«Зимний фестиваль знаний 2025»

Дидактическая игра как средство развития сенсорных способностей детей раннего возраста в ДОУ

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием.

Олимпиады: Дошкольникам "В поисках приключений"

Содержимое разработки

Дидактическая игра как средство развития сенсорных способностей детей раннего возраста в ДОУ

Воспитатель Костикова Светлана Николаевна

Д\С № 366 г. Челябинска

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделены направления развития детей дошкольного возраста. В таком направлении как познавательное развитие предполагается формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношения объектов окружающего мира – форме, цвете, размере, материале, пространстве и времени и др.

Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием.

Многие способности и таланты человека имеют ярко выраженную сенсорную основу: тонко чувствуют запах, цвет и звуки. Умственное воспитание также начинается через чувственное познание окружающего мира.

По словам Л. Выготского «для всякого обучения существуют оптимальные, т. е. наиболее благоприятные сроки: отказ от них неблагоприятно отражается на ходе развития ребёнка». Ранний младенческий возраст является наиболее благоприятным для формирования сенсорной культуры малыша.

Само понятие «сенсорика» происходит от латинского слова «sensus» - чувство. Сенсорное воспитание – целенаправленное развитие у детей сенсорных эталонов (ощущений, восприятий, представлений). Целью сенсорного воспитания является - формирование сенсорных эталонов у детей, с помощью которых человек познаёт мир. Это: зрение, обоняние, осязание, слух, вкус. От того, насколько точно малыш научится воспринимать предметы и оперировать полученными знаниями, зависит процесс его обучения в будущем.

ФГОС ДО ставит перед нами следующие задачи по формированию сенсорных эталонов у детей раннего возраста:

-развитие интереса к окружающим предметам и активное взаимодействие с ними;

-эмоциональное вовлечение в действия с игрушками и другими предметами, стремление проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

-стремление проявлять самостоятельность в игровом поведении;

-владение активной и пассивной речью.

Для формирования сенсорного развития у детей раннего возраста хорошо использовать дидактические игры.

Потому что роль дидактической игры очень велика, она помогает узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор. Только работая в системе проведения дидактических игр, можно успешно повышать уровень сенсорного развития детей от 2 до 3 лет.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.

Игры с предметами.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы, играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решают задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.

Детям младшей группы дают предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам, так как малыши еще не могут находить едва заметные различия между предметами.

Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) воспитатель применяет при проведении таких дидактических игр, как "Чьи это детки?", "От какого дерева лист?", "Собери букет из осенних листьев", и др. Воспитатель организует их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.

К играм с предметами относятся сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактической игре дети выполняют определенные роли, продавца, покупателя в играх типа "Магазин", пекарей в играх "Пекарня" и др. Игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, литературных произведениях "Путешествие в страну сказок", о нормах поведения "Что такое хорошо и что такое плохо?".

Настольно-печатные игры.

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Подбор картинок по парам.Самое простое задание в такой игре – нахождение среди разных картинок совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые по цвету, фасону и др. Затем задание усложняется: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: найти среди всех картинок два самолета. Самолеты, изображенные на картинке, могут быть разные и по форме, и по цвету, но их объединяет, делает их похожими принадлежность к одному виду предметов.

Запоминание состава, количества и расположения картинок.Например, в игре "Отгадай какую картинку спрятали" дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую их них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти, запоминания и припоминания. Игровыми дидактическими задачами этого вида игр является также закрепление у детей знания о количественном и порядковом счете, о пространственном расположении картинок на столе, умение рассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, об их содержании.

Составление разрезных картинок и кубиков.Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. В младших группах картинки разрезают на 2 -4 части. При этом для игры в младшей группе на картинке изображается один предмет: игрушка, растение, предметы одежды и др.

Описание, рассказ о картине с показом действий, движений.В таких играх воспитатель ставит обучающую задачу: развивать не только речь детей, но и воображение и творчество. Часто ребенок, для того чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картине, прибегает к имитации движений, или подражанию движениям животного, его голосу. Например, в игре.( "Отгадай кто это?" ребенок, взявший у водящего карточку, внимательно ее рассматривает, затем изображает звук и движения (кошки, петуха, и др.) Такое задание дается детям в младшей группе.

В этих играх формируются такие ценные качества личности ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.

Анализируя свою работу с детьми используя дидактические пособия по сенсорному развитию можно сделать следующие выводы:

- успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий;

- большинство умеют группировать и соотносить в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам при выборе из четырёх разновидностей;

- активно используют «опредмеченные» слова-названия для обозначения формы (кирпич, мяч, шар, крыша, яйцо, огурец), цвета (трава, апельсин, помидор, цыплёнок, небо и др.);

- отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры (грузят на машину бруски-«кирпичики» или кубики определённого цвета, подбирают детали нарядов для кукол в соответствии с цветом их одежды).

Список литературы:

  1. Венгер Л. А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» – М.: Просвещение, 2015.

  2. Венгер Л. А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников «– М.: Просвещение, 2007.

  3. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст). Выпуск 1.: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Автор – составитель Е.Н. Панова. – Воронеж, 2007. – 79 С.

  4. Запомни картинки: развиваем память (для детей 2-3 лет). Серия «Умные книжки» / Составитель Земцова О.Н // ООО «Издательская группа «Азбука-Аттикус», 2013.

  5. Круглова А.М. Развивающие игры для малышей от 1 до 3 лет / А.М. Круглова. – М.: РИПОЛ классик, 2012. – 96 С.

  6. Маханева М. Д., Рещикова С. В. «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет».

  7. Найди отличия: развиваем внимание (для детей 2-3 лет). Серия «Умные книжки» / Составитель Земцова О.Н // ООО «Издательская группа «Азбука-Аттикус», 2014.

  8. Пилюгина Э. Г. «Игры-занятия с малышом от рождения до 3-х лет».

  9. Планирование работы в детском саду с детьми 2 – 3 лет. Методические рекомендации для воспитателей по программе «Радуга». Москва. «Просвещение 2010 г.

  10. Развиваем речь / Ирина Посохова. – Издательство: Клуб семейного досуга. – Харьков, Белгород, 2012.

  11. Что нас окружает: Познаем мир (для детей 2-3 лет). Серия «Умные книжки» / Составитель Земцова О.Н // ООО «Издательская группа «Азбука-Аттикус», 2014.

  12. Янушко Е.А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Издательство «Мозаика» - Синтез 2009 г.


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее