"Имена собственные"

Технологическая карта урока по обучению грамоте на тему "Имена собственные"

Содержимое разработки


Конспект урока по предмету: обучение письму

Класс: 1 В

Дата урока: 24.01.2018г.

Каким уроком по счету: 2 урок

Количество детей в классе: 28

На уроке присутствовало: 26

Тема урока: Имена собственные

Цель: создать условия для осмысления понятия «имена собственные»

Классный руководитель: Федосеева В.В.





















Технологическая карта урока


Цель

Подвести детей к осмыслению понятия «имена собственные» и написанию имен собственных с заглавной буквы.

Задачи

1. Формировать у учащихся понятие «имена собственные». Способствовать формированию умения писать имена, фамилии, географические названия, клички животных с большой буквы.

2. Использовать полученные знания на практике; развивать умение высказывать и аргументировать свою точку зрения; совершенствовать навык работы в малых группах

3. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка, воспитывать любовь к русскому языку.

Планируемые результаты


предметные: учащиеся научатся писать имена собственные с большой буквы, объяснять их написание; получат возможность научиться: находить информацию о названии своего населённого пункта, составлять ответы на вопросы;

метапредметные: познавательные – работать с текстом, отвечать на вопросы, сопоставлять факты, находить объяснения, соотносить полученные знания с примерами;

коммуникативные: формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться печатными средствами и электронными ресурсами;

регулятивные: овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремление её выполнять;

личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества во взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Оборудование


  • мультимедиа проектор

  • доска

  • иллюстративный материал

  • учебник

  • книги, задания для групп, карта

  • символы для оценки



Ход урока

№п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный момент.


Приветствует обучающихся, создает эмоциональный настрой на работу.


Встаньте ровно и красиво,

Прозвенел уже звонок.

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнем урок.

Будем мы писать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы – ученики!

девиз урока: «Делаем дружно, делаем вместе - и всё получится».


Приветствуют учителя.

Выполняют задания.

2.

Актуализация знаний

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Акцентирует внимание на правилах

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?


Проверяют свою готовность к уроку. Повторяют «Правила красивого письма».

3.

Самоопределение к деятельности.

Минутка чистописания.

-Что первоклассники любят больше всего на свете? Конечно, игры. Давайте поиграем.

  1. - отгадайте что здесь написано?

страназаглавныхбукв

- Исправим ошибку и продолжим урок


правильно ли оформлена запись, что мы должны помнить при записи слов?


На доске прикреплены буквы: Л, К, Б, К.

Учитель: - Назовите буквы. Что можно сказать о данной записи?

(Это буквы согласных звуков).

Учитель: - Используя только эти буквы, составьте слово или несколько слов. (Дети работают самостоятельно).

Учитель: - Итак, у вас есть какие-то варианты?

(Нельзя составить из этих букв слово).

Учитель: - Почему так решили? (Так как нет букв гласных).

Учитель: - Сколько букв добавить?

(Учитель добавляет еще три буквы О).

Учитель: - А теперь? Какое составили слово? (КОЛОБОК)

Учитель: - Так почему же нам не удалось сразу составить слова из букв К, Л, Б, К? (Из одних согласных слово не составить).


Кто хочет написать это слово на доске?

- Так почему же я написала с большой буквы? Кто из нас прав?

  1. .

Посмотрим толкование слов в словаре Ожегова -колобок

- небольшой круглый хлебец
Пример: Пшеничный к.

-литературный герой сказок.

Учитель.

Получается, что одно слово можно написать и со строчной (маленькой) и с заглавной буквы? Наверное, есть причина разного написания одного и того же слова! Для чего нужна заглавная буква?

Ответить на вопрос как правильно записывать слова , нам поможет наш урок.


- В связи с чем у нас возникли трудности? (Не знаем точно, как правильно писать.)

- какого знания нам не хватает

-Назовите тему урока.

Какую цель нам надо перед собой поставить?

Я узнаю

Я научусь

Я смогу

- Давайте посмотрим, на какой вопрос каждый из вас должен будет дать ответ в конце урока. (Стр. 122 учебника)

  1. Колобок: так Колобок и попал сегодня к нам на урок.


Ребята, я очень рад, что с вами познакомился. А давайте вместе с колобком отправимся в путешествие.

Я надеюсь, что мы с вами будем дружить и во всем помогать друг другу. девиз урока: «Делаем дружно, делаем вместе - и всё получится».


Отвечают на вопросы.

Обосновывают выбор.

Выходят на тему урока.
















4.

























5.








6.

Выявление места и причины затруднения.

Поиск решения проблемы.



Совместное «открытие» новых знаний.















Физкультминутка.







Первичное усвоение знаний

Учитель: Покатился Колобок по лесной полянке, а навстречу ему зайчишка скачет.

Задание зайца:

Работа в группах стр. 122 учебник

Как работать в группе?

Памятка

  • Критикуй идеи, но не человека.

  • Поощряй участие каждого в обсуждении.

  • Выслушай мнение каждого, даже если ты не согласен с ним.

  • Стремись понять точку зрения других в дискуссии.

  • Перескажи мысль товарища, если она тебе не ясна.


- Попробуйте сделать вывод: Какие же слова пишутся с заглавной буквы?

Проверим наш вывод по упр. 1 с. 122. Так что же нужно сделать, чтобы правильно написать слова? Как определить, какую букву выбрать?

Представители каждой группы идут к доске.

На доске составляется схема- кластер.

Молодцы! Помогли Колобку


Я буду называть слова. Если вы считаете, что слово нужно писать с заглавной буквы, то хлопаете в ладоши, если нет, то топаете.

Оренбург, цветок, Цветочная (улица), город, море, Татьяна , котик.

Почему вы по-разному выполняли движения?

Каких знаний нам не хватает?



Покатился Колобок дальше, а навстречу ему волк.

Задание волка: К данным словам подберите подходящие по смыслу имена собственные . Работа в парах по карточкам.

Город, девочка, река, котёнок, собака.

Слова для справок: Москва, Волга, Мурзик, Лена, Жучка.

Образец: город Москва.


Учитель: Покатился Колобок дальше, а навстречу ему медведь.

Задание медведя: Написать слова через запятую. Азбука. Москва .Зима. Мурзик. Пётр. Задача. Тетрадь. Буратино .

Давайте научим Колобка, какие слова мы должны писать с большой буквы.

Спрогнозируйте свой результат цветом.

Какие слова написали с большой буквы. Почему? Проверка.

Где пригодятся знания написаний этих слов?

Самопроверка.

Учитель: Покатился Колобок дальше, а навстречу ему лиса.

Задание лисы: А она хитра и приготовила трудное задание.



Работа с текстом

Страна, в которой мы живем, называется Россия. Главный город нашей страны – столица – Москва. Это огромный, современный город. Самое известное место в Москве – это Красная площадь, где мы можем увидеть Кремль. В столице красивые храмы, соборы, церкви, много памятников. А ещё в столице есть дорога под землей, которая называется метро.

- Ребята , о чем этот текст? Как называется наша страна?

- что мы узнали о Москве? -Чем знаменит этот город?

-назовите слова записанные с большой буквы?

-в какой области мы живем?

- что мы узнали о нашем поселке? Перечислите достопримечательности поселка, называя имена собственные.

Оказывается и вокруг нас везде есть имена собственные….

Индивидуальная работа

Ребята, а вы знаете, что названия городов, деревень, посёлков появились не просто так?

- Давайте попросим ребят рассказать, почему именно так названы города Орехово- Зуево, Тобольск, Лермонтов. (Группа ребят из 3 человек работает с материалами странички для любознательных)









-









































-Москва.



-Москва – столица нашей Родины.

-


7.

Закрепление

нового материала.

Дифференцированная работа .

Найди ошибки в тексте и исправь их. (4 ошибки)


У маши гости. На столе стоят чашки. девочка угощяет своих друзей тортом. Хорош душыстый чай.


Закрасьте на карточках кружок: O

  • желтым цветом, если у вас не было ошибок,

  • зелёным цветом, если вы допустили 1-2 ошибки,

  • красным цветом, если вы выполнили задание неверно.


Составь и запиши 3 предложения по картинке. Придумай людям имена, а животным клички.



Карточка № 3


1) Спишите текст, заменяя картинки словами, и придумайте людям имена, а животным клички.

Летом и жили в … .

По утрам кормила …, а - … .

Во дворе у … жили … , … и .

Хитрый вопрос.


-- Какие буквы никогда не бывают заглавными в именах, фамилиях, кличках животных? ( ь, ъ, ы,й)


Выполняют задания в тетради на печатной основе.

Осуществляют взаимопроверку.

Показывают знак «Работа в паре закончена».


Проговаривают в соответствии с выполненными заданиями правило употребления заглавной буквы в именах, отчествах, фамилиях людей (и себя ), в кличках животных, у персонажей сказок.


8.

Итог урока.

Проводит беседу по вопросам.

Молодцы, ребята, вы помогли колобку выполнить все задания

- Какие слова надо писать с заглавной буквы?


Оцените работу по волшебной лесенке


Отвечают на вопрос.

Приводят свои примеры.

9.

Рефлексия


Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам!

За то, что упорно и дружно трудились,

Чтоб знания в жизни вам пригодились!

- Какую учебную задачу поставили перед собой на уроке? Мы достигли её?


Давайте посмотрим, на какой вопрос мы завали в начале урока?

Давайте продолжим фразу:

На уроке я узнал, что…


Я выполнял задания… (Как?)


Лучше всего у меня получилось….


Я работал (самостоятельно или с помощью кого – то?)….


Лучше всего у меня получилось….

Пригодятся ли вам знания, приобретенные на уроке, в дальнейшей жизни? 

Чемодан, мясорубка,корзина

На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.

Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.

Мясорубка – информацию переработаю.

Корзина – всё выброшу.

Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.

Работают с Листом самооценки.




Определяют свое эмоциональное состояние на уроке («Смайлик успеха» –в Приложении)




























Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее