Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Томторская средняя общеобразовательная школа им. Н.М.Заболоцкого»
Оймяконского района Республики Саха (Якутия)
Инновационный проект
« Летняя школа для молодых педагогов «Pro-развитие»
Авторы проекта:
Балаева Мария Владимировна,
Заболоцкая Марина Семеновна.
География проекта:
678750 Республика Саха (Якутия)
Оймяконский район
с. Томтор ул. Обручева 21 МБОУ «Томторская СОШ им. Н.М.Заболоцкого» Тел. 8-411-54-24-5-03
e-mail: [email protected]
2022 год
Содержание
Паспорт проекта
Введение
1. Основания инициации Проекта
2. Цели и задачи, направления реализации Проекта
3. Ожидаемые результаты проекта
4. Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленной цели
4.1. Нормативно – правовое обеспечение проекта
4.2. Инициативная группа проекта
4.3. Ресурсы реализации проекта
4.4. География проекта
5. Основные этапы реализации проекта
5.1. План-график реализации проекта
5.2. План мероприятий клуба молодых педагогов
5.3. Риски реализации проекта и способы их преодоления
6. Бюджет проекта
7. Механизм оценки результатов
8. Результат проекта
9. Эффективность проекта
10. Информационные ресурсы
Паспорт проекта
Название проекта | "Летняя школа для молодых педагогов «Pro-развитие» |
Основание для разработки Проекта | Статус базовой школы |
Разработчики Проекта | Балаева М.В., Заболоцкая М.С., учителя русского языка и литературы |
Исполнители Проекта | Администрация, педагоги, психологи МБОУ «Томторская СОШ им. Н.М.Заболоцкого» |
Целевая аудитория | Молодые педагоги |
Цель и задачи Проекта | Цель проекта: Помощь в профессиональном становлении и повышение стимула педагогической деятельности молодого учителя. Актуализация развития кадрового потенциала в сельских школах. Задачи: Стимулирование интереса и мотивации начинающих педагогов к активности, успешности, самостоятельности, непрерывному самообразованию. Помощь молодым учителям по внедрению современных подходов и передовых педагогических технологий в образовательный процесс. Развитие способностей и стремления к рефлексии собственной деятельности и самостоятельному управлению своим профессиональным развитием. Помощь в формировании и совершенствовании собственного индивидуального стиля, методики преподавания, творческой деятельности молодых педагогов. Совершенствование уровня профессионального мастерства, обобщение и распространение педагогического опыта. |
Сроки реализации Проекта | 2022 - 2023 учебный год |
Финансирование проекта | средства ОУ, спонсоры |
Ожидаемые результаты | Освоение молодым специалистом основных функциональных обязанностей учителя и классного руководителя; Повышение уровня методической, интеллектуальной культуры молодого педагога; Повышение педагогического мастерства молодого специалиста; Достижение высокого уровня готовности молодого специалиста к исследовательской и инновационной деятельности, участию в профессиональных конкурсах; Становление молодого учителя как учителя-профессионала. |
Введение.
Настоящее время характеризуется увеличением темпа жизни. Обновление информации, ее качественное изменение, упрощение способов доступа к данным требует от человека умения быстро ориентироваться в социальном пространстве и оперативно реагировать на все преобразования. Изменяются и требования к современному педагогу. Ему важно не только соответствовать профессиональным требованиям, но и повышать уровень собственного развития, гибкости своего мышления, находиться в постоянном поиске нового в общекультурной, научной и профессиональной области с учетом меняющихся потребностей государства, общества, экономики и рынка труда.
Молодые педагоги приходят работать в школу лишь с багажом теоретических знаний, а педагогическая практика, проводимая во время учебы в ВУЗе, дает недостаточно опыта, так как в основном выступаешь в роли наблюдателя. И в то же время с ростом числа лицеев, гимназий, частных школ усиливается требование к качеству учебного процесса, повышается значимость индивидуализации, интенсификации и информатизации обучения, внедряется много новых форм и методов, которые стимулируют развитие творческих качеств будущих педагогов.
Известно что, профессия учителя имеет важное общественное значение. Учитель выступает в роли просветителя, руководителя, психолога, социолога иногда даже актера. Но таких разносторонне развитых специалистов нигде не готовят. Они ими становятся годами, работая в школе, это сложный путь становления молодого педагога до уровня профессионала, обладающего педагогическим мастерством. Но по нашему мнению, этот долгий путь можно ускорить, разработав и реализовав проект «Летний лагерь молодого педагога «PRO – развитие”
1. Основания инициации проекта.
На сегодняшний день остро обозначился вопрос педагогических кадров, как главного ресурса достижения качества образования. Вопрос о привлечении в школу молодых специалистов, поднимающийся сегодня на разных уровнях, особенно актуален для сельской школы.
Работа с молодыми специалистами – одно из приоритетных направлений в деятельности любой образовательной организации.
Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Практика работы с молодыми учителями показывает, что даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого учителя может протекать длительное время.
Анализ работы с молодыми учителями показывает, что наибольшие сложности у начинающих педагогов вызывают вопросы организации урока, дисциплины и порядка на уроке, методическая сторона урока, оформление школьной документации, организация работы с родителями обучающихся, осуществление классного руководства. Проблемы возникают в связи с тем, что молодой специалист в начале своей педагогической деятельности не имеет достаточных знаний и умений, так как у него еще не сформированы профессионально значимые качества, поэтому является необходимостью оказание постоянной методическую помощь молодым учителям.
2. Цель и задачи проекта.
Цель проекта: Помощь в профессиональном становлении и повышение стимула педагогической деятельности молодого учителя. Актуализация развития кадрового потенциала в сельских школах.
Задачи:
Стимулирование интереса и мотивации начинающих педагогов к активности, успешности, самостоятельности, непрерывному самообразованию.
Помощь молодым учителям по внедрению современных подходов и передовых педагогических технологий в образовательный процесс.
Развитие способностей и стремления к рефлексии собственной деятельности и самостоятельному управлению своим профессиональным развитием.
Помощь в формировании и совершенствовании собственного индивидуального стиля, методики преподавания, творческой деятельности молодых педагогов.
Совершенствование уровня профессионального мастерства, обобщение и распространение педагогического опыта.
Для успешной реализации всех этапов проекта, каждое направление подкреплено методической базой.
3. Ожидаемые результаты проекта.
Освоение молодым специалистом основных функциональных обязанностей учителя и классного руководителя;
Повышение уровня методической, интеллектуальной культуры молодого педагога;
Повышение педагогического мастерства молодого специалиста;
Достижение высокого уровня готовности молодого специалиста к исследовательской и инновационной деятельности, участию в профессиональных конкурсах;
Становление молодого учителя как учителя-профессионала.
Будет обобщён и распространён опыт по теме проекта (методические рекомендации, сценарии, инструкции, памятки).
В результате проекта будет представлен опыт работы образовательного округа на сайтах школ, в СМИ.
Данный проект позволяет сформировать индивидуальные образовательные маршруты начинающим педагогам в соответствии со своими индивидуальными запросами. В процессе реализации данной работы педагог-тьютор выполняет роль консультанта, навигатора, координатора. Данный проект может реализовываться различными методами и на любом этапе профессиональной карьеры, способствуя повышению методической грамотности начинающего педагога. Реализация проекта осуществляется путем организации различных форм методической работы: анкетирование, адаптационная работа, мониторинговые исследования, семинары, тренинги, консультации, коучинги, посещение уроков, внеклассных мероприятий, творческие занятия, практикумы. В основе проекта — сотрудничество, осуществление «обратной связи», ценностно-ориентированная мотивация наставляемого и наставника, взаимный интерес и самосовершенствование.
4. Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленной цели.
4.1. Нормативно – правовое обеспечение проекта.
Федеральный уровень
- Национальная инициатива «Наша новая школа»
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Профессиональный стандарт педагога, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. №544н;
Локальный уровень
- Положение об организации Колымо-Индигирской летней школы молодых педагогов;
- Приказ о создании рабочей группы по реализации инновационного проекта;
- План работы МБОУ «Томторская СОШ им. Н.М.Заболоцкого» на 2021-2022 учебный год;
- План работы методического объединения учителей гуманитарного цикла на 2021-2022 учебный год ;
- Положение о портфолио учителя;
4.2. Инициативная группа проекта.
№ п\п | Позиция в проекте | ФИО учителя | Должность |
1 | Руководитель проекта | Егорова А.В. | Директор МБОУ «Томторская СОШ им. Н.М.Заболоцкого» |
2 | Ответственные за качество реализации проекта, разработку нормативно-правовой базы, за предоставление отчётности | Балаева М.В. Заболоцкая М.С. | Учителя русского языка и литературы |
3 | Участник проектной группы, ответственный за информационное освещение проекта на сайте школы | Неустроев А.Н. | Учитель информатики |
4 | Участник проектной группы, ответственный за выполнение и качество проектных работ и задач. | Атласова П.С. | Учитель английского языка |
5 | Участник проектной группы, ответственный за техническое освещение проекта. | Скрыбыкина Л.А. | Учитель математики |
6 | Участники проектной группы, осуществляющие тьюторство. | Винокуров Я.К. Петрова М.А. Посельская У.Б. Винокурова У.Ю. | Учитель истории Учитель русского языка Учитель химии Учитель физкультуры |
7 | Эксперт проекта. | Егорова А.П. | Зам. директора по УР |
4.3. Ресурсы реализации проекта.
Информационно-методические ресурсы:
- информационно-образовательные ресурсы на бумажных и сменных оптических носителях (нормативные документы, план работы ЛЛМП, индивидуальные программы саморазвития, портфолио учителя, разработки методических семинаров с системой заданий и презентациями PowerPoint и др.);
- информационно-образовательные ресурсы сети Интернет (методические материалы на сайте школы во вкладке «Молодому педагогу», методические рекомендации ИПКРО и др.);
- информационно-телекоммуникационная инфраструктура (оборудование БИЦ, АРМ учителя в учебных кабинетах);
- программные инструменты, необходимые для создания текстов, презентаций, выхода в интернет: программы Microsoft Office, программа Adobe (Acrobat) Reader и др.
- площадки сайта базовой школы.
Кадровые ресурсы:
Педагогический коллектив школы укомплектован на 100%, всего 34 учителя, из них: - педагогический стаж более 20 лет имеют 62 % педагога, от 10 до 20 лет – 18 %, до 10 лет – 3 %.
- педагоги, имеют квалификационные категории: высшую – 50 %, первую – 31 %
- 100% педагогов своевременно прошли курсы повышения квалификации, в том числе: по ФГОС НОО, ФГОС ООО – 100 %; по обучению ФГОС ОВЗ – 50 %
Награждены:
«Отличник Образования РС(Я)» - 20
«Учитель учителей» - 3
«Почетный работник общего образования РФ» - 1
«Почетный ветеран системы образования РС(Я)» – 4
Научно-методические ресурсы:
Действующее законодательство, локальные акты и нормативно-правовое обеспечение Проекта, банк и каталог научно-методических источников
Материально-технические ресурсы:
- кабинет информатики (15 компьютеров с выходом в Интернет)
- 9 учебных кабинетов оснащенные АРМ для учителя.
- 2 кабинета «Точки Роста», оснащенные 2 компьютерами с выходом в Интернет, ноутбуком, телевизором, видеокамерой, цифровым фотоаппаратом, квадрокоптером.
- 3 интерактивные доски
- интерактивная панель
- видеокамера, цифровые фотоаппараты
Финансовые ресурсы:
Оплата труда участников проекта предполагается из фонда стимулирования инновационной деятельности.
4.4. География проекта.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Томторская средняя общеобразовательная школа имени Н.М.Заболоцкого» является базовой школой Оймяконского района, в который входят 7 школ. География проекта – РС(Я)
4. Основные этапы реализации проекта
Планируемый срок реализации проекта – 1 год (ноябрь 2022 года - июль 2023года).
І этап – подготовительный (разработка нормативно-правового обеспечения проекта, разработка проекта, разработка и утверждение положения Летней школы молодых педагогов);
ІІ этап – основной (выполнение проектных мероприятий в соответствие с планом работы);
ІІІ этап - завершающий (итогово-аналитический: сбор и анализ результатов выполнения проекта), внесение корректировок.
4.1. План –график реализации этапов проекта
Подготовительный этап (ноябрь2022 – май 2023 гг) | ||
Мероприятия | Сроки | Ответственные |
Формирование инициативной группы по реализации проекта | ноябрь | Балаева М.В. Заболоцкая М.С. |
Заключение договоров о привлечении ведущих педагогов ОУ. | декабрь | Егорова А.В. |
Создание банка данных молодых педагогов | январь | Балаева М.В. Заболоцкая М.С. |
Создание нормативно-правовой документации КИЛШ | январь | Егорова А.В. |
Разработка системы и мотивации стимулирования участников проекта. | февраль | Егорова А.В. |
Разработка программ семинаров, методических дней, консультаций. | Март-апрель | все |
Разработка программы КИЛШ | Апрель | Балаева М.В. Заболоцкая М.С. |
Размещение материалов проекта на сайте базовой школы. | в течение этапа | Неустроев А.Н. |
Разработка инструментария мониторинга реализации проекта. | Апрель | Егорова А.П. |
Основной этап (май – июнь 2023 года) | ||
Проведение заседаний творческих групп и закрепление тьюторства | Май | Балаева М.В. Заболоцкая М.С. |
Реализация и контроль за реализацией программы | июнь | Балаева М.В. Заболоцкая М.С. |
Разработка индивидуальных маршрутов. | июнь | тьюторы |
Межведомственное взаимодействие с учреждениями образовательного округа. | в течение этапа | Балаева М.В. Заболоцкая М.С. |
Проведение семинаров, методических дней, круглых столов, мастер классов, открытых уроков, консультаций. | июнь | тьюторы |
Создание банка лучших методических материалов. | июль | Балаева М.В. Заболоцкая М.С. |
Информационная открытость проекта через публикации материалов на сайте школы | июль | Неустроев А.Н. |
Заключительный этап (июнь – июль 2023 года) | ||
Мониторинг реализации проекта | июнь-июль | Егорова А.П. |
Подведение итогов, анализ, оценка результатов проекта, принятие решений о продолжении развития проекта. | Июль | все |
Создание сборника материалов из опыта работы молодых педагогов в рамках проекта. | сентябрь | Балаева М.В. Заболоцкая М.С. |
5. Риски реализации проекта и способы их преодоления.
Возможные риски реализации проекта | Способы преодоления рисков |
1. Низкая мотивация, амбициозность молодых педагогов в педагогической деятельности. | 1. Проведение психологических тренингов. Использование системы морального и материального стимулирования. |
2. Отсутствие педагогических способностей у молодых педагогов | 2. Осуществление индивидуальной поддержки педагогов для развития профессионального и личностного роста, повышения персональной эффективности посредством коучинг-сессий, мастер-классов и др. |
Бюджет проекта.
№ п/п | Наименование статьи | Бюджет проекта | Бюджет
| |
ОУ | Другие источники | |||
1 | Канцелярские товары | 1000 | + |
|
2 | Использование орг. техники | 1500 | + |
|
3 | Издание методических рекомендаций, сборника, буклетов | 3000 |
| + |
4 | Проведение выездных экскурсий (приобретение ГСМ) | 5000 |
| + |
5 | Приобретение единой формы для участников и организаторов проекта | 10000 |
| + |
6 | Сертификаты, дипломы участникам | 3000 |
| + |
| Итого: | 23500 |
|
|
Спонсорами проекта являются:
1. Индивидуальные предприниматели.
3. Организация профсоюза работников образования Оймяконского района.
Информационно-методическое обеспечение:
Методы работы:
Мастер-классы;
Тренинги;
Коучинг - сессия
Педагогическое «ателье»
«Союз единомышленников»
Педагогические ринги;
Дискурс – семинары
Вопросы – ответы
Кейс – метод
Технология открытого пространства
Квик настройка
Гипотеза: процесс формирования профессионального роста молодых педагогов будет эффективным и результативным, если
Разработать и апробировать программу летней школы. Взаимодействие с группой опытных педагогов РС(Я)
Этапы реализации:
В рамках программы Летней школы предусмотрено 3 модуля:
Модуль 1 - «PRO-преодоление»
Модуль 2 - «PRO-становление»
Модуль 3 - «PRO-активизация»
Модуль 1 - «PRO-преодоление»
Первые годы работы для молодого специалиста – самые трудные. Кроме готовности применить теоретические знания на практике педагогу важно адаптироваться в коллективе. Работа первого модуля заключается в ознакомлении и активном освоении профессии, ее тонкостей, приобретении профессиональных навыков, достаточных для качественного выполнения обязанностей.
Цель:
Способствовать снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.
Задачи:
1. Создать условия для преодоления трудностей начинающих педагогов в общении и взаимодействии с детьми, педагогами и родителями.
2. Содействовать повышению у педагогов уверенности в себе.
3. Оказать практическую помощь в построении эффективного общения с участниками образовательного процесса.
Модуль 2 - «PRO-становление»
Качество образования определяется компетентностью учителя в его профессиональной деятельности, а профессионализм приходит с опытом. Как правило, начинающие учителя имеют хорошую теоретическую подготовку, но слабо представляют педагогическую практику.
Цель: Обеспечить постепенное вовлечение молодого учителя во все сферы профессиональной деятельности, оказание помощи в их профессиональном становлении, развитие их творческого потенциала, направленного на повышение качества образовательного процесса.
Задачи:
1. Формировать и воспитывать у молодых специалистов потребность в непрерывном самообразовании.
2. Помочь внедрять идеи в учебно-воспитательный процесс.
3. Способствовать формированию индивидуального стиля, вооружить начинающего педагога конкретными знаниями и умениями применять теорию на практике.
Модуль 3 - «PRO-активизация»
Цель:
Выявить основы активизации профессионального потенциала молодого педагога.
Задачи:
1. Стимулирование интереса и мотивации.
2. Повышение уровня активности и самостоятельности.
3. Развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности.
4. Развитие стремления к сотрудничеству.