Урок обучения грамоте
в 1В классе
Тема урока: Гласные буквы Я,я, звуки [Й,А ], [,А ]
Цели:
Образовательные:
-формировать умение находить в словах букву Я;
- знать, какие звуки она обозначает;
- читать слова с этой буквой;
- совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом ,
отвечать на вопросы по содержанию;
способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; сохранять мотивацию к учёбе.
- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую; давать ответы на вопросы.
Ход урока
I. Включение в учебную деятельность
- Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.( Слайд 3)
-Давайте .улыбнёмся друг другу. Я думаю, что урок принесёт нам радость общения друг с другом. Настраиваемся хорошо и слаженно работать Проверяем правильно ли мы сидим за партой.(слайд4)
2. Актуализация знаний
- В начале урока мы повторим то, что уже знаем. Итак..
1)звуки бывают гласные и… (согласные)
твёрдые и…(мягкие)
звонкие и…(глухие)
2). Звуки мы слышим, а буквы…(пишем)
3). В слове столько слогов, сколько… .(гласных)
4). После твёрдых согласных пишутся гласные.. ( а,о,ы,у).
После мягких согласных пишутся гласные… ( и,е)
3. Речевая разминка Читаем чистоговорки (медленно,быстро,громко,тихо)(слайд 5)
Что вы знаете о букве Е?
В каких случаях эта буква обозначает 2 звука? Какие буквы мы называем хитрыми? ( Е) (слайд 6) Почему? (В начале слова и после гласной обозначают два звука.)
Постановка учебной задачи
Сегодня вы познакомитесь с новой буквой- подругой буквы Е (слайд 7)
Отгадайте эту букву (слайд 8)
Загадки:
-Он гуляет в паре с мамой,
Учится пастись в отаре
«Бе» зовет друзей ребенок
Потому, что он …(ягненок)
Бабка эта кривонога,
И горбата,как клюка
Нос крючком и грубовата
Это бабушка …(Яга)
Птица сверху налетает
И цыплят внизу хватает.(Ястреб)
Чем похожи эти слова ? С какой буквы начинаются эти слова ?(слайд 7)
Я (слайд 9)
Тема урока:
Звуки [й],[а],буквы Я,я.(слайд 10)
5 .Усвоение новых знаний и способов деятельности.
1.Знакомство с буквой я, (слайд 11)
2.Изучение новой буквы Буква Я — (слайд 12) буква Я гласная (Почему? Давайте попоем букву Я) Буква Я тридцать третья и последняя буква русского алфавита. Читать слова с буквой я легко, если она в начале слова и после гласной, надо просто назвать букву. Называйте букву. На что похожа буква Я?. Буква Я в начале слов, после гласного звука, а также после ь и ъ обозначает два звука: [Й][А]. Буква Я после согласной смягчает эту согласную и обозначает гласный звук [А].
Мы с вами видим на слайде большую и маленькую букву Я,я.
Когда мы видим заглавную,большую букву? Строчную?
3. Слого-звуковой анализ слова (слайд 13)
– Давайте выполним слого-звуковой анализ слов, сначала выполним анализ имени нашей помощницы Бабы Яги.(слайд 14)
– Произнесите слово Яга
по слогам.
– Сколько слогов в слове?
– Какой первый?
– Какой второй?
– Медленно произнесите первый слог [й’а].
Он состоит из двух звуков. Два звука, образовавшие слияние йа, принято обозначать не двумя буквами, а одной.
Послушайте пословицу, в чем ее смысл? (слайд 15)
Слого-звуковой анализ слова — моя (слайд 16)
Буква Я после гласного звука, а также после ь и ъ обозначает два звука: [Й][А]
Слого-звуковой анализ слова — семья (слайд 17)
Буква Я после ь и ъ обозначает два звука: [Й][А]
Слого-звуковой анализ слова - мята (слайд 18)
Буква Я после согласной смягчает эту согласную и обозначает гласный звук [А].
Итак: мы с Вами убедились,что буква Я в начале слов, после гласного звука, а также после ь и ъ обозначает два звука: [Й][А]. Буква Я после согласной смягчает эту согласную и обозначает гласный звук [А].(слайд 19)
Яга — 2 слога,3буквы,4 звука
Моя — 2 слога,3 буквы,4 звука (слайд 20)
Физкультминутка (слайд 21)
4. Чтение слогов-слияний (слайд 22)
5. Работа с учебником стр.111 (слайд 23)
6. Закрепление знаний и способов действий.
- Выберите картинку где есть буква Я(слайд 24)
- Прочитайте пословицы, в чем смысл, найдите слова с буквой Я (слайд 25)
- Составьте из слов предложения (слайд 26,27)
- Зашумленные картинки .Найдите и обведите красным карандашом букву я
Где на ленте букв находится буква Я? Когда буква я обозначает 2 звука? (слайд 28)
Послушайте сказку про букву Я (слайд 29)
VI. Итог урока
– С какой буквой познакомились?
– – Что нового вы узнали на уроке?
– Что особенно вам понравилось? Почему?
– Что вызвало затруднение? Почему?
Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?
Оцените свою работу (слайд 30)
– Вы сегодня все молодцы!
– Спасибо за урок.
Урок окончен.