«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и обществознания.

Работа посвещена выработке методики формирования патриотизма и гражданственности на уроках истории и обществознания в старших классах на основе историко-антропологического подхода.

Олимпиады: Окружающий мир 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Формирование общечеловеческих ценностей

на уроках истории и обществознания.

Учитель истории и обществознания

ЧОУ «ЛИЕН» г. Саратова Гонцова Е.В.


«Некоторые ценности приобретаются вместе

с общей культурой, но я думаю, что самым важным

ценностям мы учимся тогда, когда заглядываем

в глубины своей собственной души».

М. Клеланд

Федеральный закон «Об образовании» и Федеральный государственный стандарт общего образования ставит перед педагогами задачу формирования следующих качеств выпускников XXI столетия:

- Патриот, носитель ценностей гражданского общества, осознающий сопричастность к судьбам Родины

- Уважающий ценности иных культур, конфессий и мировоззрений, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении

- Креативный, мотивированный к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни

- Уважающий других людей, готовый сотрудничать с ними для достижения совместного результата

- Осознающий себя личностью, способный принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.

Данные компетенции формируются, в первую очередь, через привитие гуманистического мировозрения. Получивший развитие в современной науке историко-антропологический подход по существу является имманентным для преподавания истории и обществознания в школе.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего и среднего (полного) образования разработана Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, которая направлена на повышение качества школьного исторического образования, развитие компетенций учащихся общеобразовательных школ, формирование единого культурно-исторического пространства Российской Федерации.

Именно человеческое наполнение и измерение истории и обществознания служит источником и инструментом формирования у молодого поколения личностного, эмоционально окрашенного восприятия прошлого. В этом отношении в отечественном образовании существуют традиции, которые следует продолжать и развивать.

Духовно-нравственное воспитание помогает становлению отношения ребенка к своей стране, к обществу, к окружающим людям, к своим обязанностям, своей семье. Конечно же, духовно-нравственное воспитание предполагает развитие таких значимых для личности качеств, как патриотизм, толерантность, чувство товарищества, уважение к людям. Таким образом, задача духовно-нравственного воспитания заключается в превращении социально необходимых требований общества во внутренние стимулы личности каждого ребенка, в частности, речь идет о долге, чести, совести и достоинстве. Главная цель духовно-нравственного воспитания заключается в формировании человека, личности, которая способна принимать ответственные решения, проявлять нравственное поведение в каждой жизненной ситуации, то есть, обладает сформировавшимся мировоззрением и базовой культурой.

Так, воспитанию патриотизма и гражданственности у школьников при изучении отечественной истории способствует обращение к ярким примерам трудовых и воинских подвигов многих поколений россиян. Величие побед и тяжесть поражений убедительно раскрываются через жизнь и судьбы людей. На сегодняшний день особенно важно, чтобы на уроках истории и обществознания было отражено присутствие человека в конкретных событиях. Данью антропологическому подходу является характеристика интересов и устремлений, ценностей, мотивов поведения людей.

При этом речь идет как о выдающихся личностях, лидерах, которым посвящаются отдельные биографические справки, так и об «обычных» людях. Наряду с событийной историей предполагается расширение материала о повседневной жизни людей в различные исторические эпохи.

В рамках педагогического процесса в ходе духовно-нравственного воспитания осуществляется формирование самосознания, личности с опорой на базовую культуру личности. Мировоззрение является интеграцией всех свойств и личностных качеств, оно объединяет их в единое целое, играет роль в определении социальной ориентации и личностной позиции, типа гражданского поведения и деятельности. Это и приводит к становлению правильных конструктивных мировоззренческих убеждений у подрастающего поколения.

Для воспитания личностного отношения к проблемам мировоззрения педагог может использовать различные современные технологии: проектные, игровые, информационные и т.д., однако основой процессуально-деятельностного компонента образовательного процесса в данном случае должны стать диалоговые технологии.

Учитель (по возможности) не должен давать готовых определений понятий, а предусматривать работу с ними (самостоятельное определение через род и видовые отличия, соотнесение и пр.)

В учебниках отечественной истории именно в дидактическом блоке, посредством специальных заданий предусматривается обращение школьников к изучению локальной истории, истории своей семьи, собиранию устной истории. Эти компоненты содержания способствуют формированию способности школьников применять полученные на уроках знания, приобретению опыта поисковой и аналитической работы на доступном и близком им материале, органичному включению его в историю Отечества («со-творению» истории)

В курсах истории для 10-11 классов предполагается расширение историкометодологических, культуроформирующих, а также личностно значимых компонентов исторической подготовки школьников. Речь идет об органичном включении знаний об отечественной истории в складывающуюся у молодого человека систему миропонимания, о расширении опыта анализа явлений прошлого и современности. Старшеклассники изучают комплексы исторических источников, проводят сопоставительное рассмотрение информации из курсов отечественной и всеобщей истории. На этом этапе закрепляются основы социальной культуры, адекватной условиям современного мира.

На уроках истории школьники сопереживают судьбам людей, которые созидали Отечество, приумножая его духовные и материальные богатства. Учащиеся вступают в прямой диалог с персонажами прошлого, размышляют, что у них общего с историческим персонажем, чем отличаются, как бы они поступили на его месте. На любом этапе работы с текстом учебника, документами уместны вопросы: Каково ваше отношение к событиям? Кого бы вы поддержали в этой ситуации? Объясните почему? Отвечая на такие вопросы на материале уже свершившихся исторических событий, школьники приобретают навыки анализа ситуаций, моделирования позиций участников, понимания их ролей. Так накапливается опыт формирования своего отношения к событиям, особенно необходимый для самоопределения в окружающей действительности.

Уроки обществознания и истории являются средствами познания человеком действительности, формирования нравственности и социальной активности людей. Пережить и осмыслить великие события, раскрыть роль личности, осознать историческую миссию человека, его место в сегодняшнем и завтрашнем дне - одна из задач современного урока.

Список Интернет-ресурсов

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

Федеральный государственный стандарт общего образования http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/938

Концепция исторического образования в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации http://his.1september.ru/2000/no08.htm

Соловцова, И.А. Духовное воспитание школьников: проблемы, перспективы, технологии : учеб.метод. пос. для педагогов и студентов / Под ред. Н.М. Борытко. – Волгоград : Изд-во ВГИПК РО, 2004. – 160 с.

Ширяев М.А., Джишкариани Т.Д. Проблемы духовно-нравственного воспитания подростков. http://www.scienceforum.ru/2013/82/5288

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее