«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

История русского костюма

Презентация "История русского костюма" содержит информационный и иллюстративный материал по данной теме, даёт подробное описание женского и мужского костюма, в том числе праздничного. Может быть использована при изучении раздела "Конструирование и моделирование одежды", проведении внеклассных занятий, классных часов, во внеурочной деятельности.

Олимпиады: Технология 1 - 4 классы

Содержимое разработки

История русского национального костюма

История русского национального костюма

Исторически народный костюм связан с Византией, откуда были родом первые жёны русских правителей- княжей.

Исторически народный костюм связан с Византией, откуда были родом первые жёны русских правителей- княжей.

  • Византию и Русь объединило христианство, которое было принято в конце 9 века (период Киевской Руси)
Древнерусские рубахи были прямого покроя туникообразной формы и кроились из перегнутого пополам полотнища и называлась – руб.  Бывают рубахи будничные и праздничные, ворожбенные, покосные, свадебные и похоронные. Оттого и шьются они по-разному, разные обереги несут, из разного материала делаются. Так же различают рубахи: исподки – нательные (холщовые) и красные – верхние нарядные (отсюда красно платье).

Древнерусские рубахи были прямого покроя туникообразной формы и кроились из перегнутого пополам полотнища и называлась – руб.

Бывают рубахи будничные и праздничные, ворожбенные, покосные, свадебные и похоронные. Оттого и шьются они по-разному, разные обереги несут, из разного материала делаются.

Так же различают рубахи: исподки – нательные (холщовые) и красные – верхние нарядные (отсюда красно платье).

Наиболее ранними считались косоклинные сарафаны. Шились они из домотканого шерстяного материала черного, темно-синего или красного цветов. Покрой их - два прямых полотнища спереди, швы по центру и по бокам. У распашных сарафанов между полотнищами располагалась застежка со множеством пуговиц. Спинка косоклинных сарафанов имели одно прямое полотнище и два клина по бокам, иногда к клиньям пришивали по 2 и даже 4 подклинка. Подолы сарафа­нов богато украшались красным сукном, лентами, блестками, золотой тесьмой. Вторая разновидность сарафанов - прямые, «московские». Они сменили косоклинные. Покрой их на удивление прост. Сарафан шьется из 4-5 прямоугольных полотнищ, собранных на груди и спине под обшивку, без застежки, удерживается на плечах лямками. Нагрудник или навершник – это верхнее короткое платье с короткими рукавами и круглым вырезом, украшенное по подолу и горловине вышивкой или полосами ткани другого цвета Рубаха, понева, навершник. Рубаха и сарафан

Наиболее ранними считались косоклинные сарафаны. Шились они из домотканого шерстяного материала черного, темно-синего или красного цветов. Покрой их - два прямых полотнища спереди, швы по центру и по бокам. У распашных сарафанов между полотнищами располагалась застежка со множеством пуговиц. Спинка косоклинных сарафанов имели одно прямое полотнище и два клина по бокам, иногда к клиньям пришивали по 2 и даже 4 подклинка. Подолы сарафа­нов богато украшались красным сукном, лентами, блестками, золотой тесьмой. Вторая разновидность сарафанов - прямые, «московские». Они сменили косоклинные. Покрой их на удивление прост. Сарафан шьется из 4-5 прямоугольных полотнищ, собранных на груди и спине под обшивку, без застежки, удерживается на плечах лямками.

Нагрудник или навершник – это верхнее короткое платье с короткими рукавами и круглым вырезом, украшенное по подолу и горловине вышивкой или полосами ткани другого цвета

Рубаха, понева, навершник.

Рубаха и сарафан

Одеяние того времени включало в себя

Одеяние того времени включало в себя

  • рубаху ( alussärk) , к которой были отдельно пришиты рукава (käised )
  • Сарафан ( nn käisteta kleit)
Замужние женщины не должны были появляться на людях «простоволосыми», т.е. без головного убора. Чтобы накрывать волосы носили повойник. Волосы у них заплетали в одну косу. Замужняя носила передник

Замужние женщины не должны были появляться на людях «простоволосыми», т.е. без головного убора. Чтобы накрывать волосы носили повойник.

Волосы у них заплетали в одну косу. Замужняя носила передник

Головные уборы были разными. Больше всего они различались у замужних и незамужних. Девушки носили кокошник или просто повязывали ленту в волосы. Волосы у девушек были заплетены в две косы. Кокошник

Головные уборы были разными. Больше всего они различались у замужних и незамужних. Девушки носили кокошник или просто повязывали ленту в волосы. Волосы у девушек были заплетены в две косы.

Кокошник

Все головные уборы украшались по разному – вышивкой, бисером, жемчугом.  Головной убор передавался по наследству, он был дорогим во всех смыслах.

Все головные уборы украшались по разному – вышивкой, бисером, жемчугом.

Головной убор передавался по наследству, он был дорогим во всех смыслах.

Название этого женского головного убора происходит от древнеславянского «кокош», обозначавшего курицу и петуха. Характерная черта — гребень, форма которого в разных губерниях была различной. 1. Кокошник 2. кичка или сорока 3. налобник 4. кокошник златоглав сборный .

Название этого женского головного убора происходит от древнеславянского «кокош», обозначавшего курицу и петуха. Характерная черта — гребень, форма которого в разных губерниях была различной.

1. Кокошник 2. кичка или сорока 3. налобник 4. кокошник златоглав сборный

.

Юбка как отдельный элемент одежды появилась достаточно поздно, в 18 веке.  Необходимо отметить, что в различных областях России национальный костюм различен. В северной части России носили сарафан, а в южной части носили поверх рубахи поневу ( seeliku taoline põll ). Цвет сарафана тоже имел значение. Красный сарафан шила мать дочери на свадьбу. Все предметы народного русского костюма всегда широкие и длинные. Традиционный русский синий сарафан .

Юбка как отдельный элемент одежды появилась достаточно поздно, в 18 веке. Необходимо отметить, что в различных областях России национальный костюм различен. В северной части России носили сарафан, а в южной части носили поверх рубахи поневу ( seeliku taoline põll ). Цвет сарафана тоже имел значение. Красный сарафан шила мать дочери на свадьбу. Все предметы народного русского костюма всегда широкие и длинные.

Традиционный русский синий сарафан .

Понева  - это юбка, состоящая из трех полотнищ шер­стяной или полушерстяной ткани, стянутых на талии плетеным узким пояском - гашником; ее носили только замужние женщины. Поверх рубахи и поневы надевали передник – “занавеску”, завязывавшуюся сзади тесемками – 4

Понева

- это юбка, состоящая из трех полотнищ шер­стяной или полушерстяной ткани, стянутых на талии плетеным узким пояском - гашником; ее носили только замужние женщины.

Поверх рубахи и поневы надевали передник – “занавеску”, завязывавшуюся сзади тесемками –

4

Мужской костюм был скромнее. Он состоял из рубахи и длинных штанов, которые назывались порты/портки.  Своеобразие мужкой рубашки в её застёжке – она находится слева. Отсюда другое название рубахи- косоворотка. Реже застёжку делали посередине или справа.

Мужской костюм был скромнее. Он состоял из рубахи и длинных штанов, которые назывались порты/портки. Своеобразие мужкой рубашки в её застёжке – она находится слева. Отсюда другое название рубахи- косоворотка. Реже застёжку делали посередине или справа.

Рубаху подпоясывали поясом, который был предметом гордости и магическим предметом одежды – его так же украшали в соответствии с возможностями и традициями. Мужчины снимали пояс только в бане и кровати. Появиться без пояся в обществе считалось верхом неприличия.
  • Рубаху подпоясывали поясом, который был предметом гордости и магическим предметом одежды – его так же украшали в соответствии с возможностями и традициями. Мужчины снимали пояс только в бане и кровати. Появиться без пояся в обществе считалось верхом неприличия.
Национальный костюм всегда выполняет определённые функции, он:

Национальный костюм всегда выполняет определённые функции, он:

  • практичен
  • гигиеничен
  • эстетичен
Европейский стиль в одежде начал распостраняться после 1700 года, когда Пётр I своим указом обязал всех, кроме крестьян и церковнослужителей, носить европейское платье.  Это повлияло и на народный костюм. В городах европейский стиль распостранился быстро, но в деревне всё оставалось по-старому.

Европейский стиль в одежде начал распостраняться после 1700 года, когда Пётр I своим указом обязал всех, кроме крестьян и церковнослужителей, носить европейское платье. Это повлияло и на народный костюм. В городах европейский стиль распостранился быстро, но в деревне всё оставалось по-старому.

Верхняя одежда  Кафтан  Зипун (riidest õmmeldud pikem mantel)  Шуба ( kasukas)  Тулуп ( samuti kasukas, kuid pikem) Женщины тоже носили шубу. Чем больше было у девушки шуб, тем она была богаче.

Верхняя одежда

  • Кафтан
  • Зипун (riidest õmmeldud pikem mantel)
  • Шуба ( kasukas)
  • Тулуп ( samuti kasukas, kuid pikem)

Женщины тоже носили шубу. Чем больше было у девушки шуб, тем она была богаче.

Особой одеждой была шуба.  Ее носили и крестьяне, и знатные бояре, и царь. На Руси принято было шить шубы мехом внутрь.

Особой одеждой была шуба.

Ее носили и крестьяне, и знатные бояре, и царь. На Руси принято было шить шубы мехом внутрь.

Летом в деревне носили сапоги, лапти ( viisud ), ходили босыми. Зимой одевали валенки ( vildid ) Народ относился с уважением к обуви. Иногда у детей не было своей обуви и им приходилось одевать обувь старших. Обувь берегли . Про обувь написана песня «Валенки »

Летом в деревне носили сапоги, лапти ( viisud ), ходили босыми. Зимой одевали валенки ( vildid ) Народ относился с уважением к обуви. Иногда у детей не было своей обуви и им приходилось одевать обувь старших. Обувь берегли . Про обувь написана песня «Валенки »

1-лапоть 2,3-поршни 4-7-чоботы 8-башмаки 9, 10,11, 12, 13-сапоги. Мастера-кожевники, «усмари» Древней Руси, шили кожаную обувь на деревянных колодках, которые делались иногда раздвижными. При этом обувь на правую и левую ногу нередко кроилась одинаково. Именно такую мягкую обувь, а также лапти подразумевает старинный совет: чтобы отделаться в лесу от Лешего, надень обувь с правой ноги на левую, а с левой – на правую.  Древние знаки рода, служившие когда-то самым первым украшением обуви, со временем развились в богатый узор. Кожаную обувь расшивали цветными нитками, делали прорези и проплетали в них ремешки, создавая рисунок. Нельзя исключать, что кожу для обуви красили в разные цвета.  Кожаную обувь наших пращуров можно подразделить на три большие группы: поршни, башмаки, сапоги . 20

1-лапоть

2,3-поршни

4-7-чоботы

8-башмаки

9, 10,11, 12, 13-сапоги.

Мастера-кожевники, «усмари» Древней Руси, шили кожаную обувь на деревянных колодках, которые делались иногда раздвижными. При этом обувь на правую и левую ногу нередко кроилась одинаково. Именно такую мягкую обувь, а также лапти подразумевает старинный совет: чтобы отделаться в лесу от Лешего, надень обувь с правой ноги на левую, а с левой – на правую. Древние знаки рода, служившие когда-то самым первым украшением обуви, со временем развились в богатый узор. Кожаную обувь расшивали цветными нитками, делали прорези и проплетали в них ремешки, создавая рисунок. Нельзя исключать, что кожу для обуви красили в разные цвета. Кожаную обувь наших пращуров можно подразделить на три большие группы: поршни, башмаки, сапоги .

20

Народный костюм надевают на праздники и важные события. Невозможно себе представить народный ансамбль без национального костюма.

Народный костюм надевают на праздники и важные события. Невозможно себе представить народный ансамбль без национального костюма.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее