«Зимний фестиваль знаний 2025»

Исследовательская работа по теме : "Вода- уникальное вещество"

Исследовательская работа направлена на изучение свойств воды и ее значимости для человека и живых организмов. В работе указаны ряд опытов и эксперементов, которые заинтересовали участника исследовательской работы. Выводы по работе носят важный характер и несут в себе экологическую направленность. Эта работа была представлена на научно-исследовательской конфиренции среди младших школьников.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия г .Зернограда











ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Предмет: «Окружающий мир»

На тему: «Вода - уникальное вещество»









Выполнила ученица 4 «а» класса: Макеева Олеся

Руководитель: Веретельник И.Н.








г. Зерноград

2016г.








СОДЕРЖАНИЕ:



1. Введение...............................................................................................

2. Основная чать. Вода ….......................................................................

3. Свойства воды….................................................................................. 4. Выводы исследования.........................................................................

5. Ресурсы.................................................................................................



Стр.

…...........3

…...........4

…...........6

…...........8

…...........9











































Введение

На уроках окружающего мира, я обратила внимание на высказывание «без ВОДЫ не было бы жизни на земле». И задалась вопросом: «А что в таком привычном и повседневном для нас слове «Вода» такого необычного, и что же на самом деле, такое - «ВОДА»?


Говорят, вода везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

Ледником в горах зовётся,

Лентой серебристой вьётся,


Мы привыкли, что вода

Наша спутница всегда.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить.

Н. Рыжова


Когда я говорю о воде, я представляю себе некую путешественницу, которая не сидит на месте. Стоит пригреть утреннему солнышку лужу или мокрый асфальт, как она превращается из воды в пар. Подует легкий ветерок и она поднимется в виде мелких капелек в воздух всё выше и выше. Даже небольшое изменение температуры заставляют капельки воды тут же собираться в огромную серую тучу, и здесь вода продолжает свое путешествие. Преодолевая расстояние из тучи где то далеко сыплется белые снежинки — это капельки воды превратившиеся под действием мороза и ветра в редкие произведения природного искусства.

Уже наверное никто не задумывается над словом «Вода» - что оно означает. Это самое простое и обычное вещество, знакомое всем. Но это не так, Вода — это самое необычное и удивительное вещество на земле. Я постараюсь вам это доказать.

Я считаю, что тема о воде – самая актуальная, так как вода это единственное вещество на Земле обладающее удивительными свойствами и без которого не может существовать ни один живой организм.


Цель исследования:

Исследовать с помощью экспериментов уникальные свойства воды.


Задачи исследования:

  1. Прочитать и изучить литературу о воде, и её значимости на земле.

  2. Узнать о существующих состояниях воды, о её удивительных свойствах и их применении.

  1. Проверить её свойства опытным путем и при помощи наблюдений.

  2. Сделать выводы.


Гипотеза исследования:

Я считаю, что вода — это единственное вещество на земле, которое обладает удивительными свойствами.


Методы и средства исследования:

Собственные знания и наблюдения;

Информация из книг;

Информация от других людей;

Информация из Интернета;

Эксперименты и опыты.


    1. Основная часть. Вода.

На нашей планете вода занимает гораздо больше места, чем суша. 71 процент поверхности нашей планеты покрыты водой. В этом я убедилась рассматривая глобус. Большая часть воды на Земле – это морская, солёная вода, а запасы пресной воды находятся в реках, озерах и ледниках. И только 3 процента пресной воды пригодна для употребления, но даже большая часть этих трех процентов не доступна, т.к. содержится в ледниках.

Вода - это основа жизни, все возможные живые организмы, животные и растения состоят из воды. Так , например, от общей массы тела: животные на 75 процентов состоят из воды, рыбы - на 75 процентов, медузы - на 99 процентов, картофель - на 76 процентов, яблоки на - 85 процентов, огурцы на - 95 процентов, даже человек состоит из воды. 86 процентов воды содержится у новорожденного человека и до 50 процентов у пожилых людей.

Вода - играет важнейшую роль во всех жизненных процессах и явлениях, происходящих на нашей планете.

Вода - прозрачная бесцветная жидкость, представляющая собой в чистом виде химическое соединение водорода и кислорода. Химическая формула воды – H2O. Это означает, что каждая молекула воды содержит два атома водорода и один атом кислорода.

Р
исунок:
Формула и Молекула воды



Вода содержит минеральные вещества, которые вымываются ею из окружающей почвы и камней, и может существовать в трёх состояниях – твёрдом (лёд), жидком и газообразном (водяной пар).

При температуре ниже 0 градусов по Цельсию вода замерзает и превращается в твёрдый лёд. При температуре 100 градусов по Цельсию вода закипает и начинает превращаться в пар.

Р
исунок:
Вода в трёх состояниях – твёрдом (лёд), жидком и газообразном (водяной пар).


Если такой пар поднимается над водой в реке, над летним лугом или дорогой или обволакивает город, мы называем его туманом. В это времы воздух становиться очень влажным, то есть содержать большое количество частичек воды. Ночью воздух остывает, а соприкасаясь с теплой землёй, испаряется: водяные пары в воздухе переходят в жидкое состояние и образуют мельчайшие капельки. Эти капельки слишком легкие, чтобы опуститься на землю, но слишком тяжёлые, чтобы подняться вверх. Когда солнце сильно разогревает воздух, они опять превращаются в пар и туман рассеивается.

Часто капельки сливаются, тяжелеют и опускаются на землю в виде росы. Росу можно наблюдать не только на траве и листьях.

Водные ресурсы существуют благодаря постоянному кругообороту воды в природе. Водообмен в природе – это процесс выпаривания воды из поверхности океана и суши, переноса водных паров, их конденсация со следующими осадками, перераспределения, всех видов состояния, которое в конечном результате приводит к возвращению воды в океан, на Землю.

Дожди, талые воды орошали землю, приносят полезные для растений вещества, оживляя саму среду природы.

Мои наблюдения:

У каждого дома в холодильнике есть формочки для замораживания воды и получения кубиков льда. Эти кубики мы используем для охлаждения напитков, соков в жаркие летние дни. Это твердое состояние воды — лед.

Когда были летние каникулы, мы ездили в горы. Там я наблюдала как с гор стекала вода, это были тысячи ручейков. Они спускались как по серпантину в низ. У подножья горы эти ручьи собирались в одну бурлящую реку. Значит вода — это жидкость, она течет. Ручьи, реки, моря и т.д. - это жидкое состояние воды.

Недавно я была в парке экзотических бабочек, и узнала, что этим насекомым нужен влажный воздух, как в их естественной среде обитания. Чтобы поддерживать необходимый для них климат, помещение всё время увлажняю, испаряя воду и превращая её специальным аппаратом в пар. Поэтому там всегда запотевшие окна и в воздухе летают мелкие капельки воды, такое ощущение что ты в тумане. Это газообразное состояние воды — пар.

Фото: Парк БАБОЧЕК Фото: Новый Афон скала.

Вода — это вещество которое до настоящего времени продолжают изучать ученые и находить всё больше интересных данных о воде. Изучая литературу о воде, я узнала, что существуют и другие состояния воды: 5 в жидком виде, 14 в твердом виде. Так например если продолжать замораживать чистую охлажденную воду до -120 градусов по Цельсия, вода станет вязкой и тягучей — это резиновая вода, а при -130 градусах по Цельсия она становится стеклянной — это стеклянная вода. Ещё существует тяжелая и сверхтяжелая воды. Все мы знаем что воды закипает при +100 градусах по Цельсия и замерзает ниже 0 по Цельсия. Тяжелая вода закипает при +101,40 градусах по Цельсия, а замерзает + 3,80 градусах по Цельсия.


2. Свойства воды

При подготовке своей работы я просмотрел документальные фильмы «Вода, и её удивительные свойства» и «15 интересных фактов о воде». Из них я узнала много интересного о воде и ее свойствах.

Совсем немного лет назад ученые были уверены в своих знаниях о вода и о свойствах, которыми она обладает. Но сейчас ученые продолжаю изучать воду и её свойства находя всё более интересные факты.

Так благодаря исследованиям ученых мы знаем, что чистая вода - это прозрачная жидкость, которая не имеет ни цвета, ни вкуса, ни запаха.

Мои наблюдения

Действительно питьевая вода, прозрачная жидкость, которая не имеет ни вкуса ни цвета ни запаха. Это доказывается обычным опытом: наливаем воду в стакан.

    1. Вода перетекает с сосуда в стакан — значит вода жидкость.

    2. Немного воды разлили на стол — вода не имеет формы.

    3. Пробуем на вкус — вода не имеет вкуса.

    4. Понюхаем — вода не имеет запаха.

    5. Опусти ложку в стакан, ложку видно — вода прозрачная.

    6. Ложка увеличилась в воде — вода как увеличительное стекло.

    7. Рассмотрим воду — она бесцветная.

    8. Добавим в стакан кубик сахара и помешаем, вода вскоре станет прозрачной, а сахар растает — вода как растворитель.

Но вода может растворять не все вещества. Так например: если в стакан насыпать песок, он осядет на дне стакана, значит песок в воде не растворятся.

Эти свойства воды знают все, мы сталкиваемся с ними каждый день, когда умываемся, кушаем, пьем, купаемся, смотрим на дождь, поливаем цветы, кормим рыбок в аквариуме и т.д.

Я бы хотела обратить внимание на ту воду, которая окружает нас. Это такая разная вода, у которой есть и вкус, и запах, и даже цвет.

Так например, я провела такой опыт: набрав три стакана воды, первый — питьевая бутилизированная вода, второй - «Есентуки 4», третий — вода из колодца (природная). Попробовав по очереди из разных стаканов я определила, что в первом вода жестковатая, во втором — соленая, а в третьем — сладковатая. Можно определено утверждать, что мой опыт показывает у воды которая нас окружает имеется вкус и он зависит о наличии веществ в воде. Так «Есентуки 4» содержит соль и другие вещества, поэтому она соленая. В питьевой бутилизированной воде, тоже содержатся вещества, которые придают воде жесткость и вкусовые свойства такой воды зависят от производителя. В колодце вода сладковатая, я думаю ,что это зависит от того через какие слои почвы она двигалась, и какие вещества вымыла из грунта. Этот опыт доказывает, что вода имеет вкус.

Наблюдая за прудом в деревне я хочу отметить, что вода в пруду мутная в некоторых местах даже зеленая. Я считаю, что вода в реках морях и океанах, как и в пруду имеет цвет в зависимости от растений и животных которые населяют их. Есть Красное море, прозрачный как стекло Байкал, зеленовато-мутный Дон. Все знают что в начале отопительного сезона проверяют и ремонтируют водопроводные трубы, после ремонта в кранах у нас некоторое время бежит оранжевая (ржавая) вода. Это доказывает ,что у воды есть цвет.

Очень интересный опыт, о котором я узнала из Интернета: Я взяла три одинаковые баночки набрала разной воды, в первую — из колодца (природную), во вторую — бутилизированную питьевую воду, в третью — из водопроводного крана, поднесла нашему псу Тишке в деревне. Он понюхал сначала третью баночку, но пить не стал, потом понюхал вторую баночку, но тоже не стал пить, затем подошел к первой баночке, понюхал и начал лакать воду, еще раз понюхал вторую баночку, но не попил, и в конце напился из первой баночке, третья баночка его не интересовала. Я думаю, что эта разная вода имела свой особенный запах, но к сожалению ,я его не чувствую. У собак более развит нюх, и поэтому Тишка с легкостью определил, которая вода ему больше нравится. Как мы заходя на кухню ощущаем какие вкусности приготовила бабушка и чем я сегодня полакомлюсь.

ф
ото:
у колодца, фото: с Тишкой.

Нет предела человеческому разуму, нет предела его возможностям; и то, что мы теперь так много знаем о природе и свойствах поистине самого необыкновенного в мире вещества - о воде, открывает еще большие возможности. Кто может сказать, что еще будет узнано, что открыто нового, еще более необычайного? Надо только уметь видеть и удивляться.

Вода, как и все в мире, неисчерпаема.


4. Выводы исследования.

Вода - одно из самых удивительных веществ в природе. Она существует в трех агрегатных состояниях - жидком, твердом (лед, снег) и газообразном (пар, туман).

С помощью наблюдений чистой дисцилированной я сделала выводы, что:

Вода течет, а значит это жидкость.

Вода является хорошим растворителем.

Вода прозрачная и безцветная.

Вода не имеет формы, вкуса и запаха.

Вода может увеличивать помещенные в нее предметы.

По итогам моего исследования, можно сказать, что вода, которая нас окуружает имеет цвет, запах и вкус.

Существуют агрегатные состояния воды: 5 в жидко и 14 в твердом. Ни одно другое вещество на нашей планете не может так изменяться и оставаться собой.

Без воды не может жить человек, животные, растения. Мы в ней нуждаемся и берём всё самое лучшее.

Любому разумному существу на Земле очевидно, вода – это чудо природы. Как много она может нам дать, если её правильно использовать. Вода может быть нам другом и помощником.

Всё зависит от нас, от того, как мы к ней относимся. Давайте беречь воду — это единственное и удивительное вещество на нашей планете.



5. Ресурсы:

1. «Словарь русского языка»: Ок. 53000 слов / С.И.Ожегов: – 24-е изд. испр. – М.: ООО «Издательство «Мир и Образование».

3. Я познаю мир. География: дет. Энцикл. / авт.- сост. В. Маркин; худож. Ю. Иванов, Е Пузикова, А. Леонович. – М.: Астрель: Хранитель, 2007.

4. Большая детская энциклопедия, ЗАО «Новый диск», 2004.- 1 эл. диск (CD-ROM).

5.Глинка Н.Л. Общая химия. - 24-е изд., испр. - Л.: Химия, 1985г.

6.Белая М.Л., Левадный В.Г. Молекулярная структура воды. М.: Знание 1987г.

7.Зацепина Т.Н. Свойства и структура воды. М.: изд-во МГУ, 1974 г.

8.Наберухин Ю.И. Структурные модели жидкости. М.: Наука. 1981 г.

    1. Энциклопедический словарь юного химика. Составители В.А.Крицман, В.В.Станцо. Москва, “ Педагогика“, 1982 год.

    2. Самое необыкновенное вещество в мире. Автор И.В.Петрянов. Москва, “ Педагогика “ ,1975 год.

    3. 100000 почему, 2000г. - Москва.


1

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее