«Зимний фестиваль знаний 2025»

Исследовательская работа

Тема: Особенности формирования языковой коммуникативной компетенции подростков.

Олимпиады: Английский язык 2 - 11 классы

Содержимое разработки

Министерство образования и науки Мурманской области

ГАПОУ МО «Кандалакшский индустриальный колледж»













Особенности формирования общеевропейской коммуникативной компетенции подростков







Выполнил: Маврушкин Никита

студент ГАПОУ МО «КИК»

группа №215

Руководитель:

Попрыгина Т. И., преподаватель Английского языка













Кандалакша

2020

Введение

Глава 1. Что такое коммуникативная компетенция.

    1. Понятия коммуникативной компетенции.

    2. История ее происхождения

    3. Общеевропейская коммуникативная компетенция как язык делового общения подростков

Глава 2. Отношение подростков к коммуникативной компетенции. Модель социальной программы «Международный коннект» о значимости коммуникативной компетенции английского языка среди подростков (на основе социологического опроса)

    1. Анализ социологического опроса «Международный коннект».

    2. Авторская модель популяризации коммуникативной компетенции.

    1. Заключение.

    2. Приложение.

    3. Библиография.























Особенности формирования общеевропейской коммуникативной компетенции подростков

Введение.

В современном мире необходимость формирования компетенций в области иностранных языков, в частности английского, не является новой и неожиданной. Таким образом, согласно требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов выпускник должен "уметь использовать иностранный язык в межличностном общении и профессиональной деятельности" (Федеральный, 2011).

Цель: узнать значимость английского языка и реализовывать лингвистическую компетенцию в условиях речевого общения в жизни подростков (на основе опроса студентов ГАПОУ МО «КИК»

и учеников старших классов школы №2) и разработать модель социологической программы "Международный коннект"

Для достижения этой цели мы поставили задачи:

  1. Провести опрос среди подростков.

  2. Предложить пути реализации компетенции иностранного языка вариантом введения модели соц. программы "Международный коннект"

Объект исследования: обучающиеся в ГАПОУ МО «КИК», ученики старших классов школы №2, в качестве предмета исследования: английский язык.

Гипотеза: большинство студентов полагают, что английский язык вряд ли им пригодиться в жизни. И это проблема, связанная с тем, что языковая компетенция отличается особой сложностью и многоуровневостью. Попробуем решить ее, например созданием социальной программы « Международный коннект».

Методы исследования: наблюдение, анализ, социологический опрос. Актуальность работы: современным школьникам необходимо осознавать важность изучения английского языка. Но, к сожалению, к овладению этим предметом подростки относятся субъективно. В их понимании освоение иностранных языков – это кропотливое занятие, требующее много терпения. И часто происходит так, что интерес пропадает в скором времени после начала изучения. Творческий подход и применение нестандартных методов может повысить интерес.








Глава I

1.1 Понятие коммуникативной компетенции

Сейчас процесс обучения направлен на формирование личности и на овладение ими навыками, которые в дальнейшем будут полезны в жизни. Сюда относятся и коммуникационные умения. Соответственно, формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции является приоритетной целью дисциплины "Иностранный язык".  Итак, что же такое коммуникативная компетентность. Одно из значений многозначного слова компетенция, зафиксированное в словарях, – это область вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен, обладает познаниями, опытом, по которым кто-либо имеет хорошие знания. В современной методической науке под компетенцией понимается совокупность знаний, умений и навыков по языку. Наряду с термином компетенция также используется термин компетентность. Данные понятия дифференцируют таким образом: компетенция – это комплекс знаний, навыков, умений, приобретенный в ходе занятий и составляющий содержательный компонент обучения, компетентность – это свойства личности, определяющие ее способность к выполнению деятельности на основе сформированной компетенции.

1.2 История происхождения коммуникативной компетенции

Термин «коммуникативная компетенция» в отечественной науке впервые был употреблён М.Н. Вятютневым для обозначения способности человека общаться в трудовой или учебной деятельности, удовлетворяя свои интеллектуальные запросы. Изначально данный термин использовался в методике обучения иностранным языкам, затем был заимствован представителями других отраслей науки. В 60-е годы прошлого века Совет Европы принял ряд мер, направленных на разработку программы интенсификации обучения иностранным языкам на Европейском континенте. Проводимые мероприятия были нацелены на создание системы обучения иностранным языкам не только студентов и выпускников высших учебных заведений, но и учеников старших классов, сталкивающихся с проблемами общения на иностранном языке в процессе их деятельности. Как результат этого, появилась концепция, которая уделяла особое внимание формированию и развитию способности общаться на иностранном языке в контексте личностно-ориентированного обучения. В эти же годы был осуществлен ряд проектов, целью которых стало формирование системы коммуникативного обучения. В интегрированном коммуникативном подходе, созданном на основе глубоких теоретических и практических разработок, коммуникативной направленности обучения уделяется особое внимание. Одним из ведущих специалистов в области коммуникативной методики обучения иноязычному общению стал Е.И. Пассов, который в 1989 году опубликовал свою книгу «Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению», ставшей одной из основополагающих для тех специалистов, которые занимались и занимаются формированием коммуникативной компетенции.


1.3 Общеевропейская коммуникативная компетенция как язык делового общения подростков.

Сегодня коммуникативная компетенция является особенно важной, поскольку в мире растущей мировой интеграции и развития международных связей умение устанавливать контакты без посредников ведет к укреплению положения компаний и росту их прибыли. Отсюда следует вывод о том, что английский язык находится на вершине своей популярности. Зная английский, можно уверенно себя чувствовать в большинстве стран мира. Другими словами, владение иностранным языком становится в настоящее время одним из условий профессиональной компетентности.

Отсюда и цель работы: узнать значимость английского языка в жизни подростков и реализовать лингвистическую компетенцию в условиях речевого общения в жизни подростков( на основе опроса студентов ГАПОУ МО «КИК» и учеников старших классов, школы № 2 ) , также разработать модель социологической программы «Международный коннект»



Глава II.

Отношение подростков к коммуникативной компетенции на основе опроса школьников старших классов школы №2 и студентов ГАПОУ МО «КИК».

2.Модель социальной программы «Международный коннект» о значимости коммуникативной компетенции английского языка среди подростков.

Урок иностранного языка призван формировать коммуникативную компетенцию. Немногие понимают значение этого понятия. Создавая модель социальной программы «Международный коннект», мы хотели, чтобы у подростков создалось четкое впечатление о том, зачем им это нужно. Для этого мы разработали анкету социологического опроса и провели его в школе №2 и в ГАПОУ МО «КИК». Респондентов выделили 3 группы: ученики 11 класса, 1 курс ГАПОУ МО «КИК» и 3 курс ГАПОУ МО «КИК». Всего опрошенных 60 человек. Результаты опроса:












Содержание

Результат

Школа №2

1 курс КИК

3 курс КИК

Понятие коммуникативной компетенции

60% не понимают значение

60% понимают

50/50

Нравится ли изучать английский язык

60% не нравится

65% нравится

65% нравится

Часто ли вы встречаете английские слова в быту

100%

100%

100%

Есть ли знакомые, свободно говорящие на англ. яз

65% имеют знакомых, свободно владеющих английским

55% имеют таких знакомых

50/50

Хотели бы Вы сами свободно говорить на английском

80% хотят

90% хотят

70 % хотят

Хотели бы Вы ездить за границу и свободно изъясняться на английском

85% хотели бы

55% хотели бы

65% не хотят

Хотели бы, чтобы будущая профессия была связана с английским

75% не хотят

55% не хотят

65% не хотят

Понимаете ли важность изучения англ яз

90% понимают

90% понимают

80% понимают

Хорошо ли Вы знаете анг яз

80% считают, что плохо знают

55% плохо знают

90% плохо знают

В будущем будете изучать английский дополнительно

70% будут

90% будут

50/50











2.1 Анализ социологического опроса «международный коннект»

Из выше представленных результатов опроса можно сделать следующее заключение, что изучать английский и говорить на нем – это необходимость. Но в тоже время, больше половины опрошенных полагают, что их знание английского языка оставляет желать лучшего. Соответственно, подросткам не хватает мотивации и интереса. Отсутствие интереса к языку у подростков обычно связано с неосознанностью возможности практического применения языка в реальных жизненных ситуациях. Это может привести к неуспеваемости по предмету. Большинство учащихся хотят изучать английский язык, чтобы пользоваться им во время путешествий, а также самосовершенствоваться. Модель, которую предлагаем мы, поможет не только улучшить коммуникативную компетенцию, но и повысить кругозор. Назначение программы: внедрение эвристического обучения для популяризации английского языка среди подростков. Эвристический урок включает в себя задание на собственное творчество учащихся. Применение эвристических методов развивает у студентов самостоятельность, способность к самообразованию, это очень важный аспект в подготовке современного специалиста.

Заключение

Итак, проанализировав данные социологического опроса обучающихся в ГАПОУ МО «КИК» и учеников старших классов школы №2, мы выявили, что большинство опрошенных заинтересованы в изучении английского языка, но присутствует неуверенность в своих силах. Также существует языковой барьер и разный уровень школьной языковой подготовки. И как мы можем заметить, уровень английского и желание его учить заметно снижается. Полученные результаты в ходе исследования, будут использованы при создании социальной программы « Международный коннект» (Приложение), которая обеспечит условия для общения на иностранном языке, ведь знание английского языка в современном мире является своеобразным мостиком в мир.



4. Приложение





«Модель программы «Международный коннект»



Содержание:

  1. Введение

  2. Понятие «Эвристическое обучение»

  3. Основные формы реализации эвристических технологий в обучении иностранному языку

  4. Заключение































Введение.

Когда дети достигают подросткового возраста, родители очень часто сталкиваются с тем, что больше не могут оказывать существенное влияние на процесс обучения своих детей. Но это происходит не от того, что подростки не способны учиться. Они любят учиться, но не под контролем педагогов и родителей. Входя в подростковый возраст, внимание и память становятся только лучше, но меняется мотивация к обучению. Если подросток смог хорошо освоить один язык (родной), то скорее всего для него не будет проблемой освоить второй, третий и т.д. Но чтобы сделать этот процесс эффективнее, нужно правильно его организовать. К тому же подростки имеют больше потенциала к обучению иностранным языкам в сравнении с маленькими детьми, но их гораздо сложнее мотивировать. Создание благоприятной для обучения среды, в которой подростки чувствуют себя счастливыми, защищенными, по достоинству оцененными и настроенными на учебу — достаточно сложный процесс. В связи с этим возникает проблема: как активизировать самостоятельную деятельность учащихся на уроках иностранного языка? Вот у нас и появилась идея разработать модель программы, которую мы решили назвать «Международный коннект».

Объект исследования: модель программы «Международный коннект».

Предметом является активизация самостоятельной деятельности при обучении иностранному языку.

Цель обосновать эффективность применения программы «Международный коннект» на уроке английского языка при помощи эвристического подхода.

Задачи: Программа «Международный коннект» заключаются в создании условий для самостоятельной творческой деятельности и ее реализации с целью повышения уровня мотивации и активизации интеллектуальной работы студентов и повышения эффективности учебного процесса

Актуальность: в современном обществе главной целью является – развитие личности. Если посмотреть на современное состояние образования в России, то можно увидеть, что оно характеризуется качественными изменениями в области содержания, которое направлено на развитие творческих способностей личности ученика. Актуальность и перспективность работы в данном направлении определяется тем, в какой мере учебно - воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого студента, формирует творческую личность, готовит его к творческой, познавательной и общественной деятельности.

Ожидаемые результаты:

  1. Повышение результативности обучения.

  2. Формирование устойчивого интереса к изучению английского языка.

  3. Способность к более свободному общению в неподготовленных ситуациях.

  4. Реализация творческого потенциала личности.

Эвристическое обучение.

Традиционные методы обучения иностранному языку предполагают усвоение знаний в искусственных ситуациях, вследствие чего будущий выпускник не видит связи изучаемого предмета со своей профессиональной деятельностью. Но учащиеся все чаще встречаются в реальной жизни с необходимостью решения проблемных ситуаций. Современная парадигма образования предполагает развитие творческого мышления у студентов. Сделать это во многом помогает эвристическое обучение. «Эвристика», в переводе с греческого слова heurisko означает «отыскиваю», «нахожу», «открываю». Эвристику, прежде всего, связывают с системой словесного обучения Сократа (469 - 399 гг. до н.э.): путем особых вопросов и рассуждений он помогал собеседнику самостоятельно приходить к постановке или решению проблемы, в результате истина открывалась, не только ученику, но и преподавателю.

Из чего же состоит эвристический урок? Приведем примеры. Эвристический урок включает в себя задание на собственное творчество учащихся. К эвристическим формам занятий относятся: эвристические уроки, олимпиады, погружения, деловые игры, очные и дистанционные проекты, интерактивные формы обучения, творческие защиты. Наиболее распространенной формой эвристического метода обучения является эвристическая беседа, которая должна состоять из ряда логически взаимосвязанных вопросов, каждый из которых является шагом на пути к решению задачи или проблемы, которые требуют от учащихся активного творческого поиска. Учитель направляет процесс поиска, последовательно и логично ставит проблемы и задает вопросы. Необходимо отличать эвристический метод обучения от так называемого исследовательского метода обучения, который предполагает решение целостной проблемной задачи.

Эвристические олимпиады. Задания в таких олимпиадах открытые, без заранее известных ответов. Для выполнения таких заданий требуется проявить индивидуальность, уникальность, самобытность.

Эвристическое погружение – это говорение только на английском языке, полное исключение родного языка на уроке, аутентичные методики, дополнительные внеклассные мероприятия с участием носителей языка.

Интерактивные обучающие программы. Существует огромное количество приложений, для изучения английского языка. Для удобства они даже разделены на несколько групп: для начинающих, среднячков и более продвинутых. Например, duolingo, Speak ASAP, Hello Talk, Puzzle Movies.

Дистанционные формы творчества. Обучение строится на основе современных информационных технологий, которые позволяют быстро и гибко координировать меняющиеся потребности обучаемого. Именно форма дистанционного обучения включает в себя дистанционный учебный проект. Такие проекты всегда межпредметны и требуют привлечения знаний из разных предметных областей.

Следует отметить, что в предложенной нами модели программы “Международный коннект” , которая основана на эвристическом подходе обучения, стоит учитывать уровень английского языка учеников и их возрастные особенности. Такой подход поможет преодолеть у некоторых учащихся «комплекс молчаливого ученика».

Заключение. В результате нашего исследования мы пришли к выводу, что применяя эвристические методы на уроках иностранного языка, позволило бы индивидуализировать обучение, и помогло бы создать проблемные ситуации с целью совершенствования речевых умений и языковых навыков в процессе обучения; так же повысило бы творческую и познавательную активность обучающихся; создало бы комфортную среду обучения; поспособствовало бы развитию интеллектуального и творческого потенциала личности обучающегося и выработке самооценки; и создало бы условия для самостоятельной работы.































Библиография

1.Парфенова А.Е. Иноязычная коммуникативная компетентность. // Исследовательская работа школьников. – 2011.

2. http://www.stupeni-lyceum.ru/articles/intercultural_competence - -Методика формирования межкультурной компетенции на основе интердисциплинарного обучения иностранному языку. Гусева А. В.

3. Мильруд Р.П. Компетентность в изучении языка // Иностранные языки в школе. – 2004. – №7.

4. Левитан, К.М. О содержании понятия «коммуникативная компетентность». Перевод и межкультурная коммуникация. / К.М. Левитан. Екатеринбург.: Издательство АБМ, 2001. вып.2.89-91с.

5. Орлов В.И. Метод и педагогическая технология. // Педагогика. – 2010. – № 8. – С. 45

6. Эвристика - наука о творческом мышлении. - М.: Политиздат, 1967. – 271 с.











Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее