Грамматические игры на уроках английского языка для детей младшего школьного возраста.
Абдулгамидова Зарема Гаджиевна, учитель английского языка.
Что такое игра и почему ребёнок тянется к ней? Откуда у ребёнка столько энергии? Почему он не может израсходовать её в одной игре, а с удовольствием начинает всё новые и новые игры? Зачем ему такое разнообразие игр? Видимо, с ответа на эти вопросы и следует начать объяснение психологической природы игры, иначе станет действительно непонятно, почему ребёнок с таким упорным постоянством переключается с одной игры на другую, почему конфликтует, когда взрослый приостанавливает или насильно прерывает игру.
I.Игра – традиционный, признанный метод обучения и воспитания. Игра соответствует естественным потребностям и желаниям ребенка, игры помогают детям стать творческими личностями, учат творчески относиться к любому делу. Творчески относиться к делу – значит выполнять его качественно, на более высоком уровне. Творчество – это постоянное совершенствование и прогресс в любой деятельности. Игры приносят детям и взрослым радость творчества. Без радости творчества наша жизнь превращается в скуку и рутину. Творческий человек всегда чем-то увлечен. От творческих возможностей человека зависит его жизненный уровень Увидеть необычное в обычном может и взрослый, и ребенок. Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощаться. Детское творчество быстро увядает, если к нему не проявляется интереса со стороны окружающих. Совместные творческие игры сближают и взрослых, Американский психолог Д. Мид увидел в игре обобщённую модель формирования того, что психологи называют «самостоятельностью» - человека - собирание своего «я». Игра - это сфера самовыражения, самоопределения, самопроверки, самоосуществления и детей. В этом – один из главнейших принципов эффективного воспитания. С помощью игры можно корректировать, улучшать, развивать в детях важные психологические свойства. Учитывая психологические особенности развития восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления младших школьников, в учебном процессе отводится большое место игровым формам работы. Ребенок играя, всё время стремится идти вперёд, а не назад. В играх дети всё как бы делают втроём: их подсознание, их разум, их фантазия «работают» синхронно. Игра- это мощный стимул к овладению языком, что она ведет за собой развитие. Развивающее значение игры заложено в самой природе, ибо игра- это всегда эмоции, а там где эмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает мышление.
II Игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Понять природу игры, её поразительный воспитательный потенциал- это понять природу счастливого детства, понять своего ребёнка, своих питомцев.
В зоне особого внимания оказалось обучение иностранным языкам в начальной школе, которое позволяет в благоприятные для речевого развития сроки сформировать интерес учащихся к изучению иностранных языков, развивать мышление, воображение, память и другие психологические функции учащихся, вовлеченные в процесс развития речи, Одной из ведущих тенденций современной методики обучения иностранному языку является поиск таких методов обучения, которые наиболее полно соответствовали бы поставленным целям. Использование игры помогает сделать урок более интересным и увлекательным. Игровая деятельность не только организует процесс общения на данном языке, но и максимально приближает его к естественной коммуникации. Ни в каких видах деятельности человек не демонстрирует такого забвения, проявляя свои интеллектуальные способности, как игре.
На раннем этапе обучения детей иностранному языку одна из основных задач учителя – сделать этот предмет интересным и любимым. В младшем школьном возрасте дети очень эмоциональны и подвижны, их внимание отличается непроизвольностью и неустойчивостью. Благодаря играм активизируется все познавательные процессы учащихся: развиваются внимание, память, мышление, творческие способности, поэтому важно учитывать в процессе обучения психологические особенности детей этого возраста.
Игры помогают сделать скучную работу более интересной и увлекательной, способствуют развитию языковых и коммуникативных умений, формированию речевых навыков, а также служат для психологической разрядкой на уроке. . Для детей игра прежде всего - увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий - всё это даёт возможность ученикам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения - оказывается, я могу говорить наравне со всеми.
III. Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. В настоящее время проблема применения речевой игры в обучении иностранному языку широко освещается в отечественной и зарубежной методической литературе
Ряд ведущих отечественных методистов, специализирующихся на раннем обучении иностранным языкам (М. З. Биболетова, О. А. Денисенко и др.), считают, что педагогическая ценность игры – это активный способ достижения многих образовательных целей, повторение пройденного материала, активизация мыслительной деятельности учащихся.
Обучающие игры помогают снять усталость, преодолеть языковой и психологический барьеры, способствуют оптимизации мышления, повышают интерес к предмету, усиливают мотивацию к учению, позволяют сконцентрировать внимание на главном – овладение речевыми навыками в процессе естественной ситуации общения во время игры, усиливают мотивацию к учению.
Преподавание английского языка в младших классах строится с учетом возрастных особенностей учащихся младшего школьного возраста. Большое место занимают упражнения игрового характера, песни, стихи, рифмовки. Рассказывая стихотворения, рифмовки, исполняя песенки на английском языке, играя в различные игры, дети сравнивают эти произведения с известными им явлениями родной культуры, выявляя черты сходства и различия.
В этом возрасте внимание детей неустойчиво, поэтому нужно на уроках предусматривать виды работ, которые снимают напряжение, переключают внимание детей, вызывают положительное эмоциональное настроение. Данные виды работ позволяют ребенку овладеть лексикой, грамматическими структурами без особых усилий. Однако, необходимо подчеркнуть, что знание той или иной песни-рифмовки не означает овладение самой структурой. После заучивания учитель должен провести дополнительную работу для того, чтобы активизировать воспроизведение в памяти и употребление лексической единицы или грамматической структуры.
Некоторые приемы, используемые на уроках английского языка:
- подвижные игры (зарядка, игры на внимание)
- стихи, песни, сопровождаемые движениями
- игры-соревнования (дети делятся на команды и выполняют задания)
- игры с мячом (вопрос-ответ, перевод слов и предложений)
- диалоги с героями английских и американских авторов и т.д.
В зависимости от целей и задач урока могут быть использованы различные игры, они могут предлагаться в процессе закрепления учебного материала, на этапе его активизации в речи учащихся. Игры применяются как отдельные элементы урока или весь урок или весь урок может быть проведен в форме игры. с элементами соревнования между группами.
IV.Место игр на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов подготовки учащихся, изучаемого материала, целей и условий урока и т. д. Например, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, то ей можно отвести 20-25 минут урока. В дальнейшем та же игра может проводиться повторением уже пройденного материала. Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока.
Игры способствуют выполнению следующих методических задач:
- создание психологической готовности детей к речевому общению;
-обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
- тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта;
М. Ф. Стронин, в своей книге «Обучающие игры на уроках английского языка» подразделяет игры на следующие категории:
1. лексические игры;
2. грамматические игры;
3фонетические игры;
4. орфографические игры;
5. языковые игры.
Грамматические игры.
Цель игр: развить умение правильно употреблять видо-временные формы английского глагола как в устной, так и в письменной речи, организация тренировки учащихся по оперированию грамматического материала на уровне предложений по грамматической темам «Видо-временные формы английского глагола».
Грамматическая тема «Present Simple Tense.
Оборудование – 13 учебных карточек размером А4. Семь учебных карточек с местоимениями I, YOU, HE, SHE, IT, WE, THEY (например красного цвета местоимения единственного числа и коричневого цвета местоимения множественного числа) и шесть учебных карточек с глаголами DO, DOES, don't, doesn't, V, Vs (например синего цвета).
Грамматическая тема «Present Continuous Tense».
Оборудование – 11 учебных карточек. Семь учебных карточек с местоимениями и четыре карточки AM, IS, ARE, NOT.
Организация игр с опорой на учебные карточки намного облегчает усвоение грамматического материала.
Такие игры-тренировки можно проводить по всем грамматическим темам, связанных с временами английского глагола. Например: грамматические игры по теме «Present Simple».
Учитель начинает урок с рифмовки «I, you, we, they полон дом у нас гостей!» Далее учитель называет имена, слова в единственном и во множественном числах, предлагая учащимся поменять эти слова на местоимения. Также предлагает провести фронтальную проверку по узнаванию учебных карточек с условными обозначениями. На уроке проводится и повторение английского времени по плану:
Название.
Действие.
Слова-спутники.
Грамматические признаки.
Соответствие русских и английских времен. Обучение учащихся умению различать виды английского глагола в речевых ситуациях на родном (русском) языке.
Игра 1.Act as you say.
Цель: тренировка употребления Present Continuous.
Задание заключается в выполнение команд с комментариями. Играют по 3 ученика: 1 – отдаёт команду, 2 – выполняет и говорит, что он делает, 3 – описывает действия второго.
1 – Play volleyball. 2 – I am playing volleyball. 3 – He/ She is playing volleyball.
1 – Wash your face. 2 – I am washing my face. 3 – He/ She is washing his/ her face.
1 – Do exercises. 2 – I am doing exercises. 3 – He/ She is doing exercises.
ИГРА 2. Magic Box.
Цель: закрепление употребления изученных временных форм.
В яркой коробке у учителя лежат карточки. Дети вытягивают по одной карточке. Задание: необходимо составить рассказ (можно шутливый), используя глагол, написанный на карточке, во всех известных временных формах. Учитель вытягивает карточку первым и выполняет задание в качестве примера. По возможности все действия могут быть иллюстрированы мимикой, жестами.
I take a shower every day. I am taking a shower now. But I didn’t take a shower yesterday because I went for a walk with my dog and came home late. Tomorrow I will take a shower because I will do exercises.
Первыми отвечают сильные ученики. После выполнения своего задания, они могут помочь более слабым ученикам или взять ещё карточку и выполнить задание письменно.
Игра 3. Theatre.
Цель: тренировка образования утвердительной, вопросительной, отрицательной форм изученных времён.
Класс делится на две команды. Каждому члену команд раздаются карточки – роли с составными частями предложения. С помощью этих «ролей» участники задают вопросы соперникам, соперники отвечают на них,
Игра 4. Это мое местоимение.
К доске выходит ученик с учебной карточкой «I». К нему встают учащиеся с учебными карточками «DO», «DON'T», «V». Итак, поочередно к доске выходят все учащиеся с учебными карточками – местоимениями и соответственно все учащиеся с учебными карточками глаголами. Задача учащихся, у которых есть карточки с глаголами, не пропустить свой выход и встать только со своим местоимением.
Игра 5. Составь схему предложения.
Для определения структуры простого предложения при помощи наглядного материала, учитель пишет на доске простое предложение, например: «He drinks». К доске выходят двое учащихся с учебными карточками «HE», «Vs». Для усложнения игры учитель предлагает составить схемы не только утвердительных предложений, но также и отрицательных и вопросительных. Для составления вопросительных предложений в игру вводятся учебные карточки с вопросительными словами (What, Where, When).
Игра 6. Напиши мой глагол правильно.
Учитель пишет на доске предложения с пропусками. Например:
He .................eat.
We ………..dance.
............ she run?
............ they skip?
What ............. he like?
Учащиеся выполняют задание письменно. Задача учащихся (4 человека, имеющих учебные карточки с глаголами (do, does, don't doesn't ) проверить правильность выполнения задания у остальных учеников, предварительно получив консультацию учителя.
Игра 7. Выбери предложение.
Учитель предлагает выбрать и назвать из текста предложения по заданной модели. Например:
Does he V? (модель предложения)
Does he drink milk? (предложение)
К доске выходят учащиеся с нужными учебными карточками для составления схемы предложения. Предложение озвучивается учителем и учащимися.
Игра 8. Составь пять предложений!
Учитель раздает всем учащимся карточки с напечатанными глаголами. К доске выходит ученик с местоимением «He». Это местоимение будет подлежащим к составленным учащимися предложениям. Каждый ученик составляет 5 предложений (утвердительное, отрицательное, общий вопрос, 2 специальных вопроса) , но только со своим глаголом. Например:
(+) He drinks.
(–) He doesn't drink.
(?) Does he drink?
(Wh-q) What does he drink?
Who drinks?
Это упражнение можно выполнять устно и письменно. Задача ученика, у которого есть местоимение, оказать помощь учителю в проверке правильности выполнения задания.
Игра 9. Составь вопросы.
Учитель зачитывает предложение. Показывает вопросительные слова. Ученики задают вопросы к предложению, начинающие с этих вопросительных слов. Эту игру можно проводить в устной и письменной форме. Например:
He drinks milk every day.
Вопросительные слова (Who? What ? When?)
Игра 10. Hide – and – Seek in the Picture.
Цель: тренировка употребления предлогов места.
Необходима большая картинка с изображением комнаты. Водящий (один из учеников) «прячется» где – нибудь на картинке, пишет на бумаге, куда он спрятался и отдаёт её учителю. Дети, задавая водящему общие вопросы, «ищут» его на картинке. Чтобы больше было похоже на настоящие прятки, можно хором прочитать присказку:
Bushel of wheat, bushel of clover;
All not hid, can’t hide over.
All eyes open! Here I come.
- Are you under the bed?
- Are you behind the door?
- Are you on the chair?
- Are you in the box?
Такие игры позволяют учителю исправить ошибки учеников быстро, по ходу дела, делают процесс обучения более легким и менее утомительным, а это усиливает мотивацию к обучению и способствует прочному усвоению знаний об английском глаголе.