«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Авторская программа "Мой биопаспорт"

Авторская рабочая программа по курсу "Мой биопаспорт" основана на лабораторном практикуме.

Олимпиады: Биология 5 - 11 классы

Содержимое разработки


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №5» муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики

РАССМОТРЕНА

на заседании Научно-методического Совета

протокол № 1 от « 14» сентября 2018 г.

_______________________

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МАОУ «Гимназия №5»

г. Чебоксары

____________ Исаева И.В.

приказ № от « » сентября 2018 г.






Рабочая Программа

курса «Мой биопаспорт» в рамках реализации Образовательного пакета «Экспериментум» Дополнительной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности

на 2018/2019уч.г.






Уровень программы: ознакомительный

Возраст учащихся: 10-12 лет

Срок реализации: 1 год (29 часов)




Автор-составитель:

Воронкова Марина Михайловна, учитель биологии










Чебоксары 2018



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования. Предлагаемый курс занятий «Мой биопаспорт» нацелен на формирование у ребёнка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья. Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо чтобы он научился любви к себе, к людям, жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.

Результативность курса оценивается по полноте и правильности выполнения заданий в индивидуальном биопаспорте здоровья.


Цель курса:

  1. Укрепление психического и физического здоровья детей через их стремление быть здоровыми, применяя знания и умения об индивидуальных особенностях организма в жизни.

  2. Развитие мотивации учащихся к познанию и творчеству через их увлечение изучением возможностей своего организма для осознанного выбора профессии и формирования культуры здоровья.


Задачи курса:

Обучающие:

- развитие умений и навыков, связанных с овладением простейшими приемами исследования здоровья, окружающей среды, самонаблюдением, пропагандой экологических и гигиенических знаний. 

- формировать представление об индивидуальных особенностях организма.

- выработка умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения;

- выработка умений оценивать общее состояние своего организма по индивидуальным особенностям;


Развивающие:

- развивать творческие и интеллектуальные способности;

- способствовать расширению кругозора учащихся, развитию инициативности, целеустремленности, ответственности за себя и окружающих;

- формировать толерантное сознание у учащихся;

- обеспечение физического и психического саморазвития;

- формирование у учащихся мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасности жизни;

- обучение умению противостоять разрушительным для здоровья формам поведения.

- развитие стремлений к получению дополнительной информации по вопросам сохранения и укрепления здоровья своего и своих близких.


Воспитательные:

- формирование отношения к своему здоровью и здоровью окружающих как к важнейшей социальной ценности;
- воспитание потребности в здоровом образе жизни, возможности приобретения умений и навыков жить в гармонии с самим собой и окружающим миром.

- воспитывать нравственное отношение к окружающему миру;

- формировать мотивацию к профессиональному выбору.




Ожидаемые результаты



Компоненты результата образования

Планируемые результаты

Методы диагностики (формы выявления результатов)

Личностные результаты

Обучающийся будет:

  1. Владеть первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

  2. Проявлять ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

  3. Развивать чувства личной ответственности за качество окружающей среды;

  4. Оценивать способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

 

Педагогическое наблюдение, педагогический анализ результатов анкетирования

Метапредметные результаты

Познавательные УУД:

  1. Строить логическое рассуждение и делать выводы.

  2. Самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в справочниках, словарях, таблицах.

  3. Ориентироваться в рисунках, схемах, таблицах, представленных в учебных пособиях.

  4. Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.

  5. Устанавливать причинно-следственные связи.

  6. Самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

  7. Владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  8.  Выполнять задания по аналогии.

 Регулятивные УУД:

  1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

  2. Определять цель учебной деятельности с помощью педагога и самостоятельно.

  3. Определять план выполнения заданий под руководством педагога.

  4. Следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные учебные действия.

  5. Владеть основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования

Коммуникативные УУД:

1. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения 

2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятое).

3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

 

Педагогическое наблюдение, собеседование, педагогический анализ результатов выставок, конкурсов, творческих работ.

Предметные результаты

Обучающийся будет

знать:

- методы и приемы изучения своего организма

- индивидуальные особенности строения и физиологии своего организма

уметь:

- наблюдать и изучать особенности строения и физиологии своего организма;

- описывать результат наблюдений и измерений;

- выдвигать гипотезы;

- обсуждать результаты практических работ, участвовать в

дискуссии;

- проводить анкетирование и социологические опросы;

- оформлять наблюдения и тестирования в своем дневнике- биопаспорте

обладать следующими компетентностями:

Учебно-познавательными (навык определения основных этапов работы, составлению алгоритма для выполнения практических работ)

Коммуникативными (умения правильно задать вопрос, вести опрос, дискуссию, организовать работу группы, проанализировать результаты деятельности)

Компетенция личностного самосовершенствования (готовность и способность школьника к осуществлению самодиагностики и самоанализа, самопознание, осознание себя как части Вселенной, мироздания;)


Педагогический анализ результатов тестирования, зачётов, познавательных игр, электронных викторин, педагогическое наблюдение.

Способы проверки результатов. Программа предполагает следующие способы проверки результатов: наблюдение, практическая работа, самостоятельная работа.


Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы.

Для оценки результативности учебных занятий применяется вводный, текущий, промежуточный и итоговый контроль.

 

Вид контроля

Форма контроля

Вводный контроль (выявление первоначальных представлений)

Тестирование, диагностические задания.

Текущий контроль (по итогам прохождения темы)

Опрос, самостоятельная работа, диагностические задания.

Промежуточный контроль (по окончанию изучения каждого раздела и по итогам каждого полугодия).

Практические работы

Итоговый контроль (после завершения обучения по программе).

Дневник здоровья «Мой биопаспорт»
















Учебно-тематический план



Название разделов, тем

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика


1.

Раздел 1. Введение


1

1

-


2

Раздел 2. Мое здоровье


4

-

4

Практические работы 1,2,3,4

3

Раздел 3. Антропометрия

6

1

5

Практические работы 5,6,7,8

4

Раздел 4. Оценка функционального состояния организма

4

1

3

Практические работы 9,10,11

5

Раздел 5. Функциональная ассиметрия человека

2

-

2

Практические работы 12,13

6

Раздел 6. Оценка психофизиологического состояния организма

12

4

8

Практические работы 14-21


Итого

29

7

22






СОДЕРЖАНИЕ


Раздел 1. Введение – 1ч.


Понятие здоровья. Факторы здоровья. Физическое, психическое и социальное здоровье. Ценность здоровья. Культура здоровья. Показатели здоровья. Внешние признаки здоровья. Методы изучения тела человека. Как изучать себя?

Раздел 2. Мое здоровье 4 час

Полезные привычки и вредные привычки для здоровья. Биометрические данные человека. Методы биометрических тестов. Индивидуальные признаки человека. Дактилоскопия.

Практическая работа № 1. Выявление у себя признаков здорового человека и полезных привычек для здоровья.

Практическая работа №2 Измерение температуры тела в различных участках тела

Практическая работа № 3. Биометрическое тестирование по отпечаткам пальцев (дактилоскопия) (играем в сыщиков)

Практическая работа №4 Выделение собственной ДНК




Раздел 3. Антропометрия – 6 ч


Соотношение частей тела. Пропорции. Типы телосложения. Астенический, нормостенический, гиперстенический морфотипы. Методика оценки антропометрических измерений.

Взвешивание и измерение организма человека. Жизненная емкость легких. Занесение антропометрических данных в «Биопаспорт здоровья». Осанка. Предупреждение плоскостопия, искривление позвоночника.

Практическая работа № 5. Определение гармоничности физического развития по антропометрическим показателям.

Практическая работа №6. Метод индексов

Практическая работа №7. Проверяем правильность осанки.

Практическая работа №8 Определение плоскостопия

Экскурсия в медицинский кабинет школы – Ознакомление с приборами для антропометрических измерений.


Раздел 4. Оценка функционального состояния организма 4ч


Методы оценки работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Влияние физической нагрузки на работу кровеносной и дыхательной систем.

Практическая работа №9 Оценка функционального состояния системы кровообращения с помощью ортостатической пробы.

Практическая работа №10 Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы с помощью пробы Маринэ

Практическая работа №11 Оценка функционального состояния системы дыхания с помощью пробы Штанге


Раздел 5. Функциональная ассиметрия человека 2ч


Ассиметрия человека. Теория функциональной ассиметрии. Правши. Левши. Двигательная ассиметрия. Сенсорная ассиметрия.

Практическая работа № 12 Определение двигательной ассимтериии.

Практическая работа № 13 Определение сенсорной ассиметрии


Раздел 6. Оценка психофизиологического состояния организма 12 ч


Характеристика типов высшей нервной деятельности. Холерик. Флегматик. Меланхолик. Сангвиник. Биологические ритмы, их влияние на здоровье. Хронобиотипы. Совы. Жаворонки. Голуби. Психическое здоровье. Что такое настроение? Настроение в школе и после школы. Поведение в школе.

Стресс. Факторы стресса. Управление течением стрессовых реакций. Модели поведения в стрессовой ситуации. Способы восприятия информации: зрительная, слуховая, эмоциональная. Память. Виды памяти. Внимание.

Практическая работа №14 Определение типа высшей нервной деятельности.

Практическая работа №15 Определение типа личности, сформировавшегося под влиянием окружающей среды

Практическая работа №16 Определение хронобиотипа «Какая я пташка»

Практическая работа №17 Определение длительности индивидуальной минуты

Практическая работа №18 Оценка степени напряжения и степени уверенности в себе

Практическая работа №19 Оценка типа восприятия информации. Кто я - аудиал , визуал кинестетик?


Практическая работа №20 Определение объема кратковременной зрительной памяти

Практическая работа №21 Определение объема кратковременной слуховой памяти




Календарно-тематическое планирование курса «Мой биопаспорт» 5 класс

№№

Дата

Количество уроков

Тема урока

Примечание


Раздел 1. Введение – 1ч.


1


1

Что значит быть здоровым?

Медиа – Галилео. Что внутри нас? (9 мин)



Раздел 2. Мое здоровье 4 час


2


1

Практическая работа № 1. Выявление у себя признаков здорового человека и полезных привычек для здоровья.


3


1

Практическая работа №2 Измерение температуры тела в различных участках тела

Медиа – Галилео. Здоровье – 36,6(6 мин) Привычки (9 мин)

4


1

Практическая работа № 3. Биометрическое тестирование по отпечаткам пальцев (дактилоскопия) (играем в сыщиков)

Галилео. Биометрия (8 мин)


5


1

Практическая работа №4 Выделение собственной ДНК

Галилео. Криминалистика. Биология и ДНК (9мин)

Смешарики. Пин-код 1 сезон 5 серия 13 мин. Сборник по биологии. Наука для детей. Клетки тела. Гены. (2 мин)


Раздел 3. Антропометрия – 6 ч


6


1

Антропометрические измерения


7


1

Экскурсия в медицинский кабинет школы – Ознакомление с приборами для антропометрических измерений.


8


1

Практическая работа № 5. Определение гармоничности физического развития по антропометрическим показателям.


9


1

Практическая работа №6. Метод индексов


10


1

Практическая работа №7. Проверяем правильность осанки.


11


1

Практическая работа №8 Определение плоскостопия



Раздел 4. Оценка функционального состояния организма 4ч


12


1

Влияние физической нагрузки на работу кровеносной и дыхательной систем


13


1

Практическая работа №9 Оценка функционального состояния системы кровообращения с помощью ортостатической пробы.


14


1

Практическая работа №10 Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы с помощью пробы Маринэ


15


1

Практическая работа №11 Оценка функционального состояния системы дыхания с помощью пробы Штанге



Раздел 5. Функциональная ассиметрия человека 2ч



16


1

Практическая работа № 12 Определение двигательной ассимтериии.


17


1

Практическая работа № 13 Определение сенсорной ассиметрии



Раздел 6. Оценка психофизиологического состояния организма 12 ч


18


1

Характеристика типов высшей нервной деятельности.


19


1

Практическая работа №14 Определение типа высшей нервной деятельности.


20


1

Хронобиотипы. Совы. Жаворонки. Голуби.


21


1

Практическая работа №15 Определение хронобиотипа «Какая я пташка»


22


1

Как преодолеть стресс?


23


1

Практическая работа №16 Определение типа личности, сформировавшегося под влиянием окружающей среды


24


1

Практическая работа №17 Оценка степени напряжения и степени уверенности в себе


25


1

Мое восприятие мира


26


1

Практическая работа №18 Оценка типа восприятия информации. Кто я - аудиал , визуал кинестетик?


27


1

Практическая работа №19 Определение длительности индивидуальной минуты


28


1

Практическая работа №20 Определение объема кратковременной зрительной памяти. Практическая работа №21 Определение объема кратковременной слуховой памяти.

Медиа- Галилео. Внимание (11 мин) Память (12 мин)


29


1

Рефлексия.

Обобщение и повторение курса за год







Информационные ресурсы для учителя:

1. Блинова Н.Г.Практикум по психофизиологической диагностике. – М.: Владос, 2000.

2.Губарева Л.И. Мизирева О.М. Экология человека. – М.: Владос, 2003

3.Дендебер С.В. Конструктор элективных курсов. Физика. Химия. Биология.- кн.1.- М.:2006

4. https://www.youtube.com Галилео. Медиа- Галилео. Внимание Память

Сон Медиа – Галилео. Здоровье – 36,6 Привычки Галилео. Биометрия Что внутри нас?

Галилео. Криминалистика. Биология и ДНК

5. Смешарики. Пин-код. Сборник по биологии. Наука для детей. Клетки тела. Гены.





Информационные ресурсы для ученика:

1. https://www.youtube.com Галилео. Медиа- Галилео. Внимание Память

Сон Медиа – Галилео. Здоровье – 36,6 Привычки Галилео. Биометрия Что внутри нас?

Галилео. Криминалистика. Биология и ДНК

2. Смешарики. Пин-код. Сборник по биологии. Наука для детей. Клетки тела. Гены.



12


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее