Деятельность учителя по оценке достижений планируемых результатов освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Оценка достижений планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы начального образования (далее по тексту – АООП) представляет собой один из инструментов реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта (далее по тексту - Стандарт) к результатам освоения АООП и направлена на обеспечение качества образования, что предполагает вовлеченность в оценочную деятельность, как педагогов, так и обучающихся.
Её основными функциями являются:
ориентация образовательного процесса на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения АООП;
обеспечение эффективной «обратной связи», позволяющей осуществлять регулирование системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов.
В соответствии с требованиями Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) одним из основных направлений и целей оценочной деятельности является оценка образовательных достижений, оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Оценка личностных результатов предполагает оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями. Оценка может осуществляться на основании применения метода экспертной оценки, состав экспертной группы определяется общеобразовательной организацией и включает педагогических и медицинских работников. Для полноты оценки личностных результатов освоения АООП следует учитывать мнение родителей. Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося (дневник наблюдений), что позволяет представить полную картину динамики целостного развития ребенка.
Оценивание предметных результатов – это оценка планируемых результатов по отдельным предметам. В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. При составлении контрольно-диагностического инструментария, учитель должен учитывать эти два принципа. Так как, усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.
В качестве оценивания в начальной школе используют следующие три вида:
входная диагностика;
текущее оценивание;
итоговое оценивание.
Входная диагностика в первом классе основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассника к обучению в школе и результатах оценки его готовности к изучению данного курса (Приложение 1) .
Предметные результаты освоения АООП, которая создана на основе ФГОС образования, включают освоенные обучающимися учебных навыков, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Приложение 1.
Русский язык
Дифференциация геометрических фигур.
Обведи по трафарету геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник.
Дифференциация основных цветов.
Закрась круг красным цветом, квадрат – жёлтым, треугольник – синим.
3. Сформированность зрительно – моторных координаций, пространственной ориентировки.
Напиши точно так же, как показано.
Умение классифицировать, анализировать.
Подчеркни лишний предмет в каждом ряду.
Чтение
1. Уровень развития слухового внимания, фонематического слуха:
соотнесение звуков окружающего мира с речевыми звуками: у-у-у - воет волк, ш-ш-ш- шипит гусь, р-р-р-рычит собака, ж-ж-ж – жужжит пчела.
Я буду произносить звуки, а ты должен показать картинку, на которой изображен тот предмет, который этот звук издает. (ребенок выбирает картинку в соответствии с произнесенным учителем звуком).
2. Знание букв русского алфавита.
Подчеркни и назови хорошо знакомые тебе буквы: А, Д, Р, Ж, Ч, Э, Я, У, М, О.
Знание сказок. (Перед ребенком картинки с изображением героев
сказок).
Из каких сказок эти герои, обведи героев сказки «Репка».
4. Сформированность грамматического строя речи (составление предложения по картинке на тему «Семья за ужином»).
Составь одно предложение по этой картинке.
Математика
Сформированность пространственных представлений (графический
диктант).
Нарисуй узор по клеткам: 2 клетки вверх, 1 вправо, 1вниз и т.д. Продолжи рисунок сам.
Знание цифр.
Запиши цифры, которые ты знаешь.
Знание геометрических фигур.
Нарисуй все геометрические фигуры, которые ты знаешь.
Знание основных цветов и величин.
Раскрась полоску, которая длиннее синим цветом, а короче – красным.
Речевая практика
Сформированность слухового внимания и фонематического слуха.
Послушай внимательно и повтори четко: Ша-ша-ша – мама моет малыша; Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.
Умение понимать совершаемые действия, соотносить их с
картинками: (перед ребенком две картинки, нужно выбрать из двух близких по содержанию картинок ту, которая соответствует услышанному предложению: Шура подметает пол.)
Я читаю предложение, ты его внимательно слушай и подчеркни ту картинку, которая подходит к тому, что я тебе сейчас скажу.
Сформированность речевого этикета и умений использовать
выразительные и невербальные средства общения при встрече и расставании по теме «К нам пришли гости».
Расскажи, как нужно встречать гостей. Как провожать гостей. (использование ребенком в речи «вежливых слов», использование жестов и мимики, интонации)
4. Сформированность умений составления рассказа по теме речевой ситуации «Утро школьника» с опорой на картинки.
Составь рассказ о мальчике, в этом тебе помогут картинки. В каком порядке мальчик должен выполнять действия утром? Выбирай картинку и составляй предложение, так у тебя получится рассказ. Как проходит твое утро?
Мир природы и человека
1. Сформированность представлений о временах года и сезонных изменениях в природе (перед ребенком 4 картинки – раскраски):
Раскрась то время года, которое идет сейчас.
2. Сформированность представлений о животном и растительном мире:
Сгруппируй предметы по признаку «Кто, где живет?», «Что, где растет?»
Соедини стрелками предметы.
3.Сформированность экологических представлений.
Посмотри внимательно на картинку и выбери ту, на которой показано бережное отношение к природе.
Сформированность установок на безопасное поведение в окружающем мире.
Посмотри внимательно на картинки и выбери только те, на которых взрослые и дети соблюдают правила безопасного поведения.
Изобразительное искусство
1-2. Сформированность умений ориентировки в пространстве и умение соблюдать пропорции при рисовании.
В середине листа нарисуй дом, слева от дома нарисуй цветок.
3. Знание материалов, инструментов и приспособлений, необходимых для изобразительной деятельности .
Посмотри внимательно на картинки, обведи в круг только те, которые необходимы на занятиях по рисованию.
4. Знание основных цветов и формы предметов, умение работать с шаблоном.
Обведи по шаблонам круг, квадрат, треугольник, овал. Раскрась круг – желтым, квадрат – синим, треугольник – красным, овал – зеленым карандашом.
Ручной труд
Знание материалов и инструментов, необходимых на уроках ручного
труда.
Посмотри внимательно на картинки, обведи в круг только те, которые необходимы на занятиях ручным трудом.
2. Сформированность умений работать с пластилином (скатывать из пластилина шарики, раскатывать столбики).
3. Сформированность умений работать ножницами (вырезать по прямым линиям).
4. Сформированность умений работать с бумагой и клеем (сгибать бумагу, брать необходимое количество клея).
Входная диагностика готовности первоклассника к обучению в школе проводится по всем предметам три раза в год (сентябрь, январь, май). Задания выполняются обучающимися на отдельных листах по каждому предмету, часть заданий проводится устно, также методом наблюдения.
Выполнение заданий оценивается по 5-балльной системе с учетом критериев: полнота, самостоятельность выполнения, понимание инструкции.
0 баллов - не справляется с заданием, инструкцию не понимает;
2 балла - задание выполняется частично, допускает ошибки при выполнении задания, требуется помощь различного характера; инструкцию понимает после 2-3 повторений;
3 балла – задание выполняется в полном объеме с ошибками; требуется помощь при выполнении задания; инструкцию понимает;
4 балла - задание выполняется с частичной помощью, допускаются иногда ошибки; инструкцию понимает;
5 баллов — задание выполняется самостоятельно и правильно, полностью следуя инструкции;
Полученные результаты заносятся в диагностическую карту сформированности предметных результатов на каждого обучающегося. Баллы суммируются, определяется уровень сформированности предметных результатов (минимальный/достаточный). Данные всех диагностических материалов, полученных в начале года, середине и в конце года (% показатель уровня) заносятся в сводную таблицу мониторинга по классу за учебный год с целью выявления динамики. (Таблица 1)
Таблица 1.
Мониторинг сформированности предметных результатов
1 класс
____________учебный год
№ п/п | Предмет
Ф.И. обучающегося | Русский язык | Чтение | Речевая практика | Математика | Мир природы и человека | Изобрази тельное искусство | Ручной труд | |||||||||||||||||||||||
Н.г | С.г | К.г | Н.г | С.г | К.г | Н.г | С.г | К.г | Н.г | С.г | К.г | Н.г | С.г | К.г | Н.г | С.г | К.г | Н.г | С.г | К.г | |||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||
Средний уровень по классу |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|