«Осенний фестиваль знаний 2024»

Дифференциация звуков и букв С-З

Дифференциация звуков и букв С-З, Коррекционное занятие для 2 класса в пункте коррекционно-педагогической помощи в средней образовательной школе.

Олимпиады: ОБЖ 5 - 11 классы

Содержимое разработки

ТЕМА: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ и букв «с» – «з»


ЦЕЛЬ: учить различать звуки «с» – «з» в слогах, словах и предложениях, развивать фонематический слух, навыки звуко-буквенного анализа, учить словообразованию сложных слов, упражнять в преобразовании деформированного предложения.

Оборудование: предметные картинки со звуками «с» - «з», карточки с местоположением звука (начало, середина, конец слова), карточки с буквами.


ХОД ЗАНЯТИЯ:

I. Организационный момент.

– Я начинаю фразу, а вы ее заканчиваете.

– на занятии наши глаза внимательно смотрят и все …, уши внимательно слушают и все …, голова хорошо …(думает).

II. Сообщение темы.

– Ребята, посмотрите на доску на картинки и скажите, какие звуки чаще всего встречаются в названиях этих картинок (за каждый правильный ответ поощрение – даётся кружок или квадрат. В конце занятия посчитать).

1-й ряд: сорока, снегирь, синица, сова.

2-й ряд: заяц, зебра, коза.

  • Назовите эти картинки 1-го ряда. Как можно одним словом сказать?

  • Назовите картинки 2-го ряда. Как можно назвать одним словом?

  • Правильно! А теперь сами придумайте слова сначала со звуком «с», а затем со звуком «з».

Молодцы! Кто догадался, с какими звуками сегодня мы с вами будем работать?

  • А теперь произнесем негромко звук «с» и посмотрим, при помощи чего образован этот звук. Какие органы речи участвуют в его образовании (язык, зубы, губы). А теперь произнесем звук «з». какие органы участвуют в его образовании? (язык, зубы, губы, голос). Какой из этих звуков звучит ярче, громче, звонче? («з»). Значит звук «з» – звонкий, а звук «с» – глухой.

  • Молодцы, ребята!

III. Игра « Веселый поезд»

– Ребята, к нам в гости приехал веселый поезд. Посмотрите. Как вы думаете, он веселый? А что нужно, чтобы он был веселый? Нужно, чтобы в нем ехали веселые пассажиры. Сейчас мы попробуем их туда посадить, и тогда наш поезд отправится в путь. В 1-й вагон мы посадим зверей, в названиях которых встречаются звук «с» в начале. Какие это звери? Выберите у меня на столе. Во 2-й вагон мы посадим зверей, в названиях которых есть звук «з» в начале. А в 3-й вагон – в названиях которых встречается «с», «з» в любом месте в середине или в конце. А все остальные будут проверять.

– Хорошо. Все справились. И наш поезд трогается в путь. Но на каждой станции веселые зверюшки будут вам давать задания. И если вы их будете выполнять, поезд будет ехать дальше.

IV. Задание дает ……

а) произнести слоги

са – са – за за – за – са

са – за – за за – са – са

са – за – са

б) Задание дает ……

Игра «Наоборот». Преобразование слогов, слов.

Ста – зда Зоя – соя Захар – сахар

сто – здо зуб – суп роза – роса

зма – сма коза – коса козы – косы

зму – сму Лиза – лиса

змы – смы зайка – сайка

в) Игра «Подарим картинки Зое и Соне».

Картинки, в названиях которых есть звуки З и С

г) Задание дает заяц.

Подбор родственных слов к слову «заяц».

У зайца дети – зайчата,

их маму зовут – зайчиха,

вся их семья зовется – заячья.

Назовите зайца ласково – зайчик, зайка, заинька.

Трусишкой называют – зайчишку.

д) Дифференциация «с – з».

  • Я называю слово – вы карточку с нужной буквой.

Самовар, Тузик, собака, зима, земля, сад, беседка, козленок, зонт, стол, зайка, осина, роза, Лиза, сосна, глаза.

е) Определить место звука в слове ( карточки с местоположением звука)

«С» санки, роса, нос, сливы, гуси, стакан, автобус, салют, квас, стекло, маска, компас, хвост, пояс.

«З» – зебра, роза, замок, глаз, береза, музыка, зонт, пузырь, зубы, мороз, магазин, водолаз, змея, арбуз.

V. Физкультминутка.

Самолеты загудели,

Самолеты полетели.

На полянку тихо сели,

Да и снова полетели.

VI. Письменно.

Записать слова в 2 колонки. 1-З, 2 - С

(1) зонт (3) хвост

(2) закат (5) август

(4) мимоза (6) весна

(7) розы (8) весы

(10) воздух (9) салют

(11) музыка (12) пояс

VII. Работа с деформированным предложением. (Карточки). Составить предложение из слов.

VIII. Работа на доске.

Правописание сомнительных согласных в конце слова.

Но… – носы, носик.

Та… – тазы, тазик.

У… – усы, усик.

Во… – возы, возить.

Насо… – насосы.

Гла… – глаза, глазок.

IX. Игра «Эхо».

Придумаем новые слова.

Осенью листья падают – листопад. Сам ходит – самоход.

Снег падает – снегопад. Лес возит – лесовоз.

С высоты падает вода – водопад. Сам катит – самокат.

Звезды падают – звездопад. Сам летит – самолет.

Пыль сосет – пылесос. Везде ходит – вездеход.

X. Итог. С какими звуками и буквами сегодня работали? Какие это звуки? (Согласные, «з» – звонкий, «с» – глухой).















Индивидуальное ЗАНЯТИЕ.

ТЕМА: автоматизация звука «с» в слогах и словах


ЦЕЛЬ: Развивать мелкие мышцы пальцев и кистей рук;

Развивать и укреплять артикуляционную моторику; закреплять артикуляционную позу звука «С»;

автоматизировать звук «С» в слогах и словах; развивать навыки звукового анализа.


Оборудование: зеркало, игра «Выложи цветок», материал для звукового анализа

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I. Организационный момент.

  1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

  2. Артикуляционная поза звука «С».

Губы растянуты в улыбку.

Зубы заборчиком со щелью.

Кончик языка за нижними зубами.

Воздушная струя холодная.

Свист длительный.

  1. Автоматизация в слогах, словах.

Са – са – са – оса.

Сы – сы – сы – бусы.

Со – со – со – носок.

у – су – су – посуда.

  1. Повторение слоговых рядов.

Са – со – су – сы.

Су – сы – со – са.

Со – су – сы – са.

  1. Игра «1 – 2 – 5 – 9».

(Сумка, сом). (1 сумка, 2 сумки, 5 – ……9 ……).

  1. Звуковой анализ слова «сын».

  2. «Выложи цветок».

(Найти картинки со звуком «С» и выложить их в форме цветка).



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее