Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №5» муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики
РАССМОТРЕНА на заседании Научно-методического Совета протокол № 1 от « 14» сентября 2018 г. _______________________ | УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ «Гимназия №5» г. Чебоксары ____________ Исаева И.В. приказ № от « » сентября 2018 г. |
Рабочая Программа
курса «Мой биопаспорт» в рамках реализации Образовательного пакета «Экспериментум» Дополнительной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности
на 2018/2019уч.г.
Уровень программы: ознакомительный
Возраст учащихся: 10-12 лет
Срок реализации: 1 год (29 часов)
Автор-составитель:
Воронкова Марина Михайловна, учитель биологии
Чебоксары 2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования. Предлагаемый курс занятий «Мой биопаспорт» нацелен на формирование у ребёнка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья. Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо чтобы он научился любви к себе, к людям, жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
Результативность курса оценивается по полноте и правильности выполнения заданий в индивидуальном биопаспорте здоровья.
Цель курса:
Укрепление психического и физического здоровья детей через их стремление быть здоровыми, применяя знания и умения об индивидуальных особенностях организма в жизни.
Развитие мотивации учащихся к познанию и творчеству через их увлечение изучением возможностей своего организма для осознанного выбора профессии и формирования культуры здоровья.
Задачи курса:
Обучающие:
- развитие умений и навыков, связанных с овладением простейшими приемами исследования здоровья, окружающей среды, самонаблюдением, пропагандой экологических и гигиенических знаний.
- формировать представление об индивидуальных особенностях организма.
- выработка умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения;
- выработка умений оценивать общее состояние своего организма по индивидуальным особенностям;
Развивающие:
- развивать творческие и интеллектуальные способности;
- способствовать расширению кругозора учащихся, развитию инициативности, целеустремленности, ответственности за себя и окружающих;
- формировать толерантное сознание у учащихся;
- обеспечение физического и психического саморазвития;
- формирование у учащихся мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасности жизни;
- обучение умению противостоять разрушительным для здоровья формам поведения.
- развитие стремлений к получению дополнительной информации по вопросам сохранения и укрепления здоровья своего и своих близких.
Воспитательные:
- формирование отношения к своему здоровью и здоровью окружающих как к важнейшей социальной ценности;
- воспитание потребности в здоровом образе жизни, возможности приобретения умений и навыков жить в гармонии с самим собой и окружающим миром.
- воспитывать нравственное отношение к окружающему миру;
- формировать мотивацию к профессиональному выбору.
Ожидаемые результаты
Компоненты результата образования | Планируемые результаты | Методы диагностики (формы выявления результатов) |
Личностные результаты | Обучающийся будет:
| Педагогическое наблюдение, педагогический анализ результатов анкетирования |
Метапредметные результаты | Познавательные УУД:
Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД: 1. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения 2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятое). 3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
| Педагогическое наблюдение, собеседование, педагогический анализ результатов выставок, конкурсов, творческих работ. |
Предметные результаты | Обучающийся будет знать: - методы и приемы изучения своего организма - индивидуальные особенности строения и физиологии своего организма уметь: - наблюдать и изучать особенности строения и физиологии своего организма; - описывать результат наблюдений и измерений; - выдвигать гипотезы; - обсуждать результаты практических работ, участвовать в дискуссии; - проводить анкетирование и социологические опросы; - оформлять наблюдения и тестирования в своем дневнике- биопаспорте обладать следующими компетентностями: Учебно-познавательными (навык определения основных этапов работы, составлению алгоритма для выполнения практических работ) Коммуникативными (умения правильно задать вопрос, вести опрос, дискуссию, организовать работу группы, проанализировать результаты деятельности) Компетенция личностного самосовершенствования (готовность и способность школьника к осуществлению самодиагностики и самоанализа, самопознание, осознание себя как части Вселенной, мироздания;)
| Педагогический анализ результатов тестирования, зачётов, познавательных игр, электронных викторин, педагогическое наблюдение. |
Способы проверки результатов. Программа предполагает следующие способы проверки результатов: наблюдение, практическая работа, самостоятельная работа.
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы.
Для оценки результативности учебных занятий применяется вводный, текущий, промежуточный и итоговый контроль.
Вид контроля | Форма контроля |
Вводный контроль (выявление первоначальных представлений) | Тестирование, диагностические задания. |
Текущий контроль (по итогам прохождения темы) | Опрос, самостоятельная работа, диагностические задания. |
Промежуточный контроль (по окончанию изучения каждого раздела и по итогам каждого полугодия). | Практические работы |
Итоговый контроль (после завершения обучения по программе). | Дневник здоровья «Мой биопаспорт» |
Учебно-тематический план
№ |
Название разделов, тем | Количество часов | Формы аттестации/контроля | |||
Всего | Теория | Практика |
| |||
1. | Раздел 1. Введение
| 1 | 1 | - |
| |
2 | Раздел 2. Мое здоровье
| 4 | - | 4 | Практические работы 1,2,3,4 | |
3 | Раздел 3. Антропометрия | 6 | 1 | 5 | Практические работы 5,6,7,8 | |
4 | Раздел 4. Оценка функционального состояния организма | 4 | 1 | 3 | Практические работы 9,10,11 | |
5 | Раздел 5. Функциональная ассиметрия человека | 2 | - | 2 | Практические работы 12,13 | |
6 | Раздел 6. Оценка психофизиологического состояния организма | 12 | 4 | 8 | Практические работы 14-21 | |
| Итого | 29 | 7 | 22 |
|
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Введение – 1ч.
Понятие здоровья. Факторы здоровья. Физическое, психическое и социальное здоровье. Ценность здоровья. Культура здоровья. Показатели здоровья. Внешние признаки здоровья. Методы изучения тела человека. Как изучать себя?
Раздел 2. Мое здоровье 4 час
Полезные привычки и вредные привычки для здоровья. Биометрические данные человека. Методы биометрических тестов. Индивидуальные признаки человека. Дактилоскопия.
Практическая работа № 1. Выявление у себя признаков здорового человека и полезных привычек для здоровья.
Практическая работа №2 Измерение температуры тела в различных участках тела
Практическая работа № 3. Биометрическое тестирование по отпечаткам пальцев (дактилоскопия) (играем в сыщиков)
Практическая работа №4 Выделение собственной ДНК
Раздел 3. Антропометрия – 6 ч
Соотношение частей тела. Пропорции. Типы телосложения. Астенический, нормостенический, гиперстенический морфотипы. Методика оценки антропометрических измерений.
Взвешивание и измерение организма человека. Жизненная емкость легких. Занесение антропометрических данных в «Биопаспорт здоровья». Осанка. Предупреждение плоскостопия, искривление позвоночника.
Практическая работа № 5. Определение гармоничности физического развития по антропометрическим показателям.
Практическая работа №6. Метод индексов
Практическая работа №7. Проверяем правильность осанки.
Практическая работа №8 Определение плоскостопия
Экскурсия в медицинский кабинет школы – Ознакомление с приборами для антропометрических измерений.
Раздел 4. Оценка функционального состояния организма 4ч
Методы оценки работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Влияние физической нагрузки на работу кровеносной и дыхательной систем.
Практическая работа №9 Оценка функционального состояния системы кровообращения с помощью ортостатической пробы.
Практическая работа №10 Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы с помощью пробы Маринэ
Практическая работа №11 Оценка функционального состояния системы дыхания с помощью пробы Штанге
Раздел 5. Функциональная ассиметрия человека 2ч
Ассиметрия человека. Теория функциональной ассиметрии. Правши. Левши. Двигательная ассиметрия. Сенсорная ассиметрия.
Практическая работа № 12 Определение двигательной ассимтериии.
Практическая работа № 13 Определение сенсорной ассиметрии
Раздел 6. Оценка психофизиологического состояния организма 12 ч
Характеристика типов высшей нервной деятельности. Холерик. Флегматик. Меланхолик. Сангвиник. Биологические ритмы, их влияние на здоровье. Хронобиотипы. Совы. Жаворонки. Голуби. Психическое здоровье. Что такое настроение? Настроение в школе и после школы. Поведение в школе.
Стресс. Факторы стресса. Управление течением стрессовых реакций. Модели поведения в стрессовой ситуации. Способы восприятия информации: зрительная, слуховая, эмоциональная. Память. Виды памяти. Внимание.
Практическая работа №14 Определение типа высшей нервной деятельности.
Практическая работа №15 Определение типа личности, сформировавшегося под влиянием окружающей среды
Практическая работа №16 Определение хронобиотипа «Какая я пташка»
Практическая работа №17 Определение длительности индивидуальной минуты
Практическая работа №18 Оценка степени напряжения и степени уверенности в себе
Практическая работа №19 Оценка типа восприятия информации. Кто я - аудиал , визуал кинестетик?
Практическая работа №20 Определение объема кратковременной зрительной памяти
Практическая работа №21 Определение объема кратковременной слуховой памяти
Календарно-тематическое планирование курса «Мой биопаспорт» 5 класс
№№ | Дата | Количество уроков | Тема урока | Примечание |
| Раздел 1. Введение – 1ч. | |||
1 |
| 1 | Что значит быть здоровым? | Медиа – Галилео. Что внутри нас? (9 мин)
|
| Раздел 2. Мое здоровье 4 час | |||
2 |
| 1 | Практическая работа № 1. Выявление у себя признаков здорового человека и полезных привычек для здоровья. |
|
3 |
| 1 | Практическая работа №2 Измерение температуры тела в различных участках тела | Медиа – Галилео. Здоровье – 36,6(6 мин) Привычки (9 мин) |
4 |
| 1 | Практическая работа № 3. Биометрическое тестирование по отпечаткам пальцев (дактилоскопия) (играем в сыщиков) | Галилео. Биометрия (8 мин)
|
5 |
| 1 | Практическая работа №4 Выделение собственной ДНК | Галилео. Криминалистика. Биология и ДНК (9мин) Смешарики. Пин-код 1 сезон 5 серия 13 мин. Сборник по биологии. Наука для детей. Клетки тела. Гены. (2 мин) |
| Раздел 3. Антропометрия – 6 ч | |||
6 |
| 1 | Антропометрические измерения |
|
7 |
| 1 | Экскурсия в медицинский кабинет школы – Ознакомление с приборами для антропометрических измерений. |
|
8 |
| 1 | Практическая работа № 5. Определение гармоничности физического развития по антропометрическим показателям. |
|
9 |
| 1 | Практическая работа №6. Метод индексов |
|
10 |
| 1 | Практическая работа №7. Проверяем правильность осанки. |
|
11 |
| 1 | Практическая работа №8 Определение плоскостопия |
|
| Раздел 4. Оценка функционального состояния организма 4ч
| |||
12 |
| 1 | Влияние физической нагрузки на работу кровеносной и дыхательной систем |
|
13 |
| 1 | Практическая работа №9 Оценка функционального состояния системы кровообращения с помощью ортостатической пробы. |
|
14 |
| 1 | Практическая работа №10 Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы с помощью пробы Маринэ |
|
15 |
| 1 | Практическая работа №11 Оценка функционального состояния системы дыхания с помощью пробы Штанге |
|
| Раздел 5. Функциональная ассиметрия человека 2ч
| |||
16 |
| 1 | Практическая работа № 12 Определение двигательной ассимтериии. |
|
17 |
| 1 | Практическая работа № 13 Определение сенсорной ассиметрии |
|
| Раздел 6. Оценка психофизиологического состояния организма 12 ч
| |||
18 |
| 1 | Характеристика типов высшей нервной деятельности. |
|
19 |
| 1 | Практическая работа №14 Определение типа высшей нервной деятельности. |
|
20 |
| 1 | Хронобиотипы. Совы. Жаворонки. Голуби. |
|
21 |
| 1 | Практическая работа №15 Определение хронобиотипа «Какая я пташка» |
|
22 |
| 1 | Как преодолеть стресс? |
|
23 |
| 1 | Практическая работа №16 Определение типа личности, сформировавшегося под влиянием окружающей среды |
|
24 |
| 1 | Практическая работа №17 Оценка степени напряжения и степени уверенности в себе |
|
25 |
| 1 | Мое восприятие мира |
|
26 |
| 1 | Практическая работа №18 Оценка типа восприятия информации. Кто я - аудиал , визуал кинестетик? |
|
27 |
| 1 | Практическая работа №19 Определение длительности индивидуальной минуты |
|
28 |
| 1 | Практическая работа №20 Определение объема кратковременной зрительной памяти. Практическая работа №21 Определение объема кратковременной слуховой памяти. | Медиа- Галилео. Внимание (11 мин) Память (12 мин)
|
29 |
| 1 | Рефлексия. Обобщение и повторение курса за год
|
|
Информационные ресурсы для учителя:
1. Блинова Н.Г.Практикум по психофизиологической диагностике. – М.: Владос, 2000.
2.Губарева Л.И. Мизирева О.М. Экология человека. – М.: Владос, 2003
3.Дендебер С.В. Конструктор элективных курсов. Физика. Химия. Биология.- кн.1.- М.:2006
4. https://www.youtube.com Галилео. Медиа- Галилео. Внимание Память
Сон Медиа – Галилео. Здоровье – 36,6 Привычки Галилео. Биометрия Что внутри нас?
Галилео. Криминалистика. Биология и ДНК
5. Смешарики. Пин-код. Сборник по биологии. Наука для детей. Клетки тела. Гены.
Информационные ресурсы для ученика:
1. https://www.youtube.com Галилео. Медиа- Галилео. Внимание Память
Сон Медиа – Галилео. Здоровье – 36,6 Привычки Галилео. Биометрия Что внутри нас?
Галилео. Криминалистика. Биология и ДНК
2. Смешарики. Пин-код. Сборник по биологии. Наука для детей. Клетки тела. Гены.
12