Час истории: Революция в России: взгляд через столетия
Цель: 1. Сформировать у учащихся представление о причинах, характере, особенностях и ключевых событиях Февральской и Октябрьской революции - показать эти события как единый исторический процесс; 2. Способствовать развитию у учащихся способности анализировать исторические факты, устанавливать причинно-следственные связи, делать самостоятельные выводы и обобщения; 3.Сформировать представление об этом событии, его влиянии на общество и мировую историю;
4. Формировать гражданскую позицию и воспитание чувства патриотизма и гражданственности; 5. Способствовать пониманию важности изучения отечественной истории.
Задачи: 1) расширить кругозор и знания по теме «Великая российская революция», развивая историческое мышление учащихся 2) познакомить с героическими и трагическими страницами истории Отечества; 3) воспитывать глубокое уважение к истории Отечества и чувство патриотизма; 4) продемонстрировать детям значение сплоченности в жизни человека и целого народа; 5) способствовать формированию у молодёжи готовности к защите Родины;
Форма проведения: внеклассное мероприятие - классный час для учащихся 8-х классов
Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация.
Планируемые результаты: мероприятие можно использовать на классных часах, в рамках Недели истории и обществознания.
Орг. момент.
Ход классного часа:
( слайд 1 ):Ученик 1 ( отрывок из стихотворения М.Ю.Лермонтова « Предсказание») Настанет год, России чёрный год,
Когда царей корона упадёт;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь…
(слайд 2): Учитель Мы с вами сегодня поговорим о событиях, которые произошли целое столетие назад, в 1917 году – когда Россия могла рухнуть в бездну и никогда не подняться. А началось все с 1914 года, когда Россия на стороне своих союзников по военному блоку Антанта вступила в Первую мировую войну против Германии и ее союзников. Общество было охвачено чувством единения власти и государства. Солдаты шли в атаку со словами «За веру, Царя и Отечество». Прошло три года войны и ситуация кардинально изменилась. В начале 1917 года обстановка в стране становится взрывоопасной: поражение на фронтах, повышение цен, просчеты правительства, критика царя привели Россию к неизбежному - мысли о свержении монархии. (слайд 3)Экономические забастовки в Петрограде, начавшиеся 23.02. по инициативе женщин переросли во всеобщую политическую стачку. На смену лозунгов «Хлеба!», «Верните мужей!» пришли «Долой монархию!», «Долой войну!», «Долой царизм!». Первыми поднялись рабочие Путиловского завода, к ним присоединились солдаты и матросы. Приказы императора Николая II не выполнялись, ситуация вышла из-под контроля. Высшее военное командование и депутаты Государственной думы предложили Николаю II отречься от престола. Потрясенный император 2.03.1917г подписывает акт об отречении от престола в пользу брата Михаила, на следующий день, 3.03.1917г, Михаил тоже отрекается от престола и заявляет, что судьбу страны должно решить Учредительное Собрание. (зачитать слова А.Толстого)
Просмотр видеоматериала : Революционные волнения в Петрограде, 1917 (1мин20 сек)
(слайд 4): Учитель На волне революционных событий к власти пришли Временное правительство из депутатов Государственной Думы и Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов. Так началась Великая российская революция! Какая была реакция на эти изменения в жизни страны:
(слайд 5): Учащийся от имени кадета В.Маклакова о Февральской революции:” Никто из нас не предвидел огромности движения; никто из нас не ждал подобной катастрофы. Конечно, мы знали, что императорский режим подгнил, но мы не подозревали, что это было до такой степени. Вот почему ничего не было готово. Я говорил вчера об этом с М.Горьким и Чхеидзе: они до сих пор не пришли в себя от неожиданности.» Учащийся от имени В.Шульгина, член Государственной Думы в феврале 1917:”Они - революционеры - не были готовы, но она - революция - была готова. Ибо революция только наполовину создается из революционного напора революционеров. Другая ее половина, а может быть три четверти, состоит в ощущении власти собственного бессилия. У нас, у многих, это ощущение было вполне” (слайд 6 ): Учитель На местах Временное правительство получило поддержку и воспринята была как власть, которая пришла на смену монархии. Об этом свидетельствует телеграмма председателя Уфимского губернского комитета общественных организаций А.И.Верниковского председателю Совета Министров Временного правительства Г.Е.Львову от 4.03.1917г: Слайд 7:Ученик зачитывает текст телеграммы : «Город и губерния радостно и спокойно, с сознанием гражданского долга, встретили весть о победе над старым строем. Представители старой власти добровольно подчинились новому правительству и пока остаются на своих местах. Учрежденный второго марта губернский комитет устанавливает бдительный надзор за их действиями... Организуется Совет рабочих и солдатских депутатов» Учитель: Февральская революция, свергнув царизм, не решила основные общедемократические и общенациональные задачи – вопросы о мире, о земле, о борьбе с хозяйственной разрухой, голодом, рабочий и национальный вопрос были оставлены до созыва Учредительного собрания. Это стало внутренней пружиной развития революционного процесса в социалистическом направлении. Отказавшись от проведения дальнейших преобразований, Временное правительство обрекло себя на скорое падение.
(слайд 8)Учитель: Здесь хотелось бы вспомнить слова французского революционера Сен –Жюста: « Кто делает революцию наполовину, тот сам себе роет могилу». Особенно остро стоял вопрос о войне и мире, т.к. Временное правительство взяло курс на продолжение войны с Германией до победного конца. Слайд (9) Ученик зачитывает слова К.Каутского: ”...чем медленнее приближался мир, тем быстрее ветшало коалиционное министерство, тем более росло число сторонников большевизма, покуда , наконец, большевизм стал у власти” Учитель: . Вот какие воспоминания об осени 1917г в Петрограде оставил русский ученый и общественный деятель Н.И.Кареев. Ученик зачитывает слова Н.И.Кареева: ”Общее..-..полнейший общественный разброд, совершеннейшая разноголосица, взаимная грызня. Утешительного в таком зрелище было мало. Надежда на мирный исход революции была, и независимо от этого, минимальной” Слайд 10-11 Учитель: Временное правительство начинает терять власть, крестьянской России она была враждебна. Надежды на улучшение жизни таяли с каждым: экономика в упадке, вновь появились очереди в магазинах, чаще проходят митинги и забастовки, началось массовое дезертирство в армии, растет зависимость России от союзников, на окраинах народы разбегаются , провозглашая себя самостоятельными и независимыми
(Зачитать слова Деникина) И вот в этой взрывоопасной ситуации большевики поняли, что в условиях развития революции народ нельзя кормить обещаниями и откладывать решения проблем до лучших времен. И они решаются взять власть в свои руки. Слайд 12 Ленин В.И. в письме “Большевики должны взять власть” пишет :”Ждать формального большинства у большевиков наивно: ни одна революция этого не ждет. ...История не простит нам, если мы не возьмем власти теперь”
Слайд 13 Учитель: 12.10.1917г был образован Военно-революционный комитет, формировались отряды Красной гвардии из революционных солдат и матросов. О подготовке большевиков было известно Временному правительству. Об этом свидетельствует статья в газете «Новая жизнь» от 13.10.1917г.
Слайд 14 Ученик зачитывает отрывок из газетной статьи :”В частном совещании Временного правительства обсуждался вопрос о готовящемся выступлении большевиков. ... Временное правительство признало необходимым принять все меры к предупреждению выступления, а если оно все-таки состоится, то подавить его, не останавливаясь ни перед какими мерами, вплоть до применения вооруженной силы”. И далее - призыв к населению не принимать ”... участия в большевистском выступлении, ни в качестве стороны сочувствующей, ни в качестве противодействующей, ибо правительство примет всецело на себя ликвидацию выступления» Учитель: Народ готов был пойти за любой силой, способной прекратить войну и начать земельную реформу. Такой силой стали большевики. Как же оценивали готовность к революции противостоящие силы? Слайд 15 Ученик зачитывает слова революционного матроса Дыбенко, председателя Центробалта, член ВРК: у большевиков - “...пятьсот тысяч рабочих, сто пятьдесят тысяч гарнизона да еще кронштадцы...”; у Временного правительства - шестьсот пятьдесят штыков, шесть орудий, шесть пулеметов, семь бронемашин, добровольческие отряды, полиция» Ученик зачитывает слова Н.Суханова, меньшевика , член ВЦИК:”...не знаю, как выступали солдаты... По всем данным, без энтузиазма и подъема. Возможно, что были случаи отказа выступать. Ждать боевого настроения и готовности к жертвам от нашего гарнизона не приходилось. Но сейчас это не имело значения. Операции, развиваясь постепенно, шли настолько гладко, что больших сил не требовалось. Из 200-тысячного гарнизона едва ли пошла в дело десятая часть. Вероятно - гораздо меньше. При наличии матросов и рабочих можно было выводить из казарм только одних охотников» Учитель: Все принятые меры со стороны Временного правительства были за поздалыми и остановить большевиков не могли. Сигналом захвата Зимнего дворца стал холостой выстрел из орудий крейсера «Аврора», сделанный по приказу комиссара Белышева. Просмотр видеоматериала : «Октябрь» (1мин 51 сек)
Слайд 16-17 Учитель: Большевики не хотели кровопролития и всех защитников Зимнего дворца отпускали под честное слово : обещание не оказывать вооруженного сопротивления революционерам. Члены Временного правительства были арестованы. Все произошло очень быстро и на это обращает внимание Троцкий. Слайд 18 Ученик зачитывает слова Троцкого, председателя ВРК:”Но ведь взять власть - значит повернуть руль истории ;неужели же такое событие может зависеть от промежутка в 24 часа? Да, может. Когда дело дошло до вооруженного восстания ,то события измеряются не длинным аршином политика, а коротким аршином войны” Слайд 19-20 Учитель: В это время в штабе революции, в Смольном, шло заседание II съезда Советов, где было заявлено об аресте Временного правительства, были приняты очень важные документы, которые ждали с февраля месяца «Декрет о мире» и «Декрет о земле». Большевики оказались на тот период единственной партией, кому доверили свои надежды солдаты, крестьяне и рабочие, партией, которая готова была готова решить все их проблемы. Октябрьская революция вызвала у современников противоречивые чувства. Слайд 21 Ученик зачитает слова меньшевика И.Ахтямова : «Считая переворот несчастьем для революции, они ( т.е. меньшевики) не будут принимать участие в работе новой революционной власти» Ученик зачитывает слова социалист-революционер (левый) И.З.Штейнберга: «К вооруженному захвату власти накануне Учредительного собрания мы относимся отрицательно, ибо считаем, что это может привести к изоляции пролетариата и срыву Учредительного собрания. Мы всегда требовали диктатуры всей демократии, а не одного пролетариата. Поэтому мы не будем оказывать содействия созданию новой власти – власти одной партии большевиков» Ученик зачитывает слова А.И.Свидерского , лидер уфимских большевиков: « Да, это насилие, но насилие во имя интересов широких народных масс» Учитель: Данные высказывания впоследствии привели к кровавой гражданской войне. И сегодня, 100 лет спустя, эти противоречивые чувства сохраняются: слишком сильно было влияние на судьбу нашего Отечества и каждого человека. Примером является маршал Жуков Г.К. Слайд 22-23 слова Г.К.Жукова
Слайд 24 Учитель: Мы с вами познакомились с революционными событиями 1917 года. Какую информацию вы вынесли с этого классного часа узнаем выслушав ваши ответы на следующие вопросы. (ответы учащихся)
Слайд 25 Учитель: Мы относим и Февральскую, и Октябрьскую революцию к Великой российской революции, т.к. влияние особенно событий Октября 1917г изменило ход развития России, направив ее на строительство сильного, независимого и социально-ориентированного государства, и повлияло так же и на ход развития многих стран Запада и Востока. На классном часу мы с вами попытались взглянуть на события тех грозных лет с высоты сегодняшнего дня через воспоминания современников. Это часть нашей истории, про которую нам нельзя забывать. « Уроки истории нужны нам для примирения» - как сказал в одном из своих выступлений президент РФ Путин В.В.Более подробно рассмотрим эти события на уроках истории.
.