«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Сценарий открытого урока "Живой Пушкин"

Мероприятие посвящено 220-летию со дня рождения А.С. Пушкина

Автор: Галкина Любовь Викторовна, преподаватель русского языка и литературы;

Цель мероприятия: воспитание любви к искусству, к творчеству А.С. Пушкина, показать роль личности, индивидуальности поэта, значение его творчества в жизни каждого русского человека.

Задачи:

 развитие литературно-творческих способностей студентов;

 развитие духовного мира учащихся;

 воспитание любви и уважения к литературе, к поэзии А.С. Пушкина, к поэтическому слову, к книге;

 способствовать проявлению и развитию творческих способностей при инсценировке, сплочению при подготовке к коллективному творческому делу;

воспитание интереса к человеку и его внутреннему миру;

воспитание интереса к отечественной истории и культуре.

Методические приемы: игровые ситуации, театрализованная деятельность.

Участники: студенты

Гости: преподаватели

Оборудование: экран, проектор, ноутбук, аудио-видеозаписи.

Реквизит: элементы костюмов героев — боливары, шаль, свеча, перья, «дуэльные пистолеты», шкатулка со стихами, спицы и клубок, перчатка, цветок.

Оформление: столики, стулья по периметру зала.

Предварительная работа: студенты самостоятельно выбирают стихотворения А.С. Пушкина, готовятся к выразительному прочтению на сцене (можно совместить с конкурсом стихов А.С. Пушкина), распределяют роли, изготавливают костюмы и декорации.

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Название: Пушкин
Автор: Юрий Тынянов
Год: 2008
Жанр: Русская классика, Историческая литература http://lifeinbooks.net/chto-pochitat/pushkin-yuriy-tyinyanov/



Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Георгиевский колледж»




Сценарий открытого урока

«Живой Пушкин» Мероприятие посвящено 220-летию со дня рождения А.С. Пушкина Автор: Галкина Любовь Викторовна, преподаватель русского языка и литературы;

Цель мероприятия: воспитание любви к искусству, к творчеству А.С. Пушкина, показать роль личности, индивидуальности поэта, значение его творчества в жизни каждого русского человека.

Задачи:

 развитие литературно-творческих способностей студентов;

 развитие духовного мира учащихся;

 воспитание любви и уважения к литературе, к поэзии А.С. Пушкина, к поэтическому слову, к книге;

 способствовать проявлению и развитию творческих способностей при инсценировке, сплочению при подготовке к коллективному творческому делу;

воспитание интереса к человеку и его внутреннему миру;

воспитание интереса к отечественной истории и культуре.



Методические приемы: игровые ситуации, театрализованная деятельность.

Участники: студенты групп 15 и 203

Гости: преподаватели

Оборудование: экран, проектор, ноутбук, аудио-видеозаписи.

Реквизит: элементы костюмов героев — боливары, шаль, свеча, перья, «дуэльные пистолеты», шкатулка со стихами, спицы и клубок, перчатка, цветок.

Оформление: столики, стулья по периметру зала.

Место проведения: библиотека «Георгиевского колледжа» -Георгиевск, ул. Тургенева, 9

Предварительная работа: студенты самостоятельно выбирают стихотворения А.С. Пушкина, готовятся к выразительному прочтению на сцене (можно совместить с конкурсом стихов А.С. Пушкина), распределяют роли, изготавливают костюмы и декорации.



Структура урока:



I. Организационный момент.

II. Презентация (посвящена 220 – летию со дня рождения А.С. Пушкина. Страницы биографии поэта).

III. Литературно-театральная инсценировка.

IV. Выразительное чтение стихов А. С. Пушкина.

VI. Итоги мероприятия.

 

Ход проведения мероприятия.

I. Организационный момент

II. Презентация (посвящена 220- летию со дня рождения А.С. Пушкина. Страницы биографии поэта).

III




Слайд 1 (музыка по щелчку — песня «Буря мглою небо кроет»)





1-й ведущий

Имя Александра Сергеевича Пушкина знакомо нам с детства. Сначала его сказки читают нам родители, потом, становясь взрослее, мы сами читаем его произведения и погружаемся в волшебный поэтический мир. О чём бы ни писал Александр Сергеевич – о природе, любви, дружбе или о Родине – всегда удивляет и простота его стихов, и их глубина одновременно. А любимые строки выученных в детстве стихотворений мы помним всю жизнь. 

В России ежегодно проходят различные мероприятия, посвящённые творчеству великого поэта. Традиционно мы отмечаем Пушкинский день России 6 июня, в день его рождения. В этом году исполняется 220 лет со дня рождения поэта.

Отец – Сергей Львович Пушкин происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода, а мать – Надежда Осиповна была внучкой любимца Петра I – арапа Ганнибала. 

Пушкин уже в детстве получил возможность приобщиться к литературе. В их доме имелась  прекрасная библиотека, родители были знакомы со многими известными литераторами той поры, которые часто бывали в доме Пушкиных. А в мир народной поэзии и сказки его ввели простые крестьянские люди: его няня – Арина Родионовна Яковлева и дядька – Никита Козлов. Примечательно, что любовь к этим простым людям  Пушкин пронёс  через всю жизнь. Когда его, уже взрослого человека, сослали в родовое имение Михайловское, где он провёл два года, с ним неотлучно была Арина Родионовна, которая, как в детстве сказывала ему вечерами сказки.

Ведущий-2:

Между Александром Сергеевичем Пушкиным и его няней Ариной Родионовной всегда были теплые отношения.




Родители проводили с детьми не так много времени, в основном за Сашей присматривала няня Арина. Она была очень ласковой, доброй и обходительной женщиной.Она знала огромное количество сказок, песен и небылиц.

По вечерам перед сном вокруг нее собирались ребятишки, и она рассказывала им истории о царе Салтане, об ученом коте, о русалках в пруду и много-много других историй.

Сцена

Няня и маленький Пушкин



Стол. Свеча. Самовар. Няня вяжет


У стола сидит Пушкин-мальчик.







Пушкин: Нянюшка, расскажи мне сказку!


Арина Родионовна: Сказку рассказать? Ну, что же, слушай!.. Вот что чудо: у моря-лукомория стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идет – сказки сказывает, вниз идет – песни поет...


Ведущий-2:

Среди сказочных произведений Пушкина есть поэма «Руслан и Людмила», в сюжете которой чудесным образом переплелись сказочные и былинные мотивы.  В 1828 году, переиздавая её, Пушкин присоединил к ней Пролог, начало которого воспроизводит записанную Александром Сергеевичем сказку Арины Родионовны


Пушкин:

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух... там Русью пахнет!


Пушкин, обращаясь к няне: Мамушка, расскажи новую сказку!


Няня:- Экой ты неуимчивый!.

Пушкин: - Ну нянюшка…

Арина Родионовна: -Да, небось все уж переслушал.

Пушкин: - А о мёртвой царевне и семи богатырях ты мне вчера недосказала…

Арина Родионовна: Ну, что же, слушай.

Царевна заблудилась в лесу. Находит дом пустой – убирает его. Двенадцать братьев приезжают. “Ах, – говорят, – тут был кто-то – али мужчина, али женщина; коли мужчина, будь нам отец родной али брат названый; коли женщина, будь нам мать али сестра…” И осталась царевна у братьев жить...

Пушкин:

«Свет мой, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
И ей зеркальце в ответ:
«Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее».



Пушкин: - Нянюшка, расскажи еще!

Арина Родионовна: Да теперь уже поздно, пора отдыхать.

Арина Родионовна: Ложись спать, Александр Сергеевич, а я помолюсь.

Пушкин уходит. Арина Родионовна зажигает свечку.

На сцене появляется Пушкин.

Он берет бумагу, чернила и гусиное перо, садится за стол, пишет.

Пушкин

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

Ведущий-3. Для Пушкина лицей был не только источником дорогих воспоминаний, но и местом на земле, которое определило его мировоззрение и убеждения. Одной из задач преподавателей лицея было воспитание в молодых людях чувства чести и гражданского долга. Лицей дал России целую плеяду революционеров и прекрасных поэтов.В лицее Пушкин впервые начал задумываться о цели и смысле своей жизни. Надо сказать, что, учась в лицее, трудно было не стать вольнолюбцем, потому что почти все его педагоги были передовыми людьми тогдашнего общества. Там же друзьями будущего великого поэта стали будущие декабристы и будущие известные поэты. Среди них – Пущин, Кюхельбекер, Дельвиг

Входят Пущин, Кюхельбекер, Дельвиг


Няня дает им шкатулку с отрывками из стихов Пушкина


Читает Пущин:

«Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
Его пример другим наука;
Но, боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!
Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
Когда же черт возьмет тебя!»


Восторгается Дельвиг:

Ай да Пушкин, ай да сукин сын! Роман в стихах «Евгений Онегин». Это ж надо.


Дельвиг спрашивает:

Пушкин, тут на днях наш общий друг Кандыба просил стих о нем написать.


Пушкин:

Рак да рыба -

Кандыба - дурак.


- Нет, не то,- сконфузился Дельвиг.


Пушкин:

Рак да рыба-

дурак Кандыба.


Друзья смеются…



Дельвиг достает из шкатулки стих «Узник» и читает наизусть:


Узник

Сижу за решеткой в темнице сырой.

Вскормленный в неволе орел молодой,

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюет под окном,

Клюет, и бросает, и смотрит в окно,

Как будто со мною задумал одно;

Зовет меня взглядом и криком своим

И вымолвить хочет: «Давай улетим!

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер... да я!..»


Звучит песня Узник в современной обработке.


К шкатулке тянется Кюхельбекер и достает стих «Зимнее утро»:

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

Дельвиг:

- Саша, а не поехать ли нам на бал к Йогелю сегодня вечером?

Пушкин:

Было бы неплохо немного отдохнуть, друзья. Айда на бал!

Ведущий-2:

На таком балу Пушкин, который находился в Москве с 8 сентября 1826 г. по 12 мая 1827 г. (с перерывом от 1 ноября до 19 декабря 1827 г.), и мог впервые увидеть Наташу Гончарову. В это время до Великого поста и после него в Москве состоялось несколько десятков балов в самых разных местах – так, Йогель снимал залы в Российском благородном собрании, университетском пансионе, в просторных домах вельмож и богатых владельцев. Вот отчёт об одном из них в 1827 году: «О бале у г-на Йогеля, 23 Апреля. Нестор наших танцмейстеров дал бывшим и настоящим ученицам и ученикам своим блестящий бал в доме М.С. Татищевой, на Моховой. Почти все танцующие в обществах дамы и кавалеры были на бале своего учителя, который угощал их весьма усердно. Танцовали в двух залах – и танцовали всё, от польского до попурри. Услужливый хозяин с юными танцовщицами был танцмейстером: управлял танцами их и, следовательно, забаву обращал им в пользу. Гостей было до 300; разъехались в 2 часа за полночь: для танцмейстерского бала слишком поздно.



Песня «Натали»Выходит Наталья Гончарова:

Н аталья Гончарова:
Супруг мой Александр, мой друг любезный,
Благодарю тебя за нежность, за любовь,
В которой можно утонуть, как в бездне,
За ласки, от которых стынет кровь.

Мне лестно быть твоей супругой
И матерью очаровательных детей,
Смерть так нелепо разлучила нас друг с другом,
Забрав тебя в свой мрачный мир теней.

Твои труды прославятся на веки,
Твой гений будет знать и млад и стар,
И не найдётся во всём мире человека,
Не слышавшего имя - Пушкин Александр!



Александр Пушкин:
Ты, свет очей моих, бутон прекрасной розы,
Как я любил тебя, боготворил и ревновал,
То в гневе был, то лил в подушку слёзы,
Когда в разлуке долгой без тебя бывал.

Ты на балах в нарядах шелковых блистала,
С ума сводила красотой весь царский двор,
Но всё же ты моей женою стала,
Не слыша челяди досужий разговор.

За честь твою готов идти к барьеру,



Мне за тебя не страшно жизнь свою отдать,
За наше счастье, за любовь, за веру,
Готов я с честью эту смерть принять!

Ведущий-1:

В 1836 году, как утверждают, произошла встреча Натальи Пушкиной и Дантеса в формате tete-a-tete. Последнему было необходимо получить от Пушкиной хоть какой-нибудь знак, чтобы можно было говорить об их романе. Похоже, что и тогда Наталья выразилась про своего мужа, что будет «век ему верна». Тогда Дантес, угрожая ей пистолетом, требует то ли отдаться ему, то ли выйти замуж.

Вскоре Пушкин отправляет гневное письмо барону Геккерну и через него вызывает Дантеса на дуэль. Дантес же использует план «Б»: делает предложение сестре Натальи — Екатерине Гончаровой. В свете этих обстоятельств Пушкин вынужден отказаться от дуэли.

Похоже, что задача Дантеса осуществилась: Петербург начал кишеть слухами о его связи с Гончаровой. За год до злополучной дуэли Пушкину приходит анонимное письмо, в котором его называют «историографом ордена рогоносцев».


По правилам того времени, дуэлянты не имели право надевать защитную кольчугу. Во время дуэли 27 января секунданты почему-то, как это им предписывал кодекс, не проверили наличие кольчуг у Пушкина и Дантеса. Дантес стрелял первым и ранил Пушкина в живот. Упав на снег, поэт вскоре приподнялся и выстрелил, легко ранив обидчика в руку. По словам Дантеса, пулю задержала пуговица от мундира. Однако в таком случае пуговица должна была только увеличить рану. К тому же, после выстрела Дантес упал и получил контузию, что говорило о том, что он все-таки надел кольчугу.

Можно ли было спасти поэта?

Несомненно, окажись раненый Пушкин в руках современных врачей, спасти его не представляло большой трудности. Однако врачи, к которым он попал 27 января 1837 года, наделали массу ошибок. Например, не оказали первую помощь на месте ранения, из-за чего Пушкин потерял много крови.


Более того, обескровленному поэту зачем-то ставили пиявок и прикладывали холодные компрессы вместо положенных теплых. Усилиями врачей солнце русской поэзии смогло просветить только два дня.

Пушкин и Дантес на дуэли.

Слухи. Шепот вокруг.


-Вы слышали? Какова она..

-Кто?

-Да она…Гончарова, точнее Пушкина…


Да, да…Ужасно…И Дантес...немыслимо..


Пушкин просто слеп, раз не видит этого.


Все вокруг намекают Пушкину о романе его жены с французом Дантесом.

Дантес:

Я настоящий француз, Жорж Дантес. Все самые красивые женщины России восхищаются мной.

Пушкин (читает), рвет письмо и бросает его на пол.

Не допусти позора.


Пушкин-3 говорит сам с собой вполголоса:

Вызови Дантеса на дуэль…..


Защити свою честь….


Защити честь своей семьи…..


Останови распространение в свете слухов и шуток в твой адрес….


Шепот. Дуэль…


Дуэль…


Да, господа, дуэль…

бросает перчатку Дантесу

Противников поставили, подали пистолеты.


Данзас махнул шляпой, сделал знак сходиться.

5 шагов, 4, 3, 2 …


Пушкин первым подошел к барьеру и начал наводить пистолет.


Пушкин был отличный стрелок……


но Дантес успел выстрелить долей секунды раньше.


Пушкин падает. Его уносят раненого.

Трагическая музыка.

Ведущий-1:

Пушкина с места дуэли привезли домой, на набережную реки Мойка, дом 12.

Рана оказалась смертельной: поэт прожил два дня.

Рядом с ним были близкие, друзья.

Лермонтов: читает стихотворение «Смерть поэта»

Список используемой литературы:

1. Пушкин А.С. Я помню чудное мгновение/ Сост. С. Селиванова.-М.: Эксмо, 2006. - 384с.

2. Пушкин А.С. Лирика. – М.: Эксмо, 2008. -  416с.

3. Стихотворения А.С. Пушкина:

4. Ю. Н. Тынянов. Пушкин. - М., 2009

Интернет-источники

1. Пушкин А.С. Собрание сочинений: http://az.lib.ru/p/pushkin_a_s/ 

2.Биография А.С. Пушкина: http://pushkin.niv.ru/pushkin/bio/biografiya.htm.

3. Фильм «Пушкин и Гончарова – Натали» https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=0vGGKQ7ppKU 4. Фрагмент фильма «Дуэль» https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=_4gQvDjVKEc





Дата проведения открытого урока: 06.06.2019

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее