Тема: «Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство.
Буквы Б-Д».
Цель занятия:
закрепление связи между фонемой – артикулемой – графемой – кинемой.
Тип занятия:
Задачи:
1. Формировать навыки умения различать звуки [Б и Д], [Б’ и Д’], буквы Б и Д.
2. Развивать фонематический слух, память, внимание, наблюдательность.
3. Научиться правильно употреблять буквы Б и Д в письменной речи.
4. Прививать любовь к русской речи.
Методы:
информационный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Формы организации учебной деятельности, применяемые логопедом на занятии:
фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.
Дидактические материалы: раздаточный материал, предметные картинки.
Средства ТСО: компьютер, проектор, экран, магнитофон.
Программное обеспечение: презентация.
Этапы занятия:
Организационный.
Изучение нового материала.
Практическая работа.
Физкультминутка.
Закрепление нового материала.
Подведение итогов урока.
Ход занятия:
Этапы | Деятельность логопеда | Деятельность учащихся |
I Организационный момент (2 мин.) | Создание эмоционального настроя детей на плодотворную деятельность во время логопедического занятия. Проверка подготовленности учащихся. |
|
II Изучение нового матер иала | Показ предметной картинки. (Слайд 1). Выделение начального звука (Б). Уточнение артикуляции. Показ второй предметной картинки. (Слайд 2). Выделение начального звука – Д. Уточнение его артикуляции. Сопоставление звуков по артикуляции. Общее: звонкие, взрывные, мгновенные согласные. Разное: место преграды: Б-губы, Д-десны. Наблюдение за особенностями артикуляции этих звуков, за изменением места образования звуков: Б-Д, Б’-Д’. Соотнесение звука с буквой. Сравнение буквы Б с очертаниями белки, хвост которой направлен вверх. Буква Б вписывается в силуэт белки. Соотнесение буквы Д с очертаниями дятла (когда дятел «лечит» деревья, хвост его для опоры направлен вниз – упирается в ствол). Буква Д вписывается в силуэт дятла. Вывод: запоминаем наши опоры: Звук Б –«взрываются» губы; буква Б - хвост белки (вверх); Звук Д – язык упирается в десны; буква Д – хвост дятла (вниз).
| Рассматрива-ние предмет-ных картинок с изображе-нием белки и дятла.
Работа с ручными зеркалами.
Просмотр слайда.
Просмотр слайда.
|
III Практическая работа | 1.Чтение слогов хором. 2.Поэлементная запись букв и слогов с проговариванием.(Буквы и слоги шифруются с помощью круга и точки: над кругом-это буква Б и точкой под кругом-это буква Д.) 3.Рассмотреть ряд предметных картинок, назвать их последовательно, запомнить названия. При повторном назывании выделить в словах искомые звук. (Слайды 3). Выполнить графическую запись в тетрадях, т. е. картинки «шифруются». 4.Расставить все эти картинки в 2 ряда – по наличию звука Б или Д. | Чтение на слайде. Работа в тетради. Просмотр слайдов.
Работа в тетрадях. |
IV Физкульт- минутка | (Звучит плавная музыка). Спал цветок и вдруг проснулся, Больше спать не захотел. Шевельнулся, потянулся, Взвился вверх и полетел. Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружит и вьется. | Имитация движений. |
V Закрепление нового материала | 1.Записать названия картинок в 2 столбика по наличию букв Б или Д. 2Составить предложения из словосочетаний, записать в тетрадь, подчеркнуть буквы Б и Д.(Слайд 4) 4.Заучивание скороговорки. Все бобры добры для своих бобрят. (Слайд 5) Беседа и новая информация о жизни бобров. | Работа в тетрадях. Просмотр слайда. Работа в тетрадях. |
VI Подведение итогов занятия. | - Чему учились на занятии? - Чем отличается звук Б от звука Д? - Что вам больше всего понравилось на занятии? | Ответы детей. |