Использование ИКТ на уроках английского языка в начальной школе
Необходимость использования ИКТ на уроках обусловлена требованием времени и не вызывает никаких сомнений. Современные дети живут в мире компьютерных технологий. Поэтому учителю просто необходимо владеть актуальными и наиболее продуктивными методами обучения и новыми образовательными системами.
Использование ИКТ дает принципиально новые возможности для повышения эффективности процесса обучения. Это расширение доступа к информации, увеличение выразительных возможностей её предоставления, соединение рациональных и эмоциональных аспектов, включение игровых элементов, возможность использования моделей, широкая вариантность в выборе методических средств, тиражирование и совершенствование методических материалов и упрощение их передачи на расстояние, индивидуализация образовательного процесса и его вариативность, новые возможности в организации межпредметных связей.
Для начальной ступени обучения это означает смену приоритетов в расстановке целей образования. Одним из результатов обучения и воспитания в начальной школе должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Детям нужно дать такие знания, чтобы они смогли успешно продолжать образование в течение всей жизни, подготовиться к выбранной профессиональной деятельности, жить и трудиться в информационном обществе.
Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощ Таким образом, использование ИКТ на уроках английского языка реализует огромные возможности компьютера как эффективного средства обучения. ИКТ позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, осознать языковые явления, способствуют формированию лингвистических способностей, создают коммуникативные ситуации, автоматизируют языковые и речевые действия, а также обеспечивают реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащихся.
На уроках английского языка я активно использую мультимедийные презентации для введения нового материала, повторения и закрепления сформированных знаний, умений и навыков.
ью современных технических средств. Возможности использования информационных технологий в образовательной деятельности позволяет рассмотреть вторая классификация средств ИКТ: для поиска литературы, в Internet; для работы с текстами, используя пакет основных прикладных программ Microsoft Office; для автоматического перевода текстов с помощью программ-переводчиков и электронных словарей; для хранения и накопления информации; для общения; для обработки и воспроизведения графики и звука.
Современные программы требуют от обучающегося концентрации внимания, сосредоточенности, напряжения памяти. Не каждый школьник, особенно ученик начальных классов, способен работать в таком режиме. Психологические особенности характера, тип восприятия ребенка нередко становятся причиной неуспешности. При этом современные требования к уровню образованности не позволяют снизить объем информации, необходимой ученику для усвоения темы урока.
Однако при организации урока с использованием ИКТ, информация предоставляется красочно, с использованием эффектов анимации, в виде текста, диаграммы, графика, рисунка. Все это позволяет более наглядно и доступно объяснить учебный материал.
Компьютер не сопровождает работу учащихся порицательными комментариями, что развивает их самостоятельность и создает благоприятную социально-психологическую атмосферу на уроке, придавая им уверенность в себе, это является немаловажным фактором для развития их индивидуальности.
Уроки, проводимые с использованием компьютерных технологий, позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения – всё это уже заранее готово и содержатся на маленьком компакт-диске.
Ученики начальной школы имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.
Использование ИКТ на уроках английского языка в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и психическому развитию ребенка.
Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника и консультанта, поощряющего находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.
Цели использования ИКТ:
повышение мотивации обучения;
повышение эффективности процесса обучения;
активизация познавательной деятельности обучающихся;
совершенствование методики проведения уроков;
своевременное отслеживание результатов обучения и воспитания;
планирование и систематизация работы;
самообразование;
качественная и быстрая подготовка урока (мероприятия).
Выделяется несколько классификаций средств ИКТ. В соответствии с одной из них, все средства ИКТ, применяемые в системе образования, можно разделить на два типа: аппаратные (компьютер, принтер, сканер, фотоаппарат, видеокамера, аудио- и видеомагнитофон и др.) и программные (электронные учебники, тренажеры, тестовые среды, информационные сайты, поисковые системы Интернета и т.д.).