Духовно- нравственное развитие и воспитание гражданина России.
Цель современного образования – усиление воспитательной функции образования (формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважение к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе). Интерес к гражданскому образованию и патриотическому воспитанию в обществе обусловлен необходимостью и потребностью: сохранения исторической памяти поколений; воспитания патриотизма как особой направленности, самореализации и социального поведения граждан; организации социальной практики детей (участие личности в решении общественно значимых проблем). Таким образом, гражданско-патриотическое развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Формирование гражданских и патриотических качеств личности происходит на уроках истории. Для развития активной жизненной позиции используем следующие формы занятий: лабораторные работы (предусматривают анализ исторических источников, связанных общей темой, работа с текстом Конституции РФ ); практикумы (решение серии познавательных задач в группах или индивидуально); ролевые игры (деловые, ретроспективные, проблемно – дискуссионные); метод «интеллект - карт»; характеристика исторических альтернатив; моделирование хода событий; диспуты; «круглые столы»; дискуссии. Во внеурочной деятельности важную роль в формировании исторического сознания играет историческое краеведение. Краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее значение. Во внеурочной работе значительную роль играют: экскурсии, связанные с истории села; использование музейной педагогики, историко-краеведческого объединения «Память»; участие в правовой и исторической неделях; беседы, посвящённые Дню Победы в Великой Отечественной войне; участие в школьных, муниципальных и региональных мероприятиях гражданско-патриотического (духовно - нравственного) направления; общероссийские интернет- викторины «Никто не забыт, ничто не забыто!». Социально значимую деятельность организуем по направлениям:
∙ Военная слава земляков.
Оказание посильной помощи труженикам тыла. Поздравление с праздниками. Сбор информации, воспоминаний ветеранов. Поиск новых экспонатов для музея. Проведение с их участием классных часов.
∙ Ветераны локальных войн.
Ежегодно проходят мероприятия 15 февраля в день вывода войск из Афганистана. Организуются традиционные соревнования старшеклассников.
∙ Оформление стендов, альбомов, газет, плакатов и др.
Предназначен для создания, подготовки и оформления наглядного,
информационного материала, который поможет в более доступной форме
проводить занятия, тематические классные часы. На занятиях проходит
оформление тематических альбомов, фотоальбомов, газет, плакатов, которые
хранятся в музее, библиотеке. Написание статей информационно-просветительского характера в районных газетах.
∙ Проведение тематических классных часов
Аудитория школьного музея: учащиеся общеобразовательных учреждений района, жители нашего села, гости.
Формы массовой работы: обзорная экскурсия, экскурсия, урок в музее,
встреча. На занятиях происходит разработка сценариев новых тематических классных часов, репетиции старых и новых тем, инсценировок.
Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся, таким образом, интегрировано в основные виды деятельности: урочную, внеурочную, внешкольную, социально значимую. Базовые ценности пронизывают всѐ учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность школьника как человека и гражданина. В работе по гражданско-патриотическому развитию и воспитанию четко прослеживается линия: урок – внеурочная деятельность -музейная деятельность – общественно-значимая деятельность (школа - социум).