ЦЕЛЬ: учить различать звуки «с» – «з» в слогах, словах и предложениях, развивать фонематический слух, навыки звуко-буквенного анализа, учить словообразованию сложных слов, упражнять в преобразовании деформированного предложения.
Оборудование: предметные картинки со звуками «с» - «з», карточки с местоположением звука (начало, середина, конец слова), карточки с буквами.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I. Организационный момент.
– Я начинаю фразу, а вы ее заканчиваете.
– на занятии наши глаза внимательно смотрят и все …, уши внимательно слушают и все …, голова хорошо …(думает).
II. Сообщение темы.
– Ребята, посмотрите на доску на картинки и скажите, какие звуки чаще всего встречаются в названиях этих картинок (за каждый правильный ответ поощрение – даётся кружок или квадрат. В конце занятия посчитать).
1-й ряд: сорока, снегирь, синица, сова.
2-й ряд: заяц, зебра, коза.
Назовите эти картинки 1-го ряда. Как можно одним словом сказать?
Назовите картинки 2-го ряда. Как можно назвать одним словом?
Правильно! А теперь сами придумайте слова сначала со звуком «с», а затем со звуком «з».
Молодцы! Кто догадался, с какими звуками сегодня мы с вами будем работать?
А теперь произнесем негромко звук «с» и посмотрим, при помощи чего образован этот звук. Какие органы речи участвуют в его образовании (язык, зубы, губы). А теперь произнесем звук «з». какие органы участвуют в его образовании? (язык, зубы, губы, голос). Какой из этих звуков звучит ярче, громче, звонче? («з»). Значит звук «з» – звонкий, а звук «с» – глухой.
Молодцы, ребята!
III. Игра « Веселый поезд»
– Ребята, к нам в гости приехал веселый поезд. Посмотрите. Как вы думаете, он веселый? А что нужно, чтобы он был веселый? Нужно, чтобы в нем ехали веселые пассажиры. Сейчас мы попробуем их туда посадить, и тогда наш поезд отправится в путь. В 1-й вагон мы посадим зверей, в названиях которых встречаются звук «с» в начале. Какие это звери? Выберите у меня на столе. Во 2-й вагон мы посадим зверей, в названиях которых есть звук «з» в начале. А в 3-й вагон – в названиях которых встречается «с», «з» в любом месте в середине или в конце. А все остальные будут проверять.
– Хорошо. Все справились. И наш поезд трогается в путь. Но на каждой станции веселые зверюшки будут вам давать задания. И если вы их будете выполнять, поезд будет ехать дальше.
IV. Задание дает ……
а) произнести слоги
са – са – за за – за – са
са – за – за за – са – са
са – за – са
б) Задание дает ……
Игра «Наоборот». Преобразование слогов, слов.
Ста – зда Зоя – соя Захар – сахар
сто – здо зуб – суп роза – роса
зма – сма коза – коса козы – косы
зму – сму Лиза – лиса
змы – смы зайка – сайка
в) Игра «Подарим картинки Зое и Соне».
Картинки, в названиях которых есть звуки З и С
г) Задание дает заяц.
Подбор родственных слов к слову «заяц».
У зайца дети – зайчата,
их маму зовут – зайчиха,
вся их семья зовется – заячья.
Назовите зайца ласково – зайчик, зайка, заинька.
Трусишкой называют – зайчишку.
д) Дифференциация «с – з».
Я называю слово – вы карточку с нужной буквой.
Самовар, Тузик, собака, зима, земля, сад, беседка, козленок, зонт, стол, зайка, осина, роза, Лиза, сосна, глаза.
е) Определить место звука в слове ( карточки с местоположением звука)
«С» санки, роса, нос, сливы, гуси, стакан, автобус, салют, квас, стекло, маска, компас, хвост, пояс.
«З» – зебра, роза, замок, глаз, береза, музыка, зонт, пузырь, зубы, мороз, магазин, водолаз, змея, арбуз.
V. Физкультминутка.
Самолеты загудели,
Самолеты полетели.
На полянку тихо сели,
Да и снова полетели.
VI. Письменно.
Записать слова в 2 колонки. 1-З, 2 - С
(1) зонт (3) хвост
(2) закат (5) август
(4) мимоза (6) весна
(7) розы (8) весы
(10) воздух (9) салют
(11) музыка (12) пояс
VII. Работа с деформированным предложением. (Карточки). Составить предложение из слов.
VIII. Работа на доске.
Правописание сомнительных согласных в конце слова.
Но… – носы, носик.
Та… – тазы, тазик.
У… – усы, усик.
Во… – возы, возить.
Насо… – насосы.
Гла… – глаза, глазок.
IX. Игра «Эхо».
Придумаем новые слова.
Осенью листья падают – листопад. Сам ходит – самоход.
Снег падает – снегопад. Лес возит – лесовоз.
С высоты падает вода – водопад. Сам катит – самокат.
Звезды падают – звездопад. Сам летит – самолет.
Пыль сосет – пылесос. Везде ходит – вездеход.
X. Итог. С какими звуками и буквами сегодня работали? Какие это звуки? (Согласные, «з» – звонкий, «с» – глухой).
Индивидуальное ЗАНЯТИЕ.
ТЕМА: автоматизация звука «с» в слогах и словах
ЦЕЛЬ: Развивать мелкие мышцы пальцев и кистей рук;
Развивать и укреплять артикуляционную моторику; закреплять артикуляционную позу звука «С»;
автоматизировать звук «С» в слогах и словах; развивать навыки звукового анализа.
Оборудование: зеркало, игра «Выложи цветок», материал для звукового анализа
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I. Организационный момент.
Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.
Артикуляционная поза звука «С».
Губы растянуты в улыбку.
Зубы заборчиком со щелью.
Кончик языка за нижними зубами.
Воздушная струя холодная.
Свист длительный.
Автоматизация в слогах, словах.
Са – са – са – оса.
Сы – сы – сы – бусы.
Со – со – со – носок.
у – су – су – посуда.
Повторение слоговых рядов.
Са – со – су – сы.
Су – сы – со – са.
Со – су – сы – са.
Игра «1 – 2 – 5 – 9».
(Сумка, сом). (1 сумка, 2 сумки, 5 – ……9 ……).
Звуковой анализ слова «сын».
«Выложи цветок».
(Найти картинки со звуком «С» и выложить их в форме цветка).