«Зимний фестиваль знаний 2025»

Проект «Сравнение русских народных песен с современными»

Проект необходим для воспитания духовно-нравственных, гражданских мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к русскому языку, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности русского языка, своей национальной культуры, своей земли. Проект необходим для сохранения чистоты русского языка, для вовлечения в актуальную исследовательскую деятельность, необходим для развития творческих начал личности, для обмена опытом. Условия развития творческих способностей учащихся на уроках музыки.

Олимпиады: Музыка 1 - 9 классы

Содержимое разработки









Проект

«Сравнение русских народных песен с современными»











Выполнила: Шевелёва Анастасия

Ученица 9 Б класса МБОУ ШР СОШ №4



Шелехов 2020 г.



СОДЕРЖАНИЕ




Стр.


Введение

  • Паспорт проекта

  • Обоснование необходимости проекта

  • Гипотеза проекта

  • Цели и задачи проекта

  • Участники проекта

3

5

6

6

6

6


Описание проекта

  • Стратегия и механизмы достижения поставленных целей

  • Рабочий план реализации проекта.

  • Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта.

7

7

7

10


Оценка успешности реализации проекта

  • Показатели и критерии успешности выполнения проекта

  • Оценка рисков

  • Дальнейшее развитие проекта

12

12

13

12


Заключение

Список литературы

14

15


Приложение

16




ВВЕДЕНИЕ

Паспорт проекта

Площадка реализации проекта

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждения города Шелехова средняя общеобразовательная школа № 4.

Автор проекта

Шевелева Анастасия ученица 9 «б» класса

Гипотеза проекта

Проект «Сравнение русских народных песен с современными» позволит обучающимся не только познакомиться с народной песней, но и сравнить с современной музыкой. А также будет способствовать формированию опыта творческой работы учащихся, на уроках музыки.

Цели и задачи проекта

Цель: привлечь современное поколение к прослушиванию русских народных песен. И сравнить их с современной музыкой

Задачи:

  1. Изучить литературу русских народных песен для разработки проекта «Сравнение русских народных песен с современными».

  2. Изучить литературу по современной музыке для проекта

  3. Разработать проект «Сравнение русских народных песен с современными»

  4. Реализовать проект.

  5. Проанализировать результаты проекта «Сравнение русских народных песен с современными».

Участники проекта

учащийся 9 класса учитель музыки.

Достижения поставленных целей

(этапы проекта, основные работы в проекте)

I этап Организационный:

  • Создание команды единомышленников: учащихся 9 классов, учитель музыки, родители.

  • Формирование группы.

  • Определение целей и задач проекта.

  • Презентация проекта, буклет.

  • Формулирование проблемных вопросов.

II этап Основной (реализация проекта):

Работа над проблемным вопросом:

    • с родителями;

    • с руководителем проекта;

    • с учителем музыки.

  • создание продуктов проекта:

  • разработать наглядный материал для использования на уроках и внеклассных мероприятиях по музыке

  • анализ музыкальной литературы народной песни и современной музыки;

  • нахождения информации в сети Интернет

III этап Заключительный:

  • Коллективное оформление работ учащихся:

    • стендовая презентация, буклеты;

    • исполнение песни.

  • Приглашение родителей и гостей на защиту проекта.

Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта



Краткосрочные:

Обучающиеся научились при подготовке проекта:

  • Создавать анимационные презентации с наложением музыки,

  • Создавать видеоролики

  • Создавать буклеты

Долгосрочные:

1. Повышение уровня теоретической подготовки;

2. Формирование устойчивого интереса к музыке

Показатели и критерии успешности выполнения проекта


Показатели успешности проекта:

1. 100% участие членов группы

2. Разработка буклетов, презентации, видеоролика.

Критерии оценивания:

  • Работать самостоятельно в команде

  • Правильно поставить основополагающий, проблемный и учебный вопросы

  • Эффективно планировать время

  • Подбирать материал из оригинальных источников и работать с ним.

  • Использовать музыкальный материал

  • Использовать Интернет-ресурсы для поиска информации

  • Пользоваться двуязычными словарями и справочной литературой

  • Соблюдать авторские права и использовать авторские материалы

Дальнейшее развитие проекта


Познакомить учащихся на уроке музыке с целью углубления знаний учащихся по предмету и развития навыков работы с поиском информации.

Практическая значимость проекта

Углубляя знания учащихся по народной песни и современной музыки, проект развивает поисковую деятельность школьника. Формирование музыкальной литературы учащихся школьного возраста и реализация их творческих возможностей путём взаимодействия народных и современных песен.

Обоснование необходимости проекта

Проект необходим для воспитания духовно-нравственных, гражданских мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к русскому языку, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности русского языка, своей национальной культуры, своей земли. Проект необходим для сохранения чистоты русского языка, для вовлечения в актуальную исследовательскую деятельность, необходим для развития творческих начал личности, для обмена опытом. Условия развития творческих способностей учащихся на уроках музыки.

Гипотеза проекта

Организация исследовательской и поисковой деятельности при изучении народной и современной музыки будет способствовать формированию опыта творческой работы учащихся, литературной и информационной компетентности.

Цели и задачи проекта

Цель: Создать условия для учащихся с целью изучения, нахождения, прохождения материала и проведения проекта «Сравнение русских народных песен с современными»

Задачи:

1. Развитие научного мировоззрения;

2. Повышение уровня теоретической подготовки;

3. Формирование устойчивого интереса к предмету музыки;

4. Выработка личных качеств: трудолюбия, познавательности, гражданственности.

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

Участники проекта:

Учащиеся 9 класса, учитель музыки, родители.


Актуальность работы в том, что человек должен знать, какой ценный вклад внесла в музыку народная песня. Проект способствует коммуникативной компетентности учащихся и творческого мышления. Информационно-поисковый проект требует направленности на сбор информации о народные и современные музыки.

Сегодняшняя молодёжь в большей степени – это поколение клубной музыки, грубого рэпа и взрывных техно-мелодий. Ноты таких произведений ярко характеризуют молодых людей, интересующихся подобными жанрами: психическая неуравновешенность, рассеянность внимания, агрессия, а также быстрая утомляемость. Что же можно сказать о фольклоре? Наши предки пели о чарующей красоте природы, любви к родному краю, о своих традициях. Мелодии таких песен очень тонкие, вызывающие внутреннюю гармонию. К сожалению, народные мотивы не пользуются популярностью в наш век. Но можно с уверенностью сказать, что народная музыка играет огромную роль в современном искусстве.

Давайте начнём с музыки в принципе. Музыка - это искусство, средством которого является звук и тишина. Наверное, любой человек в своей жизни слышал хоть раз журчание ручейка в лесу, шелест осенней листвы, пение птиц. Разве это не похоже на мелодию? Именно тогда, когда человек начал вокруг себя замечать подобные детали, он осознал, что его повсюду окружает музыка. Люди стали экспериментировать, искать средства передачи звуков, самовыражаться. Появились первые музыкальные инструменты. Слова превращались в стихи и напевались под звучные мелодии.

Чем же характеризуется народная песня? Богатство мелодий, разнообразие ритма, ясность, простота. Наши предки напевали обрядовые песни, частушки. И в каждую мелодию, в каждый текст были заложены душа и скрытый смысл. Люди верили, что обрядовая песня способна влиять на их жизнь.

Ценность народного творчества в том, что оно воздействует на чувства людей благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. Воздействуя на чувственную сферу человека, оно стимулирует развитие творческих способностей личности.

Молодые люди активно включают народные песни в концертные программы. Их выступление сопровождается яркими национальными костюмами, музыкальными инструментами и танцами. Можно с уверенностью сказать, что их наставники проделывают фантастическую работу по созданию номера. И в процессе этой работы артистам прививаются ценности и традиции народной культуры. А уже выступая со сцены молодые люди несут воспитательный характер своим сверстникам в зрительный зал.

Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали младшие и старшие поколения. Приобщение к нравственным традициям, способствует узнаванию и укреплению государственного самосознания, принципиального для сохранения самобытности общества, сохранение истории нашей Родины.

В последние годы в обществе наблюдается возрастающий интерес к изучению народного творчества, к освоению народных песен. Кроме развития творчества любительских народных коллективов. Следует отметить, что сегодня заметно увеличение количества специализированной литературы по народному музыкальному творчеству, появление на телевидении и радио специальных передач по фольклору и этнографии. Все это указывает на повышение значимости народной музыкальной культуры в развитии национальных чувств, формировании ментальности. (от лат. mens — сознание, ум) — образ мышления, общая духовная настроенность человека)






















Рабочий план реализации проекта

Технологическая карта проекта

Элементы урока

Способы, приемы, действия

Методы

ученик


1.Организационный момент (5 мин.)

Задача: создать рабочую обстановку; мобилизовать внимание комиссии


- приветствует комиссию;

- сообщает цели и задачи проекта

словесно-репродуктивный

2. Формирование новых знаний, умений, развитие мышления

(70 мин.)

Задача:

- овладеть новыми знаниями и умениями;

- осмыслить и систематизировать приобретённые знания

- вступительное слово учащегося

- ставит перед комиссией цели и задачи, которые должны быть достигнуты в течение защиты;

- ученик называет тему;

- ученик выступает с сообщением на тему: «Народные песни» с использованием презентаций;

- делает выводы;

- ученик выступает с сообщениями на тему: «Современная музыка» с использованием презентаций;

- делают выводы;

- обучающийся

предлагает прослушать и прокомментировать народную песню и современную музыку.

объяснительно – репродуктивный


демонстрационный, проблемный








3. Закрепление знаний, умений и навыков.

(10мин.)

Задача: выявить уровень усвоения ученикам материала данного занятия

- комиссия задаёт вопросы по проекту;


- уточняют ответы ученика;

- просят высказать свою точку зрения;

- комиссия просит сделать выводы по проекту;

- комиссия оценивает работу ученика;

- выставляет и комментирует оценку;

- делает выводы по защите.


словесно-репродуктивный,

самостоятельный,

практический,

творческий,

частично - поисковый



Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты

Проект предназначен для формирования музыкальной культуры детей школьного возраста и реализации их творческих возможностей путём взаимодействия народных и современных песен. Проект развивает способность формированию музыкальной культуры.

Углубляя знания детей к народным и современным песням, проект направляет поисковую деятельность школьника на развитие эстетического сознания.

«После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:

Краткосрочные результаты:

Обучающиеся научились при подготовке проекта:

  • Создавать анимационные презентации с наложением музыки,

  • Создавать видеоролики

  • Создавать буклеты

Долгосрочные результаты:

1. Повышение уровня теоретической подготовки;

2. Формирование устойчивого интереса к уроку музыки;

Итоговые продукты проекта:

  • Презентация «Сравнение русских народных песен с современными».

  • Исследовательская работа «Сравнение русских народных песен с современными».

  • Почему мы должны помнить народную музыку. (буклет)

  • Завершается проект выступлением учащихся, и обсуждением вопросов: Какая музыка вас привлекает? Современная или народная?















ОЦЕНКА УСПЕШНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Ученики работают над проектом и выполняют задания

1.Учащиеся выполняют презентацию

2.Буклет

3.Сочинение

4.Оценочные листы (для родителей и учащихся)

5.Рефлексия

Дальнейшее развитие проекта:

Познакомить учащихся на уроке музыки с целью углубления знаний учащихся по предмету и развития навыков работы с поиском информации.

После завершения работы над проектом

1.Оценивание учителем уровня сформированности проекта

2.Критерии оценивания ученической работы

3.Защита проекта

4.Итоговое обсуждение

Практическая значимость проекта:

Углубляя знания учащихся по музыке, проект развивает поисковую деятельность школьника. Формирование музыкальной культуры учащихся школьного возраста и реализация их творческих возможностей путём взаимодействия музыкальной литературы,

1. Выявление начальных знаний учащихся. С помощью презентации учителя и дополнительных вопросов учителем литературы по данной теме.

2. Сформировать группы, обсуждаются: общий план проекта и планы работы групп, выдаются критерии оценивания.

3. Критерии оценивания работ составляются с учетом требований стандарта (презентация, буклет). По ним происходит контроль и самоконтроль.

4. По итогам выполненной работы учителем музыки создается лист продвижения по проекту, где отмечаются своевременность, правильность выполнения работы, логичность изложения и подачи информации, источники информации, творческий подход, умение делать выводы, соответствие целей результатам работы. Это позволяет своевременно скорректировать работу групп в нужном направлении и обеспечить обратную связь.

5. Проводится рефлексия, которая позволяет учащимся оценить свой вклад в совместную деятельность, качество своей работы.

6. По завершению проекта проводится защита исследовательских работ каждой группы, где заслушиваются выступления учащихся с результатами своей деятельности. Здесь в первую очередь оценивается умение аргументировано выступать перед аудиторией, участвовать в обсуждении, задавать вопросы, краткость и полнота выступлений, грамотность, творческий подход.

Завершается проект выступлением учащихся, и обсуждением вопросов: Понравилось или нет участие в проекте? Какие возникали трудности в ходе работы над проектом? Что удалось и не удалось сделать в данном проекте?

Оценка рисков

Риски

Профилактика рисков

Отсутствие необходимой материальной базы для проведения проекта

Привлечение учителя музыки к приобретению и пополнению оборудования пополнение музыкального фонда.

Отсутствие заинтересованности учащихся

Анализ с участниками проекта их идей и предложений, способы решения проблем (например поиск информации в сети internet, выполнение рефератов).

Несоблюдение техники безопасности на занятиях

Озвучивание элементарных правил перед началом занятия, контроль















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении хотелось бы отметить, что гипотеза проекта подтверждается. Выбранная мной тема проекта проявили у меня такие качества как:

      • Логика изложения

      • Убедительность рассуждений

      • Оригинальность мышления

      • Умение держаться при защите работы

  • Умение строить речевое высказывание на лингвистическую тему в соответствии с заданным стилем речи и типом речи.

  • Показали умения находить необходимую информацию в сети internet.

  • Умение создавать презентации и буклеты.





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Асафьев Б.О народной музыке.- Л., 1987.

  2. Богатырев П. Русское народное поэтическое творчество. – М., 1974.

  3. Большая иллюстрированная энциклопедия интеллекта. Хочу всё знать.- М., 2010.

  4. Вульфиус П. Русская мысль о музыкальном фольклоре. – М., 1979.

  5. Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Музыка: учебник для общеобразовательных учреждений. -., 2012.

  6. Попова Т. Русское народное музыкальное творчество. – М., 1982.

  7. Энциклопедический словарь юного музыканта. Сост. В.В. Медушевский, О.О. Очаковская-М, ,1985.

  8. www.muz-school.ru

  9. www.zaycev.net

  10. ru.wikipedia.org






















Приложение1

Разработка проекта

Проект рассчитан на учащихся 9-го класса в рамках уроков музыки. Продолжительность проекта – две недели.

Ход работы

1. Оргмомент

2. Вступительное слово

Русская народная песня — фольклорное произведение, которое сохраняется в народной памяти и передаётся из уст в уста, продукт коллективного устного творчества русского народа.

Полилась русская песня, затеплилась, засеребрилась напевом, запричитала скороговоркой и, набравшись сил, полилась вольно, широко. И словно раздвинулись стены класса, зазеленели поля, зашуршала колосом нива и встал незримо за песней образ Родины.

Подобные чувства мы испытываем, слушая русские народные песни. Родные напевы, инструментальные наигрыши, хороводы, пляски, орнаменты костюмов, характерный говор, глубина и искренность исполнения несут нам встречу с неповторимым искусством родного края, с образами и приметами Родины. Народная музыка в музыкальном искусстве играет не последнюю роль и не уступает свои позиции даже в наше время.



Цель проекта: привлечь современное поколение к прослушиванию русских народных песен. И сравнить их с современной музыкой.

Задачи:

1. Изучить литературу русских народных песен для разработки проекта «Сравнение русских народных песен с современными».

2. Изучить литературу по современной музыке для проекта

3. Разработать проект «Сравнение русских народных песен с современными»

4. Реализовать проект.

5. Проанализировать результаты проекта «Сравнение русских народных песен с современными».

Актуальность моего исследовательского проекта заключается в том, что на сегодняшний день существует огромное количество музыкальных ансамблей и солистов – популярных исполнителей народной музыки, как в оригинале, так и в современной трактовке. Народная музыка не исчезла, не канула в прошлое, она интересна современному человеку, звучит с экранов телевизоров, динамиков радио, пусть иногда и в современной обработке.



Гипотеза проекта

Организация исследовательской и поисковой деятельности при изучении народной и современной музыки будет способствовать формированию опыта творческой работы учащихся, литературной и информационной компетентности.


Русская народная песня – яркая картина исторического прошлого нашего народа. Она раскрывает перед нами все богатство и красоту «внутреннего мира» России. Песня позволяет нам понять и узнать источники обрядов, традиций, особенности народного характера, так же внешний и внутренний мир человека. Это народная история, живая, яркая, насыщенная большим количеством событий. Кто не проникнулся в них глубоко, тот ничего не узнает о дальнем быте России. Песня «Валенки».

Музыка, прежде всего современная, является неотъемлемой частью жизни подростков и молодежи. Именно они — основные потребители музыкальной продукции.

В наше время подростки активно слушают музыку: в транспорте, на улице, дома, на занятиях и т.д. Кто-то с помощью музыки расслабляется, кому-то наоборот, музыка помогает сконцентрироваться и найти верное решение в определенной проблеме. В мире существует множество разновидностей стилей музыки: классика, поп, реп, металл и т.д. И вся эта музыка так или иначе влияет на эстетическое воспитание подростков, на формирование жизненных идеалов и принципов.

Культура современной молодёжи ориентируется на западные ценности, а не на ценности национальной культуры. На дискотеках, на вечеринках – везде, звучит клубная музыка. Песня Лера,Лера

Русского человека волнуют не только образы Родины в народном искусстве. Огромная художественная сила русских песен, выразительная пластика танцев, совершенство инструментальных мелодий волнуют нас не меньше. Именно народные песни, вобравшие в себя красоту сказочных русских просторов, ритмы труда, отголоски борьбы со стихией, мечты, верования и надежды человека стали живительным источником вдохновения для многих поколений поэтов, художников, композиторов.

В финале «Симфонии №4» П.И.Чайковского простая мелодия русской песни «Во поле береза стояла» превращается благодаря искусству мастера в монументальное оркестровое полотно, воплощающее праздник народа. «Ступай в народ, — говорил композитор, сочиняя эту музыку, — смотри, как он умеет веселиться, отдаваясь беспредельно радостным чувствам». Это русские эпические песни-былины вдохновили Васнецова на создание прекрасных образов русских богатырей, а русские исторические песни помогли Сурикову воплотить образ Степана Разина.

Русская песня продолжает увлекать и современных композиторов, создающих на ее основе запоминающиеся сочинения. Достаточно вспомнить хоровой цикл «Курские песни» Георгия Свиридова или оркестровый концерт «Озорные частушки» Родиона Щедрина.

Проанализировав ситуацию в музыкальном искусстве, я выяснила, что сегодня популярны множество современных солистов и ансамблей русской народной песни:

• Варвара,

• Пелагея,

• Надежда Кадышева,

• Надежда Бабкина,

• Марина Девятова,

• «Иван Купала»,

• «Че те надо?»,

• «Бурановские бабушки»…

Песня Пелагея

Русская песенная культура складывалась веками. Народная школа пения развивалась в недрах народной жизни, оставаясь на уровне устной традиции как часть художественного быта русского народа, тесно связанного с песенным творчеством. Однако богатство и жанровое разнообразие русских песен, исполняемых народом, говорило о высокой песенной культуре. Известно, что исполнение народными певцами русских протяжных песен вызывало удивление и восхищение иностранцев, посещавших Россию.

Заинтересовавшись значением народной музыки в жизни человека, я провела опрос среди разных возрастных групп, с цель выяснить:

• Каковы их познания в области музыкального фольклора?

• Какую роль играет народная музыка в жизни современного человека? Нужна ли она вообще?

Опрашивала четыре возрастные группы:

1. Друзья,

2. Родители,

3. Братья и сёстры,

4. Бабушки и дедушки.

Им были заданы следующие вопросы:

• Знакомы ли Вы с русским народным музыкальным творчеством?

• Какие жанры музыкального фольклора вам знакомы?

• Расскажите названия народных песен, с которыми Вы знакомы?

• Считаете ли Вы, что народная музыка должна популяризироваться в наше время?

Результаты получились следующие:


Вывод

В ходе работы над исследовательским проектом, я изучила литературу и интернет-ресурсы по данной теме, нашла и прослушала примеры русского музыкального фольклора в оригинале и обработке современных композиторов.

В результате чего, я раскрыла историю развития русской народной музыки. Выяснила, что русская народная музыка – величайшее музыкально-поэтическое воздание народа.

• Народная музыка многообразно и глубоко отражает жизнь человека;

• Раскрывает его духовную красоту и богатство, его думы и чаяния;

• Именно в песенном творчестве отразилась во всей полноте извечное стремление русского народа к добру, к правде, к свету, к счастью;

• На этических и моральных идеалах, заложенных в народной песне, воспитываются многие поколения;

• Народная песня оказывает глубокое эмоциональное воздействие на всех, кто с ней соприкасается благодаря исключительной задушевности, искренности;

• Она учит с достоинством, но без ложной патетики любить свою Родину, народ, природу, землю.

• Народная песня развивает музыкально-поэтический вкус, пробуждает творческие способности.

Роль музыкального фольклора велика:

• Народная музыка многообразно и глубоко отражает жизнь человека;

• Раскрывает его духовную красоту и богатство, его думы и чаяния;

• Именно в песенном творчестве отразилась во всей полноте извечное стремление русского народа к добру, к правде, к свету, к счастью;

• На этических и моральных идеалах, заложенных в народной песне, воспитываются многие поколения;

• Народная песня оказывает глубокое эмоциональное воздействие на всех, кто с ней соприкасается благодаря исключительной задушевности, искренности;

• Она учит с достоинством, но без ложной патетики любить свою Родину, народ, природу, землю.

• Народная песня развивает музыкально-поэтический вкус, пробуждает творческие способности. Песня Ты неси меня река

Стоит ли говорить о том, что до 21-го века русская народная музыка дошла в значительно видоизмененном виде, но музыкальные историки постоянно находят в этом развлекательном жанре интересные факты, дающие нам представление об истории и традициях наших предков.

Основываясь на анализе проведенного опроса можно смело заявить, что и современный человек не забыл о существовании музыкального фольклора, народная музыка не ушла из жизни человека, играет много ролей: обучающую, развлекательную, информационную, релаксирующую. Русская народная музыка – это наше культурное достояние, и она не может кануть в прошлое.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее