выбором ответа считается выполненным, если записанный ответ совпадает с критериями ответа. Задание с развернутым ответом оценивается учителем с учётом правильности и полноты ответа в соответствии с критериями оценивания.

  • 7. Распределение заданий итоговой контрольной работы по содержанию и проверяемым умениям.

.

Блок содержа­ния

Объект оценивания

Код про­веряемых умений

Тип за­да­ния

Уро­вень сложно­сти

Мак­си­маль­ный балл за вы­полне­ние

1.

Биология – наука о живых организмах

Биология как наука. Умение объяснять роль биологии в практической деятельности людей.

2.1.1.

ВО

Б

1

2.

Биология – наука о живых организмах

Свойства живых организмов. Умение называть свойства живых организмов. Умение сравнивать проявление свойств живого и неживого.

2.4.

ВО

Б

1

3.

Биология – наука о живых организмах

Методы изучения живых организмов.

2.2.1.

ВО

Б

1

4.

Биология – наука о живых организмах

Методы изучения клетки. Умение объяснять устройство увеличительных приборов

2.1.3.

ВО

Б

1

ВО

Б

1

5.

Биология – наука о живых организмах

Строение и жизнедеятельность клетки. Умение сравнивать растительную и животную клетки. Умение проводить множественный выбор

2.3.1.,2.4.

КО

П

2

6.

Многообразие живых организмов

Умение выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности вирусов, бактерий.

1.1.1.,2.4.,2.5.

ВО

Б

1

ВО

Б

1

7.

Многообразие живых организмов

Умение приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых вирусами и бактериями. Умение проводить множественный выбор

2.1.2.,3.1.

КО

П

2

8.

Многообразие живых организмов

Умение объяснять роль вирусов и бактерий в природе и жизни человека. Умение приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых вирусами и бактериями. Умение работать с текстом биологического содержания

2.1.2.,2.6.,3.1.

РО

В

3

9.

Многообразие живых организмов

Умение характеризовать главные признаки растений.

1.1.1.,2.4.,2.5.

ВО

Б

1

10.

Многообразие живых организмов

Умение сравнивать цветковые и голосеменные растения, характеризовать их сходство и различия. Умение устанавливать соответствие

2.4.,2.5.

КО

П

2

11.

Многообразие живых организмов

Умение характеризовать главные признаки животных

1.1.1.,2.4.,2.5.

ВО

Б

1

12.

Многообразие живых организмов

Умение выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов

1.1.1.,2.4.,2.5.

ВО

Б

1

13.

Жизнь организмов на планете Земля.

Умение различать и характеризовать разные природные сообщества.

2.4.

ВО

Б

1

14.

Жизнь организмов на планете Земля.

Умение объяснять роль живых организмов и круговорота веществ в природном сообществе. Умение устанавливать соответствие.

2.1.4.

КО

П

2

15.

Человек на планете Земля.

Умение описывать внешний вид предков человека. Умение характеризовать особенности строения тела и жизнедеятельности предков человека .

2.7.

ВО

Б

1

КОДИФИКАТОР

Перечень элементов содержания, проверяемых на контрольной работе по биологии

Код элементов

Проверяемые умения

1. Знать/понимать

 

1.1

признаки биологических объектов

 

1.1.1

живых организмов (растений, животных, грибов и бактерий)

2.Уметь

 

2.1

объяснять

 

2.1.1

роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;

 

2.1.2

роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности;

 

2.1.3

устройство увеличительных приборов

 

2.1.4

объяснять роль живых организмов и круговорота веществ в природном сообществе

 

2.2

изучать биологические объекты и процессы

 

2.2.1

описывать и объяснять результаты опытов

 

2.3

распознавать и описывать

 

2.3.1

на рисунках (фотографиях) основные части и органоиды клетки

 

2.4

сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения

 

2.5

определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация)

 

2.6

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в научно-популярном тексте необходимую биологическую информацию о живых организмах, процессах и явлениях; работать с терминами и понятиями

 

2.7

характеризовать особенности строения тела и жизнедеятельности предков человека

3.Использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни

 

3.1

для соблюдения мер профилактики: заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее