Доклад педагога-психолога Калининой Елены Анатольевны
на тему:
«Формы и методы формирования у студентов навыков самоактулизации»
Современное образование в связи с крупномасштабными преобразованиями в стране все чаще обращается к поиску резервов личности в профессиональной деятельности. Личность как открытая система, развиваясь через разнообразные формы деятельности и активности, овладевает социальными и индивидуальными компетенциями, стремится к самоактуализации.
Актуальность проблемы и самоактуализации определяется нынешним состоянием российской системы образования. Концепцией модернизации российского образования определены основные задачи профессионального образования - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования. Современный рынок труда требует от выпускников широкого кругозора, с одной стороны, и решения конкретных практических задач, с другой стороны. Такая ориентация предполагает систему социально-психологических средств и методов, способствующих профессиональному самоопределению личности студента, его самоактуализации в ходе формирования его смысло-жизненных ориентации; повышению его конкурентоспособности на рынке труда и адаптированности к новым общественным условиям, реализации собственной профессиональной карьеры.
В колледже создана социально-психологическая служба.
Цель: создание в образовательном процессе условий, способствующих профессионально-личностному развитию обучающихся, стимулирующих активную социальную позицию выпускников; профилактика и преодоление возможной социально-психологической дезадаптации обучающихся.
Задачи:
комплексное изучение социальных, психологических аспектов развития ребенка, выявление позитивных ресурсов личности подростка;
диагностика и выявление подростков с признаками социально-психологической дезадаптации и исследование причин ее возникновения;
разработка и внедрение целостной системы психологического сопровождения образовательного процесса;
оказание консультативной, коррекционной, профилактической помощи обучающимся, их родителям или лицам, их заменяющих и педагогам по вопросам адаптации, злоуотребления ПАВ, разрешению конфликтных ситуаций в семейной среде и колледже.
разработка алгоритмов содействия профессионально-личностному росту обучающихся;
реализация программ индивидуальной работы с обучающимися по преодолению трудностей адаптации, нарушения эмоционально - волевой сферы, решению проблем взаимоотношений со сверстниками, преподавателями, родителями;
проведение психолого-социально-педагогических консилиумов с целью выбора средств и форм психолого-педагогического сопровождения обучающихся с присущими им особенностями общения и обучения;
составление психолого-педагогических заключений по результатам проведенных исследований с целью ориентации преподавательского коллектива, родителей или лиц, их заменяющих, о проблемах личностного и социального развития обучающихся;
осуществление профилактики возникновения социально-психологической дезадаптации, в том числе через реализацию программы «Здоровый образ жизни»; создание правового пространства колледжа через программу «Подросток и закон».
Для решения профессиональных задач и достижения основных целей психологической деятельности ведется работа по направлениям: консультативное, диагностическое, коррекционно-развивающее, профилактическое, методическая и исследовательская работа со всеми участниками образовательного процесса.
№ | Содержание | Результат |
1. |
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА | |
| Создание методического банка информации для работы с участниками образовательного процесса
|
|
2 | ПСИХОДИАГНОСТИКА
| |
|
|
|
3. |
ПСИХОПРОФИЛАКТИКА | |
Организация социально-психологического сопровождения процесса адаптации первокурсников в профессионально-образовательной среде:
|
| |
Работа по созданию благоприятного психологического климата:
|
| |
4. | КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА | |
|
постоянно-действующих лекториев для родителей и студентов
| |
5. | КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ | |
|
|
Обобщение результатов, полученных по результатам работы позволило сделать вывод, что самоактуализация у подростков с отклоняющимся поведением менее выражена во всех возрастных подгруппах по сравнению с подростками группы «норма». Отставание подростков с отклоняющимся поведением в динамике самоактуализации определяется характерным для них более низким, по сравнению с подростками группы «норма», уровнем выраженности познавательных интересов, пассивным стилем саморегуляции, демонстративной гиперсоциальностью установок, искажениями в образе мира и самого себя, что создает ограничения в возможностях решения типичных проблемных ситуаций; не позволяет в должной мере овладеть социальной и индивидуальной компетентностью и находить социально приемлемые стратегию и тактику реализации даже вполне реалистичных жизненных планов.
На динамику процесса самоактуализации подростков можно воздействовать в позитивном направлении, формируя ее психологические предпосылки с помощью проводящихся по специальным программам циклов учебно-тренировочных занятий, направленных на личностное развитие (для подростков с нормативным поведением), и с помощью мероприятий программы психолого-педагогической реабилитации (для подростков с отклоняющимся поведением).
В зависимости от степени выраженности девиаций в поведении и особенностей социального контекста, оптимальная стратегия психолого-педагогического воздействия на подростка, направленная на его вывод на оптимальную траекторию индивидуального развития, предполагает сочетание стратегий, ориентированных на исправление ошибок, уже совершенных в прошлом, и их ментальных и поведенческих последствий в настоящем, и стратегий, ориентированных на помощь подростку в построении концепции будущего, адекватной его личностным особенностям; выработку социально приемлемых стратегии и тактики осуществления жизненных планов; самореализацию и самоактуализацию (психолого-педагогическая парадигма).
По итогам деятельности социально- психологической службы в период с 2017 по 2018 учебные года сформулированы следующие профессиональные задачи:
1. Продолжить работу с обучающимися по сохранению психологического здоровья.
2. Продолжить работу с обучающимися, находящимися в трудной жизненной ситуации, в тесном сотрудничестве с администрацией, мастерами п/о, классными руководителями, социальными институтами.
3. Продолжить работу по создание благоприятных условий для формирования положительного образа «Я».