Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Студеновская средняя общеобразовательная школа
«Образы сказочных героев»
( исследовательская работа)
Работу выполнила:
ученица 4 класса
Мурина Злата.
Руководитель:
учитель начальных классов
Мурина Н.П.
2018 год
Оглавление
Введение ………………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие сказка……………………………………………………………….4
Глава 2. К истории появления костюма …………………………………………….5
Глава 3. Одежда и украшения человека (по материалам русской сказки)……… 6
Заключение ……………………………………………………………………………10
Список литературы……………………………………………………………………11
Введение
Интересы моей исследовательской работы «Одежда, обувь и украшения человека» (по материалам русских сказок) отражаются в сказках.
Актуальность исследования заключается в том, что сказка несет в себе поучительную информацию, передаваемую из поколения в поколение, вера в которую основана на уважении к своим предкам, поэтому мне просто необходимо выявить какую одежду, обувь и украшения носил человек в русских сказках.
Объектом моего исследования является сборники различных сказок.
Предметом исследования явились одежда, обувь и украшения героев в сказках.
Цель моей работы– выявить особенности костюма, обуви и украшений героев сказок.
Поставленная цель предполагает конкретные задачи:
1. Выявить особенности одежды, обуви и украшений героев сказок.
2. Сравнить одежду, обувь и украшения героев сказок разных сословий.
Мною было исследовано более 20 сказок разных видов.
Методы исследования: описательный и сравнительный.
Глава 1
Слово «сказка» засвидетельствовано в письменных источниках не ранее XVI века. Оно произошло от слова «казать», и имело значение «перечень», «список», «точное описание». Сказка предполагает, что о ней узнают и узнают «для чего» она нужна. Сказки – самые древние творения человеческого духа. Сказка – один из популярных и любимых жанров в фольклоре и литературе.
Мы ещё не умели ходить, но уже слышали от наших мам и бабушек сказки. Сказка нужна для обучения ребенка в семье правилам и цели жизни, достойного отношения к другим людям. Самым многочисленным видом сказок являются социально-бытовые сказки. Они в наибольшей степени отражают реальную жизнь народа, а так же их одежду.
Сказка – это повествовательное, обычно народно – поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.
Сказка – вечно ищущая правды и справедливости, любви и счастья душа народа, воплощённая в слове. Национальные черты сказки определяются фольклорными традициями народа.
Издавна сказка считалась не только самым распространенным, но и необычайно любимым жанром детей. Всем хорошо известны традиционные персонажи русских сказок: Баба-яга, Василиса Премудрая, Иван-царевич, волшебные помощники (утка, заяц, медведь и другие).
Никто не знает, где появилась первая сказка. Никто не знает, почему эти древние сказания пережили столько эпох и до сих пор радуют взрослых и детей. Сказка полна светлой веры в победу добра, сказка показывает возможность чуда; в ней уживается фантастическое и самое реальное, и мы начинаем верить в мир древний и живой, полный светлых видений и существ, способных помочь нам и указать верный путь. Бережно, из поколения в поколение, передавались волшебные сказки... В этих сказках народ выразил свои задушевные идеалы, тайные мысли и образы. Все в них полно смысла. А можно и просто почитать сказки о волшебстве как занятные истории, с мечтой о чуде… Баба-яга, Кощей и прочая нечисть населяют волшебные сказки, а Яга не всегда являет нам силу зла: например, именно она часто указывает герою путь к спасению и направляет его.
Если сказку внимательно читать или слушать, то обязательно поймешь, что в ней главное, всегда отыщешь зерно мудрости. Без намека сказок не бывает, недаром же они часто кончаются лукавой присказкой: «Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок!».
Глава 2
История костюма с древнейших времён до современности является зеркалом, в котором отражается вся история человечества, история стран и народов, которые в различные периоды становления общества проявляли специфические черты и особенности своего бытия в одежде. Костюм, обувь, украшения связаны не только с рукоделием, но и художественным творчеством, этнографией человека. Изучение одежды дает людям ключ к познанию обычаев, обрядов и нравов как существующих народов, так и цивилизаций давно минувших эпох. По форме и окраскам одежды представителей разных народов, по тканям и орнаментам можно узнать многое: статус, положение, достаток и другое. Искусство влияет на внешний облик человека, а по одежде, костюму можно создать представление о культуре общества и его социальном устройстве в различные эпохи и исторические периоды.
Одним словом, в костюме невольно отражается практически всё многообразие духовной и умственной жизни каждого народа в определенный период его развития. Когда на Востоке, колыбели человеческой культуры, научились выделывать богатые ткани, то стали украшать ими своё тело, драпируясь в них.
Позднее, с развитием ткацкого искусства, вместо драпировок ради удобства начали делать первые костюмы – рубахи. Материи, из которых ткались и шились одежды, были сначала тяжелыми и грубыми, и костюм совершенно скрывал формы тела.
Со временем научились выделывать более мягкие ткани, но одежда на Востоке всё-таки продолжала делаться по старому принципу – закрытия тела. Это стремление зависело от религиозных взглядов Востока. Создание костюма имело важное значение для развития общества в целом.
Глава 3
В русских сказках довольно четко прослеживаются различия в характере одежды знати и простолюдинов. Сказка иногда с исключительной прямотой противопоставляет богатые, роскошные одежды господ и простые, дешевые одежды людей из народа. В качестве примера можно привести сказку «Сивка-Бурка», где герой, которого не могут найти среди знатных гостей-бояр и генералов, говорит: «То я полюбился ей (Елене Прекрасной) молодцом, теперь она полюби меня в кафтане простом».
Подобное же противопоставление имеется и в сказке «Горе», не являющейся волшебной по своему характеру; в ней богатый брат приглашает бедного к себе на именины, а тот отказывается, говоря: «Эх, братец, куда мне? Сам знаешь: к тебе придут купцы в сапогах, да в шубах, а я в лаптях хожу да в худеньком сером кафтанишке».
В одной из сказок в сборнике Зеленина одежда простолюдинов прямо называется «крестьянской» и противопоставляется одежде знати.
В зимнее время русские носили обычно меховую одежду. По-видимому, очень распространенными были шубы. В сказках сохранились сведения о шубах соболиных, лисьих, енотовых; имеются упоминания об изделиях из овчины - тулупах и полушубках.
Шубы в старину были длинными и обычно очень широкими. В сказке в такую шубу можно «укутать» двух, а то и трех человек. Именно в такую шубу из соболя заворачивает Илья Муромец «князя с княгинею» во время свиста Соловья-разбойника.
Мужчины в Древней Руси носили холщовые рубахи - косоворотки с костяными или деревянными пуговицами - и подпоясывались узким ремнем. Поверх рубахи весной и осенью надевалась грубошерстная теплая одежда типа кафтана.
Довольно часто упоминаются в русской волшебной сказке «кафтаны».
Кафтан представлял собой тип одежды, характерной особенностью которой являлись длинные рукава; на кафтане имелись пуговицы для застежек спереди. Кафтаны изготавливались из самых разнообразных тканей. Различными были покрой и украшения их. К нарядным кафтанам пристегивали или пришивали высокий стоячий воротничок.
Именно такой кафтан покупает Иван-царевич в сказке, записанной братьями Соколовыми: «... с долгими полами, с большим воротником».
Говорить об одежде русских женщин-крестьянок затруднительно, так как до нас дошли лишь украшения, изготовленные древнерусскими мастерами: височные кольца, бусы, перстни. Сами же одежды не сохранились. Безусловно, эти украшения должны были составлять единое целое с тканью и вышивками костюма.
В русской волшебной сказке очень часто упоминается «цветное платье». Дорогие ткани, которые были одним из основных предметов импорта на Руси, транзитной торговли русских с Византией, азиатским Востоком и Западной Европой, служили для изготовления роскошных платьев, тех самых «цветных платьев», кои носили представители русской знати. Исследователи называют в числе товаров, завозимых на Русь, «шелк шемаханский», «рытый бархат», «атлас», и др. ткани. П.И. Савваитов называет множество тканей, издавна известных русским: камку, атлас, аксамит, бархат. Он пишет, что одной из самых драгоценных тканей в Древней Руси была «камка». Существовали и определенные сорта ее - «адамашка» или «одомашка». Эти ткани привозились на Русь и вообще в Европу из Дамаска.
Если вспомнить, что древнерусские одежды из заграничных тканей украшались драгоценными камнями, покрывались и вышивались золотом и серебром, то становится ясно, что ценность их могла приравниваться к «злату-серебру», иначе говоря, «цветное платье», так часто упоминаемое в сказках, могло служить в Древней Руси некоей мерой богатства и знатности представителей высшего сословия.
Свидетельства того, что «платье цветное» и дорогие ткани служили на Руси эквивалентом денег, имеются в русской волшебной сказке.
В богатырских сюжетах об Илье Муромце герою нередко предлагают в качестве выкупа деньги и «цветное платье»: «Виноваты мы перед тобой, и за такую нашу вину бери казны, сколько надобно, и платья цветного, и табуны лошадей...».
Иногда «цветное платье» и вообще одежда в сказке входят в число подарков, которыми князь или царь награждает своих подданных.
«Цветное платье» является постоянной одеждой купающихся девушек-лебедей. У одной из них платье крадет герой сказки, знакомится с ней, борется за нее со Змеем, Морским царем и освобождает ее. Сюжет этот известен во многочисленных вариантах.
Хорошо известен русской сказке и характер обуви, распространенной в Древней Руси.
Обычная крестьянская обувь раньше изготавливалась из лыка -отсюда «лычная обувь». Самой бедной обувью на Руси считался «лычный сапог», получивший в народе название «лычница». Издавна был известен русским людям и «лапоть», самый древний и самый простой вид обуви. В одной из сказок из сборника Никифорова идет речь и о лаптях, изготовленных из бересты. Мужик говорит своей жене: «Вот, жена, что: пойду я завтра в лес и бересты надеру и сяду край дороги почтовой и буду лапти плесть».
Конечно, население Древней Руси ходило не только в лаптях, широко распространенной была и кожаная обувь. Русские сказки закономерно называют нам в большом количестве сапоги, полусапожки, башмаки.
Н.И. Костомаров пишет, что кожаная обувь почти всегда была цветной, чаще красной, иногда зеленой, голубой.
Женщины Древней Руси также носили обувь из кожи. Наиболее часто сказочные тексты называют нам башмаки, сапоги, туфли. Обычно такая обувь изготавливалась из юфти и сафьяна. Нарядные сапожки и туфли из атласа и бархата разных цветов унизывались жемчугом с запонами и драгоценными камнями, вышивались и строчились золотом и серебром, украшались кружевом и бахромою.
Особенной красотой отличалась обувь у русской знати. У царицы Евдокии Лукиановны, например, были башмаки «...низаны жемчугом мелким; скобы серебряны», а у князей Голицыных имелись «... башмаки разных бархатов, и в том числе одни шиты золотом и серебром».
Именно такие башмаки и делает Елена Прекрасная в сказке «Вещий сон». В другом тексте «... царевна призвала к себе башмачника и говорит ему: «Сшей мне из бархату башмак и драгоценными камнями укрась его», а в варианте из сборника Худякова царь, собираясь жениться на Марье-царевне, «велит сшить ей башмаки, золотом шитые, алмазом усыпаны».
Русская волшебная сказка очень часто называет одежды «драгоценными», «цветными», «роскошными». Ткани, из которых изготавливались эти одежды, узоры, росписи золотом и серебром, жемчугом, - все это хорошо известно по археологическим материалам, письменным источникам и памятникам изобразительного искусства.
Л. Нидерле в числе древнерусских одежд, найденных в погребениях, называет и верхнюю долгополую одежду с рядом пуговиц и петлиц, стянутую поясом, и считает, что эти виды длинной верхней одежды вообще приходили к славянам из чужих краев, частью из Византии, частью же с Востока.
Однако славяне и сами издавна были знакомы с изготовлением самых разнообразных одежд. Об этом говорят и русские летописи. В подарки эти вместе с золотом входила и одежда.
По археологическим данным, материалом для изготовления украшений на Руси служили медь, серебро, их сплавы; золото в курганах не обнаружено. Об этом пишет и Н.Я. Аристов, который полагает также, что золотые украшения у русских передавались по наследству. Изделия из золота и серебра в большом количестве появились у русских гораздо позднее.
Н.И. Костомаров пишет, что в период развитого феодализма у русской знати было в обычае носить множество перстней с алмазами, яхонтами, изумрудами....
Золотой перстень имеется на руке у государя в сказке «Вор», «златое кольцо» есть у сына барина в сказке «Знахарь», «именной перстень» передает своему сыну Илья Муромец.
Реалии хозяйственно-бытовой деятельности русских людей на протяжении нескольких веков впитывались во внутренний мир волшебной сказки, становясь одним из необходимых компонентов ее идейно-художественного содержания.
В художественном мире волшебно-сказочного повествования эти реалии не оставались неизменными; они приурочивались к определенным сюжетам, становились частью тематических мотивов. Их соотношением с фантастическими элементами, взаимодействием реально-бытового с волшебно-вымышленным и стало определяться в конечном итоге содержание волшебной сказки.
Реалии, впитавшись во внутренний мир волшебной сказки, стали частью ее художественной структуры, именно поэтому-то они и оказались подчинены в волшебно-сказочном повествовании тем целям, которые преследовали сказочники, передававшие от поколения к поколению свое поэтическое мастерство.
Заключение
Из данного исследования можно сделать вывод: что богатые в сказках носят роскошные одежды, украшения из драгоценных металлов, как предметы культуры и быта, попавшие в русские сказки позднее и ставшие постоянными украшениями сказочных персонажей. Одежда простых людей была из дешевых тканей, без наличия каких-либо драгоценностей.
Изделия из благородных металлов в составе сказочных сюжетов выполняют важную функцию. Они связаны с волшебной помощью: если их переодеть с руки на руку, появятся чудесные помощники - воины-богатыри, или мастера - около 30 % сказок свидетельствуют об этом. Шубы и меховые одежды носили около 15% героев – представители высших сословий.
Холщовые рубахи и кафтаны - около 60%. Такой тип одежды носили все слои русского общества. Самый распространенный вид одежды – цветное платье – более 60% героев были облачены в них.
Отличительной особенностью была цветная обувь, как правило, это была обувь русской знати, шитая золотом и серебром, а у простолюдин - лапти.
Таким образом, одежда, обувь и украшения человека - это не только ткани, это ёще внешний признак сословия человека, представляющий собой непосредственный символ различия людей, существования определенной сословной группы.
Список литературы:
1. Адрианова-Перетц В.П. Древнерусская литература и русские сказки - М., 1999. – с.104
2. Азадовский М.К. История русской фольклористики: В 2 т. М., 1998.-с.211.
3. Азадовский М.К. Статьи о фольклоре. М., 2000. – с.24-25
4. Азадовский М.Н. Источник сказок Пушкина. / «Пушкинский временник», т. I. M.- 2002. – с.38-42
5. Зеленин Т.М. о русских сказках / Сост. и отв. ред. Ю.Н. Борисов. Саратов, 2001.
6. Алексеев М. П., Жирмунский В. М, и др. История зарубежной литературы. Раннее Средневековье и Возрождение. М., 1998.
7. Алексеев М.П. Пушкин: Сравнительно-исторические исследования, 1995, с.329
8. Бараг Л. Г. Сказочная фантастика и народные верования. — «Советская этнография», 1996, № 5, с. 15—27.
9. Бахтина В. А. Эстетическая функция сказочной фантастики. Наблюдения над русской народной сказкой о животных. Саратов, 2002.
10. Блинова Е.М. Вопросы детской литературы в «Литературной газете» Пушкина. В кн.: «Вопросы детской литературы». М.—Л., Детгиз, 2003.
11. Ведерникова Н.М. Русская народная сказка М., 2005. - 134с.
12. Горелов А.А. «Русская литература и фольклор». Наука СПб., 1996, с. 9.
13. Елеонский С.Ф. Литература и народное творчество. М., 2006.
14. Конон В. Вечно юная мудрость народа (заметки о карнавальной природе народной сказки) / В. Конон // Детская литература. 2007. - № 5.-с. 16-20.
15. Кравцов Н. И. Сказка как фольклорный жанр. — В сб.: Специфика фольклорных жанров. М., 2003, с. 68—84.
16. Маршак С.Я. Заметки о сказках Пушкина./Маршак С.Я. Воспитание словом М., «Писатель», 2004
17. Новиков Н. В. Образы восточно-славянской сказки. М., 2004.
18. Новиков Н.В. Русские сказки в ранних записях и публикациях (XVI -XVIII века). М., 2006
19. Пропп В. Я. Морфология сказки. М., 1999.
20. Пропп В.Я. Поэтика фольклора. М., 1998.
21. Пропп В.Я. Трансформация волшебных сказок. В кн.: Фольклор и действительность. М., 2001, с. 165-166,169.
22. П. К. Симони. Старинные сборники русских пословиц, поговорок, сказок и пр. - М., 2009
23. А. А. Потебня. Из лекций по истории словесности. Басня, пословица, поговорка. Х., 2007.
24. Н.В. Уваров. Энциклопедия народной мудрости. Пословицы, поговорки, сказки, афоризмы, крылатые выражения, сравнения, устойчивые словосочетания, встречающиеся в русском живом языке во второй половине XX – начале XXI веков. М.: Инфра-Инженерия. – 2009.
12