«Зимний фестиваль знаний 2025»

Голосование, выборы, референдум

Конспект урока в 9 классе к учебнику А.И. Кравченко по теме "Голосование, выборы, референдум"

Олимпиады: Обществознание 5 - 11 классы

Содержимое разработки

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Борисоглебский филиал федерального государственного бюджетного

образовательного учреждения высшего образования

«Воронежский государственный университет»


Факультет физико-математического и естественно-научного образования

Кафедра истории и социально-гуманитарных наук






Урок разрешаю __________

К уроку допускаю ________









Конспект урока по обществознанию в 9 классе

ГОЛОСОВАНИЕ, ВЫБОРЫ, РЕФЕРЕНДУМ


Учебник: Обществознание. 9 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений /

[А.И.Кравченко, Е.А.Певцова]; – 11-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2011. – 224с.








Выполнила: студентка 1 группы

5 курса Ишкинова Т.Е.


Учитель: Потапова Л.А.

Методист: Комбарова Л.А.







Учебник: Обществознание. 9 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений /

[А.И.Кравченко, Е.А.Певцова]; – 11-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2011. – 224с.

Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом

Цель урока: познакомить учащихся с понятием избирательное право, получить представление о демократических выборах и формах участия граждан в выборах.

Задачи урока:

обучающие:

  • познакомить учащихся с понятиями «голосование», «активное избирательное право», «пассивное избирательное право», «электорат», «референдум»;

  • выяснить, какова сущность активного и пассивного избирательного права;

  • выяснить роль референдума в политической жизни;

развивающие:

  • развивать навыки коммуникативной речи;

воспитательные:

  • воспитывать познавательный интерес учащихся;

  • воспитывать активную гражданскую позицию.

Этапы урока:

  1. Организационный момент (2 мин.)

  2. Актуализация знаний (5 мин.)

  3. Формирование новых знаний и умений (20 мин.)

  4. Применение новых знаний и умений (10мин.)

  5. Подведение итогов (2 мин.)

  6. Домашнее задание (1 мин).

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент.

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Включаются в деловой ритм урока.


2. Актуализация знаний.

Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним ранее изученный нами материал, который напрямую будет связан с материалом сегодняшнего урока.


(слайд 1) Устный фронтальный опрос:

1. Что такое гражданское общество?











2. Что такое гражданство и как оно выражается на практике?








3. В чём отличие правового государства от не правового?






Ответы учащихся:

1. Гражданское общество – это общество свободных, суверенных личностей, наделённых самыми широкими гражданскими и политическими правами, активно участвующих в управлении государством, свободно выражающих свои мысли, беспрепятственно удовлетворяющих разнообразные потребности, создающих любые организации в партии, нацеленные на защиту интересов этих личностей.


2. Гражданство – постоянная политико-правовая связь лица и государства, которая выражается в их взаимных правах и обязанностях. Суть гражданства состоит не только в признании конституции данной страны, но и в возможности участвовать в избрании его главы и высших органов управления.


3. В основе правового государства лежит стремление оградить человека от государственного террора, насилия над совестью, гарантировать индивидуальную свободу и права личности. Оно призвано защищать свободу, безопасность и достоинство личности. В не правовом (тоталитарном) государстве личность и гражданские свободы подавляются, политические права человека не соблюдаются, закон устанавливается произвольно в угоду правящему классу или правителю.

3. Формирование новых знаний и умений.

















































-(слайд 2) Итак, тема урока «Голосование, выборы, референдум».


- Как вы думаете, каким образом любой гражданин России может принять участие в политической жизни своей страны?












- Ещё в Древнем Риме все жители делились на граждан и не граждан. Вспомните, какие права были у граждан?

- В современных демократических государствах граждане имеют право на участие в управлении государством.

Контроль за формированием и деятельностью законодательных, исполнительных органов власти, органов местного самоуправления гражданам позволяет осуществлять участие в выборах или голосование.

Выборы – арена для политической борьбы. Для того чтобы эта борьба не принесла вред обществу, ее ограничили определенными рамками, которые установлены законами, содержащими нормы избирательного права.

(слайд 3) Итак, избирательное право – это совокупность правовых норм, устанавливающих принципы и порядок проведения выборов.


(слайд 3) Существует два вида избирательного права: активное избирательное право и пассивное избирательное право.

Активное избирательное право – право граждан участвовать в выборах главы государства и представительных органов власти.

Пассивное избирательное право – право гражданина быть избранным в представительные органы государства.

Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

(слайд 4, 5) Граждане Российской Федерации участвуют в выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

- Участие в выборах является проявлением социальной ответственности, совести, политической зрелости каждого гражданина. Право избирать и быть избранным зафиксировано в Конституции РФ.

(слайд 6) Процедура голосования включает следующие основные элементы:

  • регистрация в списке избирателей по месту жительства;

  • тайное голосование в специальной кабине;

  • использование одинакового для всех избирательных округов списка кандидатов;

  • присутствие на выборах сторонних наблюдателей, контролирующих правильность процедуры голосования;

  • подсчёт бюллетеней специально созданной комиссией;

  • официальное опубликование результатов голосования.

Активность избирателей определяется процентной долей числа пришедших голосовать от их общего количества. Она зависит от разных обстоятельств:

  1. насколько важными считают выборы граждане;

  2. партии, сторонником которой является избиратель;

  3. личных характеристик избирателя, его пола, возраста и статуса.

(слайд 7) Круг избирателей, голосующих за какую-либо политическую партию на парламентских, президентских или муниципальных выборах, называется электоратом.

Партии борются вначале за создание своего электората, затем за его расширение и удержание. Каждый электорат имеет свою специфику.

Выборы могут проходить в один и два тура. Если из нескольких кандидатов ни один не набирает больше половины голосов, то организуется второй тур, где победитель определяется простым большинством голосов.

Государственное устройство и политическую жизнь в обществе во многом определяет тот способ, каким население выражает свою волю по ключевым вопросам. Одним из них является референдум.

(слайд 7) Референдум – форма принятия законов или решение наиболее важных вопросов государственной жизни путем всеобщего голосования. Одна из форм непосредственной демократии.

- Референдум – дело достаточно сложное и дорогостоящее, но с его помощью народ способен непосредственно выразить свою волю, стать творцом законов.

Запись в тетради – «Голосование, выборы, референдум».


Ответы учащихся:

  1. Граждане могут участвовать в собраниях и митингах.

  2. Агитировать за ту или иную политическую партию.

  3. Обращаться в парламент, местные законодательные органы с предложениями и проектами.

  4. Работать в качестве партийного деятеля.

  5. Организовывать и принимать участие в политических и общественных движениях.


- Право голосовать.
















Запись определения в тетрадь.

Избирательное право – это совокупность правовых норм, устанавливающих принципы и порядок проведения выборов.


Запись схемы в тетрадь.














Учащиеся записывают в тетрадь принципы участия граждан в выборах.




































Учащиеся записывают в тетрадь определение понятия «электорат».
















Учащиеся записывают определение понятия «референдум» в тетрадь.

4. Применение новых знаний и умений.

Итак, давайте на практике мы с вами рассмотрим и применим все понятия и знания, которые мы получили в первой части урока. Работаем в группах (приложение 1).

Учащиеся работают в группах.

5. Подведение итогов.

Подведем итоги.


1) Что, по вашему мнению, мешает россиянам активно участвовать в выборах?


2) Чем различаются активное и пассивное избирательные права?




3) Дайте определение понятиям «электорат» и «референдум».





Выставление оценок учащимся за работу на уроке.


- Спасибо за работу на уроке!



1) Учащиеся предлагают свои варианты ответов.


2) Активное избирательное право – право избирать в органы власти. Пассивное избирательное право – право быть избранным в органы власти.


3) Круг избирателей, голосующих за какую-либо политическую партию на парламентских, президентских или муниципальных выборах, называется электоратом.

Референдум – форма принятия законов или решение наиболее важных вопросов государственной жизни путем всеобщего голосования.

6. Домашнее задание.

§ 7, написать эссе на одну из предложенных тем (приложение 2).

§ 7, написать эссе на одну из предложенных тем (приложение 2).

Эскизы слайдов презентации

Слайд 1 Слайд 2 Слайд 3


Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6


Слайд 7

Приложение 1

Работа в группах.


Группа №1: «Политический лидер».

    1. Составьте список качеств, которыми должен обладать кандидат, чтобы завоевать голоса избирателей во время предвыборной кампании.

    2. Какие ограничения должны быть ус­тановлены для кандидатов в органы власти (возраст, профессия, образование, другие требования)?

4. Какую информацию о кандидатах должны знать избиратели?


Группы № 2 и 3: разработка закона о вы­борах президента. Уча­щимся предлагается сформулировать отве­ты на следующие вопросы:

      1. кто и как имеет право выдвигаться в качестве кандидата в президенты;

      2. когда будут выборы;

      3. кто будет включен в список избирате­лей;

      4. будут ли выборы равные, прямые и тайные;

      5. как создать избирательную комиссию, сколько человек войдет в нее, каковы будут ее полномочия;

      6. сколько избирателей должны принять участие в голосовании, чтобы выборы счи­тались состоявшимися;

      7. кто будет признан победителем выбо­ров (получивший относительное или абсо­лютное большинство); если абсолютный победитель не будет выявлен, будет ли про­водиться второй тур?


Группа №4: создает рекламу «Все на вы­боры», которая должна быть убедительной для обывателей, игнорирующих выборный процесс.





Приложение 2


Темы эссе.

  1. Если бы вас избрали президентом России, какие социальные проблемы молодежи вы решили бы в первую очередь?

  2. Зачем нужны выборы?

  3. Как вы думаете, почему падает активность избирателей на выборах? Какими могут быть последствия этого явления для личности, общества, государства?


Борисоглебск 2016

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее