Визитная карточка
ФИО: Сурина Татьяна Владимировна
Место работы: ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» г. Балахна
Должность: учитель русского языка и литературы
Стаж педагогической деятельности: 29 лет
Первая квалификационная категория
Образование: высшее – Нижегородский государственный педагогический университет
Специальность: русский язык и литература
Квалификация: учитель русского языка и литературы
Профессиональное кредо:
Достучаться до каждого сердца
Тех, кого ты решился учить,
И откроется тайная дверца
К душам тех, кого смог полюбить!
Марк Львовский
Тема работы:
« Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата на уроках русского языка и литературы ».
Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования
Научно-исследовательские условия :
1) Выготский Л. С. (Концепция формирования коммуникативной успешности).
2) Интересный подход к данной проблеме мы находим в работах методистов Д.И. Иванова, К.П. Митрофанова, О. В. Соколовой. Главной идеей этих работ становится мысль о том, что работа над коммуникативными навыками необходима на уроках. 3) Разработка проблемы формирования и развития ключевых компетенций осуществляется В.А. Болотовым, Г.В. Селевко. 4) Т.А. Ладыженская, М.М.Разумовская разработали систему обучения связной речи на основе коммуникативных умений, их исследования легли в основу действующих программ по русскому языку.
Методические условия:
- Апробация примерных рабочих программ обновленных ФГОС основного общего образования по русскому языку в 2021 – 2022 учебном году.
-Апробация модели метапредметной методической среды в 2020 учебном году
Организационно-педагогические условия:
- Участие в проекте «Всероссийская Школьная Летопись».
-Работа по самообразованию, поиск новых методов и приемов;
-Создание сайта, выступление на педагогических советах, семинарах, ШМО;
- Проведение уроков русского языка, литературы , внеклассных мероприятий по предмету, участие в конкурсах разного уровня.
.
Актуальность личного вклада педагога в развитие образования.
- Одним из приоритетных направлений обучения в школе является воспитание личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в различных ситуациях. Для того чтобы воспитать такую личность, необходимо научить ребенка решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, то есть сформировать у учащихся коммуникативную компетенцию.
- Своевременная и целенаправленная система работы по формированию коммуникативной компетенции будет способствовать усвоению школьной программы, улучшению межличностного общения и социальной адаптации обучающихся с НОДА.
Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования.
- Характеризуя состояние связной речи детей с ОВЗ необходимо сразу же отметить : у них наблюдается невысокий уровень сформированности коммуникативной компетенции, связанный с неготовностью ученика к самостоятельному решению задач на основе знаний, умений. Отмечается неумение выражать свои чувства и представления о мире различными способами и направлять творческие возможности на решение различных задач.
- При специальном систематическом обучении ученики специальной (коррекционной) школы могут овладеть связной речью. Это чрезвычайно расширяет сферу их общения, возможности приобретения новых знаний, успешной социализации.
Умен ты или глуп,
Велик ты или мал,
Не знаем мы, пока
Ты слова не сказал! (перс. поэт Саади)
Слово, речь – показатель общей культуры человека, его развития, его речевой культуры. Чёткое выражение своей мысли, богатый язык, точный подбор слов в речи формирует мышление человека.
Цель и задачи педагогической деятельности
Цель:
- Определить и апробировать методы и технологии, позволяющие наиболее эффективно формировать коммуникативную компетенцию у обучающихся с НОДА.
Задачи:
- Изучить литературу по данной проблеме.
- Повысить интерес к русскому языку и литературе и развивать мотивацию учебной деятельности.
- Определить наиболее эффективные приемы, методы и технологии развития у обучающихся коммуникативной компетенции.
- Повысить результативность обучения.
- Активизировать творческую деятельность
Ведущая педагогическая идея опыта работы.
- Развитие коммуникативной компетенции детей с ОВЗ - первостепенная задача. Именно в процессе общения происходит становление школьника как личности, рост его самосознания, формирование познавательных способностей, нравственное, умственное и речевое развитие.
- “ Чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам”.
С.Я. Рубинштейн
«Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования»
1этап-подготовительный.
1. Изучение специальной литературы;
2. Изучение анамнестических данных и педагогических характеристик;
3. Наблюдение за учащимися на уроках и во внеурочное время;
4. Подбор и систематизация заданий и упражнений по формированию коммуникативной компетенции , которые могут быть использованы на уроках.
2-й этап – основной.
1.Систематическое использование данных приемов, методов на уроках русского языка и литературы с целью формирования коммуникативной компетенции обучающихся.
3-й этап – заключительный
- Диагностирование детей .
- Диссеминация педагогического опыта работы.
Особенности работы по формированию коммуникативной компетенции у обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата
Коррекционно - практическая направленность уроков
Последовательность и комплексность работы по развитию устной и письменной речи
Учет индивидуальных возможностей детей
Выбор методов обучения
Требования к организации занятий по развитию связной речи
9
Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования. Применение методов, приемов для формирования коммуникативной компетенции
Сочетание коммуникативных
технологий с элементами других педагогических технологий:
Именно эти технологии наиболее сочетаемы друг с другом и с ИКТ, особенно востребованными в настоящее время в школьной практике.
исследовательская деятельность
Коммуникативные технологии
ИКТ
Условия формирования коммуникативной компетенции
- создание на уроке ситуации общения, позволяющей каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность в способах работы;
- опора на субъективный опыт обучающихся, максимальная связь обучения с жизнью;
- создание условий для саморазвития и самореализации личности ученика в процессе коммуникации.
технология решения изобретательских задач
Основные компоненты и способы реализации
Коммуникативно -
ориентированные задания
1.Выделение главных
мыслей текста
2. Комплексная работа с текстом
3. Редактирование текста
4.Прогнозирование
5.Диалог с текстом
6.Включение воображения
7.Работа над сочинением
8.Драматизация
9.Словесное рисование
10. Коммуникативные и игровые ситуации
Современные образовательные технологии
- Исследовательская деятельность
результатом становится некий «продукт» (исследовательская работа, реферат, проект, доклад), позволяющий ребенку заявить о себе, представить свою работу на конкурс, семинар.
- Технология решения изобретательских задач
«Удивляет!» (Учитель находит такой факт или такой угол зрения, при котором обычная информация ставится удивительной)
- «Лови ошибку!» (Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Этот прием примечателен тем, что ошибка должна быть аргументирована)
-«Да-нет»
-«Найди соответствие»
- Технология критического мышления. Методика развития критического мышления включает три этапа или стадии. Это «Вызов – Осмысление – Рефлексия».
Деятельностный аспект личного вклада педагога
в развитие образования.
Виды уроков на основе коммуникативной технологии:
дидактические, ролевые, деловые,
состязательные;
Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования» Применение методов, приемов для формирования коммуникативной компетенции
При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе успешно применяются следующие приемы:
- - ассоциативный ряд;
- - опорный конспект;
- - мозговая атака;
- - групповая дискуссия;
- - чтение с остановками и Вопросы Блума;
- - кластеры;
- - синквейн;
- - эссе;
- - перепутанные логические цепочки;
- - дидактическая игра;
- - работа с тестами
- - нетрадиционные формы домашнего задания.
Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования.
Используемые речевые упражнения :
- Упражнения на отбор и расположение материала текстового сообщения. ( Восстановить правильный порядок пунктов плана произведения или выбрать из произведения только тот материал, который подходит для представленной иллюстрации).
- Упражнения эвристического характера.
1.«Распутать» два описания различных предметов.
2.Убрать лишнее из описания к выбранному литературному герою.
- Коммуникативно-речевые упражнения. Например, задание: прочитайте пословицы русского народа о языке и речи. Какие из них, на ваш взгляд, характеризуют язык и речь с эстетической стороны?
-« Посмотри на мир чужими глазами»
- Дидактические игры .
1.«Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно.
2.«Редактор». Исправьте речевые ошибки в тексте.
3.«Переводчик». Замени иноязычное слово русским.
4.«Перевёртыши». Замени в словосочетании главное слово так, чтобы получилась метафора.
5. «Ассоциации».
« Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования»
Коррекционно – развивающие упражнения
Кинезиотерапия - (двигательно-речевая деятельность)
Цель : коррекция речевых нарушений посредством использования двигательной деятельности
Задачи: развитие общей моторики,
межполушарных связей коры головного мозга.
Разработано:
1.Пальчиковая гимнастика
2.Упражнения по визуализации
Использование методов эйдетики
Мнемотехника
Цель : облегчение запоминания, увеличение объема памяти
путем образования искусственных ассоциаций, развитие
воображения, растормаживание речевой функции.
Составление ребусов, схем.
(Например: Придумайте схему к правилу
И-Ы после Ц).
Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны.
Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты
Уровень сформированности коммуникативной компетенции
(диагностика Л.Торлина)
Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты
Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты
- Участие в проекте «Всероссийская Школьная Летопись». 2018-2019 уч. год. Издание книги «Знакомьтесь: это МЫ!»
- Участие в конкурсах чтецов «Живая классика», «Жильцовские чтения».
Трансляция результата:
- публикации в интернете (сайты: https :// znanio.ru/person/z11467718 ;
- https :// infourok.ru/user/curina-tatyana-vladimirovna )
- участие учеников в различных конкурсах;
- участие в работе ШМО учителей-предметников .
Литература
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология, АСТ/ Астрель, 2008г.
2. Ладыженская Т.А. Методика преподавания русского языка. – М., 1990.
3. Пахнова Т.М. Развивающая речевая среда как средство приобщения к культуре// РЯШ. – 2004, №4. – С.8-16.
4.Юсупова, З.Ф. Компетентностный подход к обучению русскому языку в школе [Текст] /– Казань: Казан. ун-т, 2015.
5. Рубинштейн С.Л. - Основы общей психологии. СПб: Издательство «Питер», 2000 .
6. Селевко Г. В. Компетентности и их классификация // Народное образование. – 2004. – №4. – С. 138-143
7. Иванов Д.И. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании// М.: Чистые пруды, 2007 г.
8.Александрова О.А. Проблема воспитания речевой (коммуникативной) культуры в процессе обучения русскому языку//Русский язык. - 2006. - №3.
9.Шанаева И. Л. «Проблемы развития речи учащихся на уроках русского языка и пути их решения». Ж. «Ментор», №1, 2008 год.
10.Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 2001.
11. Коммуникативная культура. От коммуникативной компетентности к социальной ответственности / Под ред. С. В. Титовой.-СПб, 2009.
12. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1986.
13. Богуславская Н.Е. Методика развития речи. М., 1991.