Активные методы обучения на уроках биологии, как фактор повышения мотивации обучающихся
На сегодняшний день образование Республики Казахстан перестраивается кардинально, внедряются активные методы обучения, в ходе которых предполагается, что учащиеся будут самостоятельно развивать функциональную грамотность, активно «добывать» знания, с огромным желанием развивать коммуникативные навыки общения со сверстниками, и творчески подходить к решению проблем.
Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных как в психологической, педагогической науке, так и в образовательной практике. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать. И задача педагога так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам школьника. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий.
Традиционное репродуктивное обучение, пассивная подчиненная роль ученика не могут решить такие задачи. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.
Активное обучение подразумевает ряд подходов к преподаванию и учению, которые требуют от учащихся большего участия, чем пассивное слушание учителя. Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.
Активные методы обучения подразделяются на методы начала урока, выяснения целей, ожиданий, опасений, презентации учебного материала, организации самостоятельной работы, релаксации, подведения итогов. Каждый из этих методов позволяет эффективно решать конкретные задачи того или иного этапа урока.Современные уроки строится с использованием различных методических приемов, методик и новых технологий. Но по-прежнему актуальной для учебного процесса остается проблема активизации деятельности ученика на уроке. Чтобы каждый учащийся на уроке смог продемонстрировать свои способности, принять участие в обсуждении материала, ответить на вопросы, следует уделить внимание активным методам обучения.
Вполне ясно, что понятие «активные методы» включает в себя понятия активность, познавательная активность, активизация. Активность - это психическое качество, черта характера человека, выражающаяся в усиленной деятельности человека. В первую очередь мы говорим о познавательной активности школьника, которая выражается в стремлении учиться, преодолевая трудности на пути приобретения знаний, а также в приложении максимума собственных волевых усилий и энергии в умственной работе.
При внедрении активных методов в образовательный процесс, обучающиеся прежде всего являются «субъектом» обучения, выполняют творческие задания, вступают в диалог с учителем. Основные методы – это творческие задания, вопросы от учащегося к учителю, и от учителя к ученику.
Следовательно, мы можем констатировать, что степень активности учащихся на уроке является реакцией на методы и приемы работы учителя.
Часто одно и то же название используется мною для обозначения различного содержания, и наоборот одни и те же методы встречаются под разными именами:
Мозговой штурм;
Творческие задания – исправить ошибки в научном тексте, придумать сказку на тему…;
Работа в малых группах – решение занимательных биологических задач;
Проблемное обучение;
Соревнования – викторины, игра «Дальше, дальше»…;
Интерактивная лекция;
Ученик в роли учителя;
Использование ИКТ;
Проектный метод;
Отдельно следует остановиться на использовании ИКТ на уроках биологии. Использование новых информационных технологий в курсе биологии значительно поднимает уровень обученности при низкой мотивации учащихся. Одним из достоинств применения данной технологии является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Применение компьютера на уроках биологии безусловно является новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, делает занятия более наглядными и интересными.
Использование ИКТ на уроках биологии способствует развитию зрительной памяти, сосредоточению внимания на важных объектах за счет фрагментальной подачи материала. Презентация позволяет комбинировать одновременно несколько компонентов: текст, рисунок, анимацию, звуковое сопровождение и другие элементы. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения.
Обратим внимание еще и на использование методов проблемного обучения. Их использование позволяет учителю подвести школьников к противоречию и самим найти способ его разрешения. Нетрадиционные (нестандартные)уроки также значительно активизируют деятельность учащихся. Для уроков биологии наиболее оптимальными являются такие уроки как урок-аукцион; урок-пресс-конференция и др.
О некоторых из методов, применяемых в моей практике, я хочу рассказать вам сегодня.
АМ организации начала урока
Такие методы, как «Ладошка», «Поздоровайся локтями», «Поздоровайся глазами» эффективно и динамично помогут вам начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в группе.
Метод «Поздоровайся локтями»
Цель – Встреча друг с другом, приветствие, знакомство
Проведение:
Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им сделать следующее:
• Ученики 1 ряда складывают руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;
• Ученики 2 ряда упираются руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;
Учитель говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается только пять минут. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто назвав свое имя, и коснувшись друг друга локтями.
Примечание: Эта смешная игра позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками.
Метод "Здороваемся глазами"
Цель: приветствие, создание положительного настроя на работу
- Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.
Метод «Что у меня на сердце»
Подготовка: ученикам раздаются вырезанные из бумаги сердечки.
- Иногда мы можем услышать в общении друг с другом такие слова «у меня легко на сердце» или «у меня тяжело на сердце». Начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Ожидания напоминают нам что-то лёгкое, воздушное, а опасения – тяжёлое. Давайте определим с вами, когда и почему на уроке может быть на сердце тяжело, а когда легко, и с чем это связано. Для этого на одной стороне сердечка напишите причины, отчего у вас на сердце, сейчас тяжело, и причины, отчего у вас на сердце легко.
В конце занятия мы вернёмся к этим сердечкам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения или вам было уютно и комфортно на уроке.
В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Такие методы, как «Инфо-угадайка», «Кластер», «Мозговой штурм» позволят вам сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.
Вместо привычного устного рассказа учителя о новой теме можно использовать следующий метод представления нового материала:
Метод «Инфо-угадайка»
Цель: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.
Материал: подготовленный лист ватмана, цветные маркеры.
Проведение: Учитель называет тему своего сообщения. На стене прикреплен лист ватмана, в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь в докладе. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и так далее.
Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации "белые пятна" по данной теме постепенно заполняются.
В конце презентации учитель задает вопрос, действительно ли им были затронуты все ожидавшиеся разделы, и не осталось ли каких-то не упомянутых аспектов темы. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у обучающихся, учитель дает ответы на них.
Этот метод изложения материала помогает обучающимся следить за аргументацией учителя и видеть актуальный в данный момент рассказа аспект темы. Отчетливое разделение общего потока информации способствует лучшему восприятию. "Белые пятна" стимулируют - многие участники начнут обдумывать, какими будут следующие, пока не обозначенные разделы темы.
Метод «Составление кластера»
Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме.
Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.
На стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности.
На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили.
Прием составления маркированной таблицы «ЗУХ»
Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки, знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее (ЗУХ).
Маркировочная таблица ЗУХ
Знаю | Узнал | Хочу узнать |
|
|
|
В каждую из колонок необходимо разнести в ходе чтения текста основные моменты только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Прием «Маркировочная таблица» позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку за работу на уроке.
Если позволяет время, таблица заполняется прямо на уроке, а если нет, то можно предложить завершить ее дома, а на данном уроке записать в каждой колонке по одному или два тезиса или положения.
Метод «Написание синквейна»
Метод «Ромашка»
Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и т.д. и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, мероприятия, записанные на обратной стороне. Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.
У каждой методики есть свои плюсы и минусы.
+ Активные методы обучения помогают:
*АМО формируют положительную учебную мотивацию;
*повышают познавательную активность обучающихся;
*активно вовлекают всех школьников в образовательный процесс;
*стимулируют самостоятельную деятельность;
*помогают эффективно усваивать большой объем учебной информации;
*развивают творческие способности, нестандартность мышления, коммуникативно-эмоциональную сферу обучающегося;
*раскрывают личностно-индивидуальные возможности каждого обучающегося и определяют условия для их проявления и развития.
- Активные методы обучения имеют недостатки:
*Несмотря на выслушивание разных мнений, при выступлении может доминировать мнение одного, если выступающий психологически доминирует в группе.
*Для некоторых участников работа в команде с использованием активных методов - только способ ничего не делать.
Методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества;
Применять данные методики не обязательно все на каждом или на одном уроке.
Уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Но бессистемное, непродуманное их использование не дает хороших результатов. Поэтому очень важно активно разрабатывать и внедрять в урок активные методы в соответствии с индивидуальными особенностями учащиеся.
Подводя итог сказанному, отметим, что уровень познавательной активности учащихся в большей степени зависят от использования на уроках активных методов, соответствующих им методических приемов и средств обучения. Поэтому их выбор следует рассматривать как одно из важнейших требований к современному уроку. Следует помнить, что при выборе методов и средств обучения следует учитывать такие важные факторы как: содержание учебного материала; возрастные особенности учащихся; задачи урока; наличие раздаточного материала; наличие компьютерной техники. Разумное следование вышеперечисленным факторам на уроках дает возможность учащимся по мере овладения биологическими понятиями, включить их в познавательную деятельность.
Качиры аграрлық-техникалық колледжі» КМҚК
КГКП «Качирский аграрно-технический колледж»
ДОКЛАД
«Активные методы обучения на уроках биологии,
как фактор повышения мотивации обучающихся»
Подготовила:
Преподаватель химии и биологии
Айтжанова А.