Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад комбинированного вида №5 «Рябинка»
Барабинского района Новосибирской области
«Эмоциональное и познавательное развитие детей».
Подготовила воспитатель
группы «Пчелки»:
Шилова Н. А.
Барабинск, 2020 г
Бывают чувства у зверей,
У рыбок, птичек и людей,
Влияет, без сомнения,
На всех нас настроение.
Кто веселится? Кто сердит?..
Рассеет все сомнения.
“Азбука настроения”.
Когда мы наблюдаем за природой или читаем интересную книгу, то наряду с познавательной деятельностью мы проявляем свое отношение к новому миру.
Наблюдая за природой, мы радуемся, сопереживаем, вызываем удовольствие или разочаровываемся, если кто-то портит природу. Радость, досада, боязнь - вот разнообразный спектр чувств и эмоций, возникающий в процессе познания и деятельности человека.
Эмоции и чувства - это личностное отношение человека не только к окружающей действительности, но и к себе. Мир чувств и эмоций сложен. Богатство эмоциональных переживаний помогает нам глубже понимать происходящее. Эмоции и чувства придают словам и поступкам своеобразный колорит. Положительные переживания воодушевляют нас в творческих поисках.
Эмоции играют важную роль и в жизни ребенка. Они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. В дошкольном возрасте эмоциональный мир ребенка богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (радости, страха) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, ревнует и грустит. Так же усваивается язык таких чувств, как выражение оттенков переживаний при помощи взглядов, жестов, улыбок, движений, интонаций голоса.
Развитие эмоциональной сферы, тесно связано с формированием плана представлений. Образные представления приобретают эмоциональный характер, и вся деятельность ребенка становится эмоционально насыщенной. Игра, рисование, лепка, должны иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность разрушается. Ребенок не способен делать то, что не вызывает у него интереса.
В раннем и младшем возрасте дети активно накапливают сенсорный опыт. С помощью органов чувств и собственных манипуляций они усваивают внешние характеристики предметов (их признаки и свойства), определяют их форму, размер, цвет и пр. Элементарное экспериментирование помогает ребенку выделить различные свойства предметов (деревянная пластинка и пенопласт не тонут в воде, а бумага размокает и расползается и пр.). Постепенно дети постигают основополагающие характеристики предмета: целевое назначение (для чего он предназначен) и функцию (как им пользоваться). Это – скрытые, внутренние характеристики. Их нельзя потрогать, почувствовать. Но именно они, в конечном счете, определяют сам предмет.
Например, во второй младшей группе можно проводить следующие сенсорные игры.
«Путешественники».
Детям предлагается босиком походить по разной поверхности (мягкая, гладкая, ребристая и т.д.).
Игры с водой.
Пускать кораблики.
Купать игрушки.
Наполнить водой пластмассовые емкости, резиновые игрушки (груши) и вылить её.
«Дождь идёт» (льют воду из лейки в тазики).
«Кто дольше удержит воду» (набирают в ладони воду, стараясь как можно дольше удержать её).
«Море волнуется» (руками изображают морские волны).
Примечание: игры с водой лучше всего организовывать летом на прогулке или в умывальной комнате. Воду можно подкрашивать.
«Ветерок»
Воспитатель держит в руке палочку, к которой прикреплены легкие ленточки, и произносит такие слова:
Ветерок, подуй сильней,
Развей ленточки скорей.
Вей, вей, ветерок,
Догони его, дружок!
Затем начинает быстро двигаться, размахивая палочкой. Дети стараются поймать «ветерок».
Параллельно с сенсорными рекомендуется проводить игры, направленные на развитие жестикуляционной выразительности.
Сюжетной основой таких игр могут выступать произведения детских писателей, поэтов, фольклор.
«Медвежата»
Воспитатель читает стихи П. Воронько, предлагая детям подвигаться.
Медвежата в чаще жили, головой своей крутили. Вот так! (Переступают с ноги на ногу, вертят головой.)
Медвежата мёд искали, дружно кустик раскачали. Вот так! (Имитируют раскачивание кустиков.)
Вперевалочку ходили и из речки воду пли. Вот так! (Двигаются вперевалочку, неуклюже, затем наклоняются, «пьют воду».)
А потом они плясали, выше лапы поднимали. (Танцуют, высоко поднимая колени.)
Во второй младшей группе также необходимо познакомить детей с лексикой, отражающей наиболее яркие, визуально легко определимые эмоциональные состояния: радость (радостно, радостный), грусть (грустно, грустный), веселье (веселый, весело и т.д.), печаль (печальный, печально и т.п.), испуг (испуганный, испугаться), злость (злой, рассерженный) и т.д.
Основную роль в решении этой задачи выполняют литература, фольклор. Читая сказки, рассказы и др., педагог акцентирует внимание детей на слова, характеризующие определённые эмоциональные состояния. Одновременно можно демонстрировать проявление эмоций в жестах, мимике, интонации, побуждать детей к определению эмоциональных состояний, используя вопросы: «Почему медведь убежал, услышав песенку лисы?», «Как вы считаете, коза всегда была веселой? Какой ещё она была?» и т.д.
Огромным потенциалом для эмоционального развития детей обладают театрализованные игры. В театрализованной деятельности отрабатываются умения эмоционально передавать образ выбранного персонажа: использовать интонацию, мимику, жесты, характерные особенности походки и др. При перестройке эмоционального опыта детей с негативным отношением к сверстникам, в основе которого лежат их социальная пассивность, отсутствие творческого начала в отношениях с людьми, полезно обратиться к играм-драматизациям на темы сказок. В них добро и зло разграничены, даны четкие оценки поступкам героев, определены положительные и отрицательные персонажи. Поэтому в условиях игры на тему сказки ребенку легче войти в роль, создать образ, допустить условность. Ведь создание воображаемой ситуации обязательно требует связи с жизнью и исходными представлениями дошкольника о ней.
Дети этого возраста должны также научиться видеть и воспроизводить характерные особенности оформления эмоциональных состояний (радость, грусть, испуг, злость). Для этого уместно использовать иллюстративный материал, а также игровые упражнения для тренировки эмоций.
Попросите ребенка: нахмуриться
• как осенняя туча;
• как рассерженный человек;
• как злая волшебница;
улыбнуться
• как кот на солнце;
• как само солнце;
• как Буратино;
Позлиться
• как два барана на мосту;
испугаться
• как заяц, увидевший волка;
• как котенок, на которого лает собака;
устать
• как папа после работы;
• как человек, который несет тяжелую сумку с продуктами.
• как муравей, притащивший большую соломинку
отдохнуть
• как ребенок, который много потрудился, но помог маме.
Игра «Поделись с другом» (стоят парами, движения как в считалке)
Раз, два три, четыре, дети
Мы живем с тобою в мире! (пожимают друг другу руки)
Добрый ты, щедрый я –
Значит мы с тобой друзья. (держатся друг с другом за обе руки)
Мы не жадины, значит (руки на пояс, губы надуть)
Мы не хнычем и не плачем.
Будем вместе веселиться (игра в ладошки парами)
И хотим мы поделиться … (руки прижать к груди)
Игра «Волшебный стул»
Все стоят в кругу, руки за спиной
Кто сегодня все красивей?
Кто сегодня всех счастливей?
Поскорее появись –
На волшебный стул садись.
Ведущий, в это время обходит всех за спиной и кому-то кладет в ладони фишку. Этот ребенок садится на стул в центр круга.
Все дети хвалят сидящего в кругу.
Он им отвечает: "Я вас всех благодарю. Всем "Спасибо!" говорю".
Игра - это единственный не насильственный способ заинтересовать ребёнка в выполнении каких-либо действий, направленных на его развитие. Так как у детей отсутствует понимание о необходимости получения этих навыков и знаний, и если взрослый человек может осознанно и целенаправленно учиться чему-либо, то у ребёнка такая целенаправленность отсутствует. Дети с удовольствием занимаются только тем, что нравится им самим. Нельзя ребёнка заставить слушать наставления о правильном эмоциональном поведении, ему это будет не интересно. Игра дошкольника, насыщена самыми разнообразными эмоциями, удивлением, волнением, радостью, восторгом и т. д. Это даёт возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребёнка, но и для профилактики и коррекции его психических состояний. Эмоциональные проявления, возникающие в конкретной игровой ситуации, способны закрепляться и обобщаться, воспитатель должен так организовать игру, чтобы препятствовать возникновению и развитию отрицательных эмоций, проявлению невнимания, агрессивности.
Так, например, сюжетно-ролевая игра может использоваться по-разному. Ведь очень часто ребенок не играет с другими детьми только потому, что он их «не видит», не понимает. У него отсутствуют элементарные навыки общения. Цель педагога — помочь ребенку обратить внимание на сверстников, привлечь его к их разным качествам, положительным сторонам. И это надо делать через отношения ролей. Так в игре «Шоферы», воспитатель предлагает, например, перевести кирпичики для постройки, чтобы построить больницу для зверят. Каждый ребенок везет свой грузовик, дети начинают помогать друг другу, чтобы быстрее, построить больницу для больных зверят. При этом у детей возникает стойкое эмоциональное проявление симпатии друг к другу, которое сохраняется не только в ролевых отношениях, но и вне их.
Процесс познания осуществляется на протяжении всей жизни человека. Однако периоду дошкольного детства в нем отводится особое место. В этом возрасте формируются фундаментальные представления о мире; появляются новые способы познания и познавательные интересы; происходит эмоционально-чувственное постижение окружающей действительности.
Таким образом, развивая познавательную сферу ребенка нужно не забывать о важности эмоционально- личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребёнка. Поэтому, для этого важно:
создать благоприятную психологическую атмосферу в детском коллективе;
учить детей управлять своим эмоциональным состоянием, это будет являться важнейшим условием дружественного и плодотворного общения с окружающими. т.е. если дети будут уметь, контролировать свои эмоции, и будут уметь общаться с окружающими, создастся в группе особая эмоциональная атмосфера, которая благотворно действует на психику ребенка;
эмоционально-развивающая среда, которая способствует разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка;
стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с каждым ребенком;
развивать эмоциональное единство группы дошкольников в процессе совместной деятельности;
развивать эмоции и чувства в игре.