«Формы и методы формирования у студентов навыков самоактулизации»

Актуальность проблемы и самоактуализации определяется нынешним состоянием российской системы образования. Концепцией модернизации российского образования определены основные задачи профессионального образования - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования.
Олимпиады: Обществознание 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Доклад педагога-психолога Калининой Елены Анатольевны

на тему:

«Формы и методы формирования у студентов навыков самоактулизации»




Современное образование в связи с крупномасштабными преобразованиями в стране все чаще обращается к поиску резервов личности в профессиональной деятельности. Личность как открытая система, развиваясь через разнообразные формы деятельности и активности, овладевает социальными и индивидуальными компетенциями, стремится к самоактуализации.

Актуальность проблемы и самоактуализации определяется нынешним состоянием российской системы образования. Концепцией модернизации российского образования определены основные задачи профессионального образования - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования. Современный рынок труда требует от выпускников широкого кругозора, с одной стороны, и решения конкретных практических задач, с другой стороны. Такая ориентация предполагает систему социально-психологических средств и методов, способствующих профессиональному самоопределению личности студента, его самоактуализации в ходе формирования его смысло-жизненных ориентации; повышению его конкурентоспособности на рынке труда и адаптированности к новым общественным условиям, реализации собственной профессиональной карьеры.

В колледже создана социально-психологическая служба.

Цель: создание в образовательном процессе условий, способствующих профессионально-личностному развитию обучающихся, стимулирующих активную социальную позицию выпускников; профилактика и преодоление возможной социально-психологической дезадаптации обучающихся.


Задачи:

  • комплексное изучение социальных, психологических аспектов развития ребенка, выявление позитивных ресурсов личности подростка;

  • диагностика и выявление подростков с признаками социально-психологической дезадаптации и исследование причин ее возникновения;

  • разработка и внедрение целостной системы психологического сопровождения образовательного процесса;

  • оказание консультативной, коррекционной, профилактической помощи обучающимся, их родителям или лицам, их заменяющих и педагогам по вопросам адаптации, злоуотребления ПАВ, разрешению конфликтных ситуаций в семейной среде и колледже.

  • разработка алгоритмов содействия профессионально-личностному росту обучающихся;

  • реализация программ индивидуальной работы с обучающимися по преодолению трудностей адаптации, нарушения эмоционально - волевой сферы, решению проблем взаимоотношений со сверстниками, преподавателями, родителями;

  • проведение психолого-социально-педагогических консилиумов с целью выбора средств и форм психолого-педагогического сопровождения обучающихся с присущими им особенностями общения и обучения;

  • составление психолого-педагогических заключений по результатам проведенных исследований с целью ориентации преподавательского коллектива, родителей или лиц, их заменяющих, о проблемах личностного и социального развития обучающихся;

  • осуществление профилактики возникновения социально-психологической дезадаптации, в том числе через реализацию программы «Здоровый образ жизни»; создание правового пространства колледжа через программу «Подросток и закон».


Для решения профессиональных задач и достижения основных целей психологической деятельности ведется работа по направлениям: консультативное, диагностическое, коррекционно-развивающее, профилактическое, методическая и исследовательская работа со всеми участниками образовательного процесса.

Содержание

Результат


1.


ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА


Создание методического банка информации для работы с участниками образовательного процесса

  1. Изучение литературы по проблемам адаптации, опыта работы других образовательных учреждений

  2. Посещение лекций, семинаров, конференций, практических занятий в целях самообразования

  3. Консультации с заместителем директора по УВР, НМР, психологом, соц. педагогом

  4. Разработка анкет, бланков для исследований.

  • Создана методическая библиотека для социально-психологической службы



  • Увеличение банка тестовых методик диагностики



2

ПСИХОДИАГНОСТИКА




  1. Анализ личных дел первокурсников.

  2. Анкетирование обучающихся на выявление вредных привычек.

  3. Работа со студентами:

    • исследование индивидуально-психологических и личностных особенностей первокурсников;

    • исследование межличностных отношений в коллективе студентов;

  • наблюдение и диагностика адаптационного процесса у первокурсников;

  • определение уровня учебной и личностной тревожности подростков;

    • исследование психологического климата в группах с конфликтными студентами

  1. Работа с преподавателями:

    • Оценка трудолюбия и работоспособности у преподавателей;

    • диагностика личностных особенностей;

  2. Работа с родителями:

    • посещение родительских собраний;

    • беседы с родителями об особенностях психического развития детей;


  • Выявлены первокурсники, требующие особого внимания

  • Составление индивидуальных планов работы со студентами «группы риска» и их родителями

  • Разработка рекомендаций в помощь обучающимся, их родителям и педагогам.

  • Составление психологического «портфолио» обучающихся с трудностями обучения

  • Анализ результатов социометрии и ознакомление с ними родителей и педагогов обучающихся.






3.




ПСИХОПРОФИЛАКТИКА

Организация социально-психологического сопровождения процесса адаптации первокурсников в профессионально-образовательной среде:

  1. Проведение углубленной диагностики студентов, находящихся в трудной жизненной ситуации и на внутреннем контроле колледжа

  2. Исследование особенностей познавательной деятельности и на ее основе дифференциация нормы и патологии умственного развития.

  3. Диагностики психологического микроклимата в конфликтных группах (социометрия)

  4. Наблюдение за взаимодействием студентов на занятиях и в свободное время

  5. Беседы с родителями, преподавателями, мастерами, классными руководителями по проблемам взаимодействия.

  6. Организация консультаций в центре психологической помощи подросткам «Четвертое измерение».

  7. Консультации и лекции врача-нарколога о вреде употребления ПАВ.

  • Разработаны рекомендации в помощь обучающимся, их родителям и педагогам.

  • Регулярно оказывается социально-психологическая помощь нуждающимся.




  • Организованы консультации с родителями



  • По договору с ЦМП

Работа по созданию благоприятного психологического климата:

  1. Проведение тематических внеаудиторных мероприятия и индивидуальных консультаций

  2. Проведение тренингов по формированию поддерживающего микроклимата в конфликтных группах, вреде ПАВ.

  3. Вовлечение студентов, находящихся в социально опасном положении и на внутреннем контроле колледжа в активную досуговую деятельность, приобщение к общественно-полезному труду

  4. Запись студентов, находящихся в социально опасном положении и на внутреннем контроле колледжа в кружки и секции по интересам.

  5. Индивидуальные консультации с обучающимися, находящимися в социально опасном положении и на внутреннем контроле колледжа их родителями, педагогами

  6. Изучение литературы по профилактике синдрома эмоционального выгорания.

  7. Опрос и анкетирование преподавателей и мастеров производственного обучения.

  8. Проведение психолого-педагогических семинаров, психологических тренингов для педагогов

  • Повышение профессиональной компетентности всех участников образовательного процесса.

  • Раскрытие творческого, физического и познавательного потенциала обучающихся, их самореализация и адаптация в социуме и профессиональной среде.

4.

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА

  1. Психотехнические игры и упражнения для нормализации эмоционального тонуса

  2. Тренинги развития интеллектуально-познавательных процессов обучающихся

  3. Лекторий для родителей:

    • проблемы дезадаптации;

    • проблемы взаимоотношений;

    • потребностно-мотивационным проблемам;

    • профессиональное самоопределение;

    • вредные привычки.

  4. Психотехнические игры и упражнения для преподавателей по нормализации эмоционального тонуса

  5. Консультирование обучающихся и членов их семьи, попавших в трудную жизненную ситуацию;


    • Созданы

постоянно-действующих лекториев для родителей и студентов


    • Распрострране-ние опыта работы внутри колледжа и на областных на научно-практических конференциях и семинарах

    • Работа клуба «Самопознание и самовоспитание»


5.

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ

  1. Семинары для преподавателей: «Леворукий обучающийся», «Фобии и как с ними работать».

  2. Методический семинар для классных руководителей «Психодиагностическая и коррекционная функция педагога».

  3. Семинары-лекции: «Одаренные дети», «Лидер группы в классном коллективе – проблемы и решения», «Развитие воли в подростковом возрасте».

  4. Организация постоянно-действующего лектория для преподавателей «Психокоррекционная функция педагога»; постоянно-действующего лектория для родителей «Как помочь своему ребенку».

  5. Работа студенческого клуба «Школа самопознания и саморазвития»


  • создание системы работы с различными категориями семей и оказание помощи детям и родителям.

  • активное участие родителей в воспитании детей; достаточный запас знаний в области педагогики и психологии;

  • повышение профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников колледжа в области акмеологии, психологии общения, психологии развития, конфликтологии;

  • рост профессиональной мотивации на основе развития профессионально важных личностных качеств.


Обобщение результатов, полученных по результатам работы позволило сделать вывод, что самоактуализация у подростков с отклоняющимся поведением менее выражена во всех возрастных подгруппах по сравнению с подростками группы «норма». Отставание подростков с отклоняющимся поведением в динамике самоактуализации определяется характерным для них более низким, по сравнению с подростками группы «норма», уровнем выраженности познавательных интересов, пассивным стилем саморегуляции, демонстративной гиперсоциальностью установок, искажениями в образе мира и самого себя, что создает ограничения в возможностях решения типичных проблемных ситуаций; не позволяет в должной мере овладеть социальной и индивидуальной компетентностью и находить социально приемлемые стратегию и тактику реализации даже вполне реалистичных жизненных планов.

На динамику процесса самоактуализации подростков можно воздействовать в позитивном направлении, формируя ее психологические предпосылки с помощью проводящихся по специальным программам циклов учебно-тренировочных занятий, направленных на личностное развитие (для подростков с нормативным поведением), и с помощью мероприятий программы психолого-педагогической реабилитации (для подростков с отклоняющимся поведением).

В зависимости от степени выраженности девиаций в поведении и особенностей социального контекста, оптимальная стратегия психолого-педагогического воздействия на подростка, направленная на его вывод на оптимальную траекторию индивидуального развития, предполагает сочетание стратегий, ориентированных на исправление ошибок, уже совершенных в прошлом, и их ментальных и поведенческих последствий в настоящем, и стратегий, ориентированных на помощь подростку в построении концепции будущего, адекватной его личностным особенностям; выработку социально приемлемых стратегии и тактики осуществления жизненных планов; самореализацию и самоактуализацию (психолого-педагогическая парадигма).



По итогам деятельности социально- психологической службы в период с 2017 по 2018 учебные года сформулированы следующие профессиональные задачи:

  • 1. Продолжить работу с обучающимися по сохранению психологического здоровья.

  • 2. Продолжить работу с обучающимися, находящимися в трудной жизненной ситуации, в тесном сотрудничестве с администрацией, мастерами п/о, классными руководителями, социальными институтами.

  • 3. Продолжить работу по создание благоприятных условий для формирования положительного образа «Я».

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее