Формативное оценивание как один из способов дифференциации обучения учащихся на уроках математики
Проблема получения качественного образования всегда была и будет актуальной. От того, какое образование получит человек, зависит дальнейшая его жизнь. В XXI веке для учащегося недостаточно одного аттестата зрелости, в котором отражены все предметы, изученные им за годы обучения в стенах родной школы. Ему необходимо научиться мыслить критически, по новому подходить к решению проблем, быть любознательным и творчески мыслящим, обладающим логикой мышления, готовым к сотрудничеству, способным к самосовершенствованию и самореализации
Какой бы теме не был посвящен урок, каждый учитель стремится способствовать развитию ученика. Работая в школе, задаешься себе вопросом: как правильно оценить знания ученика? Каждый учитель оценивает знания учащихся, исходя из своих интуитивных представлений. Выставление оценки зачастую портит отношения между учителем и учениками. Поэтому вопрос изменений в системе оценивания стал еще более актуальным после прохождении 3-х месячных курсов по Программе 7 модулей.
Использование новых подходов в преподавании, разработанных НИШ совместно с Кембриджским университетом, позволяет формировать компетентностно-ориентированную личность, в том числе коммуникативную и социально-адаптированную.
Формативное оценивание предназначено для определения уровня освоения знаний, навыков в процессе повседневной работы в классе или дома. Оно осуществляется в различных формах и позволяет учителю и ученику скорректировать свою работу и устранить возможные пробелы и недочеты до проведения констатирующей работы. Формативные отметки не учитываются при выставлении отметок за констатирующие работы и итоговых отметок за четверть. Каждый из нас знает, как трудно сохранить познавательный интерес ребёнка, развить в нём желание учиться, трудиться. Становясь партнерами в процессе обучения, ученик и учитель вместе решают проблемы.
Особенности техник формативного оценивания заключаются в использовании аналитических инструментов и приемов для измерения уровня усвоения, прогресса учащихся в процессе познания. Оценивание способствует обратной связи в обучении. Результаты такого оценивания можно применять для выработки рекомендаций по улучшению обучения и учения.
Некоторые стратегии формативного оценивания обращаются к информационным потребностям учителя, помогая критически оценивать вопросы: кто понял и не понял урок, каковы потребности и преимущества ученика? Какую обратную связь необходимо предоставить ученикам? Каковы корректировки в процесс преподавания нужно внести? Таким образом, информация о методах формативного оценивания помогает учителю охватить, интерпретировать и воздействовать на достижения ученика.
Учитель должен использовать разнообразные методы и средства для оценивания того, как учащиеся формулируют, анализируют, обобщают информацию, и на основании полученных результатов оценивания соответственно корректировать свое преподавание.
Один из приемов формативного оценивания- словесная оценка. Это устная обратная связь учителя и ученика.
Следующая группа техник формативного оценивания связана с проведением небольших промежуточных работ: тестов, самостоятельных работ, индивидуальных заданий, трехминутных/пятиминутных заданий. Целью проведения данного вида промежуточных работ является отслеживание уровня освоения материала в определенном месте конкретной темы, при необходимости предоставление обратной связи учащимся, а также внесение корректировок в свою деятельность. Так называемые «пятиминутки» можно проводить вначале второго урока для определения уровня ученика после изучения новой темы.
Для проверки промежуточных результатов можно подготовить «краткие тесты». На использование данной техники формативного оценивания отводится не более 3-5 минут урока. Опираясь на критерии оценки, предложенные учителем, учащиеся могут проверить свои тесты (самооценка) или работы своих одноклассников (взаимооценка).
Форма работы «снежный ком» направлена на организацию коллаборативной среды в группе. Группам предоставляется вопрос, с которым они работают индивидуально. Затем ответы сравниваются- обоснование, методы, аргументы, конечный результат. В процессе обсуждения стараются прийти к лучшему решению. После проделанной работы сравнивают ответы с образцом решения.
Еще одна техника, которая позволяет быстро и качественно проверить знания учащихся - «сократовский круг». Ученики стают в 2 круга- внешний и внутренний. Задают поочередно вопросы по теме друг другу. Затем ученики могут передвинуться на 1 человека и вновь задают вопросы по теме. Этот прием удобно применять на уроках геометрии после прохождения темы. Данная техника сокращает время и учит правильно задавать вопросы, и проверить знание большого объема материала.
Техника «светофор» - быстрый способ показа учениками, насколько они поняли материал. Ученикам выдаются красные, желтые и зеленые карточки. Ученики показывают:
зеленый цвет - если полностью поняли, уверены;
желтый цвет -если близки к пониманию, немного знают;
красный цвет -если не понимают, не уверены.
Учитель может использовать «светофор» для выявления начальных знаний о теме в начале урока, определения понимания путей выполнения задания в ходе урока, для определения полученных знаний в конце урока, а также для оценивания ответов одноклассников.
На уроке для совместного выполнения учебного задания эффективно организовать групповую работу. Работа в группах никого не оставляет равнодушным: есть рабочий шум, свобода действий, возможность самовыражения.
В процессе групповой работы:
• меняется характер взаимоотношений между детьми;
• возрастает творческая самостоятельность и самокритичность учащихся;
• учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе.
Работа в группе позволяет:
• индивидуально регулировать объем материала и режим работы;
• формировать умение сообща выполнять работу;
• использовать прием взаимоконтроля;
• самостоятельно оценивать свою работу;
• развивать интерес к предмету, а использование опорных сигналов(таблиц, схем, рисунков и т. п.) облегчит запоминание изучаемого материала.
Принципы групповой работы:
• класс разбивается на несколько групп от 3 до 6 человек;
• каждая группа получает свое задание, которое может быть одинаковое для всех либо дифференцированное;
• внутри каждой группы, между ее участниками распределяются роли («лидер», «спикер», «аналитики», «хранитель времени» и т.п.);
• процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками;
• выработанные в группе решения обсуждаются всем классом.
Оценивать работу группы можно поручить сильному ученику- лидеру группы. Этому ученику вручается лист оценивания, где написаны виды работ, которые надо оценить. Лидеры наблюдают за работой каждого члена группы, оценивают их достижения.
В личностно- ориентированном учебном процессе ученики оценивают друг друга. Когда ученики оценивают себя и своих одноклассников честно, они не являются пассивными потребителями знаний, становятся более ответственными за свое обучение.
Самооценивание:
• дает дополнительную информацию для планирования обучения с учетом индивидуальных потребностей обучающихся;
• позволяет планировать достижение результатов;
• обеспечивает понимание индивидуальных стилей обучения;
• учит преодолевать ошибки и улучшать возможности;
• способствует осмыслению целей и результатов обучения;
• признает о обучающихся в качестве активных участников;
• развивает рефлексивных обучающихся, которые берут на себя ответственность за свое обучение и необходимые в учебе навыки;
• развивает самооценку и восприятие своих ценностей;
• поощряет независимость оценивания от учителя и демонстрирует навыки высокого мышления;
• позволяет учителям работать совместно с обучающимися для достижения результатов обучения;
• позволяет обучающимся стать больше знающим о своих преимуществах, слабых местах и потребностях.
Другими словами, самооценивание позволяет увидеть свои возможности, суждения и результаты обучения, обучающиеся получают больше знаний, становятся более мотивированными, настойчивыми в решении сложных задач, становятся более уверенными в своих силах.
Включение самооценивания, взаимооценивания учащихся в ежедневную структуру учебных занятий является решающим фактором в подготовке уверенных самостоятельных обучающихся. Однако это требует тщательного планировании и последовательного воплощения в учебном процессе. Дети научатся сами оценивать свои работы по установленным ими самими критериям. Нет причин «дуться», «обижаться» на непонравившуюся оценку. Совместно с учащимися необходимо разрабатывать листы оценивания, причем на каждом уроке ставятся разные критерии в зависимости от объема материала. Самооценка и взаимооценка экономит время учителя на уроке.
При разработке критериев оценивания на уроке необходимо руководствоваться правилами:
• критерии оценивания любого достижения должны быть известны обучающимся, чтобы дать им четкое представление как о целях работы, так и о способах ее успешного завершения;
• критерии не должны быть перегруженными по содержанию;
• критерии должны быть сосредоточены на обучении, а не на аспектах поведения;
• критерии должны быть подкреплены, в случае необходимости, примерами или образцами, разъясняющими их значение;
• критерии создаются при содействии обучающихся, чтобы они имели степень причастности к процессу и более глубокое понимание содержания;
• учитель обучает навыкам сотрудничества в условиях обратной связи со сверстниками.
Критерии, которые могут быть использованы во время самостоятельной работы на уроках алгебры и геометрии:
Задание выполнено без ошибок -оценка «5»
Допущено 1-2 ошибки- «4»
Допущено 3-4 ошибок- «3».
Допущено более 4 ошибок - «2».
Таким образом, формативное оценивание направлено на определение возможностей улучшения обучения, методов и форм реализации этих возможностей. Свои пробелы в знаниях учащиеся могут сами исправить, но для этого нужно приложить усилия, старания, желание научиться чему-либо. Учащиеся критично относятся к себе и к своим товарищам, высказывают свою точку зрения, оказывают помощь друг другу во время групповой работы, при обсуждении критериев, появляется интерес к предмету, повышается мотивация.