Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии

Тема: Дифференциация букв и - ш.

Главная цель занятия – добиться правильного написания оптически похожих букв во всех формах речи.

Дифференциация букв и – ш проводится по традиционной в логопедии схеме: изолированно, в слогах, словах, предложениях.

Дифференциация букв сочетается с развитием познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, а также овладением навыками звуко-буквенного анализа и синтеза.

Дифференциация букв и – ш проводится на речевом материале, соответствующем возрастным и индивидуальным особенностям учащегося.

В структуре занятия используются словесные, наглядные и практические методы обучения. Все использованные методы, приёмы и формы работы полностью обоснованы и логически взаимосвязаны между собой:

- фонетическая разминка: соотнесение буквы со звуком и символом;

- развитие зрительного гнозиса;

- артикуляционная гимнастика;

- развитие фонематического слуха;

- развитие звукового анализа и синтеза;

- работа с изографами;

- наглядное моделирование.

Олимпиады: Викторина "По стране искусства" 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Конспект индивидуального логопедического занятия

по коррекции оптической дисграфии


Тема: Дифференциация букв и - ш.

Цели: закрепить знания о буквах, сходных по начертанию; научить дифференцировать буквы и - ш изолированно, в слогах, словах и предложениях; развивать логическое мышление, навыки звукового анализа и синтеза, зрительный гнозис; учить соотносить букву, звук и символ для его обозначения.

Задачи:

Образовательные:

учить соотносить букву, звук и символ для его обозначения; дифференцировать зрительные образы букв;

уточнить написание прописных букв и и  ш, выявить сходства и отличия;

уточнить артикуляцию звуков [и] и [ш], закрепить связь между звуком и буквой и символом для их обозначения.

закреплять правильное написание букв и и ш изолированно, в слогах, словах, предложениях;

уточнять и обогащать словарный запас;

развивать фонематический слух,

развивать навыки звукового анализа и синтеза;

совершенствовать навык чтения;

развивать просодическую сторону речи.

Коррекционные:

развивать фонематический слух, фонематический анализ и синтез слов;

предупреждать ошибки чтения и письма на уровне слова;

развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику,

развивать зрительный гнозис;

развивать пространственное представление, зрительно-моторные координации;

формировать речевые средства, отражающие зрительно-пространственные отношения;

развивать внимание, память, мышление.

Воспитательные:

формировать положительную мотивацию на занятии;

формировать самоконтроль за речью и письмом;

формировать коммуникативные навыки;

воспитывать умение внимательно слушать задания учителя-логопеда.

прививать интерес к логопедическим занятиям.

В ходе занятия формируются умения, направленные на формирование УУД:

- внутренняя позиция на положительную мотивацию к занятию;

- способность планирования и регуляции своей деятельности;

- умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату,

оценку своей учебной деятельности;

- умение принимать и сохранять учебную задачу, задавать вопросы,

необходимые для организации собственной деятельности;

- умение использовать знаково­символические средства, в том числе

модели и схемы, для решения задач;

- умение строить логическое рассуждение, включающее установление

причинно­следственных связей;

- формирование установки на здоровый образ жизни.

Оборудование: цветные кружки-символы; карточки с изображениями элементов букв и – ш; образцы написания букв; цветные карандаши; ножницы; схемы слов; «Изографы»; индивидуальный лист с заданиями; предметные картинки; воздушный шарик.

Ход занятия

I. Организационный момент. Приветствие. Психологический настрой.

Сообщение темы занятия.

1) Ориентирование в пространстве (приготовить рабочее место: слева…,справа…, посередине…, между…, вверху…, внизу…)

2) Формулируем тему занятия.  Соотнесение буквы со звуком и символом.

- Здравствуй, Миша! Сегодня на занятии мы научимся не путать на письме похожие буквы. Если ты правильно выполнишь задание, то узнаешь, какие это буквы.

- Назови своё имя. Выложи его на парте, используя символы. А теперь замени кружки буквами. Молодец!

- Какая буква находится слева? Справа? Посмотри на буквы в середине, назови их. Именно их мы будем сегодня сравнивать.

- Посмотри на картинки. Какие буквы в них спрятались?

II. Основная часть занятия.

Развитие зрительного гнозиса. Соотнесение букв занятия с символами для их обозначения на письме.

- Рассмотри внимательно образы букв, сравни их написание, найди схожие черты (состоят из одинаковых элементов) и различия (число элементов разное)

Ученик формулирует вывод. В букве Ш три вертикальные наклонные линии,

а в букве И – две.

Учитель-логопед вместе с учеником делает вывод о том, что такое обозначение появилось не случайно, а по количеству одинаковых в буквах элементов – наклонных линий.

Вывод: буква и - красная двойка (2), буква ш - синяя тройка (3).

Задание 1. Дифференциация на буквенном уровне. Соотнесение буквы со звуком и символом.

Учитель-логопед предлагает ученику карточку, в которой необходимо самостоятельно заменить зашифрованные буквы. Задание выполняется сначала устно, ученик обосновывает свой выбор.

Затем, учитель-логопед предлагает выполнить задание письменно, в тетради.

- Запиши буквы по элементам, назови их количественный и качественный состав.

(Ученик записывает буквы и называет количество элементов, определяет расположение всех элементов в пространстве)

 После выполнения упражнения осуществляется проверка.

Задание 2. Дифференциация на уровне слога.

- Попробуй прочесть слоги на карточке со схематичным изображением слогов.
- Назови, пожалуйста, только те слоги, в которых есть буква Ш, только те слоги, в которых есть буква И, те слоги в которых есть обе буквы. 

(ит, шу, им, ши, ис, ош, ги, ил, зи, юш, шо, шу, иб, ич)

Задание 3. Развитие фонематического слуха.

- Запиши под диктовку слоги, обозначь буквы занятия.

Слоги: ли, шу, ша, ти, ни, ки, шо, аш, уш, иш

Задание 4. Дифференциация на уровне слова.

- Познакомься с обозначением букв и-ш.

И2 Ш3

- Расшифруй слова и объясни их значение.Начало формы Запиши слова, укажи буквы занятия.


3АР2К (шарик) 3УТК2 (шутки)

АФ23А (афиша) МАЛЫ32 (малыши)


- Назови предметы, которые изображены на картинках. Запиши в тетрадь форму множественного числа данных слов:

ШАЛАШ - ШАЛАШИ

КАМЫШ - КАМЫШИ

КАРАНДАШ - КАРАНДАШИ

ЛАНДЫШ - ЛАНДЫШИ

УХО… – УШИ

- Какую орфограмму мы вспомнили?

Физкультминутка.

Упражнение «Колечко»

Цель: для развития мелкой моторики. Упражнение способствует развитию координации движений, формированию чувства пространства и точности движений пальцев, улучшению артикуляционных движений, стимулирующих речевое развитие ребенка.

Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять, начиная с указательного пальца, и в обратном порядке от мизинца к указательному.

Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе, с закрытыми глазами.


Изограф «Лист»

Цель: развитие зрительного восприятия и внимания. Данный вид работы направлен на предупреждение ошибок чтения и письма.

Ученик читает слово, показывая ручкой каждую букву.


Задание 5. Развитие языкового анализа.

- В словах потерялись все пробелы, необходимо взять ножницы и разделить слова

ШИШКАЛИСТИГРАЛУЖИ

(шишка, лист, игра, лужи)

Ученик работает самостоятельно. После выполнения задания, осуществляется проверка.

Задание 6. Дифференциация букв и – ш в словосочетаниях.

- Попробуй придумать словосочетания с получившимися словами:

Шишка (какая?)

Лист (какой?)

Игра (какая?)

Лужи (какие?)


Задание 7. Дифференциация букв и – ш в предложениях.

- Какое сейчас время года? А что будет после?

- Как дикие животные готовятся к зиме?

- Вот как написал детский поэт А. Блинов в своём четверостишии про белку и медведя, послушай:


Белка с ветки в свой домишко

Перетаскивала шишку.

Белка шишку уронила,

Прямо в Мишку угодила.


(Значение слов «домишко» - дупло, «угодила» - попала)

III. Задание на дом.

Выучить четверостишие наизусть.

IV. Итог занятия.

– Что тебе понравилось на занятии?

– Что вызвало затруднения?

- Миша, большое спасибо тебе за работу на занятии. Ты - молодец!

Сегодня ты учился различать заглавные и строчные буквы и-ш.

Сегодня мы с тобой ещё на один шаг стали ближе к нашей цели – правильному произношению, красивой речи, грамотному, каллиграфическому письму. Будем стараться не допускать ошибок и не путать буквы. (Поощрение – воздушный шарик)




Дополнительный материал

- Запишем предложение и подчеркнём ЖИ-ШИ

У Миши жили белые мыши.


- Послушай предложение. Исправь и запиши правильно.

На подушке лежит красивый диван.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее