Конспект индивидуального логопедического занятия
по коррекции оптической дисграфии
Тема: Дифференциация букв и - ш.
Цели: закрепить знания о буквах, сходных по начертанию; научить дифференцировать буквы и - ш изолированно, в слогах, словах и предложениях; развивать логическое мышление, навыки звукового анализа и синтеза, зрительный гнозис; учить соотносить букву, звук и символ для его обозначения.
Задачи:
Образовательные:
учить соотносить букву, звук и символ для его обозначения; дифференцировать зрительные образы букв;
уточнить написание прописных букв и и ш, выявить сходства и отличия;
уточнить артикуляцию звуков [и] и [ш], закрепить связь между звуком и буквой и символом для их обозначения.
закреплять правильное написание букв и и ш изолированно, в слогах, словах, предложениях;
уточнять и обогащать словарный запас;
развивать фонематический слух,
развивать навыки звукового анализа и синтеза;
совершенствовать навык чтения;
развивать просодическую сторону речи.
Коррекционные:
развивать фонематический слух, фонематический анализ и синтез слов;
предупреждать ошибки чтения и письма на уровне слова;
развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику,
развивать зрительный гнозис;
развивать пространственное представление, зрительно-моторные координации;
формировать речевые средства, отражающие зрительно-пространственные отношения;
развивать внимание, память, мышление.
Воспитательные:
формировать положительную мотивацию на занятии;
формировать самоконтроль за речью и письмом;
формировать коммуникативные навыки;
воспитывать умение внимательно слушать задания учителя-логопеда.
прививать интерес к логопедическим занятиям.
В ходе занятия формируются умения, направленные на формирование УУД:
- внутренняя позиция на положительную мотивацию к занятию;
- способность планирования и регуляции своей деятельности;
- умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату,
оценку своей учебной деятельности;
- умение принимать и сохранять учебную задачу, задавать вопросы,
необходимые для организации собственной деятельности;
- умение использовать знаковосимволические средства, в том числе
модели и схемы, для решения задач;
- умение строить логическое рассуждение, включающее установление
причинноследственных связей;
- формирование установки на здоровый образ жизни.
Оборудование: цветные кружки-символы; карточки с изображениями элементов букв и – ш; образцы написания букв; цветные карандаши; ножницы; схемы слов; «Изографы»; индивидуальный лист с заданиями; предметные картинки; воздушный шарик.
Ход занятия
I. Организационный момент. Приветствие. Психологический настрой.
Сообщение темы занятия.
1) Ориентирование в пространстве (приготовить рабочее место: слева…,справа…, посередине…, между…, вверху…, внизу…)
2) Формулируем тему занятия. Соотнесение буквы со звуком и символом.
- Здравствуй, Миша! Сегодня на занятии мы научимся не путать на письме похожие буквы. Если ты правильно выполнишь задание, то узнаешь, какие это буквы.
- Назови своё имя. Выложи его на парте, используя символы. А теперь замени кружки буквами. Молодец!
- Какая буква находится слева? Справа? Посмотри на буквы в середине, назови их. Именно их мы будем сегодня сравнивать.
- Посмотри на картинки. Какие буквы в них спрятались?
II. Основная часть занятия.
Развитие зрительного гнозиса. Соотнесение букв занятия с символами для их обозначения на письме.
- Рассмотри внимательно образы букв, сравни их написание, найди схожие черты (состоят из одинаковых элементов) и различия (число элементов разное)
Ученик формулирует вывод. В букве Ш три вертикальные наклонные линии,
а в букве И – две.
Учитель-логопед вместе с учеником делает вывод о том, что такое обозначение появилось не случайно, а по количеству одинаковых в буквах элементов – наклонных линий.
Вывод: буква и - красная двойка (2), буква ш - синяя тройка (3).
Задание 1. Дифференциация на буквенном уровне. Соотнесение буквы со звуком и символом.
Учитель-логопед предлагает ученику карточку, в которой необходимо самостоятельно заменить зашифрованные буквы. Задание выполняется сначала устно, ученик обосновывает свой выбор.
Затем, учитель-логопед предлагает выполнить задание письменно, в тетради.
- Запиши буквы по элементам, назови их количественный и качественный состав.
(Ученик записывает буквы и называет количество элементов, определяет расположение всех элементов в пространстве)
После выполнения упражнения осуществляется проверка.
Задание 2. Дифференциация на уровне слога.
- Попробуй прочесть слоги на карточке со схематичным изображением слогов.
- Назови, пожалуйста, только те слоги, в которых есть буква Ш, только те слоги, в которых есть буква И, те слоги в которых есть обе буквы.
(ит, шу, им, ши, ис, ош, ги, ил, зи, юш, шо, шу, иб, ич)
Задание 3. Развитие фонематического слуха.
- Запиши под диктовку слоги, обозначь буквы занятия.
Слоги: ли, шу, ша, ти, ни, ки, шо, аш, уш, иш
Задание 4. Дифференциация на уровне слова.
- Познакомься с обозначением букв и-ш.
И – 2 Ш – 3
- Расшифруй слова и объясни их значение.Начало формы Запиши слова, укажи буквы занятия.
3АР2К (шарик) 3УТК2 (шутки)
АФ23А (афиша) МАЛЫ32 (малыши)
- Назови предметы, которые изображены на картинках. Запиши в тетрадь форму множественного числа данных слов:
ШАЛАШ - ШАЛАШИ
КАМЫШ - КАМЫШИ
КАРАНДАШ - КАРАНДАШИ
ЛАНДЫШ - ЛАНДЫШИ
УХО… – УШИ
- Какую орфограмму мы вспомнили?
Физкультминутка.
Упражнение «Колечко»
Цель: для развития мелкой моторики. Упражнение способствует развитию координации движений, формированию чувства пространства и точности движений пальцев, улучшению артикуляционных движений, стимулирующих речевое развитие ребенка.
Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять, начиная с указательного пальца, и в обратном порядке от мизинца к указательному.
Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе, с закрытыми глазами.
Изограф «Лист»
Цель: развитие зрительного восприятия и внимания. Данный вид работы направлен на предупреждение ошибок чтения и письма.
Ученик читает слово, показывая ручкой каждую букву.
Задание 5. Развитие языкового анализа.
- В словах потерялись все пробелы, необходимо взять ножницы и разделить слова
ШИШКАЛИСТИГРАЛУЖИ
(шишка, лист, игра, лужи)
Ученик работает самостоятельно. После выполнения задания, осуществляется проверка.
Задание 6. Дифференциация букв и – ш в словосочетаниях.
- Попробуй придумать словосочетания с получившимися словами:
Шишка (какая?)
Лист (какой?)
Игра (какая?)
Лужи (какие?)
Задание 7. Дифференциация букв и – ш в предложениях.
- Какое сейчас время года? А что будет после?
- Как дикие животные готовятся к зиме?
- Вот как написал детский поэт А. Блинов в своём четверостишии про белку и медведя, послушай:
Белка с ветки в свой домишко
Перетаскивала шишку.
Белка шишку уронила,
Прямо в Мишку угодила.
(Значение слов «домишко» - дупло, «угодила» - попала)
III. Задание на дом.
Выучить четверостишие наизусть.
IV. Итог занятия.
– Что тебе понравилось на занятии?
– Что вызвало затруднения?
- Миша, большое спасибо тебе за работу на занятии. Ты - молодец!
Сегодня ты учился различать заглавные и строчные буквы и-ш.
Сегодня мы с тобой ещё на один шаг стали ближе к нашей цели – правильному произношению, красивой речи, грамотному, каллиграфическому письму. Будем стараться не допускать ошибок и не путать буквы. (Поощрение – воздушный шарик)
Дополнительный материал
- Запишем предложение и подчеркнём ЖИ-ШИ
У Миши жили белые мыши.
- Послушай предложение. Исправь и запиши правильно.
На подушке лежит красивый диван.