Тема | Гласный звук [о], буквы О, о |
Педагогическая цель | Создать условия для ознакомления учащихся с гласным звуком [o], буквами О, о, развития речи |
Тип урока | Решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | Знают особенности произнесения звука [о], его характеристику; буквы О, о как знаки звука [о]; составляют небольшие рассказы повествовательного характера по сюжетным картинкам, по материалам собственных игр, занятий, наблюдений |
Личностные результаты | Воспринимают важность (ценность) учёбы как интеллектуального труда и познания нового |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: принимают учебную задачу, соотносят свои действия с этой задачей, ищут способ её решения, осуществляя пробы. Познавательные: общеучебные – используют сюжетные картинки, материал собственных наблюдений для решения учебной задачи; логические – соотносят рисунок и схему, осуществляют классификацию предметов, слого-звуковой анализ слов, характеризуют звук [о]. Коммуникативные: оказывают взаимопомощь в учебном труде |
Основное содержание темы, понятия и термины | Звук [о]. Заглавная и строчная, печатная и письменная буквы О, о |
Образовательные ресурсы | Картинки с изображением окуней, лука, капусты, картошки, морковки, свеклы; кусочки проволоки |
Урок обучения грамоте в 1-ом классе
Этапы урока | Формы, методы, методические приёмы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и форма контроля | |
Осуществляемые действия | Формируемые умения | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Организация начала урока. Проверка готовности класса | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся. Чтоб природе другом стать, Тайны все её узнать, Все загадки разгадать, Научитесь наблюдать, Будем вместе развивать А поможет всё узнать Наша любознательность. – Проверим готовность | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | Фронтальный. Наблюдение учителя |
II. Речевая разминка | Фронтальная. Словесный. Звуковая игра, беседа | – Как гудит сильный ветер? – Как шумят деревья? – Как фыркает ежик? – Как рычит собака? – Что мы сейчас произносили? | Произносят звуки. Отвечают на вопросы. – Звуки | Воспроизводят по памяти звуки, наблюдаемые в природе. Различают гласные и согласные звуки | Фронтальный. Устные ответы |
III. Актуализация опорных знаний | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Какие бывают звуки? – Как вы их различаете? – Какой гласный звук и какую букву вы уже знаете? | – Гласные и согласные. Объясняют. – [а], А | Привлекают ранее полученные знания | Фронтальный. Устные ответы |
IV. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | – Сегодня мы познакомимся с новым звуком [о] и буквой О, обозначающей его на письме | Слушают учителя | Принимают учебную задачу | Фронтальный. Наблюдение учителя |
V. Усвоение новых знаний и способов деятельности 1. Слого-звуковой анализ слова окуни (учебник с. 25) | Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Беседа, работа с картинкой и схемой, объяснение учителя | Учитель показывает картинку – Кто это? – Как вы узнали, что это окуни? – Слово окуни делится на слоги, определим ударный слог. В первом слоге только один гласный звук; второй слог – слияние; третий – тоже слияние. Стрелочка указывает на первый квадрат схемы слова. Звук, обозначенный квадратом, и будет изучаться на этом уроке. Хором произнесем первый слог. – Вслушаемся, как произносится этот звук: о-о-о. Какой он, гласный или согласный? – Почему? – Звук произносится с голосом. Какова особенность звука [o]? – Определите ударный слог в слове окуни. – Измените слово так, чтобы – Звук [о] на письме обозначается буквой О. Давайте найдем ее О похожа на кольцо, На окружность, на яйцо | Рассматривают картинку. – Окуни. – На туловище поперечные полосы. Рассматривают схему слова, выполняют задания учителя, отвечают на вопросы. – Гласный. – При произнесении звука выдыхаемый воздух в полости рта не встречает преград. – При его произнесении губы слегка вытягиваются вперед и округляются. – Окунь. Высказывают свои предположения
| По внешним признакам определяют объект. Производят слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком. Выделяют звук [о] в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова. Наблюдают за особенностями произнесения звука [о]. Характеризуют выделенный звук. Доказывают, что звук [о] гласный. Находят букву О на «ленте букв». Высказывают свои ассоциации (на что похожа буква О). Узнают, сравнивают и различают заглавную и строчную, печатные и письменные буквы О, о, моделируют букву о из проволоки | Фронтальный. Устные ответы. Осуществление слого-звукового анализа слова |
|
| О – легка, проста, овальна, О запомним моментально! О – окно, огонь, обман, Озеро и океан, Остров, осень, одеяло… Слов на О совсем не мало! Т. Синицина – Из кусочков проволоки сделайте букву О | Из проволоки делают букву О |
|
|
2. Отгадывание загадок про овощи | Фронтальная. Словесный, наглядный. Отгадывание загадок, беседа | 1. Сидит дед во сто шуб одет. Кто его раздевает, Тот слезы проливает 2. Кругла, рассыпчата, бела, На стол она с полей пришла. Ты посоли ее немножко. Ведь, правда, вкусная … . 3. Что за скрип, что за хруст? Это что еще за куст? Как же быть без хруста, Если я … . 4. Красный нос в землю врос, А зеленый хвост снаружи. Нам зеленый хвост не нужен, Нужен только красный нос. 5. Хоть я и сахарной зовусь, Но от дождей я не размокла. Крупна, кругла, сладка на вкус. Узнали вы? Я … . – Как одним словом назвать эти растения? | Отгадывают загадки, отгаданные овощи показывают на картинках. 1. Лук 2. Картошка 3. Капуста 4. Морковь 5. Свекла – Овощи | Осуществляют классификацию предметов по определенному признаку. При отгадывании загадок используют материал собственных наблюдений. Распознают овощи на картинках | Фронтальный. Устные ответы |
3. Слого-звуковой анализ слова овощи (учебник, с. 25) | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Беседа, работа со схемой | Проводится слого-звуковой анализ слова овощи аналогично работе со словом окуни | Работают по схеме | Производят слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком | Фронтальный, индивидуальный. Устные ответы |
Физкультминутка | Коллективная. Словесный, практический | – В какое время года собирают овощи в огороде и на полях? – Осенью с деревьев опадают листья. – Покажите, как падают листья. – Как красиво вы кружитесь, – Его подхватил ветерок, и он закружился вместе с другими листьями. Но вот ветер стих, и кленовый лист стал плавно опускаться и попал к кроту на огород | – Осенью. Под музыку дети кружатся, бегают, плавно поднимая и опуская руки | Умеют слушать музыку и выполнять движения в такт. Активно участвует в физкультминутке | Коллективный. Правильное выполнение движений |
4. Игра «Кто больше найдет слов со звуком
| Парная. Словесный, наглядный, практический. | – Что вы видите на картинке? – Найдите на картинке слова – Какое время года изображено? Почему так думаете?
| Рассматривают картинку. – Подсолнух, огород, дом, окно, крот, бочка, картофель, лопата.
| Находят слова со звуком [o] на картинке. Работают в паре, называют слова по очереди, не перебивая друг друга, оценивают результаты совместной работы | Парный, индивидуальный |
5. Развитие связной речи учащихся. Составление рассказа по картинке «В огороде у крота» | Беседа, составление рассказа, предложения | – Чем занимается крот? – Что находится в подвале у крота? – Составьте рассказ по картинке. – Составьте предложение по схеме | Отвечают на вопросы учителя и товарища, составляют рассказ. По схеме составляют предложение, например: Крот выкапывает лопатой морковь | Устанавливают причинно-следственные связи. Составляют рассказ по сюжетной картинке, используют схему для составления предложения | Устные ответы, рассказ по картинке |
6. Работа с пословицами (учебник, с. 24) | Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа, рассказ | – Как вы понимаете смысл пословицы «Кто скоро помог, тот дважды помог»? – Вспомните ситуации из своей жизни, когда вы оказали помощь людям, нуждающимся в ней. – Как вы понимаете слово «взаимопомощь»? – Почему так говорят: «При солнце тепло, при матери добро?», «Нет больше позора, чем не выполнить уговора?» | Слушают пословицу, отвечают на вопросы, приводят примеры жизненных ситуаций | Объясняют смысл пословиц и поговорок, высказывают свое мнение. Рассуждают о взаимопомощи. Приводят примеры ситуаций, когда людям требуется помощь. Строят высказывания о своей готовности помогать людям. Объясняют значение слова «взаимопомощь» | Фронтальный, индивидуальный. Устные ответы, рассказ |
7. Нахождение буквы О в словах (учебник, с. 24, 25) | Парная, индивидуальная. Словесный, практический. Беседа, чтение | – Найдите буквы О в пословицах, посчитайте их. – Прочитайте стихотворение Ф. Бобылева «Окунек». Найдите слова с буквой О | Работают в паре. Находят буквы О, считают их. Читают стихотворения, проверяют друг друга | Находят буквы О и слова с буквой О в текстах на страницах «Азбуки». Осуществляют взаимопроверку | Парный, индивидуальный. Устные ответы |
8. Дидактическое упражнение. «Найди рисунок к схеме» (учебник, с. 25) | Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Дидактическое упражнение | – Рассмотрите рисунки и схему. | Рассматривают рисунки. – Окунь | Анализируют схему, определяют соответствие между схемой и словами, обозначающими предметы | Фронтальный, индивидуальный. Устные ответы |
9. Слого-звуковой анализ слова сом | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Произнесите слово сом. Что вы можете сказать о звуке [с]? – Что можно сказать о букве О? | – Звук [с] – твердый. – Буква О обозначает твердость предшествующего звука | Различают звук [о] | Фронтальный. Устные ответы |
Физкультминутка | Коллективный. Практический | Учитель катит обруч. О – как обруч, захочу – По дороге покачу. – Назовите слово на букву О | Называют слово, которое начинается с буквы О и пробегают в обруч | Осуществляют профилактику утомления. Приводят примеры слов с буквой О в начале слова | Коллективный. Правильное выполнение задания |
VI. Закрепление знаний и способов действий. 1. Составление рассказа по картинке (учебник, | Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа, составление рассказа | – Рассмотрите картинку и составьте рассказ к ней. Прочитайте предложение | – У крокодила заболел зуб. Мартышка перевязала его. Крокодил плачет: «О-о-о!» | Составляют рассказ | Фронтальный, индивидуальный. Рассказ, чтение предложения |
2. Дидактическая игра «Найди ошибку» | Парная. Словесный. Дидактическая игра | – Соотнесите рисунки и схемы. Найдите ошибки. Придумайте слова, которые начинаются с [а] и [о] | – Аист [а]; осы [о]. – Окуни, арбузы (схемы и рисунки следует поменять местами) | Обнаруживают несоответствие между словом, называющим изображённый предмет, и его схемой; исправляют ошибку | Парный. Устные ответы |
3. Пересказ сказки по серии картинок к сказке «Маша и медведь» | Парная. Словесный, наглядный, практический. Беседа, пересказ сказки | – Иллюстрации к какой русской народной сказке изображены – Придумайте название к каждому рисунку | – «Маша и медведь». 1. «Отнеси пирожки бабушке и дедушке». 2. «Не садись на пенек» | Пересказывают сказку по серии картинок, «удерживают» логику повествования | Парный. Устные ответы, рассказ по картинкам |
|
|
| 3. «Собаки прогнали медведя». 4. «Я вам пирожки испекла» |
|
|
VII. Рефлексивно-оценочный | Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа | – Какому звуку, какой букве был посвящен урок? Найдите букву на «ленте букв». Почему буква О расположена на красном фоне, рядом с буквой А? – Чему учились на уроке? – Что особенно понравилось? Почему? – Что вызвало затруднение? Почему? – Какие знания, умения, навыки помогли на уроке? – Спасибо за урок | – Гласному звуку [o], буквам О, о. Находят букву на «ленте букв». – На красном фоне располагаются гласные буквы. Обе буквы (А и О) показывают твердость предшествующих согласных. Отвечают на вопросы учителя | Определяют место изученной буквы на «ленте букв». Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке. Устанавливают причинно-следственные связи | Фронтальный. Устные ответы |