«Зимний фестиваль знаний 2025»

Игра - путешествие « Волшебная дорога»

Методическая разработка « Волшебная дорога» посвящена проблеме профилактики дорожно-транспортного травматизма среди обучающихся младшего школьного возраста. Данная разработка раскрывает вопросы по изучению сигналов светофора, дорожных знаков, правил пересечения дорог и улиц, транспортных средств, различных ситуаций на дорогах с использованием активных форм обучения. Представленный материал может быть использован учителями общеобразовательных учреждений, педагогами дополнительного образования, педагогами организаторами при подготовке урока или внеклассного мероприятия по данной теме.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

Верхне-Талызинской средней школы – Алферьевская основная школа









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


Игра - путешествие

« Волшебная дорога»






Выполнила:

Ширшова Ольга Викторовна

Воспитатель ГПД



















Алферьево, 2017



Аннотация

Методическая разработка « Волшебная дорога» посвящена проблеме профилактики дорожно-транспортного травматизма среди обучающихся младшего школьного возраста. Данная разработка раскрывает вопросы по изучению сигналов светофора, дорожных знаков, правил пересечения дорог и улиц, транспортных средств, различных ситуаций на дорогах с использованием активных форм обучения. Представленный материал может быть использован учителями общеобразовательных учреждений, педагогами дополнительного образования, педагогами организаторами при подготовке урока или внеклассного мероприятия по данной теме.




































Содержание

1. Аннотация__________________________2



  1. Введение __________________________4

3.Игра – путешествие___________________5

4.Заключение_________________________13

5.Использованная литература __________14

6.Приложения ________________________15

 






























ВВЕДЕНИЕ

Трагическая статистика свидетельствует, что в России в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) каждый год гибнет более 30тыс. человек, получают ранения свыше 180тыс. чел. Ежегодно под колесами автотранспорта гибнет до 3,5тыс. детей, около 30тыс. становятся инвалидами. Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей.

Анализ детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что основной причиной является низкая культура участников дорожного движения, в том числе - детей. Учащиеся не обладают навыками поведения в транспортной среде, не умеют правильно оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения правил дорожного движения. Этой проблеме и посвящена данная методическая разработка. При использовании данной разработки задействованы многие направления деятельности: совместная деятельность учащихся, самостоятельная деятельность учащегося, познавательная деятельность, игровая деятельность, поисковая и т.д. Так же затрагиваются разные образовательные области: познание окружающего мира, развитие речи, художественно-эстетическое и музыкальное развитие. Принимая участие в приведении мероприятий по Правилам дорожного движения, каждый ученик получает реальную возможность проявить свои творческие способности, углубить и расширить багаж теоретических знаний. Участвуя в общем деле, школьники учатся радоваться успехам друзей, переживать из-за их неудач, приходить на помощь тем, кто нуждаются в ней. Дети сближаются, лучше узнают друг друга. Интересная познавательная работа помогает сплотить коллектив, создаёт атмосферу творчества, увлечённости, эмоционального комфорта.

Цель: создание условий для формирования навыков безопасного поведения на дороге, способствование развитию познавательных процессов, необходимых для правильной ориентации на улице.

Задачи:

Образовательные:

активизация интереса к предмету через игровую деятельность;

формирование умений применять полученные знания в нестандартной ситуации;

формирование умений выбирать рациональные способы выполнения работы;

закрепление правил дорожного движения;

формирование умений коллективной работы.

Воспитательные:

воспитать систему взглядов на окружающий мир;

воспитать способность следовать нормам поведения;

воспитать нормы социального поведения детей.

Развивающие:

развитие речи, мышления, памяти;

развитие сенсорной и эмоционально-волевой сфер личности;

развитие навыков определения опасных дорожных зон и ситуаций;

развитие умственной деятельности, способности наблюдать, делать выводы, проверять результаты.

.Планируемые результаты:

Личностные: воспитывать личность безопасного типа; чувство ответственности за собственную жизнь и жизнь других людей.

Мета предметные: учатся самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни, сравнивают, анализируют, умеют вести диалог.

Предметные: знание основных знаков дорожного движения, правил дорожного движения для пешеходов.

Коммуникативные: умение работать в группах, организация совместной деятельности.

Игра-путешествие «Волшебная дорога» (Сценарий)

Тип урока: игра-путешествие

Форма урока: викторина

Форма работы: индивидуальная, групповая

Оборудование: компьютер, мультимедийная доска, дорожные знаки на магнитах, раздаточный материал для работы в группах (чистые листы бумаги, фломастеры, краски), эмблемы для командиров команд, жетоны.

Потенциальная аудитория: учащиеся 1,2 классов

Герои: Поворотик, Обочинка, Разметчик, дядька-Светофор

План мероприятия:

1.Организационный момент. Слово учителя.

2.Встреча с героями страны «Волшебная дорога», сообщение: « Это интересно знать…» (из истории правил дорожного движения).

3. Игра – путешествие «Волшебная дорога»

3.1.Разминка.

3.2. «Азбука дорог»

3.3. «Знатоки ПДД»

3.4. « Собери дорожный знак»

3.5. Музыкальная разминка»

3.6. «Скорая помощь»

3. 7. «Художественное»

3.8. Автомульти.

3.9. Игра «Это я, это я....!»

4.Подведение итогов игры-путешествия.

Научно-методическое обеспечение

Применять современные формы и методы обучения и воспитания детей, направленные на предупреждение несчастных случаев на улицах и дорогах.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки с дорожными знаками, цветные карандаши или фломастеры, ручка –корректор (с белым цветом).

Ход мероприятия:

1.Организационный момент. Слово учителя.

В нашей стране множество дорог. В любое время года и в любую погоду по ним мчат автомобили, автобусы. Трамваи, троллейбусы, несутся мотоциклы, катят велосипедисты, идут пешеходы. Ещё с давних времён люди мечтали о скоростях. У многих сбылись мечты. Машин становятся всё больше и больше. Но автомобиль наградил человека не только удобствами – он может стать причиной несчастий. Растёт поток машин, на улицах становятся небезопасно. Но опасность подстерегает только тех, кто не знает правил движения, не умеет правильно вести себя на улице, не соблюдает дисциплины. А для тех, кто хорошо изучил правила уличного движения, кто вежлив и внимателен, улица совсем не страшна. Правила движения – законы улиц и дорог. Их обязан знать и выполнять каждый. Каждому из нас приходится переходить улицу или дорогу. Мы пользуемся общественным транспортом, некоторые из вас являются водителями велосипедов – всё это делает нас участниками дорожного движения. Каждый должен знать правила и соблюдать их. Поэтому мы сегодня закрепим наши знания в целях профилактики детского – дорожного травматизма, именно в начале учебного года.

Сегодня мы отправляемся в удивительную страну!

2. Встреча с жителями «Волшебной дороги»

Ребята, посмотрите, кто к нам спешит,… Давайте с ними познакомимся (входят в класс герои-Обочинка, Поворотик и Разметчик).

-Кто вы? Откуда? Что хотите нам рассказать?

Герои наперебой говорят, что вход в страну «Волшебная дорога» начинается с истории дорожного движения: « ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ…»

Разметчик (мудрец): «В старину улицы в городах и загородные дороги были едиными и для тех, кто ехал, и для тех, кто шёл пешком. Это приводило к неразберихе, а нередко и к несчастным случаям. Несмотря на различные строгости, вплоть до царских указов, чтобы едущие соблюдали осторожность и не давили лошадьми идущих пешком, количество несчастных случаев не уменьшалось. Только тогда стали строить в городах специальные дорожки, которые назвали французским словом – тротуар, что в переводе означает «дорога для пешеходов». А чтобы на тротуар не заезжали экипажи или сани, его приподняли над проезжей частью»

Обочинка: « Уже позже, с появлением большого количества автомашин, для наведения порядка движения по проезжей части дороги люди стали делать на ней дорожную разметку. Зная её обозначения, водитель или пешеход могут правильно ориентироваться в дорожной обстановке и не попасть в беду»

Поворотик: « У любого перекрёстка

Нас встречает светофор

И заводит очень быстро

С пешеходом разговор:

Свет зелёный – проходи!

Жёлтый – лучше подожди!

Если свет зажегся красный-

Значит,

Двигаться опасно!

Стой!

Пускай пройдет трамвай.

Наберись и уважай

Правила движения. ( Я. Пишумов)

Всем нам известен светофор. А знаете ли вы, как он появился? (Появляется дядька Светофор)

Дядька-Светофор: Своё происхождение светофоры ведут от семафоров, которые применялись на железных дорогах и имели два цвета – красный и зелёный. Такой семафор более ста лет назад был установлен в Лондоне. С помощью лебедки поднималась стрела с зелёным или красным диском. Чтобы не было столкновений, люди придумали промежуточный желтый свет. А в нашей стране светофор был установлен в 1929 году в Москве. Первыми светофорами управлял регулировщик»

3.Игра-путешествие «Волшебная дорога»

Сейчас послушайте правила игры: вы должны разделиться на две команды (командирам вешается эмблема «Светофор» и «Автомобиль») и выбрать командира. Каждая команда выполняет задание, за правильно выполненное задание получает жетон. Победитель тот, у кого больше жетонов. (Ребятам отводится несколько минут для деления команд, выбора командира)

Разминка. (Дети отвечают на вопросы)

1. Какие виды транспорта вы знаете?

2. Какие машины специального назначения вы знаете?

3. Что такое двустороннее движение?

4. Как надо правильно ходить по обочине?

5. Может ли автомобиль моментально остановиться? От чего зависит тормозной путь?

6. Как надо вести себя в городском транспорте?

7. С какого возраста можно ездить на велосипеде по улице?

8. Что такое "островок безопасности"?

9. Как нужно входить и выходить из транспорта?

10. Почему нельзя перебегать улицу перед движением транспорта?

Поворотик: Итак, первое задание «Азбука дорог» для командиров:

Я читаю стихотворение, кто догадается, выбирает нужный знак.

Всем знакомые полоски

Знают дети, знают взрослый,

На ту сторону ведет -

(пешеходный переход)

 

Эй, водитель, осторожно!

Ехать быстро не возможно,

Знают люди все на свете:

в этом месте ходят……

(дети)

На машинах здесь, друзья,

Ехать никому нельзя,

Можно ехать, знайте –

Дети, только на ……

(велосипеде)

 

Я не мыл в дороге рук,

Поел фрукты, овощи,

Заболел и вижу пункт

Медицинской

(помощи)

Что мне делать?
Как мне быть?
Нужно срочно позвонить
Должен знать и ты, и он
В этом месте…(телефон)

Какой дорожный знак расположен в районе нашей школы?

Обочинка: Молодцы! Знаки Вы знаете хорошо! Следующее задание «Знатоки ПДД»

 Каждой команде будет задано 5 вопросов, за правильные ответы получите жетоны.

Вопросы для команды «Автомобиль».

-Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?

-Как надо обходить стоящий автобус, троллейбус?

-С какого возраста разрешается езда на велосипеде по улицам и дорогам?

-Почему опасно играть в мяч на проезжей части?

-Что означает желтый сигнал светофора?



А теперь вопросы для команды «Светофор».

-Как и где лучше переходить улицу?

-Почему нельзя цепляться за грузовые автомобили?

-Где следует ожидать автобус, троллейбус?

-Где должны ходить пешеходы при отсутствии тротуара?

-Что означает красный сигнал светофора?



Ребята, что-то случилось у Разметчика…Он очень печален, давайте ему поможем….

Разметчик: Ребята! В стране огромное горе……после урагана многие знаки пострадали. Я никак не могу сообразить, как им помочь??? Помогите мне….



« Собери дорожный знак» Это задание, ребята, на время. Команда, которая быстрее соберёт разрезанный дорожный знак, получит жетон. ( В этом задании используется любой дорожный знак, разрезанный на несколько частей).



Физкультминутка: Игра “Разрешается – запрещается” (разрешается-кружитесь, запрещается - приседаете)

- Играть на мостовой…(запрещается)

- Переходить улицы при зелёном сигнале светофора…(разрешается)

- Перебегать улицу перед близко идущим транспортом…(запрещается)

- Идти толпой по тротуару…(разрешается)

- Переходить улицу по подземному переходу…(разрешается)

- Переходить улицу при жёлтом сигнале светофора…(запрещается)

- Помогать старикам и старушкам переходить улицу…(разрешается)

- Велосипедистам цепляться за проезжие машины…(запрещается)

- Обходить стоящий у тротуара транспорт спереди…(запрещается)

- Идти по тротуару слева…(запрещается)

- Выбегать на проезжую часть дороги…(запрещается)

- Кататься на велосипеде, не держась за руль…(запрещается)

- Болтать и громко смеяться в транспорте…(запрещается)

- Уважать правила дорожного движения…(разрешается)

Поворотик: «Музыкальная разминка»

Вам необходимо исполнить песни, или отрывки из песен, в которых говорится о дорогах, машинах, пешеходах. (За каждую исполненную песню или отрывок команда получает жетон). 

«Скорая помощь» Если случается дорожно-транспортное происшествие, или человеку стало плохо, мы должны уметь оказать первую медицинскую помощь. У каждой команды 3 карточки с вопросами, вы отвечаете на них. (Приложение 1).

Дядька-Светофор: «Художественное»

Командам даётся 5-7 минут, чтобы нарисовать дорожные знаки. (За каждый правильно нарисованный знак выдаётся жетон).

После выполнения задания, подводятся итоги, учитель объявляет команду победителя. (Это команда набравшая большее количество жетонов).

Обочинка: Ребята, я вам тоже приготовил задание! Интересно - справитесь ли вы???

5. Автомульти (Вопросы из мультфильмов и сказок, в которых упоминаются транспортные средства.)

На чём ехал Емеля к царю во дворец? (На печке)

Любимый двухколёсный вид транспорта кота Леопольда? (Велосипед)

Чем смазывал свой моторчик Карлсон, который живёт на крыше? (Вареньем)

Какой подарок сделали родители дяди Фёдора почтальону Печкину? (Велосипед)

Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки? (В карету)

На чём летал старик Хоттабыч? (На ковре – самолёте)

Личный транспорт Бабы – Яги? (Ступа)

На чём поехал в Ленинград человек рассеянный с улицы Бассейной? (Поезд)

На чём летал Барон Мюнхгаузен? (На ядре)

На чём катался Кай? (На санках)

Поворотик: Я удивлён!!!! Такие умные Ребятки!!!

Игра «Это я, это я...!»

Если вы поступаете, так как говорится в тексте, то произносите такие слова: "Это я, это я, это все мои друзья!" и топаете ногами, а если вы не поступаете так, как говорится в загадке, то молчите.

Кто ГИБДД помогает, за порядком наблюдает?

Знает кто, что красный свет – это значит: хода нет?

Кто вблизи проезжей части весело гоняет мячик?

Кто из вас в вагоне тесном уступил старушке место?

Кто из вас идет вперед только там, где переход?

Кто бежит вперед так скоро, что не видит светофора?

Кто в свои двенадцать лет оседлал велосипед и не растерялся – по шоссе помчался?

Разметчик: Молодцы!

Поворотик: Верю, что настанет день, когда любой прохожий будет показывать детям только пример хороший!!!

Обочинка: Я верю, ребята, что из вас вырастут настоящие знатоки дорожного движения.

После выполнения задания, подводятся итоги, учитель объявляет команду победителя. (Это команда набравшая большее количество жетонов).




Ф.И.____________________________

МБОУ «СОШ №98» __ класс ___

ПОЧЁТНЫЙ ГОСТЬ СТРАНЫ

«Волшебная дорога»

Всегда соблюдай ПДД!

Дядька-Светофорик: Ребята, я сопровождал вас всё путешествие. Вы справились со всеми заданиями! Теперь вы Почетные гости нашей страны. Получите пропуски - и будьте внимательны на дороге! (вручает пропуск в страну «Волшебной дороги»).

Подведение итогов игры-путешествия:

- Правда, ребята, если каждый человек соблюдал правила дорожного движения, меньше были бы слёзы и боль. Мы всегда должны их знать и выполнять. Вот они:

(на доску вешаю правила для пешехода (приложение 2)













ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня, в век стремительного роста автомобильных потоков на наших улицах, ребенок с раннего детства становится участником дорожного движения, поэтому проблема обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах является особенно актуальной. Причины этого явления лежат не только в области дорожного движения: нарушения со стороны водителей транспорта, плохие дороги, отсутствие регулируемого движения на многих улицах городов и поселков и другое, но и в области образования подрастающего поколения.

Придавая важное значение деятельности всех участников учебно - воспитательного процесса по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, педагогический коллектив должен вести работу в тесном контакте с сотрудниками ГИБДД и родителями, постоянно совершенствуя формы и методы изучения детьми ПДД. Работа только сотрудников государственных органов автоинспекции не дает желаемых результатов. Подрастающее поколение имеет достаточно низкую грамотность в области дорожного движения: не сформирована готовность детей разного возраста к самостоятельному безопасному поведению на дорогах, отсутствуют умения, которые позволяли бы каждому юному участнику дорожного движения анализировать ситуации, предугадывать возможные последствия своего поведения, вовремя устанавливать и устранять их причины.





























Использованная литература:

Периодические издания:

1) Безопасность на дороге зависит от каждого из нас [Текст] / Е. Н. Данилова // Добрая дорога детства. – 2012. – № 6. – 8с.

2) Васильева М. Н. Дорогу пешеходам [Текст] / М. Н. Васильева. – М.: Дорожный калейдоскоп, 2015. –23 с.

3)Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования / под общ. ред. В.Н. Кирьянова. – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2005. – 187 с.
 

Электронные ресурсы:

1) Изменения в ПДД после 8 апреля 2014 года [Электронный ресурс] – URL: http://pddrussia.ru/items/doc.php?p=3/

2) ПДД 2016 – Правила Дорожного Движения [Электронный ресурс] – URL: http://экзамен-пдд-онлайн. рф/пдд/



























Приложение 1

Карточка 1.

Какое лекарственное средство можно использовать в качестве дезинфицирующего средства при капиллярном кровотечении?

1. Подорожник, берёзовый лист

2. Корень валерианы, цветы ландыша

3. Листья мать-и-мачехи

Карточка 2.

Какое средство для автомобильной аптечки можно применить для уменьшения боли при переломе?

1. Валидол

2. Анальгин и охлаждающий пакет-контейнер

Карточка 3.

Для чего нужен валидол в автомобильной аптечке?

1. Для приёма при высокой температуре тела

2. Для приёма при болях в области перелома

3. Для приёма при болях в области сердца

Карточка 4.

Как оказать помощь пострадавшему при болях в области сердце?

1. Дать принять одну таблетку анальгина или аспирина

2. Дать понюхать нашатырный спирт

3. Дать принять под язык таблетку валидола или нитроглицерина, дать внутрь 15 капель корвалола в 50 мл воды

Карточка 5.

Для чего в автомобильной аптечке предназначен 10% водный раствор аммиака (нашатырный спирт).

1. Для обработки ран

2. Для наложения согревающего компресса

3. Для вдыхания при обмороке и угаре

Карточка 6.

Где нужно определять пульс, если пострадавший без сознания?

1. На лучевой артерии

2. На бедренной артерии

3. На сонной артерии







Приложение 2

Ходи по тротуару, придерживаясь правой стороны.


Переходи улицу спокойным шагом только по пешеходному переходу.


При переходе дороги убедись в безопасности. Посмотри, нет ли рядом машин.


Переходи  только на зелёный сигнал светофора.


Никогда не перебегай проезжую часть перед близко идущим автомобилем.


За городом безопаснее идти навстречу движущемуся транспортному потоку.


Всегда обрати внимание на знаки и светофору….


















18


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее