«Осенний фестиваль знаний 2024»

Экологический урок по теме «Задачи на применение дробей»

Данный урок позволит углубить знания учащихся в области ресурсосбережения, сформировать правильное понимание смысла раздельного сбора мусора и вторичной переработки, а также познакомить учащихся с аспектами утилизации бытовых ресурсов, характерных для города Могилёва и Могилёвской области.

Данная методическая разработка может быть использована в практике работы учителей математики, в частности при изучении темы «Выполнение действий с обыкновенными дробями» (5 класс).

Олимпиады: Математика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Тест:

Найдите:

1. от 15:

а) 25; б) 9; в) 10.

2. от 200:

а) 2; б) ; в) 20 000.

3. от 144 га:

а) 54 га; б) 48 га; в) 384га.

4. от 1т:

а) 2500кг; б) 200кг; в) 400кг.

5. Какую часть составляет число 24 от числа 72:

а) ; б) ; в) .

6. Какую часть составляет число 50км от числа 300м:

а) ; б) ; в) .

7. Найти число, если известно, что этого числа равно 14:

а) 4; б) 49; в) 40.

8. числа рано 40, найти данное число:

а) 50; б) 40; в) 32.

ко

бот

рич

пе

ло

ре

ра

вто

ная

ка

49

2

400

32

9

54

50


Содержимое разработки

Экологический урок по теме «Задачи на применение дробей» (математика, 5 класс)


Автор: Светлана Викторовна Кривёнок, учитель математики ГУО «Средняя школа № 6 г. Могилёва»


Введение


В последнее время всё острее стоит проблема ресурсосбережения и энергосбережения. Поэтому актуальной является организация раздельного сбора мусора и дальнейшая вторичная переработка использованного сырья.

Переработка отходов – необходимое условие для благополучного существования человечества в будущем. В природе нет отходов, так как все материалы находятся в постоянном, замкнутом потоке. Изучение жизненного цикла вещей – всей их истории с момента добычи природных ресурсов и до «последних дней» – помогает по-новому взглянуть на всё, что мы производим и используем. Отказ от вещей, умышленно созданных нерационально, и альтернативный выбор многоразового вместо одноразового, перерабатываемого вместо неперерабатываемого, надежного и долговечного вместо однодневного станет серьезным шагом на пути к желаемому будущему без отходов.

Данный урок позволит углубить знания учащихся в области ресурсосбережения, сформировать правильное понимание смысла раздельного сбора мусора и вторичной переработки, а также познакомить учащихся с аспектами утилизации бытовых ресурсов, характерных для города Могилёва и Могилёвской области.

Данная методическая разработка может быть использована в практике работы учителей математики, в частности при изучении темы «Выполнение действий с обыкновенными дробями» (5 класс).


Эпиграф:

«Великая книга природы написана математическими символами»

(Галилео Галилей).


Цель: создать условия для практического применения умений выполнения действий с обыкновенными дробями для решения задач экологического содержания.

Задачи:

  • закрепить и усовершенствовать навыки выполнения действий с обыкновенными дробями;

  • расширить знания учащихся о способах ресурсосбережения, в вопросах раздельного сбора, вторичной переработки и утилизации отходов;

  • развивать логическое мышление, познавательный интерес, любознательность учащихся;

  • способствовать воспитанию интереса к предметам «Математика» и «Экология».


Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, компьютерная презентация, раздаточный материал (карточки с заданиями).


Ход урока


Учитель: Сегодня у нас будет необычный урок, так как мы будем не только выполнять задания на выполнение действий с обыкновенными дробями, но и поговорим о проблеме, которая касается каждого из нас.

А чтобы узнать, о чём мы сегодня будем с вами говорить, я предлагаю вам выполнить тест. И если вы правильно ответите на вопросы, то узнаете, какую проблему мы будем обсуждать.

Тест:

Найдите:

1. от 15:

а) 25; б) 9; в) 10.

2. от 200:

а) 2; б) ; в) 20 000.

3. от 144 га:

а) 54 га; б) 48 га; в) 384га.

4. от 1т:

а) 2500кг; б) 200кг; в) 400кг.

5. Какую часть составляет число 24 от числа 72:

а) ; б) ; в) .

6. Какую часть составляет число 50м от числа 300м:

а) ; б) ; в) .

7. Найти число, если известно, что этого числа равно 14:

а) 4; б) 49; в) 40.

8. числа рано 40, найти данное число:

а) 50; б) 40; в) 32.


ко

бот

рич

пе

ло

ре

ра

вто

ная

ка

49

2

400

32

9

54

50


(Ключевая фраза – ВТОРИЧНАЯ ПЕРЕРАБОТКА).


Учитель: Итак, сегодня мы с вами поговорим о вторичной переработке, раздельном сборе и утилизации мусора.

Избавление от мусора – это настолько привычная часть нашего быта, что мы не придаём ей никакого значения и просто автоматически осуществляем эту простую операцию, лёгким движением руки отправляя то, что нам не нужно в ведро, урну, контейнер, а иногда даже и не утруждаем себя поиском специальных ёмкостей. Коммунальные службы подхватывают за нами эстафету и делают так, что всё ненужное просто исчезает с наших глаз. А вот куда оно исчезает – никого не волнует.

На сегодняшний день решение «мусорной» проблемы состоит в налаживании раздельного сбора и переработки отходов. Опыт самых развитых стран показывает, что участие каждого жителя вносит значительный вклад в развитие культуры грамотного обращения с отходами и помогает сделать процесс избавления от мусора безопасным и эффективным.

Все мы производим отходы, поэтому в решении этой проблемы важно

участие каждого.

Сегодня на уроке мы повнимательнее взглянем на привычные вещи и действия и попробуем найти подходящий для себя способ сократить количество образуемых отходов.


Задание 1. Сбором бытовых отходов и их переработкой в городе Могилеве занимается МГКУ «Спецавтопредприятие». Объем поступающих сюда твердых коммунальных отходов составляет порядка 837 тыс. м3 в год. Мусор сортируется и перерабатывается на заводе утилизации бытовых ресурсов «ЗУБР». На сегодняшний день Могилёвский завод «ЗУБР» перерабатывает бытового мусора Могилёва [1]. Сколько бытового мусора ежегодно выбрасывают жители Могилёва?

Решение:

( тыс. м3) - ежегодно выбрасывают жители Могилёва

Ответ: 4185 тыс. м3.


Учитель: Как вы видите, объём мусора, который оставляют после себя жители нашего города, очень большой. И, к сожалению, по прогнозам специалистов, эта цифра будет только расти.

Отправлять отходы на переработку гораздо разумней, чем сжигать или закапывать в землю. Благодаря переработке материалы возвращаются в хозяйственный оборот и используются для изготовления новых вещей, то есть становятся вторичным сырьем, а не мусором. Это позволяет экономить природные ресурсы, большинство которых являются невозобновляемыми. Кроме того, при производстве новых вещей из вторичных материалов затрачивается значительно меньше воды и энергии и снижается загрязнение окружающей среды.

Задание 2. Ежедневно на завод утилизации бытовых ресурсов «ЗУБР», находящийся в городе Могилёве, поступает 300 тонн мусора. Из общего количества твёрдых коммунальных отходов извлекается вторичных материальных ресурсов [2]. Сколько тонн отходов, ежедневно поступающих на завод переработки, используется в качестве вторичных материальных ресурсов?

Решение:

(т) - используется в качестве вторичных материальных ресурсов

Ответ: 48 тонн.


Учитель: Несмотря на всё успехи, достигнутые в области раздельного сбора мусора и вторичной переработки, основной проблемой остаётся то, что около 80% всех отходов в конечной итоге поступают на свалки.


Задание 3. В Могилёвской области насчитывается 144 полигона твёрдых бытовых отходов. В Могилёве на полигон площадью около 20га свозятся отходы от деятельности промышленных предприятий и мусор, не подлежащий дальнейшей переработке [2]. Площадь занимаемая городом Могилёвом — км2. Какую составляет площадь полигона от площади города Могилёва?

Решение:

1) 20га = 200 000м2 – площадь полигона;

2) км2 = 118 500 000 м2 ≈120 000 000 м2 – площадь города;

3) 200 000: 120 000 000==(ч.) - составляет площадь полигона от площади города Могилёва.

Ответ: .

Учитель: Срок «жизни» такого полигона – более 30 лет. Каждый слой отходов (высотой 1 м) пересыпается землей и гумусом. Площадку готовят по специальным технологиям. Состав грунтовых вод, которые берутся из 6-ти специальных колодцев, окружающих полигон, контролируется каждые три месяца. Ныне действующая площадка была открыта в 1991 году, и заполнять ее планируется до 2025 года. Потом полигон законсервируют и рекультивируют. Рекультивация предусматривает комплекс мер, направленных на восстановление народнохозяйственной ценности и продуктивности территории полигона. Но процессы, которые будут происходить внутри скопища отходов, уже никого не интересуют.


Задание 4. Если сложить пластиковые бутылки, использованные в мире в 2016 году, то получится половина расстояния от Земли до Солнца. Предположительно, что к 2021году количество увеличится на от количества бутылок, использованных в 2016 году [3]. Какую часть расстояния от Земли до Солнца составит «новая» дорога из бутылок. Выразите её длину в километрах.


Решение:

1) =(ч.) – на столько увеличится длина «новой» дороги.

2) (ч.) – такую часть будет составлять «новая» дорога от расстояния от Земли до Солнца.

3) =90 (млн. км) – длина «новой» дороги.

Ответ: ; 90 млн. км.

Задание 5. Разгадайте числовой ребус, учитывая, что Д=Т=4, У=Ы=5, М=Л=6, С=А=8. Одинаковым буквам соответствуют одинаковые цифры.

Ответ:


Учитель. Именно от нас зависит, какой будет жизнь наших потомков.

Природа не в состоянии справиться с той нагрузкой, которую сегодня оказывает на неё человечество. Без помощи разумных и неравнодушных людей, без нашей помощи, ей не обойтись, тем более, для того чтобы приблизить чистое будущее, не нужно никаких сверхспособностей. Планета – наш дом, и мы сами решаем, как с ним обращаться, чтобы жить долго и счастливо. А сегодня наш урок подходит к концу.


Подведение итогов.

Оценивается работа учащихся на уроке, выполнение теста и выполнение заданий.


Домашнее задание.

Составить задачу или числовой математический ребус, содержащий понятия, связанные с темой раздельного сбора, вторичной переработки и утилизации бытовых отходов.


Рефлексия.

Давайте закончим фразы «Сегодня я узнал…», «На уроке мне было интересно…», «Сегодня мне было тяжело …», «В дальнейшем я планирую…», «Меня удивило, что…».




Список использованных источников 1. В Могилеве внедряют новые технологии переработки твердых коммунальных отходов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://energoeffekt.gov.by/news/103--2014/1524-2014-01-30-10-26-23. Дата доступа: 12.02.2018. 2. Как в Могилеве решают вопросы сортировки отходов? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://wasteinfo.by/news/kak-v-mogileve-reshayut-voprosy-sortirovki-othodov. Дата доступа: 12.02.2018. 3. Миллион бутылок в минуту: почему рост отходов пластика трудно остановить и чем это грозит [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ecoidea.by/ru/article/3093. Дата доступа: 12.02.2018.



Эскизы слайдов презентации к уроку










11



Содержимое разработки

Задачи  на применение дробей

Задачи на применение дробей

« Великая книга природы написана математическими символами» ( Галилео Галилей )

« Великая книга природы

написана математическими символами»

( Галилео Галилей )

Тест

Тест

Ключ к тесту ко бот 49 рич 2 пе 400 ло ре 32 ра вто 9 ная ка 54 50

Ключ к тесту

ко

бот

49

рич

2

пе

400

ло

ре

32

ра

вто

9

ная

ка

54

50

Задание 1. Сбором бытовых отходов и их переработкой в городе Могилеве занимается МГКУ «Спецавтопредприятие». Объем поступающих сюда твердых коммунальных отходов составляет порядка 837 тыс. м 3 в год. Мусор сортируется и перерабатывается на заводе утилизации бытовых ресурсов «ЗУБР». На сегодняшний день Могилёвский завод «ЗУБР» перерабатывает бытового мусора Могилёва. Сколько бытового мусора ежегодно выбрасывают жители Могилёва? Решение: ( тыс. м3) - ежегодно  выбрасывают жители Могилёва Ответ: 4185 тыс. м 3 . Завод утилизации бытовых ресурсов «ЗУБР»

Задание 1. Сбором бытовых отходов и их переработкой в городе Могилеве занимается МГКУ «Спецавтопредприятие». Объем поступающих сюда твердых коммунальных отходов составляет порядка 837 тыс. м 3 в год. Мусор сортируется и перерабатывается на заводе утилизации бытовых ресурсов «ЗУБР». На сегодняшний день Могилёвский завод «ЗУБР» перерабатывает бытового мусора Могилёва. Сколько бытового мусора ежегодно выбрасывают жители Могилёва?

Решение:

( тыс. м3) - ежегодно

выбрасывают жители Могилёва

Ответ: 4185 тыс. м 3 .

Завод утилизации

бытовых ресурсов «ЗУБР»

Задание 2. Ежедневно на завод утилизации бытовых ресурсов «ЗУБР», находящийся в городе Могилёве, поступает 300 тонн мусора. Из общего количества твёрдых коммунальных отходов извлекается   вторичных материальных ресурсов Сколько тонн отходов, ежедневно поступающих на завод переработки, используется в качестве вторичных материальных ресурсов? Решение: (т) - используется в качестве вторичных материальных ресурсов Ответ: 48 тонн. Сортировка мусора на заводе «ЗУБР»

Задание 2. Ежедневно на завод утилизации бытовых ресурсов «ЗУБР», находящийся в городе Могилёве, поступает 300 тонн мусора. Из общего количества твёрдых коммунальных отходов извлекается вторичных материальных ресурсов Сколько тонн отходов, ежедневно поступающих на завод переработки, используется в качестве вторичных материальных ресурсов?

Решение:

(т) - используется в качестве

вторичных материальных ресурсов

Ответ: 48 тонн.

Сортировка мусора

на заводе «ЗУБР»

Задание 3. В Могилёвской области насчитывается 144 полигона твёрдых бытовых отходов. В Могилёве на полигон площадью около 20га свозятся отходы от деятельности промышленных предприятий и мусор, не подлежащий дальнейшей переработке. Площадь занимаемая городом Могилёвом  —    км2. Какую составляет площадь полигона от площади города Могилёва? Решение: . Полигон твёрдых бытовых отходов

Задание 3. В Могилёвской области насчитывается 144 полигона твёрдых бытовых отходов. В Могилёве на полигон площадью около 20га свозятся отходы от деятельности промышленных предприятий и мусор, не подлежащий дальнейшей переработке. Площадь занимаемая городом Могилёвом — км2. Какую составляет площадь полигона от площади города Могилёва?

Решение:

.

Полигон твёрдых

бытовых отходов

Задание 4. Если сложить пластиковые бутылки, использованные в мире в 2016 году, то получится половина расстояния от Земли до Солнца. Предположительно, что к 2021году количество увеличится на  от количества бутылок, использованных в 2016 году. Какую часть расстояния от Земли до Солнца составит «новая» дорога из бутылок. Выразите её длину в километрах. Решение: Использованные пластиковые бутылки

Задание 4. Если сложить пластиковые бутылки, использованные в мире в 2016 году, то получится половина расстояния от Земли до Солнца. Предположительно, что к 2021году количество увеличится на

от количества бутылок, использованных в 2016 году. Какую часть расстояния от Земли до Солнца составит «новая» дорога из бутылок. Выразите её длину в километрах.

Решение:

Использованные

пластиковые бутылки

Задание 5. Разгадайте числовой ребус, учитывая, что Д=Т=4, У=Ы=5, М=Л=6, С=А=8. Одинаковым буквам соответствуют одинаковые цифры.

Задание 5. Разгадайте числовой ребус, учитывая, что Д=Т=4, У=Ы=5, М=Л=6, С=А=8. Одинаковым буквам соответствуют одинаковые цифры.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее