Красносулинский район х. Пролетарка
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Пролетарская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директор МБОУ Пролетарской СОШ
Приказ № ____от «___»____2017 г.
_____________Т.И. Башкирова
АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
основное общее образование 6 класс
Учитель Нехаева Т.А.
Рабочая программа по биологии для 6 классА разработана на основе Примерной программы основного общего образования, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии в 5-9 класс автора Г.М. Пальдяева, Москва, издательство «Дрофа», 2015 г.
Оглавление
Пояснительная записка……………………………………………………….3-4 стр.
Содержание предмета «Живой организм» 6 класс………………………......5- 7 стр.
Планируемые результаты освоения предмета «Живой организм» 6 класс»……………………………………………………………………………8-9 стр.
Тематическое планирование 6 класс «Биология. Живой организм»……...10-11 стр.
1.Пояснительная записка.
Адаптированная рабочая программа по биологии 6 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
Биология входит в число естественных наук, изучающих природу, а также пути познания человеком природы. Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе природоохранных мероприятий, мероприятий по поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства.
Основной задачей обучения биологии учащихся отклонениями в умственном развитии является обеспечение прочных и сознательных знаний и умений, необходимых учащимся в повседневной жизни и будущей трудовой деятельности. Адаптированная образовательная программа предусматривает решение основных задач:
создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей обучающихся, в том числе детей с ЗПР;
содействие получению учащимися с ЗПР качественного образования, необходимого для реализации образовательных запросов и дальнейшего профессионального самоопределения;
сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ЗПР на основе совершенствования образовательного процесса;
социальная адаптация детей с ЗПР посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Ожидаемые конечные результаты Адаптированной программы.
Обеспечение базового уровня образования для обучающихся с ЗПР.
Курс «Биология. Живой организм» 6 класс (автора Н.И. Сонин) направлен на изучение основ биологии и является логическим продолжением курса «Введение в биологию» 5 класс (авторы Н.И. Сонин, А.А. Плешаков).
Цель курса: формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе.
В 6 классе обучающиеся получают знания о разнообразии живых организмах, их отличия от неживой природы. В курсе рассматриваются вопросы строения и жизнедеятельности организмов, принадлежность к разным царствам природы, особенности взаимодействия объектов живой и неживой природы. Учащиеся узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицине и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем. Изучение курса «Живой организм» осуществляется на примере живых организмов и экосистем Ростовской области.
Место учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с федеральным базисным планом на изучение биологии в 6 классе отводится по 35 часов в год (1 час в неделю), но согласно учебному плану и расписанию МБОУ Пролетарской СОШ фактически будет дано 34 часа.
2.Содержание предмета «Живой организм» 6 класс
Раздел 1.Строение и свойства живых организмов (12 часов)
Основные свойства живых организмов
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.
Строение растительной и животной клеток.
Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток.
Лабораторная работа№1
Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах).
Ткани растений и животных.
Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных
организмов, их строение и функции.
Лабораторная работа №2 Ткани живых организмов.
Органы и системы органов
Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней. Строение и значение побега. Почка —зачаточный побег. Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия. Плоды, их значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растений. Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения.
Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда.
Лабораторная работа№3 Строение семени
Лабораторная работа №4 Распознавание органов животных.
Раздел 2. Жизнедеятельность организмов (21 час)
Питание и пищеварение.
Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез). Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты. Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.
Демонстрация
Действие слюны на крахмал. Опыты, доказывающие образование крахмала на
свету, поглощение углекислого газа листьями, роль света и воды в жизни растений.
Дыхание.
Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергий. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в дыхании растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.
Демонстрация
Опыты, иллюстрирующие дыхание прорастающих семян; дыхание корней; обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.
Передвижение веществ в организме.
Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение и функции. Гемолимфа. Кровь и ее составные части (плазма, клетки крови).
Демонстрация
Опыт, иллюстрирующий пути передвижения органических веществ по стеблю растения. Микропрепараты
«Строение клеток крови лягушки» и «Строение клеток крови человека».
Лабораторная работа№5 Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.
Выделение.
Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии.
Опорные системы.
Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных.
Демонстрация
Скелеты млекопитающих. Распилы костей. Раковины моллюсков. Коллекции насекомых.
Лабораторная работа №6 Разнообразие опорных систем животных.
Движение.
Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов.
Регуляция процессов жизнедеятельности.
Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности
строения. Рефлекс, инстинкт.
Размножение.
Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.
Демонстрация
Способы размножения растений. Разнообразие и строение соцветий.
Практическая работа. Вегетативное размножение комнатных растений.
Рост и развитие.
Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян.
Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.
Демонстрация
Способы распространения плодов и семян. Прорастание семян.
Практическая работа. Прямое и непрямое развитие насекомых ( на коллекции)
Раздел 3. Организм и среда (2 часа)
Среда обитания.
Влияние факторов неживой природы (температуры, влажности, света) на живые организмы. Взаимосвязи живых организмов.
Демонстрация
Коллекции, иллюстрирующие экологические взаимосвязи живых организмов.
Природные сообщества.
Природное сообщество. Экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания.
Демонстрация
Модели экологических систем, коллекции, иллюстрирующие пищевые цепи и сети.
Планируемые результаты освоения предмета
«Живой организм» 6 класс
Предметные результаты обучения
ученик получит возможность научиться
- объяснять: взаимосвязи организмов с окружающей средой, необходимость защиты окружающей среды, взаимосвязи человека и окружающей среды, роль биологии в формировании современной естественно- научной картины мира.
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты; описывать и объяснять результаты опытов;
- наблюдать за ростом и развитием растений и животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных;
- выявлять: приспособление организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
сравнивать: биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды, влияние человека;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки биологических объектов; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности: - соблюдать правила поведения в окружающей среде, выращивать и размножать культурные растения.
Метапредметные результаты:
- овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
- освоение приемов исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
- формирование приемов работы с информацией, что включает в себя умения: поиск и отбор источников информации в соответствии с учебной задачей или реальной жизненной ситуацией; систематизация информации; понимание информации, представленной в различной знаковой форме - в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.;
- развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Личностные результаты:
- развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами естественных наук;
- воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости защиты окружающей среды, стремления к здоровому образу жизни;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, мотивации к изучению в дальнейшем различных естественных наук.
Тематическое планирование 6 класс «Биология. Живой организм»
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Кол-во часов | Дата | |
Раздел 1. Строение и свойства живых организмов 12 часов | ||||
1.1. | Основные свойства живых организмов Урок-знакомство | 1 | 04.09 | |
2.2. | Строение растительной и животной клеток Комбинированный ОБЖ | 1 | 11.09. | |
3.3. | Строение клетки ЛР№1 Строение клеток живых организмов Урок-исследование | 1 | 18.09 | |
4.4. | Ткани растений Комбинированный | 1 | 25.09. | |
5.5. | Ткани животных Л.Р.№2 Ткани живых организмов Урок-исследование | 1 | 02.10 | |
6.6.- 7.7 8.8. 9.9. | Органы и системы цветковых растений Л.Р №3 «Строение корневых систем» Л.Р.№4 «Строение семян» Комбинированный ОБЖ | 4 | 09.10. 16.10 23.10. 13.11. | |
10.10 11.11. | Органы и системы органов животных Л.Р.№5 Распознавание органов животных Комбинированный | 1 | 20.11 27.11 | |
12.12 | Контрольная работа №1 Растения и животные как целостный организм Урок контроля | 1 | 04.12 | |
Раздел 2. Жизнедеятельность организма 21 часа | ||||
13.1. | Особенности питания растений Урок изучение нового материала | 1 | 11.12 | |
14.2. 15.3. | Особенности питания животных Урок изучение нового материала ОБЖ | 2 | 18.12 25.12 | |
16.4
| Дыхание Урок изучение нового материала | 1 | 15.01
| |
17.6. 18.7.
| Транспорт веществ в организме Л.Р.№6 Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю Комбинированный | 2 | 22.01 29.01.
| |
19.8.
| Выделение Комбинированный | 1 | 05.02
| |
20.9. | Обмен веществ и энергии Урок изучение нового материала | 1 | 12.02 | |
21.10
| Опорные системы Л.Р.№7 Разнообразие опорных систем животных Комбинированный | 1 | 19.02.
| |
22.11. 23.12. | Движение Комбинированный | 2 | 26.02 05.03 | |
24.13.-25.15. | Координация и регуляция Комбинированный | 3 | 12.03 19.03
| |
26.16. | Бесполое размножение П.Р. Вегетативное размножение комнатных растений Комбинированный | 1 | 02.04
| |
27.17. | Половое размножение животных Комбинированный | 1 | 09.04 | |
28.18. | Половое размножение растений Комбинированный | 1 | 16.04 | |
29.19. | Рост и развитие растений Комбинированный | 1 | 23.04 | |
30.20. | Рост и развитие животных П.Р. Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекциях) Комбинированный | 1 | 28.04 | |
31.21. | Контрольная работа №2 «Жизнедеятельность организмов» Урок контроля |
| 07.05 | |
Раздел 3. Организм и среда 3 часа. | ||||
32.1. | Среда обитания. Комбинированный ОБЖ | 1 | 14.05 | |
33.2.
| Экологические факторы Комбинированный | 1 | 21.05.
| |
34.3 | Природные сообщества Комбинированный ОБЖ | 1 | 28.05 | |
| Итого | 34 |
|
Протокол заседания методического совета Заместитель директора по УВР МБОУ Пролетарской СОШ ________ С.А.Половинкина от _________2017г. № __ «____» __________2017г
________________ С.А.Половинкина
13