Учитель – душа школы
Учитель — одна из древнейших профессий на земле. Еще в Древней Греции, Египте и Риме люди, почитаемые за свой ум и знания, становились учителями. И считалось великой честью стать учеником философа, постичь тайны мира. Примеры нам известны из истории: учителем, например, Александра Македонского был древнегреческий ученый и философ Аристотель. И кто знает, стал бы Александр настолько великим воином и царем, если бы не уроки его наставника.
Многие считают, что учитель — это профессия от Бога. Даже не профессия — призвание. Действительно, как много душевных качеств должен объединять в своем характере тот человек, кто хочет стать учителем: твердость, безграничное терпение, строгость и мягкость, доверие и умение быть примером во всем. А главное — любовь, любовь к жизни, к процессу обучения, и прежде всего, к детям. Еще Л. Толстой отмечал, что хороший учитель — это тот, кто объединяет в себе любовь к своему делу и любовь к своим ученикам.
С юных лет нас окружают учителя. Они раскрывают перед нами секреты чисел, объясняют законы природы, знакомят с шедеврами мировой культуры. Они открывают перед нами двери в этот прекрасный мир, наполненный радостью узнавания. Настоящие учителя учат нас не столько науке, сколько умению учиться, самим находить источник знаний. Они пробуждают в нас тягу к доброму, светлому. Именно такие преподаватели и вдохновляют.
Как много в жизни человека зависит от того, кто будет его учителем. Ведь учителя дают нам не только знания по предмету, они учат нас жизни, воспитывают в маленьком человечке умение радоваться и любить, надеяться и верить, быть сильным и смелым, выносливым и верным, умным и уверенным в своих силах. Так, древнегреческий философ Плутарх писал, что ученик — это факел, который нужно зажечь. И сделать это может только настоящий Учитель.
А Дмитрий Менделеев заметил: "Вся гордость учителя — в учениках, в росте посеянных им семян". Действительно, за открытиями ученых, за достижениями профессоров и ученых деятелей всегда стоят учителя. Мы становимся взрослыми, выбираем свой путь. Но в каждом из нас всегда хранится частичка души, подаренная нам учителями.
Профессия учитель – это профессия, которая требует особого состояния души. Здесь нельзя быть одинаковой, даже урок по одной теме проходит по-разному. Нельзя сказать, что я проработала много лет в школе, поэтому к уроку можно долго не готовиться. Надо готовиться долго, а по шаблону работать нельзя – результата не будет. В классе 30 человек, все они разные, к каждому необходимо найти подход, научить. Шаблоны хороши, когда создаешь машину, а перед нами человек, для которого учитель – это пример. Поэтому надо быть прежде всего самим собой. Меня раздражает вопрос, который часто сейчас задают: «Каким вы видите современного учителя?» Нет современного или старого учителя. Есть учитель! Учитель – это тот, кто всегда найдет подход к детям, в любые времена. Он будет разным, потому что каждый ребенок – это особый мир, в который надо всматриваться, вслушиваться, который надо просто понять.
Учитель, воспитатель – это все же не профессия, это состояние души! Учитель-душа школы , который открывает мир под названием ребенок!
Профессия учитель – зов души
Идут туда не за высоким званьем.
Порою получают там гроши,
Но это не считается в ней главным.
Здесь детство, искры творчества, мечты
Пытливые глазенки ребятишек.
Профессия учитель – зов души
И нет достойней звания учитель
Смысл профессии учителя в словах Л.Н Толстого: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель».
"Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло,
будь благодатной почвой для развития человеческих чувств
и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников,
но и в первую очередь, в их душах и сердцах…".
Амонашвили
В одном из высказываний Сары Алпысовны Назарбаевой прозвучали такие слова: «Именно через образование мы хотим возродить в нашем обществе духовно-нравственные ценности, чтобы каждый человек мог в полной мере реализовать заложенные в нем от рождения способности и тем самым принести пользу не только нашему государству, но и всем людям на Земле».
Новая уровневая программа способствует становлению мировоззрения ученика, дает возможность пользоваться информацией научно-технической, художественно-эстетической сфер, помогает ориентироваться в общемировом образовательном пространстве , расширяет взгляды учащихся на традиции и обычаи , образ жизни, историю своего и других народов, воспитывает уважительное отношение к другим народам .
Мы учителя обязаны готовить себя к работе в новых реалиях. Требования к педагогу за последние годы существенно повысились. Сегодня учитель – это душа школы, духовно развитая, творческая личность, обладающая профессиональными навыками, педагогическим даром и стремлением к новому, способностью к рефлексии, Такой учитель должен ясно понимать ценность образования, прекрасно знать свой предмет, педагогику и психологию, использовать личностно-ориентированные педагогические методы и обладать мотивацией к дальнейшему развитию своей личности.
В наше время работать в школе трудно, но интересно. Всегда приходится не только учить других, но постоянно учиться самому. В.А.Сухомлинский писал: «Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь…Такова духовная и философская основа нашей профессии: чтобы дать ученикам искорку знаний.
В школах используются новые информационные технологии: компьютеры, интерактивные доски, проекторы. Учитель должен идти в ногу со временем: использовать в своей работе инновации, различные методики, должен в совершенстве владеть преподаваемым материалом.
Важно не только сохранить положительный опыт, накопленный за многие годы, но и задуматься о том, что все свои полученные знания обязана внедрить у себя в школе. Через предмет учитель раскрывает внутреннюю природу ребенка, раскрывает всем и каждому потенциал добра, гуманизма, любви. Это и есть те благодатные зерна, которые нужно взращивать всем миром, т.е универсальные способности, благодаря которым человек становится человеком любящим и любимым, милосердным и сострадательным, ласковым и терпеливым, общительным и дружелюбным, готовым к взаимопониманию и толерантности, к уважению культурных традиций, а значит - счастливым, испытывающим радость от каждого мгновения благого дела.
Велика роль учителя в воспитании подрастающего поколения. Слова В.А. Сухомлинского: «Учитель, до тех пор учитель, пока он учится сам», т.е. духовное развитие только облагораживает человека, дает ему силу и энергию .
Учитель! Труд твой кропотливый,
С каким трудом еще сравнишь?
Ты словно сеятель над нивой,
Бесценный урожай растишь!
Ты будто первооткрыватель,
Ведешь по жизни молодежь,
Ты в тоннах знаний, как старатель,
Крупицу золота найдешь!
Успех в учении — это тропинка, ведущая к тому уголку детского сердца, в котором горит огонек желания быть хорошим.
Мы учителя посвящаем свою жизнь детям и тому, чтобы сберечь эту тропинку и огонёк.