«Осенний фестиваль знаний 2024»

Формирование учебной мотивации как одно из важнейших направлений повышения качества образования по русскому языку и литературе

Формирование учебной мотивации как одно из важнейших направлений повышения качества образования по русскому языку и литературе

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Выписка из заседания городского МО

учителей русского языка и литературы

города Димитровграда Ульяновской области


Протокол № 4 от 17.03.2021 г.

Присутствовало: 16 человек

Повестка дня.

Тема: «Формирование профессиональной компетентности учителей русского языка и литературы, развитие их творческого потенциала, направленного на повышение эффективности и качества педагогического процесса»

Слушали учителя русского языка и литературы МБОУ УЛ Калагину Т.А. по теме «Формирование учебной мотивации как одно из важнейших направлений повышения качества образования по русскому языку и литературе». Учитель исходила из того, что перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса. Татьяна Алексеевна отметила, что в педагоги оперируют понятиями «мотив» и «цель».

Цель — это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком. Мотив — побуждение к достижению цели. Мотивация – это самая сложная проблема, с которой приходится работать всем педагогам. Учитель отметила важность создания благоприятного психологического климата в учебном коллективе. Этому способствует использование: разнообразных форм и методов работы на уроках; возможности каждому учащемуся  выступить активным участником образовательного процесса; это приемы развития коммуникабельных навыков, умения работать в сотрудничестве со сверстниками и самостоятельно; использование дифференцированного и индивидуального подходов в обучении учащихся.

По мнению учителя, проблема формирования мотивации давно привлекает к себе внимание учителей-словесников. Многообразие поисков ее решения находит свое отражение как в привлечении яркого, необычного дидактического материала (вызывающего интерес к его содержанию), так и в использовании нестандартных заданий (вызывающих интерес самими формами работы). Так, например, очень важно проведение начала урока, побуждением к положительной мотивации  помогают сформировать психологические игры «Комплементина», «Построение», «Доброе приветствие», «Рукопожатие». Татьяна Алексеевна предоставила материалы по уроку русского языка в 6 классе.  Определение темы урока можно начать с загадки. Калагина Т.А. показала, что урок обычно начинает с  синтаксической минутки.  Сопутствующие задание: причастия, заключенные в скобки, поставьте в нужном падеже, числе и роде; окончания причастий выделите; расставьте знаки препинания, графически объяснив их постановку.

Учитель предлагает для развития мотивации использовать различные виды диктантов: объяснительный, комментированный, распределительный, выборочный, цифровой, графический , проверь себя  и другие.     Обязательный этап урока - физминутка. Например: давайте отдохнем и заодно проверим, как вы умеете отличать действительные причастия от страдательных. Итак, действительные – действуют руки, страдательные –  ноги.

Большое влияние на развитие мотивации оказывают методы обучения, особенно методы проблемного обучения и интерактивные. Интерактивное обучение – это обучение в ходе диалога .  Такие методы обучения вызывают познавательную активность, формируют потребность в изучении материала, способствуют созданию благоприятной атмосферы коллективной работы, поиска, коллективного напряжения усилий, эмоций, которые облегчают достижение целей развития мотивации: индивидуальная работа с конкретным обучающимся вызывает в нем самоуважение, волю, стремление к самоконтролю; работа в парах развивает чувство поддержки, взаимовыручки, способность к сотрудничеству; работа в малых группах развивает коммуникативные умения, соревновательность, позволяет проявить индивидуальность при обсуждении общих проблем. При совместной учебной деятельности ребенок учится сопоставлять, сравнивать, доказывать свою правоту.

Учитель поделилась опытом, как организует работу в группах при изучении нового материала:  1 группе дать задание проанализировать данные в учебнике примеры и сформулировать условия образования страдательных причастий прошедшего времени, привести собственные примеры; 2 группе- заполнить таблицу «Действительные и страдательные причастия» собственными примерами; 3  группа работает с учителем. Задание- игра «Найти  лишнее слово» и.д. С целью проверки усвоения материала предлагается ответить на вопросы теста. Раздаю карточки с заданиями 1 и 2 вариантов, на обратной стороне которых даны ответы другого варианта. Проводится взаимопроверка работ.

Калагина Т.А. сделала вывод: развитию мотивации обучающихся способствует умелое сочетание различных методов, средств и организационных форм, используемых учителем при обучении.

Решение: принять к сведению выступление Калагиной Т.А., использовать ее наработки в практике учителей русского языка и литературы школ города.

24.11.2023 г.

Главный методист городского методического объединения

учителей русского языка и литературы общеобразовательных учреждений города Димитровграда Ульяновской области Л.Н. Миронова


Подпись Л.Н. Мироновой заверяю.

Начальник Управления образования

Администрации города Димитровграда

Ульяновской области С.В. Захаров







Выписка из заседания городского МО учителей русского языка и литературы города Димитровграда Ульяновской области


Протокол № 2 от 21.11.2022

Присутствовало: 15 человек

Тема «Школа воспитания: акмеологичекий подход на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время как средство формирования метапредметных результатов»

Слушали учителя русского языка и литературы МБОУ УЛ Калагину Т.А. по теме «Формирование у обучающихся коммуникативной компетенций». Учитель исходила из положения, что формирование коммуникативных универсальных учебных действий является неотъемлемой частью языкового образования в школе.

        По мнению учителя, именно применение коммуникативной компетенции на уроках русского языка создаёт условия для развития интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурном пространстве. Без развития коммуникативной компетенции не может быть конкурентоспособной, толерантной личности, потому что, начиная со среднего звена, с простого (языковой анализ текста) и заканчивая в старших классах лингвистическим анализом или интерпретацией текста, анализом сюжета, у учащихся формируются практические навыки. Все виды компетенции, сформированные у учащихся, проявляются при сдаче ЕГЭ. Результативность уроков русского языка находится в прямой зависимости от того, насколько рационально организована сменяемость устных и письменных заданий, как продумана взаимосвязь устной и письменной речи учащихся, созданы ли условия для преодоления учениками трудностей, возникающих при переходе от мысли к речи, от речи к мысли.

По мнению учителя, наиболее эффективным является комплексное обучение речи, при котором умения воспринимать устную и письменную речь формируются в сочетании с умениями строить устное и письменное высказывание. В каждом виде речевой деятельности, помимо специфических для него умений и навыков, формируются и умения, общие для всех видов деятельности.  Особое место в развитии речи учащихся принадлежит работе с текстом. Существует большое количество видов анализа текста на уроке русского языка: культурологический, литературоведческий, лингвистический, лингвосмысловой и комплексный. Формы работы с текстом: синтаксическая пятиминутка; включи воображение; напиши подобно; через дополнительное задание к диктанту; составление таблицы.

Калагина Т.А. раскрыла, что же такое лингвистический анализ текста. По определению М.Р.Львова, лингвистический анализ текста — это вид языкового анализа, целью которого является «выявление системы языковых средств, с помощью которых передается идейно-тематическое и эстетическое содержание литературно-художественного произведения», а также «выявление зависимости отбора языковых средств от прогнозируемого автором эффекта речевого воздействия». По словам  Л.В. Щербы, цель такого анализа — учить «читать, понимать и ценить с художественной точки зрения русский язык писателей... и поэтов». Задачи лингвистического анализа текстов: помочь осмыслить идею и сюжет произведения; показать художественные средства, использованные для достижения своей цели; обратить внимание на особенности языка конкретного писателя. Чтобы понять художественное произведение, оценить его по достоинству, надо к нему «приблизиться», проанализировать его язык, понять, как живут, употребляются в нем языковые средства (фонетические, лексические, словообразовательные и грамматические). Татьяна Алексеевна подробно рассмотрела все этапы работы над лингвистическим анализом текста.

Особое внимание учитель уделила нестандартным заданиям, которые могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу «кто быстрее? больше? лучше?») и других заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки, «расследования»). «Перевод» с русского на русский. Этот вид нестандартных заданий предполагает работу по опознанию и объяснению языковых явлений, предъявляемых нетрадиционными способами (часто с использованием элементов занимательности). Выполняя эти задания, школьники  заменяют указанные  языковые единицы (слова, словосочетания, предложения) синонимичными. Необходимость замены диктуется характером языкового материала: в него включаются случаи неуместного употребления единиц языка, нарушения литературных норм, затемняющие смысл высказывания или делающие его двусмысленным, иногда приводящие к комическому эффекту. Синонимическая же замена («перевод») делает высказывание точным, понятным, правильным. К нестандартным заданиям этого типа относятся: «перевод» иноязычных, профессиональных, устаревших, жаргонных слов;  «перевод» текстов (или составление словарей к ним), написанных на несуществующем языке по типу «глокойкуздры»; «перевод» текстов, составленных в одном стиле, на «язык» другого стиля (лингвистические сказки, образное толкование слов–терминов); «перевод» (расшифровка смысла) языковых единиц, употребленных заведомо неправильно для создания юмористического эффекта или в целях привлечения внимания к речевым ошибкам учащихся (на примерах произведений юмористического плана или ученических работ). Никитина О.А. провела мини мастер-класс на материале произведений писательницы Л. Петрушевской, используя ее лингвистическую комедию под названием «Фывапролдж», написанную на несуществующем языке. Также провела игру «Лингвистические «угадайки». Из нестандартных заданий этой группы использовала также следующие задания: угадывание слов по толкованию (в том числе и образному) или по общему признаку; расшифровка пословиц, поговорок, фразеологических оборотов по отдельным признакам; разгадывание загадок (в том числе и лингвистических); игры–задачи «Я задумала слово», «Вопрос – ответ» и др.

Учитель доказала, что полезность такой работы очевидна: обогащается словарный запас учащихся – за счет узнавания значений новых слов и уточнения значений уже известных слов – и грамматический строй речи – при попытках выражения своих мыслей с помощью грамматических конструкций определенного стиля речи. Развивается и совершенствуется чувство языка, умение понимать изобразительно–выразительные возможности языковых единиц (игру слов как средство создания образа и комического эффекта). Все это, в свою очередь, способствует развитию творческих возможностей самих учащихся, часто вызывая желание создавать по аналогии свои произведения (сказки, загадки, кроссворды).


Решение: принять к сведению выступление Калагиной Т.А., использовать ее наработки в практике учителей русского языка и литературы школ города.

24.11.2023 г.

Главный методист городского методического объединения

учителей русского языка и литературы общеобразовательных учреждений города Димитровграда Ульяновской области Л.Н. Миронова


Подпись Л.Н. Мироновой заверяю.

Начальник Управления образования

Администрации города Димитровграда

Ульяновской области С.В. Захаров








Выписка из заседания городского МО

учителей русского языка и литературы

города Димитровграда Ульяновской области


Протокол № 4 от 20.02.2020 г.

Присутствовало: 16 человек

Повестка дня.

Тема «Совершенствование уровня педагогического мастерства учителей, компетентности в области русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС и модернизации системы образования путем проектирования учебных занятий, формирующих читательскую компетенцию в урочной и внеурочной деятельности»


Слушали учителя русского языка и литературы МБОУ УЛ Калагину Т.А. по теме

«Формирование читательской грамотности через использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы» Учитель отметила, что традиционно под грамотностью понимают степень овладения навыками чтения и письма. Термин «читательская грамотность» появился в российской педагогике в начале 2000 г. Тогда отечественные образовательные учреждения впервые приняли участие в международных программах по оценке достижений учащихся PISA. Читательская грамотность - это не синоним начитанности или хорошей техники чтения, а способность понимать, использовать и анализировать прочитанное. Читательская грамотность состоит из системы следующих аспектов: беглое чтение; толкование текста в буквальном смысле; оценка языка и формы сообщения; поиск информации и ее извлечение; преобразование данных от частных явлений к обобщенным; формулирование основных идей и выводов; общее понимание текста; размышления о содержании и оценка, соотнесение с внетекстовой информацией. Все эти навыки взаимосвязаны между собой. Работа по формированию читательской грамотности опирается не только на сам текст, это и умение извлекать дополнительную информацию, делать выводы.

По мнению учителя, для развития функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы огромную роль играет использование инновационных педагогических технологий. Преимуществами инновационных педагогических технологий в том, что они позволяют учащимся на собственном опыте осознать и обсудить особенности чувственного восприятия, контролировать собственное восприятие окружающей среды; развивают навыки общения, помогают осознать значение группового опыта; помогают участвовать и контролировать своё участие в работе группы, уважать ценность правила, принятого группой, обосновывать своё мнение и отстаивать собственную позицию. Помогают согласовывать свои действия при решении проблемы; учат использовать не готовые знания, а полученные при помощи прямого опыта. Все приемы формирования читательской грамотности, используемые мною на уроках русского языка и литературы, я условно разделила на три группы: приемы и технологии графической переработки текста, творческое чтение, приемы и технологии развития творческих способностей.

Калагина Т.А. раскрыла приемы и технологии графической переработки текста. Прием «Составление кластера». Кластер - это особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия. Прием позволяет визуализировать ключевые понятия текста, структурировать его. Прием «Опорный конспект» или «Конкурс шпаргалок» используется для экстренного повторения той или иной темы. Прием «Лови ошибку» очень любят учащиеся, ошибки могут быть не только орфографические, но и грамматические, логические, фактические. Прием «Таблица» - отличный прием для глубокой и вдумчивой работы с текстом, когда учащиеся учатся подбирать цитаты, делать выводы и обобщения. «Верные - неверные утверждения», «прогнозирование».

Используя приём «верные-неверные утверждения», предлагаю ученикам несколько утверждений по ещё не изученной теме. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными. Прогнозирование является одним из важнейших аспектов функциональной грамотности. Для осмысления содержания текста, обнаружения личностного смысла чаще всего использую приемы: «Чтение с остановками», «Чтение с пометками», «Составление кластера». Развивает умение задавать вопросы прием «Толстые и тонкие вопросы»: тонкие вопросы требуют однозначных ответов, толстые - неоднозначных, развернутых ответов.

Калагина Т.А. также показала, что к приемам интерпретации художественного текста относится словесное рисование: выделение художественных деталей, анализ изобразительно-выразительных средств языка; сопоставление сюжетных линий, персонажей внутри одного произведения или нескольких произведений; обобщение; формулирование собственной читательской позиции.

В методической литературе описано много приемов и технологий развития творческих способностей. Это и сочинения разных жанров, изложения, игры, творческие задачи и др. Автор методики - Новосёлов С.А., доктор педагогических наук, профессор, директор Института педагогики и психологии детства УрГПУ. Сергей Аркадьевич - действительный член Европейской академии естествознания, академик Академии профессионального образования, автор тридцати двух изобретений и промышленных образцов, защищенных авторскими свидетельствами. Свою технологию ученый и изобретатель создавал, прежде всего, для развития технического творчества учащихся. Но технология настолько интересна и проста в использовании, что ее полюбили учителя литературы, педагоги дополнительного образования. Содержательная основа технологии дизайн искусственных стихов состоит из трех организуемых педагогом этапов:1 этап - «конструирование» стихов; 2 этап - визуализация поэтических образов, визуальное проектирование; 3 этап - поиск и решение новой технической задачи, связанной с образами, порожденными созданными стихами и визуальными проектами. Калагина Т.А. подробно остановилась на каждом этапе методики «дизайн искусственных стихов».

Учитель отметила: как показал опыт, применение данной технологии гарантирует развитие способностей к творчеству, способствует раскрытию личного потенциала, самореализации, развитию читательской грамотности.

Калагина Т.А., делая вывод, показала, что чтение - сложный, многогранный процесс. Он подразумевает решение важнейших познавательных и коммуникативных задач: понимание (общее, полное, критическое), нахождение конкретной информации, интерпретация содержания, рефлексия текста.

Решение: принять к сведению выступление Калагиной Т.А., использовать ее наработки в практике учителей русского языка и литературы школ города.

24.11.2023 г.

Главный методист городского методического объединения

учителей русского языка и литературы общеобразовательных учреждений города Димитровграда Ульяновской области Л.Н. Миронова


Подпись Л.Н. Мироновой заверяю.

Начальник Управления образования

Администрации города Димитровграда

Ульяновской области С.В. Захаров



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее