«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка.

Открывать, искать исследовать - эти слова становятся ключевыми в организации учебной деятельности обучающихся на современном уроке.

Исследовательская деятельность ориентирована на приобретение новых знаний путем развития познавательной активности, мыслительных способностей и их творческое применение. Такого рода деятельность дает простор для творческой инициативы обучающихся и учителя, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. «Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, как мне добыть эти знания. Я знаю, где и как эти знания применить». Эти слова вполне могут служить девизом для участников исследовательской деятельности.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Исследовательская деятельность учащихся

на уроках русского языка.

Учитель русского языка и литературы

МБОУ г.Астрахани «СОШ№9»

Малюка Валентина Ивановна



Открывать, искать исследовать - эти слова становятся ключевыми в организации учебной деятельности обучающихся на современном уроке.

Исследовательская деятельность ориентирована на приобретение новых знаний путем развития познавательной активности, мыслительных способностей и их творческое применение. Такого рода деятельность дает простор для творческой инициативы обучающихся и учителя, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. «Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, как мне добыть эти знания. Я знаю, где и как эти знания применить». Эти слова вполне могут служить девизом для участников исследовательской деятельности. Общеизвестно, что по своей природе ребёнок отличается любознательностью, неутомимо открывая с помощью взрослых мир. Главное для учителя – не убить заложенные природой исследовательские задатки. Ничто так не убивает познавательный интерес, как пассивное слушание учебного материала без личной заинтересованности в его изучении. Тем более слабый ученик никогда не запомнит тот материал, который он не осознал. Мой опыт работы убедил меня в том, что простейшие методы исследования не только доступны всем учащимся, но и крайне важны для развития личности ребёнка. По моему мнению, учебное исследование вносит в процесс преподавания русского языка следующее: помощь в формировании самосознания школьника, в обретении позиции заинтересованного и ответственного участия в познавательно-творческой работе на уроке.

Анализируя мнения обучающихся, можно прийти к выводу, что особенно привлекательно для них все то, что они увидели, услышали, узнали в самостоятельных поисках, в самостоятельных работах - в заранее подготовленных комментариях к тексту, сообщениях, докладах, в беседе, в коллективном размышлении, индивидуальной деятельности и т. д.

Учебное исследование способно "освежить" атмосферу уроков, воздействовать на все стороны, все приемы преподавания.

Ценность исследовательской деятельности, на мой взгляд, состоит в том, что в ходе исследования обучающиеся учатся самостоятельно приобретать знания, вооружаются способами и методами познавательной и учебной деятельности.

Любой школьный предмет состоит из проблем, уже решенных обществом и наукой, рассказывает о путях решения, уже изведанных. Поэтому можно назвать любой учебный метод - исследовательским.

Классификация проектов по русскому языку и литературе.

Различают следующие виды проектов:

- по ведущему методу или виду деятельности обучающихся;

- по предметно – содержательной деятельности;

- по характеру координации проекта;

- по количеству участников проекта.

Характеристика проектов по ведущему методу или виду деятельности

Исследовательские проекты полностью подчинены логике, пусть не­большого, но исследования, и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.

Структура исследовательских проектов:

• аргументация актуальности принятой для исследования темы,

• определение проблемы исследования, его предмета и объекта,

• обозначение задач исследования в последовательности приня­той логики,

• определение методов исследования, источников информации,

• выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, опреде­ление путей ее решения,

• обсуждение полученных результатов, постановка выводов, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем на дальнейший ход исследования.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся:

1) самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

2) учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

3) приобретают коммуникативные умения, работая в группах;

4) развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения экспе­римента, анализа, построения гипотез, обобщения);

5) развивают системное мышление.

Считаю, что исследование может применяться на всех этапах обучения языку: некоторые элементы исследовательского подхода школьникам следовало бы осваивать уже в детском и подростковом возрасте, тогда более реальным будет подъем к высшему уровню творческой самостоятельности.

Конечно, исследовательский метод никогда не отменит и не заменит других учебных методов, но стать перспективой на учебном пути - может. Исключительную важность при этом приобретает одно условие: не переоценивать возможности учащихся, остерегать их от скороспелых суждений, от самоуверенности, приучать к научной строгости и ответственности. Учебное исследование становится реальным не тогда, когда нам вдруг захочется его ввести, а тогда, когда мы сумеем подготовить к этому уровню работы и себя, и учеников. Работа это нелегкая, требующая настойчивости, накопления знаний по крупицам, которая может стать дорогой к творческому труду.

Как планирую свою деятельность и деятельность учащихся. Делаю это в несколько этапов:

1.  Сама продумываю тему проекта. (Выбираю учебный раздел, часть раздела в соответствии с программой своего предмета. Время проведения — при планировании проекта. В работе использую интернет-источники).

3.   Формулирую основополагающий и проблемный вопросы (те, на которые
нельзя ответить одним предложением. (Например, "Признаки старославянизмов в современном русском языке". Приложение)

1.  Сама продумываю тему проекта. (Выбираю учебный раздел, часть раздела в соответствии с программой своего предмета. Время проведения — при планировании проекта. В работе использую интернет-источники).

3. Формулирую дидактические цели проекта и методические задачи:

-   учить учащихся отстаивать своё мнение в ходе дискуссии;

-   научить слышать и критически оценивать свою речь и речь окружающих;

-   учить излагать свои мысли;

-   продолжить работу по включению элементов речевого этикета в активную речевую практику.

4. Учащиеся самостоятельно формулируют проблемы (темы) исследований.  Учащиеся выдвигают гипотезы решения данных проблем (варианты
решения).

5.    Определение названия проекта.

6.   Формирование групп и обсуждение плана работы (на данном этапе
учащиеся делятся на мини-группы, определяют для себя вопросы, форму  представления результатов).

7.   Обсуждение со школьниками возможных источников информации.
8.Самостоятельная работа учащихся.

9 .Подготовка учащимися презентации. (Форма презентации может быть

любая: доклад, выпуск бюллетеня, буклет, мультимедийная презентация и  т.д.).

10.Защита проекта и оценивание результатов школьниками и учителем.

Литература

1. Житко Е. А. Методика организации исследовательской деятельности учащихся по русскому языку и литературе.- Интернет-журнал «Эйдос» Житко Е. А. Методика организации исследовательской деятельности учащихся по русскому языку и литературе.mht

2. Савенков А. И.  Виды исследований школьников //Одарённый ребёнок.- 2005, № 2.- С.84-106.

3. Савенков А.И.  Содержание и организация исследовательского  обучения школьников.- М.: Сентябрь, 2003.- 204 с.

4. Гин А. Приемы педагогической техники [Текст] / "Вита - Пресс". - М., 1999.- 125 с.

5. Кульневич С.В. Совсем необычный урок. Практическое пособие [Текст] / С.В.Кульневич, Т.П. Лакоценина.- Ростов-на-Дону, 2001, - 160 с.





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее