Областной конкурс «Педагог года Тюменской области»
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «ЭССЕ»
Назырова Лилия Рафаиловна,
Ялуторовский район
ЭССЕ «Я УЧИТЕЛЬ»
Выбор профессии - это одно из самых важных решений в жизни человека. Профессия может стать просто обыденной работой, на которую учитель ходит ежедневно и не вспоминает про нее в свободное время. Но есть профессии, которые требуют к себе особого отношения. К такой профессии относится и учитель. Поскольку учить детей- это не только профессия, а действительно- призвание, а Учитель по природе своей профессии – Созидатель. Созидатель с большой буквы, ибо творит он человека. Каким будет этот человек, что после себя оставит - таков и итог профессионального пути педагога.
Почему же я выбрала профессию учителя? Отвечая самой себе на данный вопрос, вспоминаю свои школьные годы. Наверное, каждый из нас, выбирая свой дальнейший путь, свою профессию, ориентируется на тех людей, которые рядом, которые влияли на наше восприятие жизни и чей опыт и умения вызывали в нас только хорошие чувства.
Так уж заведено, что в деревне школа является не только духовно- образовательным центром, но и местом куда люди идут за советом, поддержкой. Учителя участвовали в постановке спектаклей, концертов в сельском клубе, вовлекая и детей. Мы с радостью занимались этой интересной деятельностью. У нас не было плохих мыслей, все были заняты. Для меня учителя были волшебниками, которые умели творить чудеса. Уверена, что именно они мне помогли обрести внутреннюю силу, самостоятельность, а значит уверенность в себе, в своих возможностях. Ведь работа в школе- это жизнь. Мы очень тонко чувствовали настроение учителя, его отношение к нам. Не было фальши, неискренности, все мы были влюблены в учителей. Местные жители здоровались с ними с поклоном и относились к ним с большим уважением. Удивительная это должность - сельский учитель! Есть ли на свете другая профессия, в которой личность человека, его характер, убеждения, умение общаться с людьми приобретали бы такое решающее значение, как в этой профессии? А какой запас знаний, умений, мастерства нужно иметь сельскому учителю: ведь каждую минуту он должен быть готов ответить на самые неожиданные, совсем «не по предмету» вопросы ребят, дать совет, помочь делом родителю, односельчанам… Непросто стать необходимым, нужным на селе человеком. Любовь, доверие односельчан приходят не сразу, и приходят лишь к тем, кто по- настоящему любит людей, кто терпелив и добр, кто все свои физические и душевные силы отдает детям. Как мы мечтали стать такими же волшебниками! Так, что ответ на вопрос «Почему же я стала учителем?» прост - меня окружали прекрасные педагоги, профессионалы, на которых мне хотелось быть похожей. Они определили мой путь, научили прощать. Я поняла, что богат не тот, у кого больше, а тот, кто нуждается в меньшем. Я осознала, что два человека могут смотреть на одно и то же, а видеть по- разному. И я твердо уверена, что не ошиблась в выборе своей профессии и убеждена, что выбрала самую интересную профессию: каждый день дарит встречу с моими коллегами и учениками, каждый урок готовит новые открытия для моих воспитанников и для меня. Нет большего счастья, чем видеть горящие своих учеников.
Моя профессия – самая творческая. Ведь, чтобы зажечь в глазах детей огонек интереса, нужно придумать, найти, записать, распечатать, вырезать, наклеить, нарисовать, оживить, дифференцировать, распределить, воплотить, сыграть, почувствовать! И тогда ни один урок не будет похож ни на один другой.
Сейчас в стремительно развивающемся мире, со всеми его противоречиями и сложностями, именно школьный учитель стоит между большим миром и маленькой растущей личностью, а, значит, ориентирован на будущее.
Мне нравится перефразированное высказывание Махатмы Ганди «Будь сам теми изменениями, которые ты хочешь видеть в школе!». Новые стандарты определяют эти изменения в моей работе: даю своим ученикам не просто свод грамматических правили определенный набор лексики, не просто учу их читать, писать и говорить на английском… Моя задача, как учителя иностранного языка, состоит в том, чтобы помочь им осознать различия и понимание «другого». А чувство уважения ко всему «другому» можно воспитать лишь при наличии чувства самоуважения, осознания собственной индивидуальности и гордости за свою страну.
Сегодня дети должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они учатся изобретать, понимать, выражать свое собственное мнение, уметь слышать и слушать, договариваться, уважая мнение других. Мне хочется, чтобы им было интересно учиться, чтобы они не потеряли способность радоваться, открывать новое.
Хочется верить, что на моих уроках ученики могут научиться искать, находить, ставить цели и достигать их, ошибаться и приходить к правильному решению. Ведь именно так рождается Личность, Успешная Личность. А помочь им стать успешными должен учитель.
А каким же должен быть современный учитель? Какими личностными и профессиональными качествами должен обладать? Я думаю, современный учитель, безусловно, должен быть увлеченным и уметь увлечь своим предметом. Он имеет смелость иногда отойти от классно - урочной системы, чтобы дать учащимся возможность самим добывать знания. Конечно, ему необходимо владеть современными технологиями, формирующими навыки, без которых невозможна социализация выпускников к условиям современного, очень непростого мира. Миссия современного учителя - научить учиться. Для любого учителя успешные ученики - это гордость, его успех. А успешный учитель всегда двигается вперед, сам всегда в пути. Если мы, учителя, поможем нашим ученикам развить лучшие стороны их личности, то в будущем получим уверенное в себе поколение людей, знающих чего они хотя, и стремящихся к постоянному самосовершенствованию.
Не это ли главная цель истинного современного учителя!?