Тема урока: «Исторические песни и былины»
Цель урока: формирование музыкальной культуры в процессе знакомства с историческим и былинным эпосом .
Тип урока: урок - ознакомления с новым материалом.
Планируемые результаты:
Личностные:
- осознание ребенком роли музыкального искусства в жизни вообще и в жизни каждого человека;
- познание различных явлений окружающей действительности, воспитание интереса к музыкальным и героическим традициям русского народа;
- применение знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности;
- формирование устойчивого учебно – познавательного интереса в процессе исполнения и восприятия исторических песен и былин.
Метапредметные:
Регулятивные:
- понимание и оценка воздействия народной музыки героико – былинного эпоса на собственное отношение к ней;
- владение умениями целеполагания в постановке учебных задач при восприятии и исполнения музыки;
- планирование собственных действий в музыкально – творческой деятельности;
- понимание и оценка воздействия народной музыки на композиторскую;
- проявление способности к саморегуляции в процессе муз. деятельности.
Познавательные:
- наличие устойчивых представлений о муз. языке произведений различных жанров, народной музыки;
- осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия и музицирования.
Коммуникативные:
- совершенствование умений планирования и сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе муз. деятельности;
- развитие навыков в постановке проблемных вопросов в процессе поиска и сбора информации для закрепления темы урока ;
- формирование навыков развернутого речевого высказывания о музыке.
Предметные:
-знакомство с жанрами русских народных песен;
-развитие вокальных умений, умение петь в унисон.
Оборудование: мультимедиа, фортепиано.
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | |
I Мотивационно-целевой
2.Целеполагание | Здравствуйте, ребята! -В конце I четверти вы начали знакомство с жанрами русской народной песни. -Какие вы знаете жанры русской народной песни? (лирические, солдатские, хороводные, плясовые, исторические, календарно – обрядовые, былины, частушки) -Зачем нужно столько жанров? (чтобы выражать чувства, настроения и т.д,) -Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?(«Исторические песни и былины»). -Какую цель вы поставите сегодня на уроке? | -Проверяют свою готовность к уроку | Регулятивные УУД - владение умениями целеполагания в постановке учебных задач при восприятии и исполнения музыки; Познавательный УУД - наличие устойчивых представлений о муз. языке произведений различных жанров, народной музыки | |
II Проектировочный
III Процессуальный
1.Этап овладения новыми знаниями
| -Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? -Что нам нужно сделать, чтобы достичь цели? -Зачем нам это нужно знать? -Давайте послушаем русскую народную песню «Ой, сад во дворе…», а вы постарайтесь определить жанр. - В каком жанре написана песня? (жанр плясовой песни) -О чем эта песня? -Какие чувства она у вас вызвала? -Что хочется делать под эту песню? (плясать) -Какие движения можно под эту песню выполнять? -В русских народных песнях много повторений. Посмотрите на слайд, вы видите, что одна и та же строчка повторяется несколько раз. Еще одна отличительная особенность это распевание слогов. -Мы сейчас разучим эту песню. Разучиваем 8 куплетов, после 5 и 8 куплета звучит проигрыш, затем повторяется 1 и 2 куплет, после них проигрыш. -Мы с вами выяснили, что это русская народная песня. Каким другим словом называется народное творчество? (фольклор) -Кто мне может сказать, что такое фольклор? (слайд) -Есть такой фольклорный жанр, как былины. -Кто-нибудь знает, что такое былины? (слайд) (Былины – это самый древний жанр, который повествует о жизни и подвигах знаменитых русских богатырей. У каждой из былин есть собственный сюжет, связанный с определенным событием в Древней Руси или жизнью главного героя. Эти песни стали неотъемлемой частью русского фольклора. -В былинах есть преувеличения. -Каких вы знаете богатырей? (Илья Муромец; Алеша Попович; Святогор; Добрыня Никитич; Микула Селянинович; Садко). -К былинам персонажам относится - Боян. -Кто-нибудь знает, кто такой Боян? (Боян или Баян -древнерусский персонаж, певец и сказитель. Кроме того, что вероятнее всего, это был реальный человек). -Посмотрите на слайд, это древнерусские Бояны. -На чем они играют? (на гуслях) -Поэтому их еще называли гуслярами. -Вы знаете, кто написал эту картину? (Ви́ктор Миха́йлович Васнецо́в -русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи). -Посмотрите на картину под названием «Боян». -Что представлено на холсте? ( На холсте представлен холм, на котором разместились люди в доспехах после очередного боя. Справа на картине Васнецов расположил самого рассказчика Бояна, в руках у которого гусли).
-Посмотрите на картину, которая изображена на слайде и ответьте на вопросы: 1.Кто изображен на картине? ( Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович). 2.Кто они такие и как их называют? (Это богатыри, защитники своей земли). 3.Как вы думаете, кого называют богатырем? (Сильного, мужественного человека). 4.Каким изображен каждый из богатырей? Обратите внимание на выражение лица каждого из них? (Одному дана сила, другому - ум, третьему – доброта). 5.На ваш взгляд, что важнее для богатыря из этих трех качеств? (Только сила, ум и доброта вместе). 6.А сегодня мы кого можем назвать богатырями? -Сейчас, давайте, послушаем былину про Илью Муромца. -О чем эта былина? -Какие чувства она у вас вызвала? | -Слушать и петь песни и былины
-Слушание песни
-Ответы детей
-Разучивание и исполнение песни
- Ответы детей на вопросы.
-Слушают былину
-Ответы детей | Коммуникативные УУД -совершенствование умений планирования и сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе муз. деятельности -формирование навыков развернутого речевого высказывания о музыке. Личностные УУД -применение знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности;
Регулятивные УУД - планирование собственных действий в музыкально – творческой деятельности;
Регулятивные УУД - понимание и оценка воздействия народной музыки героико – былинного эпоса на собственное отношение к ней;
Личностные УУД - формирование устойчивого учебно – познавательного интереса в процессе исполнения и восприятия исторических песен и былин. | |
| -Многие русские композиторы обращались к былинам. Так, например, Михаил Иванович Глинка в своей опере «Руслан и Людмила», по сказке Пушкина, выводит на сцену Бояна, который на свадебном пиру прославляет жениха и невесту. -Сейчас посмотрим видеофрагмент оперы. Подумайте, в каком темпе исполняется былина? -Какая это былинная мелодия? (композиторская, очень близка к народной песне, медленная, неторопливая). -Былина очень близка к исторической песне. А как вы думаете, чем отличается былина от исторической песни? (Черты сходства: — изображают события, которые сохранились в памяти народа; —общие художественные средства (повторения, сравнения, постоянные эпитеты). Различия: Былины: —сказочный сюжет (это связано с тем, что события, изображенные в былине, почти стерлись в памяти людей); —достаточно большой объем; — герои — богатыри. Исторические песни: — изображают события более позднего времени, поэтому рассказывают о них более конкретно; — небольшой объем; —герои — исторические лица того или иного периода.) -Исторические песни (сдайд) -Может кто-нибудь знает, кто из этих известных исторических деятелей связан с нашим городом? Восстание Емельяна Пугачева — народное восстание во времена царствования Екатерины II. Крупнейшее в истории России. Известно под названием Крестьянская война. Восстание продолжалось больше года. Реку Яик переименовали в Урал. Руководителя восстания Е.Пугачева отправили в Москву в клетке и там казнили. Клетка, в которой везли Пугачева, находится в музее истории Оренбурга. В ней он находился 2 месяца до самой казни, закованный в кандалы. Клетка очень маленькая, узкая для взрослого человека, там невозможно ни стоять, ни сидеть, только находиться в полусогнутом состоянии. -В 18 веке, во времена Петра I, сложился новый жанр светской многоголосной музыки – Кант. Содержание канта может быть разным. -Посмотрите на слайд, обратите внимание, как одевались солдаты при Петре I в армии. Какая у них была форма. -Сейчас мы послушаем с вами одну из исторических песен, кант Преображенского полка. Обратите внимание на музыкальные особенности канта. -Для подрастающего Петра были созданы «потешные» войска. С ними царевич проводил все время в военных забавах. А в 1684 году Петр реализовал эти «потешные» войска. - Императорский орден Святого апостола Андрея Первозванного — первый российский орден, высшая награда Российской империи до 1917 года. -На какую музыкальную особенность канта, вы обратили внимание? (поется без муз.инструментов, распевание слогов). -На основе этого канта, был создан марш Преображенцев. -Сейчас мы его послушаем, а вы подумайте, какие сходства и отличия канта от марша? -Чем отличается кант от марша? (отличие в том, что кант поется без инструментов, протяжные слоги, а в марше нету слов, слышны муз.инструменты, но в принципе эти две песни похожи). -Прослушав марш, опишите свои чувства? -Что вам захотелось сделать под этот марш? -Преображенский пол существует по сегодняшний день. В 2014 году Легендарный Преображенский пол отмечал 35-летие юбилей. Без военнослужащих Преображенского полка не обходится ни одно официальное мероприятие. Ребята, как и их предшественники, принимают участие в военных парадах, встречах и проводах глав иностранных государств, военных делегаций, а также церемониях возложения цветов к вечному огню. Мало кто знает, что даже музыка, под которую проходят все парады страны, – это собственный марш преображенцев. | -Смотрят видеофрагмент -Ответы детей -Слушание песни кант Преображенского полка -Слушают марш -Ответы детей | Познавательные УУД - осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия и музицирования.
Коммуникативные УУД - формирование навыков развернутого речевого высказывания о музыке.
Познавательные УУД - наличие устойчивых представлений о муз. языке произведений различных жанров, народной музыки;
Коммуникативные УУД - развитие навыков в постановке проблемных вопросов в процессе поиска и сбора информации для закрепления темы урока ; | |
IIIРефликсивно-оценочный
1.Подведение итогов и результатов
2.Рефлексия | -Давайте подведем итог урока. - О чём же мы говорили на уроке? - Что нового вы узнали? - Что больше всего понравилось выполнять? -Какую цель мы ставили? -Достигли ли мы этой цели? На слайде Я узнал…… Мне было интересно…. Я затруднялся…… | -Ответы детей | Познавательные УУД - наличие устойчивых представлений о муз. языке произведений различных жанров, народной музыки | |
Домашнее задание | Прочитать былину об Илье Муромце и представить себя на месте Бояна. |
|
|