Экспериментальные задачи и их использование в обучении физике.
Физика - это наука о природе и ее законах. Она изучает фундаментальные принципы, которые определяют наше понимание мира. Однако, чтобы по-настоящему освоить физику, необходимо не только теоретическое знание, но и практическое применение этих знаний. В этой статье мы рассмотрим роль экспериментальных задач в обучении физике и их значимость для школьников.
1. Значение экспериментальных задач:
Экспериментальные задачи играют важную роль в обучении физике, поскольку они позволяют школьникам применять теоретические знания на практике. Они помогают ученикам развить навыки наблюдения, измерения и анализа данных. Эксперименты также способствуют развитию критического мышления и способности решать проблемы.
2. Практическое применение физических законов:
Экспериментальные задачи позволяют ученикам увидеть, как физические законы применяются на практике. Они могут проводить эксперименты, чтобы проверить различные законы и формулы, увидеть, как они работают в реальных условиях. Это помогает школьникам лучше понять и запомнить физические концепции.
3. Развитие навыков работы с оборудованием:
Экспериментальные задачи требуют использования различного оборудования, такого как измерительные приборы, лабораторные установки и технические инструменты. Ученики получают опыт работы с этим оборудованием, что развивает их навыки работы в лаборатории и улучшает практическую подготовку.
4. Стимуляция интереса и творческого мышления:
Экспериментальные задачи могут быть интересными и захватывающими, что стимулирует интерес школьников к физике. Они могут проводить собственные эксперименты
При составлении экспериментальных задач я основывалась на методических рекомендациях по выполнению экспериментального задания ОГЭ по физике. Экспериментальные задания представленные в 17 номере ОГЭ делятся на3 типа:
-
Косвенные измерения физических величин
-
Исследование зависимости одной физической величины от другой с представлением экспериментальных результатов в виде таблиц или графиков и формулировка вывода на основании полученных экспериментальных данных
-
Экспериментальная проверка физических законов и следствий
Сегодня я рассмотрю задания первого типа, в которых проверяются умения использовать физические приборы и измерительные инструменты для прямых измерений физических величин (расстояния, промежутка времени, силы).
При выполнении моих заданий я использую порядок выполнения заданий 17:
-
Схематический рисунок экспериментальной установки
-
Формула для расчета искомой величины по доступным для измерения величинам
-
Правильно записанные результаты прямых измерений с учетом погрешностей
-
Получено правильное числовое значение искомой величины
В своей работе я представлю экспериментальные задания, имеющие практическую направленность, связанные с физическими явлениями, процессами с которыми мы сталкиваемся в жизни. Эти задания я провожу в 7-ом классе по теме «Механическая работа, мощность»
-
В реальной жизни нам порой приходится перемещать различные грузы (например, во время ремонта, перестановки мебели и т.д.), затрачивая на это определённые усилия. Для этого мы выполняем механическую работу.
Задача I: определить работу силы тяги при равномерном перемещении трибометра по горизонтальной поверхности.
-
Сделать схематический рисунок
-
Записать формулу для расчета работы силы тяги
-
Указать результаты измерений длины рейки, силы тяги при движении трибометра с грузом по поверхности деревянной рейки с учетом погрешностей
-
Вычислить работу силы тяги
Задача II: определить работу силы трения скольжения при равномерном перемещении трибометра по горизонтальной поверхности.
-
Сделать схематический рисунок
-
Записать формулу для расчета работы силы тяги
-
Указать результаты измерений длины рейки, силы трения скольжения при движении трибометра с грузом по поверхности деревянной рейки с учетом погрешностей
-
Вычислить работу силы трения скольжения
-
Временами, мы роняем какие-то вещи, и нам приходится их поднимать. Можно определить работу, совершаемую во время поднятия.
Задача: определить механическую работу по поднятию трибометра с пола на парту.
-
Сделать схематический рисунок
-
Записать формулу для расчета механической работы по поднятию трибометра
-
Указать результаты измерений высоты парты и силы тяги при равномерном поднятии трибометра с одним грузом с учетом погрешностей
-
Вычислить совершенную механическую работу.
-
Ежедневно мы поднимаемся по лестнице в школе или дома. Используя физические формулы, мы можем рассчитать мощность
Задача : определить собственную мощность при подъеме по школьной лестнице с первого этажа на третий.
-
Сделать схематический рисунок
-
Записать формулу для расчета мощности
-
Записать показания секундомера, свою массу, высоту (от пола первого этажа до пола третьего этажа) с учетом погрешностей
-
Вычислить собственную мощность
-
При строительстве домов рабочим приходится поднимать груз на какую-то высоту пользуясь неподвижным блоком.
Задача: определить работу силы упругости при подъеме двух грузов на высоту 20 см с помощью неподвижного блока.
-
Сделать схематический рисунок
-
Записать формулу для расчета работы силы упругости
-
Указать результаты прямых измерений высоты и силы упругости
-
Вычислить работу силы упругости при подъеме двух грузов на указанную высоту
-
Гораздо удобнее при подъеме грузов на определенную высоту строящегося дома использовать в паре с неподвижным блоком – подвижный, так как он дает выигрыш в силе.
Задача: определить работу силы упругости при подъеме двух грузов на высоту 20 см с помощью подвижного блока.
-
Сделать схематический рисунок экспериментальной установки
-
Записать формулу для расчета работы силы упругости
-
Указать результаты прямых измерений высоты и силы упругости
-
Вычислить работу силы упругости при подъеме двух грузов на указанную высоту
Задания подобного типа вызывают у учащихся интерес к изучению предмета, в связи с тем, что они сталкиваются с этими явлениями и процессами в повседневной жизни.