«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Адаптированная программа.

Индивидуальная адаптированная рабочая программа по технологии составлена с учетом индивидуальных особенностей детей с РАС (расстройства аутистического спектра). А также с согласия родителей (законных представителей) на основании их заявления, рекомендаций ПМПК и на основании следующих нормативно-правовых документов:

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Индивидуальная адаптированная рабочая программа по технологии составлена с учетом индивидуальных особенностей детей с РАС (расстройства аутистического спектра) . А также с согласия родителей (законных представителей) на основании их заявления, рекомендаций ПМПК и на основании следующих нормативно-правовых документов:

Федеральный закон  «Об образовании в Российской Федерации» от  29.12.2012г. №273-ФЗ.

Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35847).

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ № 4 на 2019 – 2020 учебный год;

Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 г. N 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии"

Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. N ВК-452/07 "О введении ФГОС ОВЗ"

Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Общая характеристика учебного предмета

Трудовое обучение в начальных классах – органическая составная часть единой системы обучения. Воспитания и развития учащихся.

Особенность данной линии состоит в ориентации на понимание детьми постепенного освоения человеком природы, частью которой он является. Ребенок должен осознать, что все вокруг создано природой и человеком, и через это понимание осваивать трудовые навыки.

Учащиеся знакомятся с земным, водным, воздушным и информационным пространствами во всех четырёх классах, но в каждом присутствует своя специфика:

3—4-й классы — закрепление полученных навыков, углубление знаний в области трудовой деятельности людей, ориентированной на современность и будущее.

В ходе работы с текстами учебника и выполнения практических работ ученики узнают о том, как жили и работали люди в разные времена, как они строили дома и различные хозяйственные постройки, как и из каких материалов изготавливали одежду, посуду и орудия труда, как организовывали жизнь детей, какие игрушки, куклы мастерили для них. Изучение изделий домашнего и сельского ремесла поможет детям понять, как много мудрости в устройстве простых бытовых вещей, как точно найдены и отработаны способы обработки разных природных материалов (древесины, льна, металла и др.), как совершенно мастерство народных умельцев.

Выполнение предлагаемых авторами изделий и макетов позволит учащимся узнать, что в основе современных технологий лежат старые, проверенные временем способы создания предметного мира. Технологические операции, которые осваивают

учащиеся: разметка (на глаз, сгибание, по шаблону, по линейке, с помощью копировальной бумаги); раскрой (бумага, ткань — разрезание ножницами по прямой линии разметки, бумага — разрывание пальцами); сборка (на клею, пластилине, конструктор); украшение (аппликация из ткани и бумажных деталей, роспись красками, использование природного материала); лепка (пальцами, рельефные работы).

Учебник разделен на пять основных частей, каждая из которых для удобства ориентирования имеет свой цвет:

«Давай познакомимся!» — желтый;

«Человек и земля» — зеленый;

«Человек и вода» — синий;

«Человек и воздух» — голубой;

«Человек и информация» — розовый.

В каждой части материал рассматривается с трёх сторон: материя, энергия, движение. Все темы уроков разбиты на рубрики:

- название темы урока;

- краткая вводная беседа;

- основной материал, который включает упражнения, технологические задания, практические работы, обобщения и выводы, сопровождается значками «Читаем вместе со взрослыми», «Учимся новому, делаем сами»; «Проводим опыт, наблюдаем, делаем вывод», «Работа с тетрадью»;

- информация к размышлению, сопровождается значком «Ищем информацию» (ссылки на дополнительные информационные ресурсы);

- итоговый контроль, сопровождается значком «Проверяем себя» (вопросы на закрепление материала, тестовые задания).

 Ведущая идея курса «Технология» для 3 класса — системная, комплексная работа над проектом. Планирование изготовления изделия рассматривается уже как этап проектной деятельности. Технологическая карта становится частью проекта. Вводится понятие стоимости исходных материалов, необходимых для изготовления изделия.

 В 3 классе учащиеся знакомятся с технологиями, материалами, инструментами, профессиями, которые они могут встретить в городе. Изучают свойства материалов, способы выполнения чертежа, приёмы технического моделирования и конструирования. Окружающая среда в данном курсе рассматривается как способ получения информации.

 Учащиеся на практическом уровне осваивают правила безопасной работы различными инструментами; знакомятся с понятием «универсальность инструмента»; изучают правила работы новыми инструментами: острогубцы, плоскогубцы, крючок; закрепляют навыки работы ножом, ножницами, иглами и другими инструментами; учатся выбирать необходимый инструмент в зависимости от используемого материала; осваивают приёмы работы с угольником.

 Основы культуры труда в 3 классе прививаются в процессе формирования умения самостоятельно применять в новых условиях полученные знания и приобретённые навыки, следовать правилам технолога

 Проектная деятельность учащихся в 3 классе осуществляется на основе технологической карты как средства реализации проекта. Выполнение изделия в рамках проекта по заданному алгоритму происходит под руководством учителя. Учащиеся находят общие закономерности в выполнении изделий из различных материалов и самостоятельно составляют алгоритмы выполнения работы над изделиями с опорой на эскиз и технический рисунок. Школьники осмысливают понятие стоимости изделия и его значение в практической и производственной деятельности.

 В работе над проектом деятельность учителя направлена на создание практической ситуации, в которой ученик будет выполнять работу над проектом, на создание условий для успешной реализации проекта. Важно отработать навыки составления плана изготовления изделия, приобретённые в 1 и 2 классах; научить оценивать работу по разным критериям, проводить презентацию проекта; обеспечить взаимодействие учащихся между собой и с учителем, развивать коммуникативные навыки школьников.

 Деятельность ученика при этом направлена на закрепление умений ставить цель, определять задачи, соотносить поставленную цель и условия её достижения; планировать действия в соответствии с собственными возможностями; использовать предметные знания для реализации цели. Школьники учатся различать виды ответственности внутри своей учебной работы, оформлять результаты проекта и проводить его презентацию.

Место предмета в учебном плане

Согласно учебному плану общеобразовательных учреждений РФ на предмет технология в 3 классе выделяется 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели). 

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

     Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.

Технология по своей сути является комплексным и интегративным учебным предметом. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.

Математика - моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами.

Изобразительное искусство - использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.

Окружающий мир - рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера, природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания; изучение этнокультурных традиций.

Родной язык - развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их об работки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).

Литературное чтение - работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.

Продуктивная проектная деятельность создаёт основу для развития личности младшего школьника, предоставляет уникальные возможности для его духовно-нравственного развития. В программе «Технология» предусмотрены материалы о гармоничной среде обитания человека, что позволяет формировать у детей устойчивые представления о жизни в гармонии с окружающим миром. Знакомство с народными ремёслами и народными культурными традициями, активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствуют воспитанию духовности.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «технология»

Личностными результатами изучения технологии является воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок: внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость, доброжелательность, общительность, эмпатия, самостоятельность, самоуважение, ответственность, уважительное отношение к культуре всех народов, толерантность, трудолюбие, уважительное отношение к своему и чужому труду и его результатам, самооценка, учебная и социальная мотивация.

Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (умение принять учебную задачу или ситуацию, выделить проблему, составить план действий и применять его для решения практической задачи, осуществлять информационный поиск и делать необходимую корректировку в ходе практической реализации, выполнять самооценку результата), развитие логических операций (сравнения, анализа, синтеза, классификации, обобщения, установления аналогий, подведение под понятия, умение выделять известное и неизвестное), развитие коммуникативных качеств (речевая деятельность и навыки сотрудничества).

Предметными результатами  изучения технологии является получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии; усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека; приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности; использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач; приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации; приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

Личностные результаты

Создание условий для формирования следующих умений:

отзывчиво относиться и проявлять готовность оказать посильную помощь одноклассникам;

проявлять интерес к историческим традициям своего края и России;

испытывать потребность в самореализации в доступной декоративно-прикладной деятельности, простейшем техническом моделировании;

принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним;

опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Уметь:

формулировать цель урока после предварительного обсуждения;

выявлять и формулировать учебную проблему;

анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное;

самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);

коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;

осуществлять текущий контроль точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;

выполнять текущий контроль (точность изготовления деталей и аккуратность всей работы) и оценку выполненной работы по предложенным учителем критериям.

Познавательные УУД

с помощью учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертеж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, сети Интернет;

открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;

преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).

Коммуникативные УУД

учиться высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать;

лушать других, пытаться принимать другую точку зрения;

уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);

уважительно относиться к позиции других, пытаться договариваться.

Предметные результаты

1.Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание

Знать:

о характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства;

о профессиях мастеров прикладного искусства (в рамках изученного).

Уметь:

узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по описанию изученные и распространенные в крае ремесла;

соблюдать правила безопасного пользования домашними электроприборами (светильниками, звонками, теле- и радиоаппаратурой).

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.

Знать:

названия и свойства наиболее распространенных искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани);

последовательность чтения и выполнения разметки разверток с помощью контрольно-измерительных инструментов;

основные линии чертежа (осевая и центровая);

правила безопасной работы канцелярским ножом;

косую строчку, ее варианты, их назначение;

названия нескольких видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся).

Иметь представление:

о композиции декоративно-прикладного характера на плоскости и в объеме,

о традициях декоративно-прикладного искусства в создании изделий.

Уметь частично самостоятельно:

читать простейший чертеж (эскиз) разверток;

выполнять разметку разверток с помощью чертежных инструментов;

подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приемы изготовления изделий;

выполнять рицовку;

оформлять изделия и соединять детали косой строчкой и ее вариантами;

находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из сети Интернет),

решать доступные технологические задачи.

3. Конструирование и моделирование

Знать:

простейшие способы достижения прочности конструкций.

Уметь:

конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным техническим, технологическим и декоративно-художественным условиям;

изменять конструкцию изделия по заданным условиям;

выбирать способ соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции.

4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)

Знать:

названия и назначение основных устройств персонального компьютера для ввода, вывода и обработки информации, основные правила безопасной работы на компьютере;

иметь общее представление о назначении клавиатуры, пользовании компьютерной мышью.

Уметь с помощью учителя:

включать и выключать компьютер;

пользоваться клавиатурой (в рамках необходимого для выполнения предъявляемого задания);

выполнять простейшие операции с готовыми файлами и папками (открывать, читать);

работать с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (CD): активировать диск, читать информацию, выполнять предложенные задания.

Содержание учебного предмета технология

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (14 ч.)

Непрерывность процесса деятельностного освоения мира человеком и создания культуры. Материальные и духовные потребности человека как движущие силы прогресса. Отражение жизненной потребности, практичности, конструктивных и технологических особенностей, национально-культурной специфики в жилище, его обустройстве, убранстве, быте и одежде людей. Ключевые технические изобретения от Средневековья до начала XX в. Использование человеком энергии сил природы (воды, ветра, огня) для повышения производительности труда. использование человеком силы пара, электрической энергии для решения жизненно важных проблем в разные исторические периоды. Зарождение наук. Взаимовлияние наук и технических изобретений в процессе развития человечества.

Энергия природных стихий: ветра, воды (пара). Электричество, простейшая электрическая цепь и её компоненты. Простейшая схема электрической цепи с различными потребителями (лампочкой, звонком, электродвигателем).

Гармония предметов и окружающей среды – соответствие предмета (изделия) обстановке.

Элементарная проектная деятельность (обсуждение предложенного замысла, поиск доступных средств выразительности, выполнение и защита проекта). результат проектной деятельности: изделия, подарки малышам и взрослым, пожилым (социальный проект), макеты.

Распределение ролей в проектной группе и их исполнение.

Самоконтроль качества выполненной работы (соответствие результата работы художественному или техническому замыслу).

Самообслуживание – правила безопасного пользования бытовыми электрическими приборами, электричеством.

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (10 ч.)

Некоторые виды искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани, мех и др.), их получение, применение.

Разметка развёрток с опорой на простейший чертёж. Линии чертежа (осевая, центровая). Преобразование развёрток несложных форм (достраивание элементов).

Выбор способа соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции. Выполнение рицовки с помощью канцелярского ножа. Приёмы безопасной работы им. Соединение деталей косой строчкой. Отделка (изделия и деталей) косой строчкой и её вариантами (крестиком, росписью, стебельчатой строчкой и др.), кружевами, тесьмой, бусинами и т.д.

Конструирование и моделирование (5 ч.)

Полезность, прочность и эстетичность как общие требования к различным конструкциям. Связь назначения изделия и его конструктивных особенностей: формы, способов соединения, соединительных материалов. Простейшие способы достижения прочности конструкций (соединение деталей внахлёст, с помощью крепёжных деталей, щелевого замка, различными видами клея, сшиванием и др.).  Использование принципов действия представителей животного мира для решения инженерных задач (бионика).

Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданным декоративно-художественным условиям.

Техника как часть технологического процесса, технологические машины. Общий принцип работы ветряных и водяных мельниц. Паровой двигатель.

Использование информационных технологий (практика работы на компьютере) (5 ч.)

Информационная среда, основные источники (органы восприятия) информации, получаемой человеком. Сохранение и передача информации. Источники информации, используемые человеком в быту: телевидение, радио, печатные издания, персональный компьютер и др.

Современный информационный мир. Персональный компьютер (ПК) и его назначение. Правила безопасного пользования ПК. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации. Работа с доступными источниками информации (книги, музеи, беседы с мастерами (мастер-классы), сеть Интернет, видео, DVD).

Календарно-тематическое планирование

уроков технологии в 3 классе

по УМК «Школа России», Издательство «Просвещение»


урока

Дата проведения

Название раздела

Тема урока

Примечание

план

факт

1

2.09


Вводный урок

Как работать с учебником. Путешествие по городу.


2

9.09


Человек и земля

Архитектура Изделие « Дом»


3

16.09



Городские постройки

Изделие «Телебашня


4

23.09



Парк Изделие « Городской парк»


5

30.09



Стандартизированная работа.


6

7.10



Проект «Детская площадка»

Изделия: качалка, песочница, качели, игровой комплекс.


7

14.10



Ателье мод Практическая работа «Коллекция тканей»


8

21.10



Изделие «Украшение платочка монограммой»


9

11.11



Изготовление тканей

Изделие «Гобелен»


10

18.11



Вязание Изделие «Воздушные петли»


11

25.11



Одежда для карнавала

Изделия «Кавалер», «Дама»


12

2.12



Бисероплетение

Изделие «Браслетик»


13

9.12



Кафе.Изделие «Весы»


14

16.12



Фруктовый завтрак


15

23.12



Изделие « Колпачок-цыплёнок»


16

13.01



Бутерброды изделие «Бутерброды»


17

20.01



Изделие «Салфетница»


18

27.01



Магазин подарков

Изделие «Солёное тесто»


19

3.02



Изделие«Золотистая соломка»


20

10.02



Изделие «Упаковка подарков»


21

17.02



Автомастерская

Изделие «Фургон мороженого»


22

2.03



Изделие «Грузовик»

Практическая работа «Человек и земля»


23

16.03


Человек и вода

Изделие «Мост»


24

30.03




Проект «Водный транспорт»

Изделие «Яхта»


25

6.04



Океанариум.

Изделие «Осьминоги и рыбка»


26

13.04



Изделие « Фонтан» Практическая работа «Человек и вода»


27

20.04


Человек и воздух

Зоопарк Изделие «Птицы»

Тест «Условное обозначение техники оригами»


28

27.04



Вертолётная площадка

Изделие «Вертолёт «Муха»


29

4.05



Человек и информации

Воздушный шар


30

11.05




Переплётная мастерская.

Изделие «Переплётные работы»


31

18.05



Почта Изделие «Заполняем бланк»


32

25.05



Стандартизированная работа.


33




Изделие «Кукольный театр»


34




Изделие «Афиша»

Проект « Готовим спектакль»



МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:

1.Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова, Н. В. Шипилова . Методическое пособие к учебнику «Технология». 3 класс, М., Просвещение, 2013

2.Технические средства: планшет, компьютер3.Наглядные пособия (таблицы, плакаты, таблички с терминами).

4.Аудиоматериалы и видеоматериалы: электронное приложение к учебнику «Технология».


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее