Автоматизация звука [р] в словах и предложениях
Цели: упражняться в правильном произношении звука [р] в слогах, словах и
предложениях;
развивать фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза;
совершенствовать линейно-грамматические категории;
продолжать учиться составлять предложения по опорным словам;
развивать целостное восприятие, мелкую моторику.
Оборудование: настольная игра «Путешествие», игрушки: корабль, крокодил,
рыбка, кенгуру, счетные палочки, карточки с заданиями, мяч.
Ход занятия
Организационный момент.
- Сегодня мы отправляемся на поиски сокровищ, а помогать в поисках будет звук, который слышится в словах «рыба», «матрос», «корабль», «шторм».
- Р-Р-РАртикуляционная гимнастика
Но прежде, чем отправиться в путь, мы должны подготовиться: сделать зарядку для язычка и пальчиков.
1) «Заборчик»
2) «Почистим зубки»
3) «Маляр»
4) «Блинчик» - подкрепляемся
5) «Вкусное варенье»
6) «Лошадка»
7) «Найдем «Грибок»
8) «Поиграем на «Гармошке»
9) «Побарабаним в «Барабан»
А теперь зарядка для пальчиков:
1) сжимание пальцев в кулак и разжимание
2) чередование выгибания и прогиба кистей рук
3) пальчики здороваются
4) сгибание и разгибание пальцев по очереди в кулак под счет прямой и обратный
5) «ножницы»
6) «птички полетели»
Теперь мы готовы к путешествию и можно отправляться в путь на нашем кор-р-рабле.
Наблюдать за нами, чтобы ничего плохого не случилось, будет пилот в самолете.
Для этого мы должны узнать, из какого ангара вылетел самолет.
Ты проведешь карандашом по дорожке, которую оставил самолет и на всем пути будешь произносить звук, который издает мотор самолета: р-р-р-р-р-р-.
Будем отправляться в путь из … (порта). Что такое порт? Это место, откуда отправляются и прибывают из путешествия корабли.
Путь нам преграждает пиратский корабль (какой корабль?) со своим главным пиратом.
Для того, чтобы он нас надолго не задержал, мы должны найти правильные слова, а для этого сделать такое задание:
1) – «Найти слово» и правильно определить место звука [р] в слове (нача-
ло, середина, конец).
– Молодец, ты правильно выполнила задание.
Пират стал добрым и не задерживает нас.
А мы тем временем приплыли на первый остров, который называется «Сочный остров». Здесь, наверное, растет много сочных фруктов.
2) А ещё ездит «Веселый поезд», который возит своих пассажиров.
Нам нужно правильно посадить всех в свои вагоны, а для этого посчитать количество слогов и провести линии от каждого пассажира к своему вагону.
– Молодец, ты все правильно сделала.
И мы плывем дальше. Долгий путь к следующему острову нам преграждает вот этот грозный обитатель (крокодил). Какой он? (грозный).
Чтобы нам от него отбиться, мы должны немножко размяться.
3) Физкульт-минутка.
Как живешь? – Вот так!
Как плывешь? – Вот так!
Как бежишь? – Вот так!
Вдаль глядишь? – Вот так!
Ждешь обед? – Вот так!
Машешь вслед? – Вот так!
Утром спишь? – Вот так!
А шалишь? – Вот так!
4) Крокодил от нас отстал, и мы приплыли на второй остров – «Остров
фантазии». Так давай с тобой пофантазируем.
«Бывает – не бывает»
– Дровами рубят топор.
– Сахар грызет Иру.
– Дорога едет по грузовику.
– Крышка накрыта ведром.
– Забор красит Рому.
5) Плывем дальше. Подплыли к земле изобилия. Посмотри, какая здесь живет красивая рыба. И её наверное много. Давай мы с тобой из палочек выложи такую рыбку.
6) Рыбка уплыла, и мы поплыли дальше, и вот мы на третьем острове.
Как он называется? (Сладкий остров) и его хозяйка – кенгуру. А здесь наверное много всяких сладостей. И чтобы их получить, надо правильно выполнить следующие задание.
«Подбери слова на слоги»
7) Отправляемся к следующему острову и попадаем в опасный водоворот.
Чтобы нам из него выбраться, мы должны правильно назвать слова со звуком [р].
Заменить первый звук на звук [р]
мак- сын-
нога- бок-
кот- сок-
мука- миг-
хобот- пас-
козы- сон-
Игра с мячом.
8) Наконец мы выбрались из водоворота и плывем к последнему острову. Он называется «Остров красоты». Если мы выполним задание на этом острове, то точно найдем сокровища. Мы должны составить красивые предложения с данными словами и картинками про девочку Иру.
9) Ну а теперь осталось совсем чуть-чуть и мы найдем сокровища.
В сухом бассейне спрятан сундучок.
IV. Итог. Какой звук нам сегодня помогал? Понравилось ли тебе путешествие?