Игры с именем существительным
Учитель начальных классов
Брехова
Людмила Федоровна
Закрепляем
знание падежей
Числа имен
существительных
Род имени
существительного
Ь после шипящих
у существительных
Закрепляем понятие!
Играем вместе!
Образуй имя существи
тельное
Найди имя существительное
Кто больше?
Запиши одним словом
Игры для закрепления понятия имени существительного
Спиши в тетрадь, самостоятельную часть речи имя существительное подчеркни одной чертой:
Рой пчел кружится над липой.
Рой яму поглубже.
Вода перестала течь.
В лодке открылась течь.
Не плачь из-за пустяков.
Послышался плач ребенка.
Медведь в лесу, не зная правил,
Однажды мотоциклом правил.
Найди имя существительное!
Запиши группу слов одним словом, выиграет тот, кто правильно запишет 10 слов:
1)тополь, клен, береза, ель;
2) волк, лиса, заяц, медведь;
3) сорока, воробей, ворона, аист;
4) брусника, черника, земляника;
5) футболист, хоккеист, волейболист;
6) шкаф, парта, стол, стул;
7) молоко, хлеб, сахар, мясо;
8) костюм, пальто, кофта, платье;
9) ботинки, сапоги, валенки, туфли;
10) кукла, мяч, юла, барабан.
«Запиши одним словом»
Образуй из имени прилагательного имя существительное:
храбрый – смелый – веселый
сильный – добрый – ленивый
гордый – болтливый – умный
Мудрый – богатый – бедный
грубый – хвастливый – крепкий
«Образуй имя существительное»
Образуй за три минуты как можно больше слов имени существительного с одним слогом.
«Кто больше?»
Подбери пару
Угадай слово
Кто больше?
Игры для закрепления навыка определения рода имен существительных
Подбери к одному существительному мужского рода одно существительное женского рода и запиши его справа.
отец – мужчина – бык
дедушка – дядя – козел
Сын – ткач – баран
брат – сосед – кот
внук – мальчик – волк
«Подбери слово»
Угадай, какого рода это слово, запиши в тетрадь слова вставляя пропущенные буквы и указав род этих слов:
п _ _ _ а б _ _ _ н
м _ _ _ о б _ _ _ а
в _ _ _ к в _ _ _ о
б _ _ _ т з _ _ _ о
м _ _ _ а ц _ _ _ к
«Угадай слово!»
Запиши как можно больше существительных мужского, женского и среднего рода – названий предметов которые находятся в классе.
Кто больше?
Эстафета
Поединок знатоков
Игры для закрепления умения определения числа имен существительных
Запиши данные существительные во множественном числе:
Звено, полоз, крыло, сук
Стул, ком, клок, кол
Перо, полено, друг, прут
Прут, брат, клин, лист
Ком, колос, клин, сын
Сук, клок, стул, крыло
Брат, друг, колос, прут
Перо, звено, полоз, сук
Лист, полено, ком, кол.
Эстафета
Назови существительное
1 вариант
в единственном числе:
цыплята, стулья, края, поленья, сны, поросята, перья, жеребята, дни, звенья.
2 вариант
во множественном числе:
утенок, кот, мышонок, тополь, щенок, улей, рог, пень, зеркало, сосед.
Поединок знатоков
Кто быстрее?
Эстафета
Сосчитай правильно
Игры для закрепления знания падежей имен существительных
Определи падежи слова «ДОРОЖКА», укажи каких падежей не хватает в этом стихотворении:
Дорожка домой
Мне мила с детских лет.
Дорожки знакомой
Красивее нет.
И если б зашел я
Не знаю куда,
Дорожку домой
Отыскал бы всегда.
На этой дорожке
И в трудные дни
Я пел бы без устали
Песни свои.
Кто быстрее?
Определи падеж одного существительного и передай карточку другому участнику своей команды.
Эстафета
Правильно сосчитай одно из существительных от 1 до 8. побеждает команда допустившая меньшее количество ошибок.
яблоко, место, озеро, носок, солдат, простыня, килограмм, оладьи, цапля, туфля, щенок, гусенок, полотенце, блюдце, лимон.
Сосчитай правильно!
Поймай своё слово
Кто больше?
Четвертое лишнее
Буква Ь на конце после шипящих у имен существительных
Подбери и запиши за три минуты существительные мужского рода – названий животных с шипящим согласным на конце.
Кто больше?
Внимательно слушая перечень слов, девочки записывают существительные женского рода, мальчики – существительные мужского рода.
Поймай своё слово
Найди лишнее слово, объясни причину своего решения.
1) мышь, тишь, ерш, тушь;
2) плащ, плющ, помощь, лещ;
3) луч, дочь, меч, грач;
4) рожь, чиж, нож, стриж.
«Четвертое лишнее»
Ирина ЗАЙЦЕВА,
п. Эльдикан Усть-Майского р-на Республики Саха
Игры с именем существительным
Используемый материал