Имя существительное

Имя существительное (слова, обозначающие предметы, и вопросы к ним).

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

2.1 ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Тема урока. Имя существительное (слова, обозначающие предметы, и вопросы к ним).

Оборудование: картина «Зима в лесу»; 14 табличек для картинного диктанта; таблички с вопросами кто это? что это?

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Объяснение нового материала.

1. Работа над картиной «Зима в лесу».

а) Рассматривание картины молча.

б) Беседа по содержанию картины.

Что изображено на картине?

Почему картина называется «Зима в лесу»?

По каким основным признакам можно узнать зиму?

в) Вопросы классу.

На какие вопросы отвечают названные вами предметы? (снегчто это?, белкакто это? и т. д.).

Почему предметы отвечают на разные вопросы?

2.Вывод. Слова, обозначающие людей и животных, отвечают на вопрос кто это?

Белка, лиса, дятел — одушевленные предметы. Предметы, которые отвечают на вопрос что это?, называются неодушевленными.

Снег, деревья — неодушевленные предметы.

III. Упражнения для закрепления нового материала.

1. Игровой момент. Учитель попеременно показывает таблички с вопросами кто это? что это?, а учащиеся придумывают слова, обозначающие предметы, и записывают лучшие

примеры на доске, объясняя при этом правописание этих слов.

2. Самостоятельная работа.

а) Списать упражнение из учебника.

б) Подчеркнуть слова, которые обозначают предметы.

в) Поставить вопросы над подчеркнутыми словами.

Проверка проводится путем опроса учащихся по алфавиту.

3. Картинный диктант. Лист тетради разделен на две части и сверху написаны вопросы кто это? что это? Учитель показывает картинки: космонавт, летчик, шофер, пионер, девочка, лиса, собака, щука, капуста, гриб, пароход, забор, календарь, -кастрюля. Учащиеся записывают слова в столбик под вопросами.

4. Проверка.

а) Правильность записи слов по вопросам проверяется

путем чтения их с места.

б) Правильность написания слов проверяется по словарю.

IV. Задание на дом.

1. Выписать из упражнения сначала существительные одушевленные, потом неодушевленные.

2. Выучить правило.

V. Итог урока.

1. Вопрос и задание.

Что вы повторяли на уроке?

Приведите примеры одушевленных и неодушевленных предметов.

2.Выставление оценок.

Тема урока. Имя существительное (понятие).

Оборудование: таблица с правилом «Имя существительное» (табл. 10).

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания. Применяется способ взаимопроверки. Ошибки разбираются и исправляются.

III. Повторение пройденного материала на предыдущем уроке. Учащимся предлагается сначала назвать все предметы, находящиеся в классе, которые отвечают на вопрос кто это?, потом — на вопрос что это?, и объяснить, почему к предметам ставятся разные вопросы.

IV. Объяснение нового материала.

1. Работа над упражнением из учебника.

а) Списать упражнение.

б) Подчеркнуть слова, отвечающие на вопросы кто это? что это?

Проверка проводится путем чтения подчеркнутых слов с места.

2. Вывод. Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы кто это? или что это?, называются имена ми существительными.

3. Работа с таблицей 1.

а) Вывешивается таблица с правилом.

б) Чтение правила молча.

в) Чтение правила вслух.

г) Подкрепление правила примерами.

V. Упражнения для закрепления нового материала.

1. Выборочный диктант.

а) Сначала учитель читает весь текст.

В чудесное время живем мы, ребята. Советские люди штурмуют космос, покоряют реки, строят замечательные города, заводы, фабрики. Учитесь. Приобретайте знания. Ведь вы тоже будете строить коммунизм.

б) Затем учитель читает текст небольшими отрывками,

а учащиеся записывают в тетради только существительные.

2. Игра «Молчанка». Учитель пишет на доске начальную букву слова, а остальные обозначает черточками (м - - - - -). Вы званные к доске учащиеся дописывают остальные буквы так,

чтобы получилось существительное. Возможны варианты: м - л - к -, м - - - - о и т. д.

VI. Задание на дом.

1. Списать упражнение.

2. Подчеркнуть существительные.

3. Выучить правило.

VII. Итог урока.

1. Вопрос и задание.

Какое новое правило вы узнали сегодня? Назовите каждый по одному существительному, начинающемуся с той буквы, с которой начинается ваша фамилия. (Учащиеся отвечают по алфавиту.)

2. Подведение итогов работы каждого учащегося на уроке.

3. Выставление оценок.

Тема урока. Имя существительное (закрепление).

Оборудование: таблица 1;

картинки — котлеты, сковорода.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Опрос правила и подкрепление его примерами.

2. Выборочный диктант. Учитель читает весь текст домашнего упражнения, а учащиеся выписывают только существительные.

3. Беседа о правилах поведения в гостях (или на любую другую тему, связанную с домашним заданием).

III. Упражнения для закрепления пройденного материала.

1. Работа с доской. Один ученик на доске, а остальные в тетради пишут предложения.

День 8 Марта отмечают в первый месяц весны. Солнце начинает греть землю. На лесных проталинах расцветают подснежники.

Существительные подчеркнуть.

2. Вопросы для учащихся, работающих у доски.

Какие слова называются существительными?

На какие вопросы они отвечают?

Почему вопросы разные?

3. Работа над упражнением из учебника.

а) Чтение молча.

б) Пересказ содержания.

в) Работа над выделенными словами с безударными гласными, не проверяемыми ударением.

4. Рассматривание картинок (котлеты, сковорода). Разбор слов по содержанию и правописанию. Запись слов котлеты, сковорода в словари.

V. Задание на дом.

1. Списать упражнение.

2. При списывании вставить пропущенные буквы, подчеркнуть существительные.

VI. Итог урока.

1.Вопросы.

Что называется существительным?

Почему существительные отвечают на разные вопросы?

2. Выставление оценок.

Тема урока. Правописание заглавной буквы (повторение).

Оборудование: конверты с деформированным текстом;

таблица с правилом «Заглавная буква» (табл. 8).

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Установление связи с предыдущим уроком. Вопрос и задание.

Что называется существительным?

Назовите существительные из домашнего упражнения.

III. Повторение пройденного материала.

1.Вспомнить правило правописания заглавной буквы: когда, где и почему пишется заглавная буква.

Вывешивается таблица 8 с правилом, которое читается лучшими учащимися и подкрепляется примерами.

2.Коллективная работа над упражнением из учебника.

Один ученик пишет текст упражнения на доске, а остальные в тетради. Учащийся у доски объясняет правописание заглавных букв.

3.Самостоятельная работа с деформированными предложениями.

а) Каждому ученику дается конверт, в котором разрезаны слова двух предложений: Кошка Мурка ловит мышей.

Собака Полкан охраняет колхозный сад. (Все слова написаны со строчной буквы.)

Надо составить и записать в тетради полученные предложения, объяснив правописание заглавных букв.

б) Индивидуальная работа.

Слабым учащимся розданы карточки с текстом.

Мы живем в Ленинграде. У нас протекает река Нева. На Неве стоит крейсер «Аврора».

Переписать текст в тетради и подчеркнуть слова, начинающиеся с заглавной буквы, объяснив их правописание.

4.Игра «Кто больше». По правилам игры выигрывает тот, кто за определенное время больше напишет в тетради названий городов, или имен на, заданную букву, или названий рек, гор.

IV. Итог урока.

1.Вопрос и задание.

Что мы сегодня повторили? Приведите примеры.

2.Выставление оценок.

V. Задание на дом.

1.Списать упражнение из учебника.

2.Подчеркнуть слова, написанные с заглавной буквы.

3.Объяснить правописание подчеркнутых слов.

Тема урока. Существительные собственные и нарицательные.

Оборудование: таблицы о правописании имен существительных собственных и нарицательных (табл. 9 и 11); карточки с вопросами.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания (использовать метод самодиктанта). Предварительно учитель читает текст домашнего упражнения, затем учащиеся выписывают только те слова, которые пишутся с заглавной буквы.

III. Объяснение нового материала.

1. Вопросы по домашнему заданию.

Почему выписанные слова вы написали с заглавной буквы?

Какие еще слова пишутся с заглавной буквы?

2. Вывод. Фамилии, имена, отчества людей, клички животных, названия городов, сел, деревень, морей, рек, гор — имена собственные. Собственные имена пишутся с заглавной буквы. (Вывешивается табл. 9.)

3. Работа с таблицей.

а) Чтение правила молча.

б) Чтение правила вслух.

в) Приведение примеров.

IV. Упражнения материала.

для закрепления нового

1. Устная работа над упражнением из учебника.

2. Самостоятельная работа по карточкам,

а) Даны вопросы.

Как тебя зовут?

Где ты живешь?

С кем ты живешь?

Как зовут твоих родителей?

Записать в тетради полные ответы.

б) Подобрать к каждому существительному из левого столбика имя собственное из правого столбика. Записать.

космонавт летчик-герой поэт вратарь

Лев Яшин Герман Титов Николай Гастелло, Евгений Евтушенко

V. Существительные нарицательные. Чтение и разбор правила на таблице и подкрепление его устными при мерами.

VI. Задание на дом.

1. Выучить правила.

2. Списать упражнение 247 или 248 из учебника.

VII. Итог урока.

1. Вопрос и задание.

Какая разница между существительными собственными и нарицательными?

Приведите примеры.

2. Выставление оценок.

Тема урока. Диктант с заданием.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Задание на дом.

1. Списать упражнение из учебника.

2. Подчеркнуть в нем существительные.

III. Повторение пройденного материала на предыдущем уроке.

1.Устный выборочный диктант.

Учитель читает стихотворение Владимира Лифшица «Труд», а учащиеся называют только существительные.

Стол, за которым ты сидишь,

кровать, в которой ты уснешь,

тетрадь, ботинки, пара лыж,

тарелка, вилка, ложка, нож,

и каждый гвоздь,

и каждый дом,

и караваи хлеба —

все это сделано трудом,

а не свалилось с неба.

2. Вопросы классу.

Что называется существительным?

Почему существительные отвечают на разные вопросы? Какие существительные называются собственными? Какие существительные называются нарицательными?

IV. Проверка домашнего задания. Один учащийся читает получившийся рассказ про свою семью (упр. 248).

V. Диктант с заданием.

Текст.

В семье Ульяновых было шестеро детей: Александр, Анна, Владимир, Ольга, Дмитрий и Мария. Это была очень дружная семья. Тут все любили труд и помогали друг другу.

1. Чтение текста учителем.

2. Беседа по содержанию.

3. Письмо под диктовку.

4. Задание: существительные собственные подчеркнуть одной чертой, а существительные нарицательные — двумя.

Тема урока. Род имен существительных (понятие).

Оборудование: таблица с правилом (табл. 12); картинки — портфель, ручка, перо; карточки со словами он, мой, она, моя, оно, мое.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала. Вопрос и задание.

Что называется существительным? Приведите примеры.

III. Объяснение нового материала.

1. Работа над картинками. На доске вывешены или нарисованы рисунки: портфеля, ручки, пера.

а) Рассматривание картинок и подбор к ним слов она,

оно, он, моя, мое, мой.

б) Вопрос. А знаете ли вы, почему ко всем трем предметам нельзя подставить одно и то же слово, например моя?

2. Вывод делает учитель. Существительные бывают мужского, женского и среднего рода. К мужскому роду можно подставить слова - мой, он; к женскому - моя, она, к среднему – мое, оно. (Вывешивается табл. 12.)

3. Работа с таблицей.

а) Чтение правила молча.

б) Чтение правила вслух.

IV. Упражнения материала.

1. Учитель называет слова, а учащиеся определяют род.

2. Самостоятельная работа. На доске написаны существительные. Распределить их в столбики по родам.

Мужской РОД Женский РОД Средний РОД

Мой, он Моя, она Мое, оно

Индивидуальная работа для сильных учащихся.

Кто закончит работу раньше времени, должен придумать существительные и продолжить запись.

3. Выборочный диктант.

Учитель читает слова: аптека, автомобиль, библиотека, ведро, адрес, свобода, шофер, пальто, космос, экскурсия, цыпленок, а учащиеся должны записать в тетради только существительные мужского рода.

V. Задание на дом.

1. Списать упражнение из учебника.

2. Подчеркнуть существительные.

3. Указать их род одной буквой (м., ж., с.).

Индивидуальная работа. Слабым ученикам только списать и подчеркнуть существительные.

VI. Итог урока.

1. Вопросы.

Что вы сегодня узнали?

Как определить род существительного?

2. Выставление оценок.

Тема урока. Род существительных (закрепление).

Оборудование: картинки с изображением отдельных предметов.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II Проверка домашнего задания.

1. Спросить всех по алфавиту.

2. Вопросы для проверки.

Что называется существительным?

Какие существительные отвечают на вопрос кто?, а какие — на вопрос что?

Как называются существительные, которые пишутся с большой буквы? Что они обозначают?

Какого рода могут быть существительные?

Как определить род существительного?

III. Упражнения для закрепления пройденного материала.

1. На доске нарисованы нож, желудь, гриб, окно, ведро, морковь, капуста. Учащиеся, вызванные к доске, подписывают названия нарисованных предметов, объясняя их правописание и давая характеристику каждому написанному существительному.

Нож — существительное нарицательное, неодушевленное, мужской род.

2. Коллективная работа над упражнением из учебника.

Трое у доски, а остальные в тетрадях выполняют упражнение

по определению рода существительных.

3. Игра «Не перепутай». Состязаются трое учащихся.

Один из них должен называть существительные мужского, другой — женского, третий — среднего рода. Называют по одному существительному по очереди (дом — комната — окно; дуб — береза — озеро и т. д.).

4. Картинный диктант с заданием. Учитель показывает картинки: билет, вагон, земляника, окно, лестница, метро, пальто, трамвай, ракета, космонавт, ящерица, полотенце. Учащиеся записывают названия этих картинок в тетради, - распределяя их по родам.

Мужской род Средний род Женский род

Билет Окно Земляника

Проверка правильности написания слов проводится по словарю.

Индивидуальная работа. Слабым учащимся выдаются эти картинки. Они подписаны.

Задания.

а) Разложить картинки на три группы (по родам).

б) Описать в тетради эти названия последовательно с учетом рода (мужской, женский, средний).

IV. Задание на дом.

1. Списать упражнение из учебника.

2. Указать род имен существительных.

V. Итог урока, и ответы с места.

Выставление оценок за работу у доски

Тема урока. Окончания имен существительных мужского рода.

Оборудование: таблица 13; картинки (названия изображенных предметов являются словами с непроверяемыми гласными); карточки со словами, в которых пропущены непроверяемые гласные.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Пройти по рядам, опросить нескольких учащихся.

2. Вопросы для проверки.

Что называется существительным?

Какого рода могут быть существительные?

Как определить род существительного?

III. Повторение пройденного. Ученики у доски по очереди подбирают к картинкам карточки с названием нарисованных предметов и объясняют правописание пропущенной орфограммы, указывая род существительного. Слова записываются в тетради, вписанная буква выделяется цветным карандашом.

IV. Объяснение нового материала.

1. Работа над текстом. Один у доски, а остальные пишут

текст в тетради.

Дождь лил весь день. Колхозник идет на скотный двор. На куст орешника сел соловей. Герой получил орден. Вратарь поймал мяч.

Существительные подчеркиваются, указывается их род.

2. Выписывание существительных и подчеркивание букв,

на которые они оканчиваются.

3. Вывод.

4. Чтение правила на таблице 13 и в учебнике.

5. Назвать все предметы мужского рода, находящиеся в классе.

V. Упражнение для закрепления нового материала. Самостоятельная работа. Придумать и записать шесть существительных мужского рода, которые обозначают явления природы.

Индивидуальная работа для слабых учащихся. Записать шесть любых существительных мужского рода.

Индивидуальная работа для сильных учащихся. Ученикам, которые закончат работу раньше других, предлагается придумать и записать шесть мужских имен с разными окончаниями.

VI. Задание на дом. Выписать из упражнения по учебнику, существительные в три столбика в зависимости от окончаний.

VII. Итог урока.

1. Вопросы.

Что называется существительным?

Как определить род существительного?

Какие окончания имеют существительные мужского рода?

2. Выставление оценок.

Аналогичные уроки можно провести при изучении окончаний имен существительных женского и среднего рода.

Тема урока. Число имен существительных (понятие).

Оборудование: таблица 16; картина «На школьном участке» ; 10 картинок; конверты с карточками, на которых написаны начальные буквы названий родов (м., ж., с.).

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала.

1. Вопросы.

Что называется существительным?

Какого рода могут быть существительные?

Как определить род существительного?

2. Работа с карточками.

Учитель называет имя существительное, а учащиеся поднимают карточку с буквой, указывающей на род данного существительного.

3.Работа по картинкам. Учитель показывает картинку, а вызванный учащийся определяет род существительного и называет окончание), слова записываются в тетради).

III. Объяснение нового материала.

1. Картина «На школьном участке».

а) Рассматривание картины учащимися.

б) Краткий пересказ ее содержания.

в) Вопрос. Каких предметов на картинке много, а каких мало или один?

2. Вывод. Существительные могут употребляться в единственном и во множественном числе. Единственное число обозначает один предмет, а множественное — несколько или много предметов (вывешивается табл. 16).

3. Работа над таблицей.

а) Чтение правила молча.

б) Чтение правила вслух.

IV. Упражнения для закрепления нового материала.

1. Придумывание примеров по темам: классная комната,

швейные мастерские, дом и т. п. — и запись их в тетради.

2. Вопросы.

Каких предметов по одному? Каких много?

3. Самостоятельная работа. Сначала из упражнения надо выписать существительные в единственном числе, а затем — во множественном.

V. Задание на дом.

1. Выучить правило.

2. Выполнить упражнение по учебнику.

VI. Итог урока.

1. Вопрос и задание.

Что нового вы узнали на уроке? Приведите примеры.

2. Выставление оценок.

Тема урока. Число имен существительных (закрепление).

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания. На доске заранее написаны существительные из домашнего упражнения. Вызванные учащиеся на доске пишут рядом существительные во множественном числе, остальные проверяют правильность написанного.

III. Повторение пройденного материала.

Что называется существительным?

Почему одни существительные отвечают на вопросе кто?, а другие — что?

Какая разница между существительными кошка и Мурка"

Какого рода могут быть существительные?

Как определить род существительного?

Какая разница между существительными, стоящими в единственном и во множественном числе?

Все ответы обязательно подкрепляются примерами.

IV. Упражнения для закрепления пройденного.

1. Грамматический разбор. Один ученик на доске, а остальные в тетради записывают и разбирают предложения, какая?

Прошла ненастная осень.

Осень — сущ., нариц., ж. р., ед. ч.

Наступила зима.

Зима — сущ., нариц., ж. р., ед. ч. какой?

Ударил сильный мороз.

Мороз — сущ., нариц., м. р., ед. ч. что? что? что?

Снег покрыл дома, землю, деревья.

Снег — сущ., нариц., м. р., ед. ч.

Дома (дом) — сущ., нариц., м. р., мн. ч.

Землю (земля) — сущ., нариц., ж. р., ед. ч.

Деревья (дерево) — сущ., нариц., с. р., мн. ч.

2. Самостоятельная работа. Существительные, которые разбирали на доске, выписать и рядом написать это же существительное, но только в другом числе.

Например. Осень — осени.

Зима — зимы.

3. Дописать начатые предложения существительными, подходящими по смыслу.

В ЗООПАРКЕ.

Вчера Миша ходил с папой в ... . Как войдешь, сразу увидишь большой ... . На воде плавали ... и ... . В больших клетках весело резвились ... .А ... хоботами набирали воду и поливали ... .

Указать число существительных.

V. Задание на дом. Выполнить упражнение по учебнику Выделенные существительные выписать и разобрать.

VI. Итог урока. Выставление сценок за активную работу.

Тема урока. Правописание существительных единственного числа с шипящими на конце.

Оборудование: таблица 17; картинки — ночь, мышь, мяч, нож у названия этих предметов на карточках.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Объяснение нового материала.

1. Учащимся предлагается рассмотреть четыре картинки:

ночь, мяч, мышь, нож (картинки вывешены на доске).

2. Вызванные к доске ученики прикрепляют соответствующие подписи под картинками. Каждый ученик должен дать

характеристики словам — существительным, которые прикрепляет под картинкой.

Нож — существительное мужского рода единственного числа. Мяч — существительное мужского рода единственного числа. Ночь — существительное женского рода единственного числа. Тишь — существительное женского рода единственного числа.

3. Вопросы к учащимся.

Какого рода существительные ночь, мышь?

В каком числе они стоят?

Какого рода существительные нож и мяч?

В каком числе стоят эти существительные?

Какая разница в написании существительных мужского рода и существительных женского рода в единственном числе с шипящими на конце?

4. Вывод. У существительных женского рода в единственном числе после шипящих пишется ь. В существительных мужского рода после шипящих ъ не пишется.

5. Вывешивается правило (табл. 17) о правописании существительных с шипящими на конце и читается, сначала молча, а затем вслух лучшими учащимися.

III. Упражнения для закрепления нового материала.

1. С существительными нож, ночь, мяч, мышь составляются предложения и записываются на доске и в тетради.

2. Самостоятельная работа. Списать упражнение из учебника, существительные с шипящей на конце подчеркнуть.

Проверка проводится путем выписывания на доске и в тетради существительных с шипящими на конце.

3. Устная работа над рассказом.

ВОЛШЕБНЫЙ КАРАНДАШ.

У дедушки был замечательный карандаш. Он мог нарисовать лунную ночь и солнечный луч, золотую рожь и нежный белый ландыш. Дедушка был художник.

Порядок работы: учитель читает рассказ вслух, учащиеся называют из рассказа существительные с шипящей на конце, определяют род названных существительных.

IV. Итог урока.

1. Вопросы.

О чем вы сегодня узнали на уроке?

Какая разница в правописании существительных мужского и женского рода с шипящей на конце?

2. Выставление оценок.

V. Задание на дом.

1. Выучить правило.

2. Выполнить упражнение по учебнику.

Тема урока. Правописание существительных единственного числа с шипящими на конце (закрепление).

Оборудование: картинки на доске (камыш, ковш, карандаш, мяч).

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания (способ взаимопроверки).

Вопросы классу.

Что называется существительным?

Когда в существительных после шипящих на конце пишется ь, а когда не пишется? Приведите примеры.

Ш. Упражнения для закрепления пройденного.

1. Игровые моменты.

а) Работа, связанная с отгадыванием загадок. На доске нарисованы и закрыты 4 предмета: камыш, карандаш, ковш, мяч. Учитель загадывает загадки, а учащиеся отгадывают. Если загадка отгадана, верно, то учитель открывает нужную картинку, а отгадавший загадку идет к доске и подписывает название этого предмета, объясняя правописание данного слова.

У речки стоит, при ветре шуршит. Утка в море, а хвост на заборе.

Черный Ивашка, деревянная рубашка, где носом проведет, там заметку кладет.

Бьют его ногой и палкой, никому его не жалко. Отчего беднягу бьют? Оттого, что он надут.

б) «Узнай и напиши». Учитель читает, а учащиеся узнают и записывают названия животных, птиц, растений и т. д. Как называется маленький колючий зверек, живущий в наших лесах; грызун, живущий в поле и уничтожающий зерно; птица, прилетающая к нам первой; белый душистый весенний цветок; часть суток, наступающая вслед за вечером?

2. Выборочный диктант. Писать только существительные в единственном числе с шипящими на конце.

Хорошо работает молодежь на целине. По сторонам дороги колосилась колхозная рожь. Погас последний луч солнца. В дождливую погоду нужно надевать плащ. Зашли дети в самую глушь леса. Дедушка для внука купил мяч и обруч. Надвигалась полярная ночь.

3. Зрительно-предупредительный диктант.

Текст.

Володя тяжело заболел. Мать всю ночь сидела у изголовья сына. Врач оказал большую помощь. Мальчик поправился.

4. Самостоятельная работа. Списать упражнение, в котором пропущены слова с шипящей на конце.

Индивидуальная работа. Слабые учащиеся работают над этим же упражнением, но оно им дается на отдельных карточках, на которых внизу указаны слова для справок, например: нож, печь, багаж, рожь, глушь, скрипач, мышь, ландыш.

IV. Задание на дом. На дом дается упражнение, подобное выполненному в классе.

Индивидуальная работа. Слабым учащимся раздаются карточки со словами для справок.

V. Итог урока.

1. Вопрос.

Как пишутся существительные с шипящей на конце?

2. Выставление оценок.

Тема урока. Слуховой диктант.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания. Вызванные учащиеся пишут на доске слова, которые вставляли в текст домашней работы, и объясняют их правописание.

III. Задание на дом.

1. Дается упражнение, в котором нужно дописать слова с

шипящими на конце.

2. Объяснить их правописание.




IV. Слуховой диктант.

НА ОХОТУ.

Осенью я ходил с отцом на охоту. Ночь нам пришлось провести в лесу. Там мы сделали шалаш. Сладко спалось в шалаше. Меня разбудил первый луч солнца. Мы пошли к озеру. На берегу рос густой камыш. Охота на дичь была удачна. Но вдруг пошел сильный дождь. Я надел плащ. Усталые, но довольные мы вернулись домой. (55 слов)

1. Чтение текста учителем.

2. Письмо под диктовку.

3. Повторное чтение текста диктанта для проверки работы

учащимися.


Тема урока. Изменение имен существительных по вопросам.


Оборудование: картина «Лес» с изображением лисы и охотника в различных видах ; таблица с правилом «Изменение имен существительных по вопросам».

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала.

1. Работа по вопросам, которые помогут учащимся вспомнить о существительном, его роде и числе.

2. Разбор предложений с целью проверки умения учащихся ставить вопросы к словам. Предложения для разбора заранее написаны на доске. Вызванные учащиеся начинают работу с объяснения правописания написанного. Остальные учащиеся записывают поочередно оба предложения в тетради. Затем учащиеся производят грамматический разбор.

за чем? каких? чего?

За посадкой молодых деревьев следят лесоводы.

почему? с чем? в чем?

По тропинке шла девушка с корзиной в руке.

III. Объяснение нового материала.

1. Сообщение учителем темы урока. Проследим за вопросами к слову лиса, при составлении рассказа о ней по картинке развертывающегося действия.

2. Устная работа над словом лиса. Дать характеристику этому слову: сущ., нариц., одушевл., ж. р., ед. ч.

3. Работа над картиной. Учитель показывает картинки на фоне картины «Лес» и задает вопросы. Вызванные учащиеся пишут на доске предложения и перед словом лиса ставят в скобках вопросы.

Где живет лиса? Почему на нее охотятся? Кто пришел в лес? Как он подошел к лисе? Что он сделал? С кем он отправился домой? О ком охотник расскажет дома? Остальные учащиеся пишут рассказ о лисе в тетради.

4. Работа над рассказом.

Какие вопросы вы ставили перед словом лиса? (кто? кого? кому? кем? о ком?) Почему?

5. Вывод. Вопросы кто? кого? кому? кем? о ком? ставятся к одушевленным существительным.

6. Работа над правилом. Вывешивается правило (вторая часть правила закрыта).

а) Чтение правила молча.

б) Чтение правила вслух.

в) Закрепление правила постановкой вопросов к одушевленным существительным.

К Коле пришел товарищ. У Миши маленький котенок. Сережа прочитал про тигра и льва.

IV. Задание на дом. Учащимся раздаются карточки

с рассказом о белке. При списывании нужно перед существительным белка поставить вопросы.

БЕЛКА.

На большой сосне жила (. . .?) белка. У (. . .?) белки были бельчата. (. . .?) Белке приходилось заботиться о (. . . ?) них. Белку можно видеть скачущей по деревьям. Это она добывает корм бельчатам. За (. . . ?) белкой охотятся зимой, так как зимой у нее хороший мех. У охотника много рассказов (. . . ?) о белке.

V. Итог урока.

1. Вопрос. Чем вы занимались на уроке?

2. Выставление оценок.


Тема урока. Изменение имен существительных по вопросам.


Оборудование: таблица с правилом «Изменение имен существительных по вопросам»; текст рассказа «Стол».

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Вызванный учащийся выписывает на доске из домашнего текста существительное белка вместе с вопросами- в разных падежах.

2. Вопросы к классу.

На какие вопросы могут отвечать одушевленные существительные?

Изменяются ли существительные при постановке к ним различных вопросов?

III. Объяснение нового материала.

1. Устная работа над рассказом «Стол». Рассказ прикреплен на доске (часть доски свободна).

СТОЛ.

В середине класса стоит стол учителя. У стола отвечают ученики. К столу они подходят с дневниками. За столом сидит учитель. На столе лежат книги и тетради.

Каждое предложение зачитывается, отыскивается в нем слово стол и устно ставится к нему вопрос. Учитель записывает на свободной части доски слово стол с вопросом.

стол стола столу столом на столе

что? чего? чему? чем? на чем?

2. Вывод. Вопросы что? чего? чему? чем? о (на) чем? ставятся к неодушевленным существительным. Вывешивается таблица с правилом и разбирается вторая часть правила по аналогии с первой.

3. Самостоятельное выполнение упражнения из учебника.

При списывании перед существительными поставить в скобках нужный вопрос.

4. Проверка самостоятельной работы. Один из учащихся выписывает на доске существительное сосна вместе с вопросом. Остальные эту работу выполняют в тетрадях.

Например. что? сосна

чего? сосны

чему? сосне

что? сосну

чем? сосной

о чём? о сосне

IV. Задание на дом. При списывании упражнения из учебника перед существительными поставить в скобках нужные вопросы.

V. Итог урока.

1. Вопросы.

Какие вопросы ставятся перед одушевленными существительными?

Какие вопросы ставятся перед неодушевленными существительными?

Почему вопросы разные?

2. Выставление оценок.

Тема урока. Падежи имен существительных (понятие).

Оборудование: таблица 19.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Установление связи с предыдущим уроком.

Что называется существительным?

На какие вопросы могут отвечать одушевленные существительные?

На какие вопросы могут отвечать неодушевленные существительные?

К какому слову, и какие вопросы вы ставили в домашнем задании?

Почему?

III. Объяснение нового материала.

1. Знакомство с падежами. На доске по порядку падежей заранее написаны вопросы.

кто? что?

кого? чего?

кому? чему?

кого? что?

кем? чем?

оком? о чем?

Все вопросы (назвать) относятся к разным падежам. В русском языке шесть падежей (назвать).

Вопросы кто? что? относятся к именительному падежу, который сокращенно записывается буквой И.

Вопросы кого? чего? относятся к родительному падежу. И т. д. (По мере знакомства с названием падежей подставлять к вопросам первую букву названия падежа.)

И. кто? что? Р. кого? чего? Д. кому? чему? В. кого? что? Т. кем? чем? П. о ком? о чем?

Обратить внимание на предлог в предложном падеже. 2. Работа с таблицей.

а) Чтение таблицы молча.

б) Чтение вслух двумя-тремя учащимися.

IV. Упражнения для закрепления нового материала.

1. Работа с доской. На одной половине доски записаны слова лиса и сосна с вопросами.

кто? лиса кого? лисы кому? лисе кого? лису кем? лисой о ком? о лисе

что? сосна чего? сосны чему? сосне что? сосну чем? сосной о чем? о сосне

Каждое предложение зачитывается, отыскивается в нем слово стол и устно ставится к нему вопрос. Учитель записывает на свободной части доски слово стол с вопросом.

стол стола столу столом на столе

что? чего? чему? чем? на чем?

2.Вывод. Вопросы что? чего? чему? чем? о (на)

чем? ставятся к неодушевленным существительным. Вывешивается таблица с правилом и разбирается вторая часть правила по аналогии с первой.

3. Самостоятельное выполнение упражнения из учебника.

При списывании перед существительными поставить в скобках нужный вопрос.

4. Проверка самостоятельной работы. Один из учащихся выписывает на доске существительное сосна вместе с вопросом. Остальные эту работу выполняют в тетрадях.

Например.

что? сосна

чего? сосны

чему? сосне

что? сосну

чем? сосной

о чем? о сосне

IV. Задание на дом. При списывании упражнения из учебника перед существительными поставить в скобках нужные вопросы.

V. Итог урока.

1. Вопросы.

Какие вопросы ставятся перед одушевленными существительными?

Какие вопросы ставятся перед неодушевленными существительными?

Почему вопросы разные?

2. Выставление оценок.



Тема урока. Падежи имен существительных (понятие).

Оборудование: таблица 19.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Установление связи с предыдущим уроком.

Что называется существительным?

На какие вопросы могут отвечать одушевленные существительные?

На какие вопросы могут отвечать неодушевленные существительные?

К какому слову, и какие вопросы вы ставили в домашнем задании? Почему?

III. Объяснение нового материала.

1. Знакомство с падежами. На доске по порядку падежей заранее написаны вопросы.

кто? что?

кого? чего?

кому? чему?

кого? что?

кем? чем?

оком? о чем?

Все вопросы (назвать) относятся к разным падежам. В русском языке шесть падежей (назвать).

Вопросы кто? что? относятся к именительному падежу, который сокращенно записывается буквой И.

Вопросы кого? чего? относятся к родительному падежу. И т. д. (По мере знакомства с названием падежей подставлять к вопросам первую букву названия падежа.)

И. кто? что? Р. кого? чего? Д. кому? чему? В. кого? что? Т. кем? чем? П. о ком? о чем?

Обратить внимание на предлог в предложном падеже.

2. Работа с таблицей.

а) Чтение таблицы молча.

б) Чтение вслух двумя-тремя учащимися.

IV. Упражнения для закрепления нового материала.

1. Работа с доской. На одной половине доски записаны слова лиса и сосна с вопросами.

кто? лиса что? сосна

кого? лисы чего? сосны

кому? лисе чему? сосне

кого? лису что? сосну

кем? лисой чем? сосной

о ком? о лисе о чем? о сосне

Вызванные к доске учащиеся, пользуясь записью на доске и таблицей, подставляют названия падежей к вопросам и существительным лиса и сосна. Получается запись.

И. кто? лиса И. что? сосна

Р. кого? лисы Р. чего? сосны

Д. кому? лисе Д. чему? сосне

В. кого? лису В. что? сосну

Т. кем? лисой Т. чем? сосной

П. о ком? о лисе П. о чем? о сосне

2. Самостоятельно выполнить упражнение из учебника.

а) Списать.

б) Над выделенными существительными указать одной

буквой падеж, в котором стоит это существительное.

V. Задание на дом.

Выучить падежи и вопросы к ним. Выполнить упражнение по учебнику, указать падежи существительных.

VI. Итог урока.

1. Вопросы.

О чем вы сегодня узнали на уроках? Сколько падежей в русском языке?

2. Выставление оценок.


Тема урока. Падежи имен существительных (закрепление).


Оборудование: таблица 19; картина художника Н. И. Обрыньбы «Зима»; индивидуальные карточки с названиями падежей; индивидуальные карточки с падежными вопросами кто? что? кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Вопросы классу.

С чем вы познакомились на прошлом уроке?

Сколько падежей в русском языке?

Назовите падежи и вопросы к ним. (Два-три ученика называют падежи и вопросы к ним.)

2. Проверка усвоения падежей и вопросов к ним. Устный диктант (с карточками). Какие вопросы ставятся к существительным в родительном падеже? (Учащиеся поднимают карточки с соответствующими вопросами.) Какие вопросы ставятся к существительным в предложном падеже? И т. д. К каким падежам относятся вопросы о ком? о чем? И т. д. (Учащиеся поднимают карточки с соответствующими падежами.)

3. Выборочная проверка домашнего задания.

III. Повторение пройденного материала. Грамматический разбор предложения С вершины дерева упал ком снега.

1. Задания классу. Прочитайте молча предложение. Подчеркните существительные и укажите падеж.

2. Вопросы и задания отдельным учащимся.

Прочитайте предложение вслух. Как вы написали предложение?

Как вы узнали, что прочитанное вами предложение распространенное?

Прочитайте слова, которые являются главными членами предложения, второстепенными членами предложения.

Прочитайте существительные.

Прочитайте существительные женского рода.

Как вы узнали, что существительное вершины женского рода?

Прочитайте существительное среднего рода.

Как вы узнали, что существительное дерева среднего рода?

Прочитайте существительные мужского рода.

Как вы узнали, что существительные ком и снега мужского рода?

Прочитайте слова и назовите в них буквы, при написании которых надо было использовать правила.

Каким правилом вы пользовались, когда писали букву е в слове вершины и в слове «дерева» ?

При написании какого слова надо было использовать правило : «Жи, ши пиши с буквой и» ?

Определите падеж существительных.

IV. Упражнения для закрепления пройденного материала.

1. Списать. Вместо точек написать нужный вопрос. Указать падеж существительных.

К (...?) дому.

На (. . .?) коне.

По (...?) дороге.

С (...?) товарищем.

У (. . .?) отца.

В (...?) траве.

Проверка. Учитель указкой показывает на место пропущенного вопроса. Учащиеся читают написанный ими вопрос.

Учитель указкой показывает на существительное. Учащиеся поднимают карточку с соответствующим падежом.

2. Списать. Вместо вопроса написать подходящее по смыслу существительное. Указать падеж имен существительных.

На (чем?) висит картина. У (кого?) большие глаза. (Чем?) мальчик ловит рыбу. К (чему?) подошел ученик.

Проверка. Прочитайте первое предложение. В каком падеже стоит существительное на стене! Учащиеся поднимают карточку с соответствующим падежом. Кто написал другое существительное?

3. Работа с картиной Н. И. Обрыньбы «Зима». Написать ответы на данные вопросы, используя картину. Указать падеж имен существительных.

Чем покрыта река?

С чего съезжают дети на санках?

Кого везет мальчик?

Кому трудно подниматься в гору?

Проверка. Прочитайте первое предложение. Назовите существительные. Укажите у них падеж. (Так разбираются все предложения.)

V. Задание на дом. При списывании упражнения из учебника перед существительными в скобках поставить вопрос и указать падеж.

VI. Итог урока.

1. Вопросы.

Чем занимались на уроке?

Как определить падеж существительного?

2. Выставление оценок.

Тема урока. Склонение имен существительных (понятие).

Оборудование: таблица 20; картинки с различными предметами; картинка «Болото»; картинки — цапля, журавль, лягушка; индивидуальные карточки с названиями падежей.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания (способом взаимопроверки).

III. Повторение и проверка пройденного.

1. Учитель указывает на существительное в предложении, которое написано на доске, а учащиеся показывают одной буквой падеж этого существительного.

Космонавты слетали на Луну. На небе ярко светит солнышко. Мише дали большое яблоко. Под березой вырос белый гриб. В книге были красивые картинки.

2. Учитель показывает картинки с различными предмета ми и предлагает учащимся поставить их в том или ином падеже.

IV. Объяснение нового материала.

1. Работа над картиной развертывающегося действия.

а) При помощи вопросов учителя учащиеся составляют рассказ про цаплю, которая живет на болоте. Текст на доске написан заранее, оставлено место для вопросов перед словом цапля. Текст закрыт полосками бумаги, но по мере составления рассказа о цапле учитель открывает одно предложение за другим.


Вопросы.

1. Где живет цапля? Какой птицей ее называют?

Цапля.

(...?) Цапля — болотная птица


2. Посмотрите внимательно на цаплю и скажите, какие у нее ноги и клюв.

У (...?) цапли длинные ноги и длинный клюв.


3. Для чего цапле нужны длинные ноги?

(...?) Цапле нужны длинные ноги, так как она далеко заходит в болото.

4. В каком положении можно видеть цаплю? Для чего ей это нужно?


(...?) Цаплю можно видеть с опущенным в воду клювом. Это она ловит головастиков и лягушек.

5.Кто живет на болоте вместе с цаплей?

Вместе с (...?) цаплей на болоте живут журавли. (...?)

6.На каких уроках можно узнать о цапле, о ее жизни?

О цапле и ее жизни можно узнать на уроках естествознания

б) По алфавиту учащиеся выходят к доске и пишут вопросы к существительному цапля, одновременно указывая падеж, к которому относятся эти вопросы.

2. Выписывание существительного цапля вместе с вопросами по порядку падежей на доске и в тетради.

И. кто? цапля

Р. кого? цапли

Д. кому? Цапле

В. кого? цаплю

Т. кем? цаплей

П. о ком? о цапле

Обратить внимание учащихся на то, что с изменением вопроса изменяется и существительное.

3. Вывод. Изменение имен существительных по вопросам называется склонением. Вывешивается правило и зачитывается два-три раза.

V. Упражнения для закрепления нового материала.

1. Устное склонение существительных сова, вода.

2. Самостоятельная работа. Просклонять существительные змея, сосна.

VI. Задание на дом. Индивидуальные карточки с текстом.

1. При списывании вставить пропущенные буквы.

2. Над существительным указать падежи/

3. Выучить правило.

VII. Итог урока.

1. Вопрос. Что такое склонение?

2. Выставление оценок.



Тема урока. Склонение имен существительных (закрепление).

Оборудование: таблицы: «Названия падежей и вопросы к ним» и «Склонение»; книга А. Бруштейн «Дорога уходит вдаль».

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1.Выборочная проверка. Учащиеся зачитывают свои тексты и называют падежи только тех существительных, на которые укажет учитель.

2.Опрос правила и подкрепление его примерами.

III. Установление связи с предыдущим уроком. Вступительное слово учителя о детской писательнице Александре Яковлевне Бруштейн и чтение отрывка («Идет урок русского языка. . .») из книги «Дорога уходит вдаль».

IV. Упражнения для закрепления пройденного.

1.Устное и письменное склонение существительного береза (на доске склонение этого существительного записывает учитель).

2. Составление предложений, в которых слово береза стояло бы в разных падежах. Лучшие предложения записать на доске и в тетради. У доски учащиеся комментируют каждое предложение.

3. Самостоятельная работа. Просклонять слово зима в предложениях. Предложения записать в тетради, перед словом зима в скобках поставить вопросы, а наверху одной буквой указать падеж.

V. Итог урока.

1.Вопросы.

Что называется существительным?

Что называется склонением?

Сколько падежей в русском языке?

Почему вопросы разные?

Почему к одним существительным ставятся вопросы кто? кого? кому? и т. д., а к другим что? чего? чему? и т. д.

2. Выставление оценок.

VI. Задание на дом. Каждому из учащихся подобрать слова для склонения (окончания должны быть ударными).

Тема урока. Три склонения имен существительных (понятие).

Оборудование: таблица с правилом «Три склонения имен существительных»; индивидуальные карточки с обозначением склонений; картинки.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Закрепление пройденного материала на предыдущем уроке.

1. Раз, два, три, четыре, пять —

Будем слово кот склонять.

Послушайте стихотворение Н. Грачева «Про кота». Устно вставьте вопросы к слову кот и указывайте падежи этого слова.

У норы добычи ждет, притаившись, серый кот. Мышь осталась без хвоста, вырываясь от кота, а теперь и за версту не приблизится к коту.

Крыса старая — и та, видя грозного кота, удерет в нору под дом, чтоб не встретиться с котом, там дрожит и в темноте вспоминает о коте

2. Самостоятельная работа. Послушайте стихотворение второй раз и письменно просклоняйте слово кот.

3. Вопросы к классу и задание.

Сколько всего падежей в русском языке? Назовите падежи и вопросы каждого падежа.

III. Объяснение нового материала.

1. Сообщение темы урока.

2. Работа с таблицей (знакомство и подробный разбор).

3. Работа с доской (доска разделена на три части по количеству склонений). Вызванные учащиеся записывают поддиктовку существительные по склонениям. Для работы используются существительные: память, день, зерно, бензин, дочь, кастрюля, веревка, автомобиль, речь, космос, земля, рожь, сирень, планета.

Получается запись на доске.

I склонение

II склонение

III склонение

ракета

день

память

Эта же работа проводится в тетрадях.

IV. Упражнения для закрепления нового материала.

1. Учитель называет слова, а учащиеся поднимают карточки с цифрой, обозначающей склонение (коммунист, солнце, лошадь, врач, печь, мальчик, стекло, небо, космодром).

Попутно учитель задает вопросы о правописании данных существительных.

2. Картинный диктант с заданием. Учитель показывает картинки, а учащиеся записывают слова в тетради по склонениям.

Картинки: вишня, дверь, ведро, морковь, яблоко, камыш, медведь, ночь, сковорода, свинья, мышь, утка.

V. Задание на дом. Из упражнения по учебнику вы писать существительные по склонениям (в столбики).

VI. Итог урока.

1. Вопросы.

Какие существительные относятся к I склонению?

Какие существительные относятся ко II склонению?

Какие существительные относятся к III склонению?

2. Выставление оценок.


Тема урока. Имена существительные I склонения.


Оборудование: рисунки на доске; индивидуальные картинки; таблица 21;

карточки с обозначением склонений.

Xод урока.

I. Организационный момент.

II. Упражнения по пройденному материалу.

1. Комментированное письмо. Диктуются предложения: На дворе стоит ясная погода. Учительница дала ученикам новые тетради.

2. Разбор предложений. Разобрать записанные предложения по членам предложения, а существительные разобрать полностью, т. е. указать род, число, падеж и склонение.

Вопросы при разборе. Что называется существительным?

Какая разница между существительными, отвечающими на вопросы кто? и что?

Что называется склонением?

Сколько склонений в русском языке?

Как определить склонение существительных?

2. Работа над стихотворением Я. Акима о весне.(Один учащийся производит разбор у доски, а остальные в тетради.)

3. Устная работа у доски. На доске нарисованы: солнце, еж, сирень, лопата, кастрюля. Вызванные учащиеся подписывают рисунки, говорят правила, которые они применили при письме, и дают полную характеристику каждому существительному (обращается внимание на существительные I склонения).

4. Работа над индивидуальными картинками, на которых изображены: лошадь, мышь, дверь, ночь, морковь, цапля, чашка, лестница, лопата, капуста, скамейка, кастрюля, конюшня, лягушка, велосипед, автобус, ружье, трактор, журавль, чемодан, ведро, медведь, яблоко.

а) Рассматривание картинок.

б) Подписывание картинок.

в) Выявление грамотности при помощи вызова к доске (обратить внимание на существительные с непроверяемыми гласными морковь, лопата, скамейка, автобус и др.).

г) Определение склонений существительных при помощи карточек с цифрами.

д) Запись существительных I склонения на доске и в тетради (окончания выделить).

5. Самостоятельная работа. Выписать из упражнения существительные только I склонения.

III.3адание на дом. Выписать из словарей в тетради существительные I склонения.

IV. Итог урока.

1. Вопрос. Какие окончания имеют существительные I склонения?

2. Выставление оценок.


Тема урока. Родительный падеж существительных I склонения.


Оборудование: таблица 23;картинки на доске те же, что и в учебнике («Кто у кого?»).

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Установление связи с предыдущим уроком.

1. Учащиеся зачитывают слова из домашнего задания. Как вы узнали, что эти слова относятся к I склонению?

Под крышей носятся стрижи, смеются надо мною — у них не спросят падежи: весна, весны, весите!


В рощах птичье пение,

а в классе – тишина.

Проходим мы склонение

склоняется весна

Склоняем вслух: «Весна,

весна…»,

На парте не сидится мне,

а тут весна, весны, весне.


Под крышей носятся стрижи,

Смеются надо мною –

У них не спросят падежи:

весна, весны, весною!

-Пришла ве-сне

-Дождались ве-сны.

(Дождался, листики видны!)

-Привет ве-сне.

- Встречай ве-сну.



а) Чтение текста учителем.

б) Вопросы классу и задания.

Чему посвящено стихотворение?

По каким признакам вы узнали, что стихотворение о весне?

Дайте характеристику слову весна.

Послушайте еще раз третье четверостишие и скажите, в каких падежах стоит здесь слово весна.

Какие падежи пропущены?

Какое окончание в родительном падеже?

III. Объяснение нового материала.

1. Устное склонение слова земля.

2. Выделение окончаний в родительном падеже в словах

земля, весна.

3. Вывод. Существительные I склонения в родительном падеже имеют окончания - ы, - и.

IV. Упражнения для закрепления нового материала.

1. Постановка в родительном падеже существительных сова, сестра, свинья.

2. Работа по картинкам «Кто у кого?» по учебнику. Работа проводится на доске и в тетрадях.

3. Самостоятельная работа. При списывании упражнения из учебника существительные, стоящие в скобках, писать без скобок в родительном падеже, перед этими существительными ставить вопрос.

Например. После (весна) наступает лето. — После (чего?) весны наступает лето.

V. Задание на дом.

1. Выучить правило.

2. Выполнить упражнение из учебника. Дописать окончания существительных в родительном падеже, поставить перед этими существительными вопрос.

VI. Итог урока.

1. Вопрос. О чем вы узнали на уроке?

2. Выставление оценок.


Тема урока. Родительный падеж существительных I склонения (закрепление).


Оборудование: таблица 23;индивидуальные карточки с картинками.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Учащиеся выходят к доске и выписывают только вопрос и нужное существительное в родительном падеже.

2. Вопросы классу.

Какие существительные относятся к I склонению? Какие окончания имеют существительные I склонения в родительном падеже?

III. Задание на дом. Работа с деформированным текстом. Из данных слов составить и записать предложения. Вы

деленные существительные поставить, в родительном падеже.

IV. Закрепление пройденного материала.

1. Сообщение темы и цели урока.

2. Работа с индивидуальными карточками, на которых нарисованы земляника, скамейка, свинья, змея, юла, вишня, рябина, шапка, корова, кукла, яблоня, лиса, груша, собака, сова, луна и т. д.

а) Рассматривание картинок.

б) Подписывание.

в) По алфавиту каждый учащийся называет нарисованный на своей карточке предмет.

Вопросы.

Какого склонения названные существительные? Почему?

г) Разбор подписанных слов по грамматическим орфограммам.

д) Перевернуть в карточках полоску бумаги и записать данное существительное в родительном падеже, выделяя окончание.

Образец. Чего? — рябин-ы.

е) Проверку написанного провести выборочно.

ж) Устное составление предложений с данными словами.

з) Запись лучших предложений на доске и в тетрадях. 3. Самостоятельная работа: выполнение упражнения из учебника.

VI. Итог урока. Выставление оценок.

Тема урока. Дательный падеж существительных I склонения.

Оборудование: таблица 24;три картинки; деформированный текст.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Объяснение нового материала.

1.Комментированное письмо.

Спутник приблизился к Земле. Козе дали травы. К реке подошли пионеры.

2.Работа с доской. Вызванные учащиеся выписывают на доске из написанных предложений существительные в дательном падеже с вопросами, выделяя окончания цветным карандашом.

3.Вывод. Существительные I склонения в дательном падеже единственного числа имеют окончание - е (вывешивается правило).

4.Работа с правилом.

а) Чтение правила молча.

б) Чтение правила вслух.

в) Подкрепление правила примерами (данные учителем существительные учащиеся ставят в дательном падеже).

III. Упражнения, для закрепления нового материала.

1.Работа с деформированным текстом. К вывешенным на доске картинкам (машина подъезжает к реке; птичка подлетает к клетке; собрался журавль в гости к цапле) дается деформированный текст. Надо составить из деформированного текста предложения, где будут существительные в дательном падеже (окончания выделить красным карандашом). Полученные предложения записать в тетради.

2.Самостоятельная работа. Выполнить упражнение из учебника. К существительным в дательном падеже поставить вопрос.

IV. Задание на дом.

1.Списать.

2.Найти существительные в дательном падеже.

3.Окончания подчеркнуть.

V. Итог урока.

1.Вопрос. Какое окончание I склонения в дательном падеже?

2.Выставление оценок.

Тема урока. Дательный падеж существительных I склонения (закрепление).

Оборудование: картинки — белка, коза, корова, свинья, собака, кукла, машина.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания. Один учащийся читает, а другой; выписывает на доске существительные в дательном падеже, ставит перед ними вопрос, окончание выделяет цветным мелом.

Вопрос классу. Какие окончания в дательном падеже у существительных I склонения?

III. Упражнения для закрепления пройденного.

1. Игровой момент. Учитель называет несколько предложений. Учащиеся поднимают руку, если в предложении есть существительные, стоящие в дательном падеже.

Тропинка вела к полянке. Около полянки росли цветы. Мы шли по аллее. К яблоне подлетела пчела. С яблони падают лепестки. Все рады весне.

2. Работа над картинками (белка, коза, корова, свинья, собака, кукла, машина). Учитель показывает, а учащиеся должны назвать предмет, дать характеристику каждому существительному (одушевленное, род, число и т. д.). Составить с этими существительными предложения, чтобы они стояли в дательном падеже. Лучшие предложения записываются на доске и в тетради.

3. Выборочный диктант. Учитель зачитывает предложения.

Космонавты прилетели к Луне. Катя подарила подруге куклу. Мальчики шли по тропинке. Учитель дал ученице тетрадь. Садовник подошел к яблоне.

Учащиеся должны записать в тетради существительные в дательном падеже I склонения, поставить перед этими существительными вопрос. Окончания выделить цветным карандашом. Запись производится через запятую.

(Чему?) Луне, (кому?) подруге, (чему?) тропинке, (кому?) ученице, (чему?) яблоне.

4. «Одно слово в разных падежах». Послушайте отрывок из стихотворения 3. Александровой и найдите в нем существительное, стоящее в разных падежах.

Концы у красной звездочки нетрудно сосчитать.

И в октябрятской звездочке, нас тоже ровно пять.


В каких падежах стоит существительное звездочка?

Какие окончания следует писать в этих падежах?

IV. Задание на дом. При списывании предложений дописать окончания в дательном падеже, окончания выделить.

V. Итог урока.

1.Вопросы.

Какие окончания имеют существительные I склонения в дательном падеже?

Какие окончания имеют существительные I склонения в родительном падеже?

Как узнать падеж существительного?

2.Выставление оценок.


Тема урока. Диктант.


Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1.Выборочный диктант. Учитель читает текст домашнего упражнения, а учащиеся выписывают существительные толь ко в дательном падеже.

2.Вопрос классу.

Что называется существительным? Какие окончания у существительных I склонения в дательном падеже?

III. Задание на дом. Перед выделенными словами поставить вопрос, сверху указать падеж, окончания подчеркнуть.

Почему у выделенных существительных разные окончания?

Как определить падеж существительных?

Какие окончания у существительных в дательном и родительном падеже?

IV. Диктант.

БУДЬ ОСТОРОЖЕН!

Женя катался на велосипеде. С большой дороги он свернул к аллее. Мальчик быстро мчался по аллее. Но вот аллея круто свернула в сторону. Женя упал около березы. Он сильно ушиб голову и сломал ногу. Школьные товарищи приходили к Жене каждый день. Они объясняли ему новый материал. Друзья помогли Жене перейти в следующий класс.

V. Итог урока. Провести беседу по содержанию текста диктанта.


Тема урока. Предложный падеж существительных I склонения.


Оборудование: таблица 25;индивидуальные конверты с картинками и деформированным текстом.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашней работы. Учащиеся читают по предложению, объясняя правописание падежных окончаний существительных I склонения в дательном и родительном падеже.

III. Объяснение нового материала.

1.Составление учащимися предложений из деформированного текста по картинкам.

2.Запись составленных предложений на доске и в тетради. Окончание существительных I склонения в предложном падеже выделить цветным мелом.

3.Из составленных предложений выписать существительные в предложном падеже I склонения.

4.Вывод делают сами учащиеся.

5.Работа с таблицей.

а) Учитель вывешивает (или открывает ранее закрытую) таблицу: «Существительные I склонения, в предложном падеже единственного числа имеют окончание -е».

б)Таблица читается молча.

в)Чтение вслух двумя-тремя учащимися.

IV. Упражнение для закрепления нового материала.

1.Коллективно, с записью на доске выполнить упражнение из учебника.

2.Самостоятельная работа. Слова родина, сосна, планета, судья, земля, белка, ракета, скамья, фабрика, змея. Надо поставить их в предложном падеже и записать, окончания вы

делить.

3.Проверка самостоятельной работы выборочная.

V. Задание на дом. Выписать из упражнения по учебнику существительные, стоящие в предложном падеже, окончания выделить.

VI. Итог урока.

1.Вопросы.

На какие вопросы отвечают существительные в предложном падеже?

Какие окончания имеют существительные I склонения в предложном падеже?

2. Выставление оценок.

По аналогии с предыдущими уроками провести закрепление правописания окончаний остальных падежей.

Обязательно провести дифференциацию окончаний дательного, родительного и предложного падежей I склонения, а также окончаний существительных I и III склонения.


Тема урока. Падежные окончания существительных I и III склонения.


Оборудование: таблицы с падежными окончаниями существительных; таблица-сетка; картина художника В. С. Басюкина «Лето в парке»; индивидуальные карточки с окончаниями -и и -е.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Вопросы классу.

Какими правилами вы пользовались при выполнении домашнего задания?

Какие окончания дописывали? Почему? . 2. Выборочный диктант. Учитель читает текст домашнего задания, а учащиеся выписывают только существительные с окончаниями -и и -е вместе с предлогами.

Проверка. Прочитайте существительные с окончанием -и. Прочитайте существительные с окончанием -е.

III. Повторение пройденного.

1. Вопросы учащимся.

Сколько склонений имеют существительные? Какие существительные относятся к I склонению? Когда у существительных I склонения надо писать окончание -и?

Когда у существительных I склонения надо писать окончание -е?

Какие существительные относятся к III склонению? В каких падежах у существительных III склонения надо писать окончание -и?

У каких существительных единственного числа надо писать окончание -ью?

У каких существительных единственного числа надо писать окончание -ой, -ей, -ей?

2.Орфографическая пятиминутка.

а) Работа с таблицей «сеткой». Учитель указкой показывает на клетку таблицы сетки. Учащиеся поднимают карточку

С соответствующим окончанием. Учитель указкой показывает на клетку таблицы-сетки. Учащиеся называют существительные соответствующего склонения в соответствующем падеже.

б) Устный диктант (с помощью карточек). Учитель диктует сочетания существительных с предлогами. Учащиеся поднимают карточки с соответствующими окончаниями.

На скамейке, у пристани, на березе, у дороги, о радости, на равнине, на поверхности, к сливе, у Маши, на скатерти, по аллее, с вышки, к калитку из берлоги, на опушке, на липе, у речки.

IV. Упражнения для закрепления пройденного.

1. Работа с картиной. На доске написан текст по содержанию картины художника В. С. Басюкина «Лето в парке». Списать. Вместо точек вставить подходящие по смыслу существительные I или III склонения единственного числа, используя картину.

Дети играют на ... парка. Взрослые сидят на ... . По ...реки скользит парусная лодка. Люди катаются на пароходе и на ... .

Проверка. Прочитайте первое предложение. Прочитайте вписанное вами существительное I или III склонения. Какое вы написали у него окончание? Почему?

2. Самостоятельная, работа. Списать. Вместо точек вставить подходящие по смыслу существительные I или III склонения единственного числа.

На ... леса стояла сторожка лесника. По ... ехали машины. Из ... вынули вкусный пирог. Отец рассказал о ... своего друга. Собака сидела на ... . По ... и по ... шла молодежь.

Проверка. Учитель указкой показывает на место пропущенного существительного, учащиеся читают написанное ими существительное, выделяя окончание и объясняя его правописание.

3. Индивидуальная работа (для сильных учащихся). Списать. Выделенные существительные заменить подходящими по смыслу существительными I или III склонения.

В ведре билась рыба. На тополе распустились листочки. Коню дали охапку сена. К цветам прилетели пчелы. В рассказе главным героем является русский солдат. Брат вернулся из города.

Проверка. Учитель указкой показывает на выделенные существительные, учащиеся читают написанные вместо них существительные I или III склонения, выделяя окончания и объясняя их правописание.

V. Итог урока.

1. Вопросы.

Какими правилами вы пользовались при выполнении упражнений в классе?

Что надо сделать, прежде чем написать окончание существительного?

2. Выставление оценок.

VI. Задание на дом. Выполнить упражнение по учебнику.


36



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее