Объектом данной научно-исследовательской работы является история экономического состояния деревень и населенных пунктов Высокогорского района.
Предметом исследования является история деревень и населенных пунктов Высокогорского района, представленные в трудах историков, исследователей и рукописных материалах.
Хронологические рамки исследования представлены временем c XIX века включая XXв.
Географическими рамками нашего исследования являются территории Заказанья.
Метод иследования: анализ рукописных материалов, научной литературы.
Целью нашей научной работы является изучение истории населенных пунктов, которые входили в состав территории нынешнего Высокогорского района, и определение роли этого края в истории становления экономической и предпринимательской системы татарского народа, основываясь на письменных источниках.
Для того, чтобы достичь этой цели, были поставлены следующие задачи:
- изучить историю Высокогорского района, Заказанья и “Иске-Казан”;
- понять уникальность местоположения Высокогорского района и особую роль края в истории татарского народа;
- рассмотреть особенности экономики Высокогорского района, определяя его влияние на роль Казани в экономике России;
- определить экономические особенности по историческим сведениям населенных пунктов Высокогорского района;
- ознакомиться с биографией известных личностей, родившихся на территории Высокогорского района, и показать их вклад в развитие различных сфер жизни татарского народа.
Экономические особенности Высокогорского района Республики Татарстан
Высокогорский район, как и весь Заказанский край, известен как один из старейших исторических, культурных и духовных центров Среднего Поволжья. В районе немало мест и населенных пунктов, связанных с именами известных личностей и историческими событиями.
Одним из красивейших объектов райцентра является здание краеведческого музея. Все работы по комплектованию музея экспонатами проводились под руководством работников Национального музея РТ. Экспонаты рассказывают о древнейшей истории нашего края, о его до- и послереволюционной истории.
На сегодняшний день в музее работают археологические и этнографические залы. Большая часть музейной коллекции была найдена во время археологических исследований. Здесь хранится и бронзовый казан – символ правления древних гуннов. В музее выставлены осколки глиняной посуды, разбитые горшки, ткацкий станок. Экспозиции, отражающие жизнь бедного, среднего и богатого слоев населения, также вызвали у нас большой интерес. Прялка, ручная мельница, маслобойка и другие экспонаты, выставленные в музее, отражают жизнь того времени.1
По экспонатом находившихся в музее можно определить чем раньше занимались люди и какое было ремесло.
С интересом можно рассматривать и украшения татарских женщин: накостники, кольца, браслеты, застежки. Национальные украшения являлись и частью одежды татар. Если валенки, лапти носили в основном бедняки, они были недорогими и удобными, то богатые предпочитали чувяки и ичиги, сшитые из разноцветных кусков кожи. Они являются настоящим произведением искусства. В музее также выставлены женские головные уборы, вышитые полотенца, молитвенные коврики, сотканные в домашних условиях. Эти работы мастеров Заказанья вызывают восхищение тем, что смогли сохранить древние традиции.2
Заказанье - пример региона ранней индустриализации, где вследствие избытка населения по отношению к продовольственным ресурсам имелась дешевая рабочая сила. Данные по Татарским Слободам Казани говорят о периоде 1800-1810 гг. как пике экономического роста. В 1800-1805 гг. налогооблагаемый капитал членов Казанской Татарской ратуши возрос с 552.934 до 910.526 руб. В 1814 г. 14 татарских фабрик Казани и Заказанья производили 75,2% всего кумача России. Текстильная промышленность стала основной отраслью экономики татар наряду с обработкой кожи, пошивом обуви и изготовлением мыла.3 Впервые регион Казани стал важным центром производства экспортных товаров, а не только центром перераспределения. Это было тем более важно потому, что основные экспортные зоны России находились в руках татарских купцов (например, караванная торговля со среднеазиатскими государствами). И поэтому хочется привести пример о купцах радного края, точнее о Мухаметзяне Галееве.
Этот купец, интересно отметить, занимался прибыльным и на ту пору малоизвестным в Поволжье делом. Еще в конце XVIII века он приобрел на Оренбургской ярмарке несколько образцов произведенной в Бухаре азиатской обуви — узорных сапожков и туфель, а по возвращении в Казань, убедившись, что новинка пришлась покупателям по вкусу, наладил ее массовое производство. Для этого Мустафа бай нанял в городе и окрестных деревнях лучших кожевенников и десятки искусных швей-мастериц, которые и начали изготавливать мягкие, удобные, покрытые изящным узорочьем ичиги.4
Мухаметзян Галеев, переселившийся в д. Чувашлы Казанского уезда (ныне Высокогорского района РТ), по всей видимости, выполнял роль торгового агента у Файзуллина, собирая уже готовую продукцию в селах Заказанья и обеспечивая работников сырьем. Вскоре юноша благодаря природным способностям, упорству и трудолюбию становится первым помощником купца во всех его коммерческих операциях. Жизнь молодого предпринимателя вступает в полосу важных событий. В 1855 году он сосватал дочь крестьянина д. Малые Ковали Фахренису Хайбуллину, а еще через два года у молодоженов родился первенец — Галимзян. Почти вслед за этим умирает Мустафа Файзуллин и неожиданно для самого себя Мухаметзян Галеев оказывается у руля большой процветающей фирмы.5 Впрочем, он уже давно был готов к более широкой деятельности, горел новыми идеями... В первую очередь, новоиспеченный купец позаботился о качестве производимой обуви, значительно расширил ее ассортимент и отказался от неудобной системы мастеров-надомников. Теперь его работники трудились в стационарных мастерских, где ежегодно изготавливались десятки модификаций азиатских сапожков и туфель, среди которых наибольшей популярностью пользовались ичиги, расшитые золотыми и серебряными нитями. Усилия М.И.Галеева увенчались успехом. Он сумел значительно увеличить доходы своего предприятия, расширить его границы. Купец приобрел лавки на Ирбитской и Нижегородской ярмарках, открыл фирменные магазины в Уфе и Троицке. Переехав в 1861 году с семьей на постоянное жительство в Казань и в 1869 году официально войдя в местное купеческое сословие, М.И.Галеев превратился из коммерсанта средней руки в богатого торговца и промышленника.6
А в ноябре 1898 года купец выступил инициатором очень важного мероприятия. Заручившись поддержкой самых влиятельных торговых фамилий города — Апанаевых, Юнусовых, Утямышевых, Аитовых, Галикеевых, Сайдашевых, он подает прошение городскому голове с просьбой о разрешении учредить в Казани Благотворительное общество. Власти удовлетворили прошение, и Мухаметзян Галеев уже в качестве одного из руководителей общества сразу же взялся за переоборудование дома Юнусовых под помещение мусульманской богадельни. Вскоре в великолепном двухэтажном здании появились первые жильцы — десять бесприютных доселе стариков. Провидение сопутствовало всем благородным начинаниям Галеева.7
Ниже речь будет идти о Высокогорской земле в первые годы Советской власти: буржуазно-демократическая революция, победив прежде всего в городах и в армии, не могла не всколыхнуть и деревню. Повсеместное распространение получило движение крестьянства за революционное преобразование власти на селе. В деревнях народ решительно отвергал все попытки Временного правительства сохранить старую систему сельского управления, заменяя волостные правления и старост крестьянскими комитетами и Советами. Выборы волостных и сельских комитетов, проходившие на крестьянских сходах, становились ареной столкновения бедняцко-середняцких слоев деревни с кулачеством. Так было повсеместно. Например, в Чепчугах волостной исполнительный комитет был избран 23 апреля 1917 года. 8
На территории нашего района вопреки указаниям Временного правительства о том, что крестьянские комитеты рассматриваются как выразители общественного мнения и не должны иметь распорядительных, а тем более исполнительных функций по управлению, крестьянский комитет Собакинской волости (центр был в деревне Калинино) уже весной 1917 года, то есть за шесть месяцев до Октябрьской революции, принял решение взять на особый учет помещичьи земли: пашню, лута и леса — и без разрешения крестьянского комитета никто не мог продать продукцию земли за пределы волости.9
Временное правительство и его органы на местах уже тогда были бессильны перед нарастающим революционным движением. Народ выставлял не только экономические, но и революционные требования в духе большевистских лозунгов.
В Каймарской волости, например, было два помещика Апанаевых, двое Баратынских, двое Оконишниковых, Бажанов, Емельяновы, Казем- Бек, братья Потаповы, Кудрявцев. В селах Чепчуговской волости крупными землевладельцами были трое Юнусовых, Баширов, Милованова, Егоров, Сузарева, Подгорецкий, Зарастрова. В собственности у каждого находилось от 80 до 1040 гектаров пашни, лугов, лесов и выпасов. Тогда как в распоряжении крестьян имелось от 2 до 14 десятин. При низкой урожайности продуктов с этой земли в некоторых семьях запасов хватало только до рождества.10
Какова была урожайность? Приведем данные за 1918 год — наиболее благоприятный по климатическим условиям по Чепчуговской волости. Озимыми было засеяно 4570 десятин, собрано 27216 пудов хлеба, или с каждой десятины (десятина — около гектара) по 5,95 пуда (или одному центнеру с десятины). Яровыми было засеяно 3305 десятин и собрано 16560 пудов — по 5 пудов с десятины, или 0,8 центнера. Картофеля собрали по 20 центнеров. Гречей в волости засевалось 84 десятины и было собрано 3923 пуда зерна или по 5 пудов с каждого гектара, то есть по 80 килограммов.11
Многие, особенно безлошадные хозяйства, своими силами не могли справиться с уборочными работами. В летний период широко практиковался наем рабочей силы с поденной оплатой. Цены на рабочую силу каждое лето складывались разные. Например, в 1918 году поденная оплата в селах Чепчуговской волости была: работнику с лошадью 35 рублей, пешему 8 рублей, работнице 7 рублей. На продовольствии нанимателя цена снижалась, уборка урожая зерновых с одной десятины оценивалась в 250 рублей. Цены на основные продукты летом 1918 года были: мука ржаная — 60 рублей за пуд, овес — 40 рублей, баранина — 130 рублей, мясо говяжье — 140 рублей, свинина — 160 рублей. Можно отметить, что цены на муку и зерно за полгода выросли в 10 раз, а на продукты животноводства в 3—5 раз.12
1918 год по климатическим условиям был благополучным для сельского хозяйства, но уборочные площади возросли за счет того, что урожай с помещичьих земель первый раз убирали для себя сами крестьяне. 13
Органы Советской власти к весне 1918 года организовали не только раздел помещичьих земель, но и обеспечение крестьян семенами. На обсеменение полей овес продавался по цене 19 рублей за пуд, а греча — по 22 рубля, тогда как на рынке весной стоимость зерна этих культур была 50—55 рублей за пуд. Для беднейших крестьян, чтобы освободить их от платы, на каждую волость было выделено по 5000 рублей.14
Крестьянам Студено-Ключинской волости овса и гречи по льготным ценам было продано на 11100 рублей. Продавал зерно член продо¬вольственного отдела уездного исполкома Зайнуллин. Кулаки одной из волостей уезда Зайнуллина избили до потери сознания, ограбили все деньги и, считая мертвым, поместили в местную караулку.15
Как мы видим, каждое указание органов Советской власти проникнуто классовым подходом.
Одной из первых коммун в нашем районе, как уже отмечалось, была коммуна имени Чернышевского. На конец 1918 года по всей стране было 3100 совхозов и 2960 коллективных хозяйств, объединивших около 186 тысяч человек.16
Надо отметить то, что возникновение Советской власти с политической, экономической и общественной стороны была весьма затруднена. Конечно же это повлеяло на жизнь народа.
Когда речь идет о Высокогорском районе, нельзя рассматривать исторические события на совремменной территории района. Надо учитывать то, что история деревень Зеленодольского района, расположившиеся на восточной территории и история деревень западной части Атнинского района – это единое целое с нашим районом.
Заключение
Земля Высокогорского района оставили после себя огромное наследие. Она оказала огромное влияние на народы и государства. Исследования, изучение истории татарских деревень, которое нами было запланировано, дала возможность по-новому и объективно представить историю нашего края. Многие труды и работы были написаны про историю Заказанья и Высокогорского района. Но если учесть то, что конкретного изучения экономической структуры, образовательной системы и исторических личностей Высокогорского района не было, можно сказать, что наша работа более точно описывает историю этого края. Это объясняется тем, что Высокогорский район рассматривался в истории в рамках Заказанья.
Список использованных источников и литературы
Источник
Очерки истории Высокогорского района Республики Татарстан. – Казань: Изд-во “ Мастер Лайн”, 1999. – 368 с.
Список литературы
Заказанье: проблемы истории и культуры: Материалы конф. Тез. и материалы 1-й Регион. науч.-практ. конф. "Проблемы истории и культуры Заказанья", пос. Высокая Гора, 6-7 дек. 1995 г. / Отв. ред. Бурханов Альберт Ахметжанович. - Казань: Заман, 1995. - 202 с.
Хуснияр З. Родной край . // Высокогорские вести. – 2010. - №24.
Гайфуллина Л. Роль Казани в экономике России // Арский вестник. – 2010.- №22.
1 Хуснияр З. Родной край // Высокогорские вести. – 2010. - №24.
2 Хуснияр З. Родной край // Высокогорские вести. – 2010. - №24.
3 Гайфуллина Л. Роль Казани в экономике России // Арский вестник. – 2010.- №22
4 Очерки истории Высокогорского района Республики Татарстан. – Казань: Изд-во “ Мастер Лайн”, 1999. – С. 232.
5 Там же. С. 232.
6 Очерки истории Высокогорского района Республики Татарстан. – Казань: Изд-во “ Мастер Лайн”, 1999. – С. 233.
7 Очерки истории Высокогорского района Республики Татарстан. – Казань: Изд-во “ Мастер Лайн”, 1999. – С. 234.
8 Очерки истории Высокогорского района Республики Татарстан. – Казань: Изд-во “ Мастер Лайн”, 1999. – С. 323
9 Там же С. 324-325.
10 Там же. С.325.
11 Там же. С.325.
12 Очерки истории Высокогорского района Республики Татарстан. – Казань: Изд-во “ Мастер Лайн”, 1999. – С. 325-26.
13 Там же.С. 326 – 27.
14 Там же. С.327.
15 Там же. С.327.
16 Там же. С. 328.